Главные вкладки

    Методика обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
    методическая разработка по физкультуре на тему

    организация занятий по плаванию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_obucheniya_plavaniyu_doshkolnikov.docx22.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика обучения плаванию

    детей младшего дошкольного возраста

    Цели и задачи программы

    Основной целью данной методики является обучение детей младшего дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).

    Организация занятий по плаванию

    Обучение плаванию в детском саду ведет тренер-преподаватель или педагог-инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, которая дает право на работу с детьми дошкольного возраста. Он должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста и учитывать их в работе; соблюдать технику безопасности занятий на воде; владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.

    Тренеру-преподавателю необходимо не только знать комплекс физических и плавательных упражнений, но и самому владеть основными элементами техники упражнений. Он занимается организационными вопросами и руководит учебно-воспитательным процессом, проводит занятия по плаванию, беседует с воспитателями групп и родителями. Вместе с медсестрой он проверяет условия проведения занятий, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены. Тренер-преподаватель полностью отвечает за порядок во время занятий, и преподаватель полностью отвечает за порядок во время занятий и безопасность детей.

    Младший возраст (3—4 года)

    Двигательные навыки

    При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что, первоначально созданные и закрепленные, они не разрушаются полностью и впоследствии могут снова проявиться. При неправильно сформированных навыках в плавании (в скольжении) движения выполняются неэкономно, и это затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень трудно.

    Обучение каждому новому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности. Игровая деятельность дает малышу возможность проявить самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих знаний и умений. В игре ребенок имеет возможность оценить свои действия и поведение, а также оценить партнеров. Для освоения сложных плавательных упражнений подбираются такие игры, в которых ребенок подготавливается к более сложным подвижным играм.

    При закреплении движений в воде используется соревновательный момент. Детям предлагается выполнить задание для того, чтобы узнать, кто из них лучше выполнит упражнение и окажется победителем соревнования.

    Упражнения для общефизической подготовки

    Занятия проходят в зале сухого плавания.

    Строевые упражнения:

    построения — в колонну, в круг, стайкой, врассыпную;

    перестроения — парами, в колонну по два, в несколько кружков, нахождение своего места в строю;

    повороты — по примеру воспитателя, используя зрительные ориентиры.

    Общеразвивающие упражнения (ОРУ):

    для развития рук и плечевого пояса — исходные положения руки на пояс, к плечам, за спину, вниз, в стороны;

    для мышц туловища — исходные положения стоя, стоя на четвереньках, сидя на стульях, скамейке, на полу ноги вместе, ноги врозь, лежа на животе;

    для мышц ног — исходные положения стопы параллельно, ноги вместе, широко врозь.

    Движения в ОРУ выполняются на 2 счета, в среднем темпе (для мышц туловища в более медленном темпе); движения носят имитационный характер; предъявляются требования по технике выполнения (не сгибать колени, не отрывать пятки от пола, слушать счет, соблюдать темп движения и т. п.).

    Упражнения для специальной подготовки

    Предварительно происходит ознакомление детей с залом сухого плавания, бассейном, душем, раздевалками; с правилами поведения в бассейне; посещение занятий по плаванию старших групп.

    Спуск в бассейн производится с помощью и без поддержки преподавателя по лесенке.

    Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень (руки преподавателя) и без поддержки; взявшись за руки в полуприседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами.

    Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу в прямом направлении.

    Действия с предметами: плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде).

    Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой.

    Погружения в воду с головой, задерживая дыхание, с выдохом в воду, с образованием «пузырей» (долгий выдох), дуть на воду.

    Скольжения на животе — держась за руки преподавателя; за поручень; опираясь руками о дно (идти на руках, опираясь о дно); передвигаться, держась за плавательную доску; с поплавком на спине; лежа на животе свободно без опоры: принять положения «стрелка», «запятая», «звездочка», «поплавок»; работать ногами, как при плавании кролем (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры).


    Игры для ознакомления со свойствами воды

    и освоения передвижений в воде

    Змейка. Дети заходят в воду и располагаются вдоль бортика бассейна, руки свободны. По сигналу преподавателя они передвигаются по периметру бассейна. При передвижении можно помогать себе руками (гребковые движения в воде), но надо держаться за бортик.

    Паровозик. Дети передвигаются вдоль бортиков бассейна, положив руки друг другу на плечи.

    Невод. Малыши располагаются вдоль бортика бассейна, берутся за руки и так передвигаются к противоположному бортику.

    Каждый по своей дорожке. Дети становятся вдоль короткого бортика. По сигналу преподавателя они расходятся или разбегаются врассыпную (каждый по своей дорожке). По второму сигналу дети бегут на свои места к бортику.

    Пятнашки. Выбирается водящий, который старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится водящим, поднимает руку и громко произносит: «Я вожу!» Пятнать разрешается только над водой.)

    Пятнашки парами. Двое водящих, взявшись за руки, стараются поймать участника игры. Из пойманных игроков составляются новые пары водящих. Игра заканчивается, когда все игроки пойманы. Не надо толкаться, топить друг друга, хватать за руки.

    Карусели: Дети образуют круг в, центре бассейна и берутся за руки. По сигналу преподавателя они начинают движение по кругу и произносят:

    Еле-еле, еле-еле

    Закружились карусели,

    А потом, потом, потом –

    Все бегом бегом, бегом!

    Затем дети бегут по кругу (1—3 раза) и говорят хором:

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите!

    Вот и кончилась игра

    Остановка — раз и два.

    Малыши замедляют движение и останавливаются. Игра повторяется с движением в противоположную сторону.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

    В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

    Мониторинг образовательного процесса младшего дошкольного возраста

    Одной из приоритетных задач коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития является качественная подготовка воспитанников к школьному обучению. ...

    " Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста"

    Плавание не только полезно для оздоровления и  физического развития человека. Умение плавть является навыком  , необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.Отсюда важное значение...

    Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

    Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

    Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.

    Статья содержит методические рекомендации разных авторов по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу....