Универсальсальные средства физического воспитания. Скакалка
статья по физкультуре на тему

Черепанова Анна Леонидовна

В работе представлен материал о возможностях использования скакалки в учебной деятельности, тренировочном процессе и внеклассной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Институт развития образования Кировской области

Обобщение опыта работы по теме

«Универсальные средства физического воспитания. Скакалка»

учителя физкультуры

I  квалификационной категории

МКОУ СОШ с.Пасегово

Черепановой Анны Леонидовны.

Киров 2014г.

Актуальность проблемы.

        В основу своей педагогической деятельности я положила слова В.А. Сухомлинского «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», которые определяют значимость предмета физическая культура в школе, целью которого  является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника. Слагаемыми же физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень развития двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность.

На уроках главной целью является выполнение образовательных стандартов по физической культуре, является создание условий, обеспечивающих развитие основных физических качеств и способностей, формирующих культуру движений, воспитывающих устойчивый интерес и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Для достижения поставленных целей в системе физического воспитания обучающихся  использую всевозможные формы, методы  и средства. Некоторые из них, по ряду значимых причин, можно назвать универсальными.

Одно из универсальных средств физического воспитания – скакалка.

        Во-первых – имеет уже более чем вековую историю применения в физическом воспитании. Ещё древние египтяне и китайцы крутили веревки и канаты из пеньки. Им постоянно приходилось перепрыгивать через них: чтобы они не путались. Дети, понаблюдав за взрослыми, стали прыгать через недлинные куски веревки для забавы. Постепенно игра распространилась по всему миру. В XVIII веке через скакалку стали прыгать мальчики: в то время было не принято, чтобы девочки занимались спортивными играми. Но столетие спустя скакалки стали популярным развлечением и среди девочек. В США и Европе, вместе с модой на здоровый образ жизни, Скипинг приобрел популярность и развивается как вид спорта с 80-х годов уже прошлого века. Спортивные федерации созданы более чем в 30 странах мира. В России же распространение скипинга началось во времена Агнии Барто (в 50-е годы). Конечно, никто тогда, прыгая со скакалкой, не говорил, что он занимается скипингом. Дети просто брали в руки прыгалки

 «Это с нашего двора чемпионы, мастера -  

носят прыгалки в карманах, скачут с самого утра,

Во дворе и на бульваре, в переулке и в саду,

И на каждом тротуаре у прохожих на виду,

И с разбега и на месте,

 И двумя ногами вместе.»

        Во -  вторых         - Скакалка - это простейшая тренировка, доступная каждому в любом месте и в любое время. Это один из лучших, если не самый лучший, метод повышения уровня физической подготовленности, почти не имеющий каких-либо границ или ограничений;

        В – третьих - лучший способ разминки и заминки при силовых тренировках;

 Развивает выносливость, укрепляет сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает прыгучесть, помогает избавиться от жировых запасов, укрепляет мышцы ног, делает фигуру стройной и привлекательной;

         В - четвёртых - скакалка - очень простой инструмент, который не нужно специально осваивать, в упражнениях со скакалкой легко варьировать интенсивность и объём нагрузки;

        Ну и в – пятых – может легко использоваться во внеклассных мероприятиях, носит положительный эмоциональный эффект.

         Нельзя не сказать о влиянии  упражнений со скакалкой на организм занимающегося. Доктор Кеннет Купер, отец современной физиологической науки, утверждает, что десять минут занятий со скакалкой оказывают на сердечнососудистую систему эффект равный эффекту полученному при преодолении на велосипеде 2 км в течение 6 минут, 12 минут плавания, двум сетам тенниса или бегу на одну милю.

        Все перечисленные причины позволяют использовать упражнения со скакалкой на уроках физкультуры при изучении баскетбола, волейбола, футбола, лёгкой атлетики и во время разминки и при решении образовательных задач по теме урока.

        Но прежде чем начинать занятия со скакалкой нужно правильно её подобрать. Правильная длина скакалки определяется так: берёте в руки концы, а на середину становитесь двумя ногами. Скакалку натягиваете вдоль туловища. При этом ручки должны оказаться на уровне подмышек или чуть-чуть ниже. Если скакалка намного длиннее, то вам будет труднее контролировать движения, могут возникнуть проблемы с двойными прыжками. Если коротка – придется все время поджимать ноги.

Чтобы комфортно заниматься со скакалкой нужно:

1. Приобретите хорошую скакалку с умеренно мягким и лёгким жгутом.

