Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева.
презентация к уроку

Формирование предпосылок  обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности.

Методика  Зайцева.

 

Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Уверена, что вы, понимая важность обогащения словарного запаса, стремитесь уделять должное внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому что овладение правильной родной речью – это формирование предпосылок к успешной учёбе и один из решающих факторов воспитания социально активной и успешной личности.              

Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.

В возрасте от двух до пяти лет мозг ребёнка подобен губке и готов буквально «впитывать» познания об окружающем мире. Это один из сензитивных периодов, когда объём и скорость восприятия значительно превосходят возможности ребёнка, характерные для обычных этапов его развития. Причём дети не просто учатся! Воспринимая обучение как весёлую забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с удовольствием осваивают материал! Не удивительно, что современные детские игрушки представлены многообразием развивающих – от самых первых, предназначенных для развития моторики, до хитроумных обучающих игр, авторы которых — известные педагоги и психологи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок  обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности.

Методика  Зайцева.

1 слайд  Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Уверена, что вы, понимая важность обогащения словарного запаса, стремитесь уделять должное внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому что овладение правильной родной речью – это формирование предпосылок к успешной учёбе и один из решающих факторов воспитания социально активной и успешной личности.              

Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.

2 слайд  В возрасте от двух до пяти лет мозг ребёнка подобен губке и готов буквально «впитывать» познания об окружающем мире. Это один из сензитивных периодов, когда объём и скорость восприятия значительно превосходят возможности ребёнка, характерные для обычных этапов его развития. Причём дети не просто учатся! Воспринимая обучение как весёлую забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с удовольствием осваивают материал! Не удивительно, что современные детские игрушки представлены многообразием развивающих – от самых первых, предназначенных для развития моторики, до хитроумных обучающих игр, авторы которых — известные педагоги и психологи.

3 слайд   В числе популярных и эффективных — игровое пособие для раннего развития. Его разработал педагог-новатор из Санкт-Петербурга Зайцев Николай Александрович — автор нескольких десятков уникальных пособий по изучению языка, чтения, письма. Большинство, так или иначе, знакомы с термином «чтение по Зайцеву», слышали о «кубиках Зайцева» и рассчитывают, что кубики — любимый строительный материал малышей – будут лучшими помощниками в обучении чтению в самом нежном возрасте!    

4 слайд  Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда кроха лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги: «ма», «да», «ба», а не отдельные буквы. Поэтому в основе уникальной методики Зайцева  — система чтения по складам, являющаяся, по убеждению автора, более естественной в сравнении с буквенной. Склад — в русском языке — представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад (он не равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной согласной (ДО+М) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами происходит лишь после того, как малыш освоил первоначальные навыки чтения по кубикам. А алфавит ему пригодится позже.

5 слайд    Учебное пособие, состоящее из кубиков, таблиц, картинок, попевок и методического материала, независимо от возраста малыша, может применяться для обучения ребёнка чтению дома, в группах детских садов общеразвивающего типа, в группах кратковременного пребывания или в условиях центров раннего развития.

6 слайд   В чём суть и основные преимущества методики? В обучении важнейшее значение имеет тот факт, каким образом ребёнок научился читать. Был ли процесс усвоения знаний естественным, органичным, увлекательным? Не вносил ли дисгармонию в эмоциональное состояние, не вредил ли физическому здоровью малыша? Способствовал ли формированию устойчивых когнитивных интересов и стремлению к поиску знаний? Ведь не секрет, что непрофессиональное обучение грамоте может вызвать обратный эффект, сформировать у крохи нелюбовь к чтению и родному языку, став препятствием для хорошего интеллектуального развития в будущем.

7 слайд   Как правило, 4-5-летние детки ещё не вполне готовы неподвижно высиживать в течение 20-30-минутных занятий, сосредоточившись на словах педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые схемы разных слов. Методика Зайцева — это возможность освоить азы чтения в постоянном движении. Освоение знаний предполагается в форме увлекательной и весёлой игры! Размер букв и складов на кубиках и в таблицах таков, что они отлично видны. И это очень важно, поскольку детям противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения.

