Внеурочная деятельность по физкультуре
материал по физкультуре (5 класс) на тему

Сарочка Анжелика Станиславовна

Разработка программ кружка "Оздоровительная деятельность" и факультатива "Корригирующая гимнастика" для использования при планировании внеучебной деятельности по физкультурно-оздоровительной работе в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhokfakultativ.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №18

г. Смоленск 2008 год

        

Цель: общее оздоровление организма

Задачи:

  1. содействие общему укреплению организма посредством выполнения комплексов специальной гимнастики;
  2. профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата;
  3. развитие координационных и кондиционных способностей;
  4. повышение жизненного тонуса организма, положительное воздействие на нервно-психическую сферу, нормализация эмоционального фона;
  5. воспитание волевых качеств личности, ценностных ориентаций на ЗОЖ.

Виды деятельности

1. Базовые движения

- бег и ходьба различными способами

- прыжковые упражнения

- силовые упражнения

- элементы акробатики

- элементы спортивных игр

- подвижные игры

2. Общеразвивающие упражнения

- с предметами:

  • с гимнастической палкой
  • с кубиками
  • с обручем
  • со скакалкой

- с корригирующей направленностью

- с утяжелителем

- с силовой направленностью

- в парах

3. Специальные упражнения

- упражнения на формирование правильной осанки

 - упражнения на укрепление мышц туловища, рук, ног

- упражнения на развитие гибкости

- упражнения на расслабление

- упражнения на развитие координации

- упражнения в равновесии и балансировании

- дыхательная гимнастика

- упражнения на укрепление свода стопы

- упражнения на укрепление мышц брюшного пресса

- упражнения на гимнастической стене

- суставная комбинаторная гимнастика

4. Частные оздоровительные методики

- стрейчинг

- йога

- калланетика

- пилатес

- стэп-аэробика

5. Дополнительные упражнения

- элементы ритмической гимнастики

- танцевальные упражнения

- упражнения по интересам

Литература

  1. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов на Дону: Феникс, 2002
  2. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. -  М.: Просвещение, 2002
  3. Смоловский В.И., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. – М.: Просвещение, 1992
  4. Методическое пособие. Комплексы оздоровительных упражнений для школьников. М.: Чистые пруды, 2006
  5. Практическое пособие. Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления. М.: Аркти, 2006
  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Просвещение, 2002
  7. В.И. Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М.: Вако, 2007
  8. Журнал «Физическое воспитание в школе». Статья «Три урока ФК в школе» 2002,2003

МОУ СОШ №18

для учеников 5,6,7,8 классов

г. Смоленск 2008 год

Пояснительная записка

Общие задачи

Оздоровительная задача – профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Образовательная задача – 1) Освоение двигательных навыков, умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

                                                     2) Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ

Воспитательная задача – формирование физических и морально-волевых качеств личности.

Коррекционная задача – исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Специальные задачи

  • Способствовать навыку правильной осанки посредством выполнения специальных и коррекционных упражнений.
  • Способствовать общему оздоровлению организма посредством специальных упражнений, направленных на профилактику и коррекцию.
  • Способствовать общей физической подготовке посредством выполнения специальных упражнений, направленных на развитие силы мышц отдельных частей тела.
  • Развивать координацию, гибкость, скоростно-силовые двигательные навыки.
  • Развивать внимание, мышление посредством подвижных игр.
  • Формировать морально-волевые качества личности учащихся.
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям ФК и самостоятельным занятиям.

Основные разделы программы

1. Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ

Задача: ознакомление с понятием ЗОЖ; формирование полезных привычек на основе сознательного отношения к своему здоровью.

Определение ЗОЖ, забота о собственном здоровье; что такое осанка, причины нарушения осанки, профилактика нарушений осанки; режим дня, личная гигиена; разучивание комплексов общеразвивающих и корригирующих упражнений; нагрузка, ЧСС, контроль и самоконтроль за состоянием организма; гигиенические правила занятий физическими упражнениями; отказ от вредных привычек.

2. Основные виды движений

Задача: формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта

1) Формирование базовых двигательных навыков

Отработка и совершенствование изучаемых элементов основных разделов программы, т.е. естественные движения, которые жизненно необходимы и являются основой физической культуры.

2) Выполнение специальных упражнений, направленных на развитие силы мышц отдельных частей тела.