 2. Прыгайте в хорошей обуви с нормальной амортизацией в районе подушечек пальцев 

3. Начинайте упражнение в невысоком темпе, чтобы дать мышцам прогреться. Мышечным тканям требуется приток крови для перехода в более эластичное состояние. Лучше всего начать с 3- 5 минутной разминки, затем немного растянуться и только после этого переходить к основной тренировке.

4. Разучивая новое движение, обратите особое внимание на правильное положение кисти рук, туловища и самого жгута. Ручки скакалки должны находиться на уровне талии, вся работа по приведению скакалки в движение ложится только на запястья. Сами руки остаются неподвижными. Во время прыжков чуть-чуть отведите руки от туловища. Жгут должен проходить в 6-10 см над головой и должен быть достаточно длинным, чтобы свободно проходить под ногами.

5. В первые разы нужно пытаться делать только элементарные упражнения 5 минут в день(простые подскоки, со сменой ног, с боковым смещением).Если устали - смело отдыхайте. Соотношение отдых: работа должны быть примерно 2:1, т.е. на 5 минут работы – 10 минут отдыхаем. Ко второй неделе измените соотношение на 1:1. К третьей неделе  занимающийся должен быть в состоянии пропрыгать 5 минут со скоростью приблизительно 120 об/мин, прыгать надо 3-5 раз в неделю. В свой десятиминутный подход постарайся выполнить 5-10 разных упражнений, при надобности – отдыхай между ними. Другой вариант – вместо остановок просто снижайте  темп.

        Изучив множественный опыт работы со скакалкой, широко использую её в урочной и внеклассной деятельности. При подборе упражнений со скакалкой следует учитывать, наряду с общими принципами, ряд особенностей этих упражнений:

- в первую очередь их высокую интенсивность (особенно прыжки),

-кроме того, упражнения со скакалкой требуют хорошей реакции, пространственной ориентировки и быстроты, и поэтому весьма утомительны. В связи с этим упражнения следует тщательно дозировать (прыжки - ходьба - упражнения на расслабления),

-также перед выполнением упражнений со скакалкой следует несколько упражнений для разминки ног.

В упражнениях со скакалкой можно условно выделить следующие группы упражнений:

махи и круги,

прыжки,

переводы,

Различают упражнения с короткой и длинной скакалкой. Короткая представляет собой резиновый шнур длиной 2-3 метра, длинная- 4-5 метров и диаметром до 1см. Упражнения с длинной скакалкой наряду с вышеперечисленными качествами развивают реакцию, воспитывают чувство ритма и темпа.

        Примерами использования упражнений со скакалкой на уроках физкультуры могу представить следующие:

1. Общеразвивающие упражнения:

Комплекс упражнений со скакалкой для плечевых суставов

Приведенные ниже упражнения помогут поддерживать хорошую подвижность в плечевых суставах. Они могут стать и лечебным средством при отложении солей. Упражнения выполняются в положении стоя.

  1. Держите скакалку, сложив ее вдвое, сзади. Поднимите руки вверх, слегка растягивая скакалку. Повторите 6-8 раз.
  2. Сложите скакалку вдвое, возьмите ее руками по возможности уже и, подняв руки вверх, пронесите их прямыми назад, а затем вернитесь в исходное положение.
  3. Поднимите вверх прямые руки со скакалкой, сложенной вчетверо. Опустите в сторону левую руку и сильно потяните за голову правую. То же в другую сторону. Повторите по 4-6 раз.
  4. Скакалку, сложенную вчетверо, держите сзади: правая согнутая рука находится над правым плечом, а левая за спиной. Разгибая левую руку, сильно потяните несколько раз правую вниз, за спину. То же, поменяв положение рук. Повторите по 3--4 раза.

Комплекс упражнений со скакалкой для поддержки подвижности в тазобедренных суставах

Используя упражнения со скакалкой, можно поддерживать и подвижность в тазобедренных суставах. Выполняя эти упражнения, старайтесь не касаться ногой скакалки, держите ее натянутой.

1. Присядьте, положив руки со сложенной вчетверо скакалкой перед собой, на пол. Переступите через скакалку сначала одной ногой, затем другой. Вернитесь в исходное положение.

2.Стоя, держите сложенную вчетверо скакалку перед собой. Сгибая ногу, пронесите ее вперед над скакалкой, а затем назад. То же другой ногой.

3.Лежа на спине, держите в поднятых руках скакалку, сложенную вчетверо. Сгибая ноги, пронесите их под скакалкой, затем вернитесь в исходное положение.

4.То же, но поочередно одной и другой ногой. Приведенные упражнения повторяйте по 3--4 раза каждой ногой.

Комплекс упражнений со скакалкой для укрепления мышц рук, плечевого пояса и спины

С помощью скакалки можно укрепить мышцы рук, плечевого пояса и спины.

