Программа курса " Лечебная гимнастика" 2 класс
методическая разработка по физкультуре на тему

Программа курса разработана  для 2 -х классов. Проводится как внеурочная деятельность в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрена  и одобрена на                           Утверждена руководителем

заседании педагогического совета                  образовательного   учреждения  

Протокол №_______                                       ___________/____________/        «_____»____________201__г.                                     «_____»____________201__г.

Программа курса

«Лечебная гимнастика»

для учащихся 2 классов

срок реализации – 1 год

                                                                    Составитель: Гадышева В.В.

                                                                                    учитель физической культуры

        

                                                         2014 г.


Пояснительная записка

Цель: Овладение учащимися основ лечебной  физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

-формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.

-дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.

-формировать потребности и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.

-содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Краткая характеристика

На занятиях по лечебной физической культуре в 2 классах особое внимание уделяют развитию разносторонних способностей, точности воспроизведения и согласования движений в пространственно-временных, силовых параметрах.

Вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости и формируется стереотип правильной осанки. Детей отличает высокая активность и желание заниматься. На занятиях необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и степень заболевания. Используется разноуровневый по сложности материал.

Актуальность работы

Ухудшение экологической обстановки, снижение уровня жизни привело к увеличению хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата за последние 10 лет возросла на 40%;12% взрослого населения нашей страны составляют люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Причем ежегодно отмечается рост патологии костно-мышечной системы среди подростков и детей. В школе организованы коррекционные классы в которых занимаются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К нарушениям опорно – двигательного аппарата относятся: неправильная осанка, неправильное развитие стоп (плоскостопие), искривление позвоночника, нарушение формы ног.

В таких классах введен предмет лечебная физическая культура. На занятиях необходимо создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу для того, чтобы у детей было желание работать над собой.

Новизна программы

В связи с тем, что на занятии охвачено небольшое количество детей 12-15человек, увеличивается моторная плотность занятий и применяется индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы.

Занятия по данной программе проводятся с детьми 8-9 лет в форме урока, ограниченного временем (35׳) в системе целого учебного дня один раз в неделю. Всего 34 часа в год.

Место учебного курса

Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности.

Результаты освоения курса

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:

-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Структура урока

Содержание

Время

Методические указания

Вводная часть

Включает подготовительные, дыхательные упражнения, на точность реакции, концентрацию внимания и умеренное согревание организма.

От 5 до18-

Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями. Напоминать о необходимости сохранения правильной осанки. Вырабатывается свободная походка в сочетании с правильной осанкой.

Основная часть

Проводятся индивидуальные упражнения, воздействующие на поврежденные конечности тела, способствующие укреплению организма. В начале используются упражнения в равновесии, проводится специальный комплекс упражнений на коррекцию осанки, используются упражнения на гимнастической стенке, скамейке и т.д. Обязательно проведение подвижных игр.

25мин.

Рекомендуется выполнять упражнения из и.п. лежа, сидя чтобы максимально разгрузить позвоночник.

Упражнения в комплексе выполняются с фиксацией и удержанием определенных частей тела 5-10секунд. Во время расслабления – выдох.  После подвижных игр обязательны медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя.

Важно научить выполнять упражнение правильно и своевременно расслаблять мышцы.

Заключительная часть

Медленная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Даются конкретные задания для самостоятельных занятий. Подводятся итоги.

5-мин.

Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение прошедшим уроком. Особое внимание обратить на время восстановления детей.

Учащиеся должны знать и уметь:

Теоретические знания: роль физической культуры в жизни человека, знания в области гигиены, сведения о правильной осанке и ее роль для всего организма.

Практические  навыки: должны  принимать и соблюдать правильную осанку, правильно выполнять упражнения из комплексов, правильно выполнять дыхательные упражнения в сочетании с физическим упражнением.

Ожидаемые результаты

  • привитие стойкого интереса к систематическим занятиям физкультурой;
  • развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • приучение к игровой и соревновательной деятельности.
  • повысить уровень развития физических и координационных способностей;
  • коррекция отклонений в физическом развитии;
  • выступление на школьных и городских соревнованиях.