8 слайд   Таблицы, располагаются на определённой высоте также не случайно, а с целью профилактики нарушений осанки и зрения. Кубики педагог не рассортировывает, а кладёт в случайном порядке для формирования у детей способности оперативно переключаться на новую задачу и находить нужный: «золотой», «железный», «деревянный», белый. Для малыша это сложная мыслительная работа. Он трудится, выставляет кубики, умеет правильно рассортировать их по цвету, по объёмам, по весу, по вибрации и звучанию наполнителя.

9 слайд    Для быстрого усвоения материала, облегчения запоминания и создания ассоциативного ряда применяется метод воздействия, направленный на все органы чувств. Для передачи информации используются звуки, цвета, ощущения тактильные и вибрационные, вес и проч. И всё это работает на обеспечение непроизвольного простого и надёжного запоминания. Получается, что, не выучивая буквы целенаправленно, дети, тем не менее, отлично воспринимают знания, погружаясь в весёлую увлекательную игру, повторяя упражнения с кубиками и таблицами.

Основной принцип занятий — многократное привлечение внимание малыша к кубикам, определённым образом составленным плакатам со складами. Кроме того, методика Зайцева «работает» на грамотность в будущем, поскольку ребёнок автоматически запоминает наизусть некоторые из правил русского языка. Аудиозапись – это другой помощник и мощное средство влияния на мыслительные и процессы запоминания: многократное проговаривание (пропевание) столбиков и строк таблиц способны наилучшим образом воздействовать на память.

10 слайд            Результатами освоения методики являются:

 • чёткость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию складов;

• коррекция некоторых логопедических дефектов (фонематического слуха);

• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;

 • быстрое и значительное расширение словарного запаса;

• формирование логического мышления;

• развитие ассоциативного и образного мышления, способностей к самостоятельной работе;

• устранение речевых «зажимов».

     11 слайд   Результаты, полученные в ходе многолетней практики, позволяют с уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева очень скоро малыши начинают самостоятельно действовать с кубиками и таблицами, играя, учатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие,  звонкие и глухие согласные, осваивают правила русского языка.

       Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость).

        Занятия с кубиками Зайцева способствуют развитию речевых способностей, формируют устойчивые познавательные интересы ребёнка – залог будущего успешного обучения.

        А как вы считаете, какими пособиями в развивающих занятиях с детьми стоит пользоваться, а какими нет?




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста – как средство развития одаренности. Методика Зайцева. Подготовила : у читель-логопед Бородулина Е.В. МА ДОУ ДС № 48 «Золотой петушок»

Слайд 2

Каждое занятие имеет четкую структуру: Приветствие . Двигательная минутка. Попевка . Загадки . Игровые упражнения с таблицей. Упражнения с картинками и кубиками Двигательная минутка и пальчиковая гимнастика. Упражнения со словами и кубиками. Прощание .

Слайд 3

Игровое упражнение «Пение попевок по таблицам»

Слайд 4

Склад – э лементарная частица чтения и письма. Склад не равен слогу. Примеры: ДО + М О + К + НО

Слайд 5

Упражнение «Собери свое имя»

Слайд 6

У пражнение «Угадай свое слово»

Слайд 7

У пражнение «Составь слово»

Слайд 9

Игра «Собери поезд»

Слайд 10

Результатами освоения методики являются : • чёткость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию складов; • коррекция некоторых логопедических дефектов (фонематического слуха); • появление начальных навыков правильного (грамотного) письма; • быстрое и значительное расширение словарного запаса; • формирование логического мышления; • развитие ассоциативного и образного мышления, способностей к самостоятельной работе; • устранение речевых «зажимов».

Слайд 11

Спасибо за внимание. Успехов в труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения

Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...

Обобщение темы самообразования "Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития связной речи"

Особое  значение  для  развития  личности  дошкольника  имеет ознакомление  с  окружающей  действительностью,  когда  она  предстоит  п...

Социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами театрализованной деятельности

В статье описывается практический опыт работы по социально-личностному направлению средствами театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения. В статье ...

Методическая разработка "Роль педагога в профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста по средствам игротренинга"

В данной методической разработке вы найдете полный перечень игр и их содержание, которые помогут вам в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Надеюсь моя разработка будет вам пол...

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств,  снижения заболеваемости...