  • упражнения на развитие силы мышц ног
  • упражнения на развитие мышц рук и плечевого пояса
  • имитационные и подводящие упражнения
  • строевые упражнения
  • гимнастические построения и перестроения

3) Общеразвивающие упражнения 

  • с предметами
  • с корригирующей направленностью
  • с силовой направленностью
  • по домашнему заданию

3. Развитие физических качеств

1) Координационные способности (ориентирование в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы, упражнения на согласовывание движений различных частей тела, ритм, равновесие, гибкость, упражнения на подвижность суставов)

2) Кондиционные способности (скоростно-силовые двигательные навыки, гибкость, выносливость)

4. Дифференцированная двигательная деятельность

Задача: укрепление и развитие систем и функций организма, физических качеств личности; раскрытие специальных двигательных способностей.

1) Корригирующая гимнастика

  • упражнения на формирование правильной осанки
  • упражнения на укрепление мышц туловища
  • суставная комбинаторная гимнастика
  • упражнения на равновесие и балансирование

2) Специальные упражнения

  • упражнения на укрепление свода стопы
  • формирование навыков рационального дыхания (дыхательная гимнастика)
  • формирование тонких движений пальцев рук (пальчиковая гимнастика)
  • упражнения на расслабление и релаксацию
  • упражнения на развитие гибкости
  • упражнения на развитие координации
  • силовые упражнения

3) Дополнительные упражнения

  • Элементы ритмической гимнастики (задача: культура движений; формирование правильной осанки; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата)
  • Элементы йоги (задача: умение согласовывать движения; умение рационального дыхания; развитие гибкости; умение расслабления)
  • Стрейчинг (задача: развитие гибкости; развитие подвижности суставов; растяжка)
  • Подвижные игры (задача: содействие правильному физическому развитию; воспитание основных физических и морально-волевых качеств личности; развитие внимания и мышления)

5. Самостоятельная деятельность

  1. Составление комплексов упражнений общеразвивающей, специальной и корригирующей направленности
  2. Контроль за состоянием организма, самочувствием при выполнении различных видов физической деятельности
  3. Владение навыками проверки осанки; привитие умения контролировать положение тела в любых ситуациях
  4. Регулирование индивидуальной нагрузки; контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС)
  5. Привитие интереса к сохранению собственного здоровья.

Уровень физического  развития учащихся.

В результате освоения  программы факультативного курса «Корригирующая гимнастика» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры:

ЗНАТЬ:

  • здоровый образ жизни и его составляющие, забота о собственном здоровье;

  • что такое осанка; причины нарушений осанки; профилактика нарушений осанки;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

                                                               Уметь:

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • разрабатывать индивидуальные комплексы корригирующей гимнастики; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • владеть навыком проверки осанки и простейшими приёмами самоконтроля за своим самочувствием;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

                                                  Литература

  1. Коданёва Л.Н., Шуть М.А. Методика физкультурных занятий. М.: Аркти, 2006                              Практическое пособие.
  2. Меньшиков Н.К. Гимнастика с методикой преподавания.

М. Просвещение, 1990

3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания.

 М. Просвещение, 2006

     4.  Л.А. Обухова; Н.А. Лемяскина «30 уроков здоровья»  

Москва «Сфера» 1999

5. Авторская программа Н.С. Никольского для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ

6. Казаков Я.В. Подвижные игры: современный взгляд. СОИУУ г. Смоленска 2001

     7. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. – Ростов на Дону: Феникс, 2002

      8. Смоловский В.И., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. – М.: Просвещение, 1992

     9.Методическое пособие. Комплексы оздоровительных упражнений для школьников. М.: Чистые пруды, 2006

     10. Практическое пособие. Лечебная физкультура и массаж: методики оздоровления. М.: Аркти, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по физкультуре в условиях ФГОС

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь ново...

Рабочая программа для начальных классов (1-4кл.) по внеурочной деятельности "Веселая физкультура"

Рабочая программа для начальных классов (1-4 кл.) по внеурочной деятельности "Веселая физкультура"  Уроки проводится два раза в неделю в игровой форме.  Основные задачи:вызвать у обучаю...

Программа внеурочной деятельности по физкультуре ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ 5 класс

Программа внеурочной деятельности по физкультуре "ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ" 5 класс...

программа по внеурочной деятельности по физкультуре в 5-9 классах

Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"Место кружка в учебном плане Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю.Целью программы является ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по физкультуре.

Предназначена для работы с 5-7 классами по внеурочной деятельности физической культуры....

Программа внеурочной деятельности по физкультуре

Программа внеурочной деятельности по физкультуре...

Программа внеурочной деятельности по физкультуре (ОФП)

Программа внеурочной деятельности по физкультуре (ОФП)...