Реализация программы по физической культуре
рабочая программа по физкультуре (6 класс) на тему

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  (РАЗДЕЛ ПЛАВАНИЕ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ВЕРТЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 (РАЗДЕЛ ПЛАВАНИЕ)
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИТНЕС ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ВЕРТЕБРАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Истомина М. Н.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат (VΙ вида) №49 Санкт-Петербурга

«Школа здоровья»

Составление и внесение изменений в учебную программу по физической культуре (раздел плавание) для учащихся 7-9 классов с нарушением осанки и сколиотической болезнью необходима для повышения интереса к занятиям плаванием в связи с новыми направлениями нетрадиционных видов физической активности. К таким видам можно отнести аквааэробику.

Актуальность: На данный момент существует лишь одна программа по лечебному плаванию, которая уже устарела, а для учащихся средней и старшей школы необходимо вводить новые нетрадиционные виды физической активности, наряду со специальными корригирующими упражнениями, для повышения эмоционального тонуса и интереса к лечебным процедурам. При занятиях аквааэробикой, адаптированной к учащимся со сколиотической болезнью прорабатываются все группы мышц. Вода оказывает массажный и увлажняющий эффекты, снижается мышечное и нервное напряжение. Во время занятий снижается нагрузка на позвоночник, гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму. Занятия аквааэробикой строятся на преодолении сопротивления воды, т.е. нагрузка на все группы мышц усиливается, что позволяет сформировать навык правильной осанки, укрепляя мышечный корсет. Преодоление телом сопротивления воды благоприятно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма и улучшает координацию движений.

Цель программы: содействовать общеукрепляющему эффекту и целенаправленному профилактическому и корригирующему воздействию на деформацию позвоночника, подготавливая детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.

         Задачи программы:

  1. Повысить уровень работоспособности.
  2. Способствовать укреплению мышечного корсета, стабилизации сколиотической дуги позвоночника.
  3. Совершенствовать координационные способности вырабатывать двигательные навыки (ловкость, быстрота, выносливость.)
  4. Оптимизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
  5. Улучшить психо-эмоциональное состояние, снятие психологической напряженности.
  6. Создать оптимистическое настроение в многолетнем лечении.
  7. Прививать жизненно важные и оздоровительно-гигиенические навыки.
  8. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, доброжелательность.
  9. Формировать знания и умения в области новых фитнес технологий с целью выработки привычки здорового образа жизни.

Все задачи взаимосвязаны и способствуют гармоничному развитию личности.

        Все упражнения подразделяются на 4 блока:

  1 блок – упражнения у неподвижной опоры (бортика бассейна)

  2 блок – упражнения с плавательными досками

  3 блок – упражнения с поддерживающими палками

  4 блок – упражнения с поддерживающими поясами

  5 блок – упражнения с гантелями

В процессе занятий аквааэробикой решаются следующие задачи:

– укрепление здоровья,

– улучшение самочувствия,

–  коррекция телосложения,

– повышение уровня работоспособности,

– тренировка кардио-респираторной системы,  

– увеличение жизненной емкости легких,

– совершенствование координационных способностей,

– укрепление мышечного корсета,

– стабилизация и коррекция сколиотической дуги.

При вертебральной патологии  урок плавания является неотъемлемой частью учебно-лечебного процесса, он направлен на укрепление здоровья, формирования двигательных навыков и подготовки учащихся к здоровому образу жизни.

Темы уроков согласуются между собой, определяется объем учебно-лечебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, подготовленности учащихся, возрастных особенностей, степенью сколиотической болезни и сопутствующих заболеваний.

Важнейшим требованием урока является дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся.

 При обучении двигательным действиям необходимо правильно называть упражнения, точно их демонстрировать и своевременно исправлять ошибки.

Элементы фитнеса включаются в урок плавания с 7-го класса, что способствует привитию интереса к занятиям, эстетическому воспитанию (музыкальное сопровождение), повышению активности и эмоциональности, стимулирует стремление учащихся к своему личному совершенствованию и самоопределению.

