Программа курса " Лечебная гимнастика" 2 класс
методическая разработка по физкультуре на тему
Программа курса разработана для 2 -х классов. Проводится как внеурочная деятельность в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лечебная гимнастика как внеурочная деятельность. | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании педагогического совета образовательного учреждения
Протокол №_______ ___________/____________/ «_____»____________201__г. «_____»____________201__г.
Программа курса
«Лечебная гимнастика»
для учащихся 2 классов
срок реализации – 1 год
Составитель: Гадышева В.В.
учитель физической культуры
2014 г.
Пояснительная записка
Цель: Овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
-формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
-дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
-формировать потребности и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
-содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Краткая характеристика
На занятиях по лечебной физической культуре в 2 классах особое внимание уделяют развитию разносторонних способностей, точности воспроизведения и согласования движений в пространственно-временных, силовых параметрах.
Вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости и формируется стереотип правильной осанки. Детей отличает высокая активность и желание заниматься. На занятиях необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и степень заболевания. Используется разноуровневый по сложности материал.
Актуальность работы
Ухудшение экологической обстановки, снижение уровня жизни привело к увеличению хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата за последние 10 лет возросла на 40%;12% взрослого населения нашей страны составляют люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Причем ежегодно отмечается рост патологии костно-мышечной системы среди подростков и детей. В школе организованы коррекционные классы в которых занимаются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. К нарушениям опорно – двигательного аппарата относятся: неправильная осанка, неправильное развитие стоп (плоскостопие), искривление позвоночника, нарушение формы ног.
В таких классах введен предмет лечебная физическая культура. На занятиях необходимо создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу для того, чтобы у детей было желание работать над собой.
Новизна программы
В связи с тем, что на занятии охвачено небольшое количество детей 12-15человек, увеличивается моторная плотность занятий и применяется индивидуально-дифференцированный подход к ребенку.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы.
Занятия по данной программе проводятся с детьми 8-9 лет в форме урока, ограниченного временем (35׳) в системе целого учебного дня один раз в неделю. Всего 34 часа в год.
Место учебного курса
Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности.
Результаты освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Структура урока
Содержание | Время | Методические указания |
Вводная часть Включает подготовительные, дыхательные упражнения, на точность реакции, концентрацию внимания и умеренное согревание организма. | От 5 до18- | Особое внимание надо обращать на правильное сочетание дыхания с различными движениями. Напоминать о необходимости сохранения правильной осанки. Вырабатывается свободная походка в сочетании с правильной осанкой. |
Основная часть Проводятся индивидуальные упражнения, воздействующие на поврежденные конечности тела, способствующие укреплению организма. В начале используются упражнения в равновесии, проводится специальный комплекс упражнений на коррекцию осанки, используются упражнения на гимнастической стенке, скамейке и т.д. Обязательно проведение подвижных игр. | 25мин. | Рекомендуется выполнять упражнения из и.п. лежа, сидя чтобы максимально разгрузить позвоночник. Упражнения в комплексе выполняются с фиксацией и удержанием определенных частей тела 5-10секунд. Во время расслабления – выдох. После подвижных игр обязательны медленная ходьба, дыхательные упражнения, отдых сидя. Важно научить выполнять упражнение правильно и своевременно расслаблять мышцы. |
Заключительная часть Медленная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Даются конкретные задания для самостоятельных занятий. Подводятся итоги. | 5-мин. | Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение прошедшим уроком. Особое внимание обратить на время восстановления детей. |
Учащиеся должны знать и уметь:
Теоретические знания: роль физической культуры в жизни человека, знания в области гигиены, сведения о правильной осанке и ее роль для всего организма.
Практические навыки: должны принимать и соблюдать правильную осанку, правильно выполнять упражнения из комплексов, правильно выполнять дыхательные упражнения в сочетании с физическим упражнением.
Ожидаемые результаты
- привитие стойкого интереса к систематическим занятиям физкультурой;
- развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;
- приучение к игровой и соревновательной деятельности.
- повысить уровень развития физических и координационных способностей;
- коррекция отклонений в физическом развитии;
- выступление на школьных и городских соревнованиях.
Механизмы отслеживания результатов
На занятиях проводится тестирование детей по физической подготовленности; в начале и конце года, результаты заносятся в таблицу, анализируются, в конце учебного года делаются выводы о улучшении физической подготовки или же нет. Уровень развития и состояние здоровья оценивает хирург школы.
Двигательные пробы и умения, характеризующие физическую подготовленность учащихся.
Пробы на развитие мышц живота
- Переход из положения, лежа в положение, сидя без помощи рук. Выполняется из и.п.- лежа на спине, руки за головой в замке, ноги закреплены в упоре. Перейти в положение сидя.
- Поднимание ног до положения прямого угла. (на гимнастической стенке)
Проба на развитие мышц спины
И.п. – лежа на груди, руки за головой, ноги закрепляют в упоре. Поднять голову и верхнюю часть туловища от пола. Зафиксировать это положение.(не более 1с.)
Проба на развитие мышц ног
Приседание на одной ноге, удерживаясь рукой о рядом стоящий стул. (можно без помощи)
Проба на меткость броска
Метание малого мяча в цель с расстояния 10м.
Проба на дальность броска
Метание гранаты.
Проба на равновесие
«Ласточка»
Проба на координацию
Прыжки через скакалку на одной и двух ногах.
Учебно–методическое и материально – техническое обеспечение
программы курса дополнительного образования
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:
- спортивный зал по ЛФК.
- коврики
- гимнастическая стенка
- гимнастическая скамья
- мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, набивные мячи, обручи.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы организации учебной деятельности
- Фронтальный метод – организации секционной деятельности включает несколько разновидностей, имеющий общий признак – выполнение одного и того же задания всеми занимающимися под руководством тренера.
- Поточный – когда занимающиеся располагаются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Учитель должен находится непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда)
- Групповой – организация деятельности занимающихся, предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных упражнений
- Индивидуальный – метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого занимающегося отдельно
- Метод круговой тренировки – характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что занимающиеся выполняют разные двигательные задания посменно.
Методы усвоения учебного материала
- Словесный метод – сообщение теоретических сведений, постановка конкретных задач, формирования отношения к выполнению задания.
- Метод обеспечения наглядности – применяют для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки.
- Целостный метод – заключается в слитном выполнении всего двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения, т.е. технику движений осваивают сразу после показа и объяснения.
- Расчлененный метод – характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик для поочередного освоения с последующим соединением их в целое.
- Равномерный метод – выполнение физических упражнений непрерывно в течение относительного длительного времени с постоянной интенсивностью, с сохранением заданной скорости, темпа, ритма, величины усилий, амплитуды движений.
- Переменный метод – характеризуется изменением структуры и интенсивности повторяющихся двигательных заданий.
- Повторный метод – многократное выполнение упражнения с определенными интервалами отдыха, в течении которых достаточно полно восстанавливается работоспособность.
- Интервальный метод – характеризуется повторным выполнением двигательных заданий, при котором существенное значение придается интервалам отдыха. Интенсивность упражнения и длительность интервалов заранее регламентируются и изменяются по мере улучшения тренированности занимающихся.
- Игровой метод – игровая двигательная деятельность, упорядоченная определенным образом в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
- Соревновательный метод – один из способов для проверки эффективности учебно-тренировочного процесса, стимулирования интереса и активизации деятельности, занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.