Механизмы отслеживания результатов

На занятиях проводится тестирование детей по физической подготовленности; в начале и конце года, результаты заносятся в таблицу, анализируются, в конце учебного года делаются выводы о улучшении физической подготовки или же нет. Уровень развития и состояние здоровья оценивает хирург школы.

Двигательные пробы и умения, характеризующие физическую подготовленность учащихся.

Пробы на развитие мышц живота

  1. Переход из положения, лежа в положение, сидя без помощи рук. Выполняется из и.п.- лежа на спине, руки за головой в замке, ноги закреплены в упоре. Перейти в положение сидя.
  2. Поднимание ног до положения прямого угла. (на гимнастической стенке)

 Проба на развитие мышц спины

И.п. – лежа на груди, руки за головой, ноги закрепляют в упоре. Поднять голову и верхнюю часть туловища от пола. Зафиксировать это положение.(не более 1с.)

Проба на развитие мышц ног

Приседание на одной ноге, удерживаясь рукой о рядом стоящий стул. (можно без помощи)

Проба на меткость броска

Метание малого мяча в цель с расстояния 10м.

Проба на дальность броска

Метание гранаты.

Проба на равновесие

«Ласточка»

Проба на координацию

Прыжки через скакалку на одной и двух ногах.

Учебно–методическое и материально – техническое обеспечение

программы курса дополнительного образования

Методическое обеспечение программы

Условия реализации программы.

        Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:

        - спортивный зал по ЛФК.

        - коврики

        - гимнастическая стенка

        - гимнастическая скамья

        - мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, набивные  мячи, обручи.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Методы организации учебной деятельности

  • Фронтальный метод – организации секционной деятельности включает несколько разновидностей, имеющий общий признак – выполнение одного и того же задания всеми занимающимися под руководством тренера.    
  • Поточный – когда занимающиеся располагаются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Учитель должен находится непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда)
  • Групповой – организация деятельности занимающихся, предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных упражнений
  • Индивидуальный – метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого занимающегося отдельно
  • Метод круговой тренировки – характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что занимающиеся выполняют разные двигательные задания посменно.

Методы усвоения учебного материала

  • Словесный метод – сообщение теоретических сведений, постановка конкретных задач, формирования отношения к выполнению задания.
  • Метод обеспечения наглядности – применяют для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки.
  • Целостный метод – заключается в слитном выполнении всего двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения, т.е. технику движений осваивают сразу после показа и объяснения.
  • Расчлененный метод – характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик для поочередного освоения с последующим соединением их в целое.
  • Равномерный метод – выполнение физических упражнений непрерывно в течение относительного длительного времени с постоянной интенсивностью, с сохранением заданной скорости, темпа, ритма, величины усилий, амплитуды движений.
  • Переменный метод – характеризуется изменением структуры и интенсивности повторяющихся двигательных заданий.
  • Повторный метод – многократное выполнение упражнения с определенными интервалами отдыха, в течении которых достаточно полно восстанавливается работоспособность.
  • Интервальный метод – характеризуется повторным выполнением двигательных заданий, при котором существенное значение придается интервалам отдыха. Интенсивность упражнения и длительность интервалов заранее регламентируются и изменяются по мере улучшения тренированности занимающихся.
  • Игровой метод – игровая двигательная деятельность, упорядоченная определенным образом в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
  • Соревновательный метод – один из способов для проверки эффективности учебно-тренировочного процесса, стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса в 10 классе "География Якутии"

Пояснительная записка Программа национально-регионального компонента, курс «География Якутии» разработана частично на основе учебника для 9 класса средней школы «География Якутии» Жиркова И. И. 2007 г...

Программа курса Страноведение 10 класс

Программа факультативного курса "Страноведение" 10 класс...

Программа курса "Комбинаторика" 10 класс для пеницитарных заведений

Программа курса "Комбинаторрика" для 10 класса рассчитана на 36 учебных часов. Для пеницитарных учебных заведений. Разработка программы с календарно-тематическим планированием. Рецензия на программу ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...