Упражнения и задания с элементами аквааэробики используются с учетом направленности сколиотической дуги, наличия сопутствующих заболеваний и физиологических особенностей организма учащихся. Элементы фитнеса включаются в подготовительную и основную часть, в зависимости от темы урока и поставленных задач.

С целью повышения нагрузок можно:

- увеличить амплитуду движений,

- использовать упражнения с частой и быстрой сменой направлений,

- совершать движения руками и ногами в противоположных направлениях.

В связи с особенностями патогенеза сколиотической болезни при проведении урока аквааэробики в подготовительной, основной и заключительной частях урока широко используются дыхательные упражнения, с целью коррекции деформации грудной клетки, рассеивания нагрузки, увеличения жизненной емкости легких. Дыхательные упражнения выполняются на различной глубине и из различных исходных положений.

На начальном этапе обучения элементам аквааэробики в 7-х классах отводится 10-15 минут. Она включается в урок в качестве разминки. В 8-9-х классах занятия проводятся от 20-ти минут и более, вплоть до введения одного урока в неделю полностью посвященного аквааэробике. Особое внимание уделяется согласованию движений с дыханием. На начальном этапе обучения упражнения рекомендуется выполнять у неподвижной опоры. По мере освоения техники выполнения упражнений, включаются упражнения с подвижной опорой и без опоры.  В занятия включены – дистанционное плавание, упражнения для рук и ног с различными вариантами дыхания (задержкой, согласование с движением, произвольным), упражнения  локального воздействия на различные группы мышц.

В 7-х классах идет ознакомление с упражнениями аквааэробики и обучение им, элементы аквааэробики включаются в урок в качестве разминки или упражнений на растяжку в заключительной части урока. Упражнения подбираются в зависимости от степени сколиотической болезни. В упражнениях не используются повороты и скручивания позвоночника из-за возможности прогресса, так как идет бурный рост организма.  На начальном этапе обучения используются симметричные упражнения, которые проводятся  у неподвижной опоры или на глубине 80 -90 сантиметров.

В 8-9-х классах идет совершенствование упражнений, увеличивается количество упражнений на развитие силовой выносливости мышц. Большинство упражнений проводятся на глубокой части бассейна с поддерживающими средствами (тубами) для разгрузки позвоночника.  При вертикальном удержании корпуса укрепляются мышцы брюшного пресса. В данных классах элементы аквааэробики можно использовать  как в подготовительной части урока в качестве разминки, так и в основной как  дополнительную  нагрузку.

Текущий контроль включает в себя работу на уроке, знание коррекции и правильное выполнение техники индивидуальных корригирующих упражнений и техники упражнений с элементами аквафитнеса. Итоговая оценка включает в себя теоретические знания, выполнение зачетных требований,  составление комплекса упражнений с элементами аквафитнеса,  правильность выполнения упражнений с элементами аквааэробики и динамики показателей жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ).  Учащиеся оцениваются с учетом индивидуальных особенностей организма.

Истомина Марина Николаевна

Учитель физической культуры

Служебный адрес: С-Пб., Санкт-Петербургское шоссе, д.77;

тел.: (812) 421-40-12

Домашний адрес: С-Пб., ул. Кропоткинская, д. 6, корп. 1, кв. 40;

тел: (812) 421-19-25

Моб. тел.: 8(921)559-03-20

e-mail: istomina_nadine@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс

Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс...

рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс

рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс...

Анализ реализации рабочей программы по физической культуре 10-12 классы.

Материал представляет аналитиеские материалы по ркализации рабочей программы....

Значение оздоровительного и рекреационного плавания в реализации Федеральной программы развития физической культуры

Цель  работы любого учителя - раскрытие способностей каждого ученика и воспитание волевой и  гармоничной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, используя дидакти...

Программа социального партнерства в рамках реализации образовательной программы по физической культуре в начальной школе «Партнёрство»

Пояснительная записка.Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества, отражая характерные признаки нашего времени. При этом социальное партнерство ...