1.Сложенную вчетверо скакалку держите согнутыми руками за головой. По очереди разгибайте то одну, то другую руку, напрягая трицепсы. Повторите по 5-6 раз каждой рукой.

2.Серединой скакалки, сложенной вдвое, зацепите за дверную ручку или крючок на уровне груди. Возьмите рукой оба конца скакалки. Прижав локоть к туловищу, сгибайте руку, тренируя бицепсы. Повторите каждой рукой по 6--8 раз.

3. Держите сложенную вчетверо скакалку впереди вертикально (правая рука вверху, левая внизу). Плавно растягивайте скакалку, укрепляя правую дельтовидную и левые грудные мышцы. Повторите 8--10 раз, затем поменяйте положение рук.

4.Держите сложенную вчетверо скакалку впереди горизонтально. Плавно растягивайте ее в стороны, напрягая мышцы спины. Повторите 8-10 раз.

 Прыжковые упражнения:

1.Высокий таз. Чередование прыжков с правой ноги на левую, колени поднимаются до пояса.

2.Ноги в стороны. Чередование прыжков когда ноги вместе, с прыжками с разведенными в стороны на ширину плеч ногами.

3.Ножницы. Прыжки, при которых, разводятся ноги не в стороны, а по линии вперед-назад.

4.Горнолыжник. Прыжки "ноги вместе". Во время прыжков прыгают в стороны, верхняя часть тела остается вертикальной.

5.Колокол. Прыжки "ноги вместе" вперед-назад.

6.Полуразвороты. Прыжки ноги вместе, при этом поворачивают только колени, все выше пояса остается в исходном положении. Ноги вперед - вправо - вперед - влево.

7.Полные развороты. Как и в предыдущем упражнении, но нет серединного прыжка (колени вперед): развороты вправо-влево, вправо-влево.

8. Скрещивание ног в букву X. Чередование прыжков "ноги в стороны-ноги скрещены, ноги в стороны-ноги скрещены".

9. Растасовка вперед. Прыжок ноги вместе, потом выбрасывают в прыжке вперед выпрямленную в колене ногу, чередуя ноги. Типичные боксерские прыжки со скакалкой.

10. Растасовка назад. Прыжки со сгибанием ноги назад в колене, чередуются ноги.

11. Казачок. Начинают с прыжка ноги вместе, потом танцевальное движение, касаясь пяткой впереди, потом носком сзади, потом то же, но пяткой и носком другой ноги.

12. Прыжки, вращая скакалкой назад. Ноги вместе. Плечи сильно опущены.

13.Скрещивание рук. Скрещивание занимает один прыжок, и разведение рук занимает один прыжок. Прыжки ноги вместе. Руки выше пояса не поднимаются.

14. Махи скакалкой в стороны. Скакалка в обеих руках. Руки на уровне пояса. Рукоятки параллельны полу. Во время прыжков не прыгают "внутри" арки скакалки, а вращают ею снаружи и сбоку: справа - слева, справа-слева, рядом с телом.

15. В стороны - внутри. Чередование махов скакалкой в стороны с одним прыжком ноги вместе внутри скакалки, открывая руки в стороны.

        Также упражнения со скакалкой можно использовать как контрольные для определения уровня  выносливости, как общей (прыжки в темпе 120 в мин на возможно большее количество повторений), так и скоростной (частота прыжков за определённый промежуток времени 10, 30, 60 секунд).

В дополнительном физкультурно-спортивном образовании разработала и реализую программу спортивной секций «Спортивные игры (баскетбол, волейбол). Девушки». Работа в этом направлении  создаёт неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий и мн.др.) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей воспитанников.  В тренировочном процессе, учитывая особенности гендерного подхода, также широко использую скакалку и в качестве инструмента ОФП и развивая специальные качества юных спортсменок. Определяя цели и задачи тренировочного процесса, всегда помню, что работаю с девушками, поэтому решила, что скакалка – это именно то средство, которое поможет мне деликатно и с положительным эмоциональным фоном  решить задачи по развитию как общих, так и специальных физических качеств, а также совершенствовать функциональные возможности сердечнососудистой и дыхательных систем занимающихся. Использование этого простого спортивного инвентаря позволяет экономить время в подготовительной части тренировочного занятия за счет возможности использования фронтальной формы организации обучающихся.

        Высокая вариативность прыжковых упражнений со скакалкой, делает скакалку не только отличным средством развития физических качеств, но и имеет эффективный воспитывающий характер: воспитывает настойчивость, целеустремлённость, стремление к победе, честность, ответственность, игровой азарт, содействует развитию психических свойств: вниманию, мышлению, формирует стойкие двигательные навыки, содействует пониманию партнёра.

