План - конспект урока физической культуры "Нападение быстрым прорывом"
план-конспект урока по физкультуре

Из опыта работы учителя физкультуры Доржиева Рабдан Цыбенжаповича

 

Формирование физических качеств у старшеклассников

на уроках физкультуры

 

  1. Введение. Актуальность
  2. Представление опыта
  3. Заключение

 

Введение

Любая физическая деятельность человека в быту, на производстве, в спорте требует определенного уровня развития физических, или, как их еще называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Основные физические качества - выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и скоростно-силовые качества - определяют эффективность трудовой деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, успехи в спорте.

Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сенситивных (т. е. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения соответствующих данному возрасту средств и методов.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума.

 

Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

Двигательные способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Скоростные

1,5

0,2

3,1

0,5

Силовые

14,0

9,0

28,0

18,0

Общая выносливость

2,1

0,7

6,4

2,1

Скоростная выносливость

2,1

–0,6

6,3

–1,8

Силовая выносливость

8,5

–2,0

26,7

–6,0

 

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

 

Актуальность

Главная проблема ближайшего и отдаленного будущего нашей страны – здоровье подрастающего поколения. В вечернюю школу приходят дети из разных школ, СУЗов с различным уровнем физической подготовленности. Значительная часть обучающихся вечерней школы систематически занимается физическими упражнениями лишь на уроках физкультуры. У многих учащихся нет возможности посещать внеурочные занятия в силу трудовой занятости и других объективных причин. Так как развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся, поэтому результат зависит от качества этих занятий. Кроме того, развитие физических качеств – это процесс многогранный. Также это неотъемлемая часть общей подготовки юношей к последующей службе в рядах вооруженных сил. Хорошо развитые двигательные качества являются также необходимым условием ряда профессий.

Одной из важнейших проблем на данный момент является: как повысить интерес обучающихся к осознанным занятиям физической культурой и спортом, как снизить уровень заболеваемости, как отвлечь подростков от противоправной деятельности, от употребления психоактивных веществ, тем самым, направляя их на путь самосовершенствования, саморазвития, на преодоление жизненных трудностей.

 

Представление опыта

Над данной проблемой работаю четвертый год. Опыт представлен описанием методики формирования двигательных и физических качеств в старшем школьном возрасте.

 

Содержание программного материала по физической культуре даёт возможность всесторонне воздействовать на организм ребёнка. Но в своей последовательности разделы программ оторваны друг от друга, и это не даёт возможности получить стойкий эффект от занятий потому или иному виду программ. Поэтому прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков. 

Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки. Для этого целесообразно использование дифференцированного похода как важного условия оптимизации учебного процесса.

В классах, как правило, подбираются ребята с различным уровнем физической подготовки, здоровья и психологическими качествами. Если использовать единообразные требования и общий методический подход ко всем учащимся, то эффективность уроков физической культуры  значительно снижается. Особенно это касается одаренных учащихся, заниженные требования к которым могут вызвать потерю интереса к занятиям, т.к. у них появляется ощущение что они «все могут».  Не менее сильно это затрагивает и ослабленных различными факторами учащихся. Отсутствие необходимой физической подготовленности, частые пропуски уроков по болезни приводит к тому, что учащиеся не могут справиться с упражнениями, не вызывающих затруднений у большинства других. Это вызывает у некоторых из них «комплекс неполноценности», который дети пытаются скрыть, отказываясь от выполнения упражнений, что приводит к еще большим проблемам. Соответственно все это снижает у части детей заинтересованность в занятиях физической культурой.

Известно, что выносливость, сила, ловкость, высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам. Занятия физкультурой строятся по следующим правилам: от простого — к сложному, от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному.  

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости. Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна. Наиболее целесообразными средствами физического воспитания, направленными на формирование двигательных качеств в этот период являются:

  1. Гимнастические и акробатические упражнения: 1) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 2) обще-развивающие упражнения с предметами: юноши — с набивными мячами 3—5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки — с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами; 3) упражнения на параллельных брусьях и перекладине, упражнения на бревне и разновысоких брусьях; 4) опорные прыжки через гимнастического коня; 5) акробатические упражнения: юноши — длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; девушки — сед углом, стойка на лопатках, «мост», кувырки вперед и назад; 6) ритмическая гимнастика; 7) эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и др.

Гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность, и нацелены они, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства.

  1. Легкоатлетические упражнения: 1) беговые упражнения; 2) бег с ускорением; 3) бег с высокого и низкого старта до 40 м; 4) бег на 60 и 100 м с максимальной скоростью; 5) эстафетный бег; 6) бег в равномерном и переменном темпе: юноши — 20—25 мин; девушки — 15—20 мин; 7) кросс: юноши — 3—5 км, девушки — 2—3 км; 8) прыжки в длину с 13—15 шагов разбега; 9) прыжки в высоту с 9—10 шагов разбега; 10) метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния 18—20 м и 12—14 м и на дальность с разбега; 11) челночный бег 10x10 м и др.
  2. Лыжная подготовка: 1) повторное прохождение отрезков: для развития скорости: юноши — 150—200 м, девушки — 100—150 м; для развития скоростной выносливости: юноши — 300—600 м; девушки — 300—450 м; 2) эстафеты на отрезках от 50 до 200 м; 3) прохождение учебных дистанций: 5 км, 3 км и др.
  3. Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол, футбол, где развиваются все физические качества. Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.
  4. Элементы единоборств: 1) силовые упражнения и единоборства в парах; 2) подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д.; 3) приемы самостраховки; 4) приемы борьбы лежа и стоя; 5) учебные схватки. Наряду с юношами элементы единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

 

Контрольно-качественные показатели уровня физической культуры старшего школьника:

1. Знание теоретических основ физической тренировки и умение применять их в практике самостоятельной и коллективной физической подготовки.

2. Знание медико-биологических основ физической тренировки и умение применять их при реализации физической активности и при диагностике своего состояния.

3. Знание основных положений биомеханики движений человека и умение анализировать технику физических, в том числе и спортивных, упражнений.

4. Убежденность в личной и общесоциальной необходимости систематической физической активности.

5. Владение двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов.

6. Достижение уровня физической подготовленности, предусмотренного возрастными нормативами.

7. Знание не менее 300 физических упражнений общеразвивающего характера, не менее 200 упражнений, направленных на развитие силовых способностей, не менее 200 – направленных на развитие гибкости и профилактику нарушений осанки и заболеваний позвоночного столба, не менее 50 средств тренировки выносливости, владение технико-тактическими приемами не менее чем в пяти видах спортивных игр и 10 других видах спорта (включая виды легкой атлетики).

8. Умение пользоваться тренажерами и самостоятельно организовать с их помощью физическую тренировку.

9. Систематическое осуществление физической тренировки (не реже трех раз в неделю) и занятие другими формами оздоровительной и общеукрепляющей физической активности.

10. Установка на отказ от употребления алкоголя и курения.

 

Заключение

В заключение хочется сказать, что нет абсолютно одинаковых людей, поэтому, соблюдая общие принципы воспитания силы, обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности воспитанников: возрастные, анатомические, психологические, состояние здоровья и даже бытовые условия, в которых подросток растет и развивается. Нередко случается так, что ребенок из неблагополучной семьи желает заниматься каким-то видом спорта, но у него нет условий для элементарного отдыха и полноценного питания. В таких случаях, наверное, не имеет смысла давать большой объем нагрузок, а следует ограничиться разумным сочетанием количества подходов, подбором непредельных отягощений на уроках физкультуры.

Зная индивидуальные особенности своих воспитанников можно плодотворно работать, творить, избирательно воздействуя на организм, определенные мышечные группы, развивая нужные качества, добиваться результатов, воспитывать способность трудиться, растить здоровое поколение.

 

Тема урока: Нападение быстрым прорывом.

Цель урока: Совершенствование нападения быстрым прорывом.

Задачи урока:

1.  Развивать умение применять быстрый прорыв в игре.

2.  Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, координацию движения.

3.  Воспитывать чувство коллективизма, командный дух, единство в достижении цели.

Раздел: Спортивные игры. Баскетбол.

Место проведения: спортзал

Класс: 11 «б»

Инвентарь: мячи баскетбольные, секундомер.

Методы проведения: фронтальный, групповой, игровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_urokov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока физической культуры

Тема урока: Нападение быстрым прорывом.

Цель урока: Совершенствование нападения быстрым прорывом.

Задачи урока:

1.  Развивать умение применять быстрый прорыв в игре.

2.  Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, координацию движения.

3.  Воспитывать чувство коллективизма, командный дух, единство в достижении цели.

Раздел: Спортивные игры. Баскетбол.

Место проведения: спортзал

Класс: 11 «б»

Инвентарь: мячи баскетбольные, секундомер.

Методы проведения: фронтальный, групповой, игровой.

Этап урока

Содержание урока

Методические указания

Вводно-мотивационный

12 мин

Построение. Приветствие. Сообщение темы и задач урока.

Разминка.

1. Ходьба обычная, на носках, на пятках... на внешней стороне стопы, на внутренней.

2. Бег в равномерном темпе; Приставным шагом, правым боком и левым, с ускорением. Прыжки с доставанием предметов во время бега. Переход на ходьбу.

Восстановление дыхания.

3. Подтягивание. Приседание.

 Дежурный ученик сдает рапорт учителю о готовности класса к уроку

Следить за осанкой.

Обратить внимание на правильное выполнение беговых упражнений, постановку стоп, самоконтроль дыхания.

Правильность выполнения прыжка

Основной (28 мин)

Сочетание приемов: ведение мяча, бросок с 2-х шагов, подбор мяча и передача

Правильность выполнения броска после двух шагов

Класс делится на две команды.

Класс делится на две колонны, которые располагаются в углах площадки по одному игроку, находящихся с мячом под щитами. 1-й передает мяч 5-му игроку, 2-й 6-му, в это время 3-й и 4-й делают рывок после того как мяч выпущен из рук 1-х и 2-х игроков. 5-й и 6-й передают мяч бегущим игрокам, которые ведут мяч к щиту и бросают в кольцо.

Класс делится на 3 команды. Двусторонняя игра по 4 мин.

Эстафета

Быстрый прорыв по краю.

Учебная игра 3 х 3 игрока

Заключительный 5 мин

Штрафные броски «Снайперы»

Построение. Разбор игры. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Д\З.

Каждый ученик выполняет штрафной бросок не заступая линию штрафного броска.

Отметить групповые действия в нападении и защите, а так же действия отдельных игроков. Разобрать тактические ошибки при быстром прорыве.

Самоанализ урока

Тема урока: Нападение быстрым прорывом.

Цель урока: Совершенствование нападения быстрым прорывом.

Задачи урока:

1.  Развивать умение применять быстрый прорыв в игре.

2.  Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, координацию движения.

3.  Воспитывать чувство коллективизма, командный дух, единство в достижении цели.

Раздел: Спортивные игры. Баскетбол. 2-й урок.

В вводной части урока были проведены ОРУ для подготовки организма учащихся к выполнению физической нагрузки. С целью достижения задач урока была организована деятельность учащихся на отработку элементов баскетбола: ведение мяча, два шага и бросок одной рукой с использованием группового метода и эстафеты. Также эстафета послужила плавным переходом для выполнения нападения быстрым прорывом. Работая в группах, ребята выполняли упражнения, направленные на совершенствование нападения быстрым прорывом, на отработку умения взаимодействовать в команде.

Закрепление пройденного материала организовано в форме учебно-тренировочной игры (+ и -). В конце урока проведены упражнение на восстановление организма (штрафные броски), анализ пройденного материала, самооценка, оценка и Д\з. Урок цели достиг.

Учитель Доржиев Р.Ц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

План-конспект урока физической культуры для 11 класса. Тема урока: «Гимнастика»

Задачи урока:1.      Закрепить технику опорного прыжка ноги врозь через козла в длину, ширину.Ознакомить с техникой лазания по канату.2.      Развиват...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса. Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: Легкая атлетика. Совершенствование специально беговых упражнений.Цель урока:1.  Обучение двигательным действиям при выполнении техники выполнения...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса. «Эстафеты» УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: «Эстафеты»Цель урока:1.  Обучение двигательным действиям при выполнении техники прыжка в длину с места.Задачи урока:1....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ для учащихся 2 класса Баскетбол. Обучение технике передачи, ловли и ведение мяча, УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях

Преподаватель: Уханов ВикторТема урока: Баскетбол. Обучение технике передачи, ловли и ведение мяча.Цель урока:1.  Обучить технике передачи, ловли и ведение мяча.Задачи урока:1....

План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"

План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"...