"Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном общественном учреждении"
статья по физкультуре по теме

Григорьева Наталья Юрьевна

Статья для публикации по заданной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-publikatsiya.docx14.91 КБ
Файл statya-publikatsiya.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», их классификация

 

  Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие образовательные технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на следующие группы:

 

1. Защитно-профилактические.

 

    К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т.п.

 

2. Компенсаторно-нейтрализующие.

 

     При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействий статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и "минутки покоя", позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение.

 

3. Стимулирующие.

 

   Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки.

 

4. Информационно-обучающие.

 

      Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам. В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.

   Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

Отдельное место занимают еще группа технологий, в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы.

 

5. Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии.

 

   Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

 

Источник: http://93.186.104.20/modules/ped_zd/theme/tom4



Предварительный просмотр:

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии», их классификация

 

  Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики составляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Понятие образовательные технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на следующие группы:

 

1. Защитно-профилактические.

 

    К этой группе относятся приемы, методы, технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; поддержание чистоты и проведение прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки, исключающего наступление состояния переутомления учащихся; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах с целью профилактики травматизма и т.п.

 

2. Компенсаторно-нейтрализующие.

 

     При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным. Это, например, проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющих в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействий статичности уроков, недостаточность физической нагрузки, эмоциональные разрядки и "минутки покоя", позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение.

 

3. Стимулирующие.

 

   Эти приемы, методы, технологии позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Типичные примеры - температурное закаливание, физические нагрузки.

 

4. Информационно-обучающие.

 

      Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о своем здоровье, помогают в воспитании культуры здоровья. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные программы, адресованные учащимся, их родителям и педагогам. В соответствии с традиционным педагогическим подходом могут быть выделены обучающие, развивающие и воспитательные здоровьесберегающие технологии.

По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие.

   Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса и по большей части регламентированы в СанПиНаХ. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными документами. Например, организация в школе фитобара, кабинета физиотерапии, цветовой подсветки в классах, аудиосопровождения уроков, оздоровительно-психологических тренингов для учащихся и учителей и т.п.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

Отдельное место занимают еще группа технологий, в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы.

 

5. Социально адаптирующие и личностно развивающие технологии.

 

   Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

 

Источник: http://93.186.104.20/modules/ped_zd/theme/tom4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Формы реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной организации МКОУ СОШ № 1 г.Россоши Воронежской обл

Формы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной органиации на примере проведения школьной и городской круглогодичной спартакиады школьников. Освещение внеклассной и внешкольной работ...

Установление связей с общественностью (PR-технологии) в общеобразовательном учреждении

В данном педагогическом опыте раскрываются проблемы адаптации и преодоления отчуждённости между субъектами и объектами социальной сферы, представлено, как с помощью PR-технологии можно расширить масшт...

Выступление на педсовете - "Коррекционно-речевая работа и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Коррекционно-речевая работа и здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении...

Использование здоровьесберегающей технологии в общеобразовательной школе на средней и старшей ступенях обучения.

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования

Данный материал содержит педагогические знания по преминению здоровьесберегающих технологий (методики, принципы и средства) в работе на занятиях дополнительного образования....

Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в учреждении дополнительного образования"

Презентация содержит информацию о методиках, принципах и средствах здоровьесберегательных технологий...