Во внеклассной деятельности по предмету, пропагандирую физическую культуру и спорт через организацию соревнований школьной спартакиады, дней здоровья, спортивных праздников.

        Игры и эстафеты со скакалкой  использую как на уроках физкультуры, так и при проведении внеклассных мероприятий..

Например:

1. Выручалочки
Описание игры:
Для начала выбирают двух детей, которые будут крутить скакалку. Остальные должны через нее прыгать. Дети по очереди подходят к крутящейся скакалке  и, выбрав подходящий момент, впрыгивают, сначала по одному разу, затем по два, три и тд. Если кто-то ошибается, то он встает крутить скакалку вместо ведущего. Тот, кто остается последним, становится «выручалочкой» - он может спасти ошибившегося игрока, выполнив прыжки за него.
Правила:
Тот, кто ошибся, крутит скакалку вместо ведущего
Игрок, оставшийся последним, может спасти ошибившегося игрока, выполнив прыжки за него
2. Зеркало
Выбирается один ведущий, за которым все остальные должны повторять прыжки.  Ведущий должен менять прыжки через каждые 10 (на одной или двух ногах, скрещивая руки, 2 прыжка за один оборот скакалки).
3. Прыжки на скакалке вдвоем
Нужно взяться за руки, концы скакалки в свободных руках. А теперь, наловчившись можно прыгать вдвоем, устроив гонку или соревнование

4. Часы
Описание игры
Участники игры хором произносят: «Тик-так, тик-так», а двое выбранных игроков в том же ритме вертят скакалку, остальные выстраиваются в очередь. Первый игрок прыгает через скакалку один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д. Сбившиеся меняются с одним из тех, кто держит скакалку.
Если игрок собьется при прыжках или ошибется в счете - он меняется с одним из тех, кто держит скакалку.
Правила игры
1.Первый игрок прыгает один раз и встает в конец очереди, второй - два и т.д.
2.Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете - меняется с одним из игроков, крутящих скакалку
5. Удочка
Описание игры:
Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
Правила игры
1.Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
2.Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
3.Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
6. Самый гибкий
Описание игры:
Между двумя любыми объектами (столбами) ведущий натягивает скакалку на уровне груди игроков. Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задевая её.
Каждый раз, когда игроки проходят под верёвкой, она опускается немного ниже. Участник, задевший веревку, выбывает из игры.
Правила игры
1.Игроки должны пройти под веревкой, выгибаясь назад, не задев её.
2.Веревка опускается на ниже каждый раз, когда участники проходят под ней.
3.Задевший веревку выбывает из игры.
4.Выигрывает тот, кто остался последним.
7. Имена
Дети по очереди прыгают через короткую или длинную скакалку одновременно, начиная с первого прыжка говоря:
«Я знаю имена мальчиков: Коля, Витя, Ваня, Гриша … ит. д.»
Или: «Я знаю имена девочек: Люда, Валя, Зина и т. д.».
Побеждает ребенок, назвавший больше имен без повторений.
8. Кто больше?
Дети по очереди прыгают через короткую скакалку, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. Кроме количества прыжков, воспитатель оценивает качество прыжков.

9. Кто дальше?
На игровой площадке проводится линия. По первому сигналу воспитателя дети начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.

В программу школьной спартакиады включены соревнования по скиппингу.

 Положение

о проведении  соревнований по скиппингу

(прыжки через скакалку).

1. Цели и задачи соревнований.

          - соревнования проводятся с целью популяризации занятий скипингом ;

          - укрепления здоровья у учащихся;

          - воспитания устойчивого интереса у учащихся к занятиям спортом;

           - совершенствование секционной спортивно-массовой работы  в

             школе.

2. Время и место проведения.

           Соревнования проводятся  в спортивном зале 5- 6 декабря.

           5 декабря соревнования по скиппингу  в 1-2. 3-4 классах

           

  • Классические: вперед, назад на двух ногах;
  • Парами на двух ногах;
  • Командой на двух ногах ( скакалку вращают судьи)

          6 декабря соревнования по скиппингу в 5-11 классах.

  • Классические:  вперед на двух ногах на большее количество раз (до первой ошибки)
  • Классические скоростные (за 1 мин)
  • Фигурные: руки скрестно, руки врозь (на максимальное количество повторений).
  • Парные -  скакалку вращает один участник.
  • Командные (прыгает вся команда, скакалку вращают судьи)

3. Участники соревнований, условия проведения.

Соревнования  лично-командные. В соревнованиях принимают участие все желающие учащиеся 2 -11 классов. Состав команды от класса 2 мальчика +2 девочки.

4. Руководство соревнованиями.

Общее руководство соревнований осуществляют Совет физкультуры, классные руководители, учителя физической культуры, администрация школы.

5. Определение победителей

В личном зачёте – по наименьшей сумме мест в классических и фигурных прыжках

В командном зачёте – по наименьшей сумме мест двух пар от класса (мальчик, девочка) и результату командного прыжка.

6. Награждение.

Команды, занявшие 1, 2,  и 3 места, награждаются дипломами соответствующих степеней. Победители в личном  и командном зачете награждаются грамотами соответствующих степеней.

          Для разнообразия соревновательной программы  в старших классах использую показательные выступления по Дабл-Дач (прыжки через две длинные скакалки) провожу по двум программам: индивидуальной и командной.

Индивидуальная программа (выполняемая с одной обычной скакалкой) предназначена для личных соревнований на скорость: кто совершит больше прыжков за 2 минуты.

В командных соревнованиях (с двумя скакалками, вращающимися навстречу друг другу) выполняют две программы: обязательную и произвольную. Соревнуются команды одиночные (из 3-х девочек, одна из них прыгает, по очереди) и двойные (для 4-х человек, прыжки выполняют двое одновременно, синхронно).

Обязательная программа единая, но для ее выполнения одиночной команде отводится 30 секунд, а двойной - 40 секунд. За это время надо после сигнала к началу выполнения упражнения вбежать под вращающуюся скакалку, сделать 2 поворота направо, прыгая на правой, 2 поворота налево, прыгая на левой ноге, выполнить 2 прыжка в положении ноги скрестно правая впереди, 2 прыжка в положении ноги скрестно левая впереди, 10 беговых шагов на месте, поднимая колено маховой ноги не ниже уровня тазобедренного сустава, успеть своевременно выбежать из-под скакалок. Угол входа в скакалки и выхода из них для всех участников равный (примерно 45о).

Произвольная программа предусматривает осуществление в течение 60 секунд, любой композиции с обязательным выполнением 3-5 сложных прыжков, поворотов. 

ПРАВИЛА:

При выполнении прыжков запрещается:

- касаться веревки при вбегании и выбегании, в прыжках

- наклонять голову и туловище,

- изменять положение рук (их надо держать на уровне груди, локти вниз),

- отходить от середины вращающихся скакалок (если это произошло надо восстановить положение в течение 3 секунд, тогда ошибка не засчитывается).

Участницы, которые вращают скакалки, должны соблюдать следующие правила:

- до сигнала к началу упражнения стоять прямо, скакалки лежат на полу,

- при вращении веревок движения рук должны быть ограниченными, нельзя ими “подыгрывать”,

-если веревка остановилась или задержала прыгающего, надо исправить положение не более чем за 5 секунд. Нарушение этого условия считается ошибкой,

- если скакалки брошены, засчитывается ошибка,

- если выскочили из рук, надо быстро поднять их и продолжить соревнования,

- если по условиям соревнований прыжки выполняют через одну веревку (скакалку, нельзя крутить ее двумя руками),

- скакалки при вращении не должны соприкасаться,

Длина скакалок для одиночных команд не менее 3 метров, для двойных команд - 4 метра. Эти выступления «подогревают» интерес участников и мотивируют на дополнительные занятия со скакалкой с целью совершенствования своего мастерства.

           Широко использую игры и эстафеты со скакалкой при проведении спортивных праздников и соревнований с родителями, что позволяет ещё сильнее популяризировать скакалку как эффективное и доступное средство физического воспитания.

       Об эффективности использования скакалки на уроках физкультуры и во внеклассной деятельности могу считать:

- желание учащихся самостоятельно изучить вопрос о  влиянии упражнений со скакалкой на физиологические возможности организма и на формирование телосложения,

- повышение интереса к  упражнениям со скакалкой,

- вовлечение скакалки в самостоятельные занятия физическими упражнениями, использование игр со скалкой во время активного отдыха;

- повышение уровня физической подготовленности (рекорды школы по классическим прыжкам на двух ногах без учёта времени, до первой ошибки 970 раз, в скоростных прыжках на двух ногах вперёд за 1 мин 178 раз)

- массовость соревнований по скиппингу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания.

Характеристика волейбола как игрового вида спорта....

Воспитание 21 века средствами физического воспитания

Краткое описание работы учителя физической культуры для  создания благоприятных условий в раскрытии и развитии не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения....

Физические упражнения как основное средство физического воспитания

Определение-Физические упражнения. Содержание физических упражнений. Форма физического упражнения. Техника физического упражнения .Классификация физических упражнений....

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...