Программа дополнительного образования "Плавание"
рабочая программа по физкультуре на тему

Евдохин Василий Владимирович

Основные направления деятельности:

• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

• развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости;

•  воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной и игровой деятельности.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_plavaniya.docx89.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Азбука здоровья»

для учащихся 6-10 лет

на 2014-2015 учебный год

Стр.  из 11

Принято

Педагогическим советом

«28»  августа 2014 г.

Протокол № 1

                                                                       

                                                      РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

на 2014-2015 учебный год

Составитель

Евдохин Василий Владимирович,

учитель физической культуры

                       

Согласовано                                      

Заместитель директора по УВР

____________________________

«27»  августа 2014 г.

Одобрено

МО учителей  физической культуры, технологии, основ безопасности жизнедеятельности

Протокол № 1

«26» августа 2014 г.

                   

         

                                                     

Новокузнецк

2014

                                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка_________________________________________  3

  1. Учебный план_________________________________________________ 5

  1. Учебно-тематический план______________________________________ 6

  1. Методическое обеспечение программы___________________________  10

  1. Список литературы____________________________________________  11

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа «Основы и закрепление навыков плавания» относится к  физкультурно-оздоровительному направлению.

Образовательная программа «Азбука здоровья» разработана на основе программы обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста (автор Л.Ф. Еремеева  С - П.: Детство - пресс, 2005г.)

Основные направления деятельности:

• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

• развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости;

•  воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной и игровой деятельности.   

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3). Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет»,  способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.

   Цель – формирование плавательных навыков и умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде.   

Задачи:

  1. обучить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде;
  2. заложить прочную основу первоначальных навыков плавания для дальнейших занятий;
  3. способствовать укреплению здоровья, развитию физических качеств.

Программа курса «Основы и закрепление навыков плавания» для не умеющих плавать детей 6-10 лет, рассчитана на один год,  31 час, при разовых занятиях в неделю по 1 учебному часу.  

Основу программы составляет ознакомление и адаптация с водной средой. Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, общеразвивающие упражнения и подвижные игры на воде, начальное обучение плаванию. В теоретической части рассматриваются вопросы безопасного поведения в бассейне и на воде, о различных видах плавания. В  практической части изучаются основы плавания кролем на груди и спине, брассом; игры и общеразвивающие упражнения в воде. На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.

    Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

В группы принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется  каждое полугодие.

Ожидаемый результат.

Основными показателями успешной реализации программы является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также сформированность плавательных навыков.

                2.  УЧЕБНЫЙ  ПЛАН

Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

в том числе

Изучение

материала

Практи-

ческая

часть

Повто-рение

Контроль

Резерв-ные часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Основы знаний

В процессе занятий

2

Общеразвивающие упражнения и подвижные игры на воде

13

1

7

2

2

1

3

Начальное обучение плаванию

18

3

8

3

3

1

Итого:

31

4

15

5

5

2

I четверть (октябрь)

5

1

2

0

1

II четверть (ноябрь - декабрь)

8

0

4

2

1

1

III четверть (январь - март)

11

2

5

2

2

IV четверть (апрель - май)

7

1

3

1

1

1

                          3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Общеразвивающие упражнения и подвижные игры на воде

Кол-во

часов

13 часов (1 час резерв)

Цель и задачи

изучения

темы

Цель: обогащение двигательного опыта обучающихся посредством овладения общеразвивающими и игровыми упражнениями на воде, помогающие детям не бояться воды.

Задачи:

- обучать подводящим плавательным упражнениям;

- развивать физические способности;

- способствовать адаптации обучающихся к водной среде.

Требования

к результатам освоения  программы учебного предмета

Личностные результаты.

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов

Предметные результаты.

получат знания о: правилах поведения в бассейне и техники безопасности на воде; понятия: поза и дыхание пловца, погружение, всплытие, лежание, скольжение; названия используемого спортивного инвентаря.

научаться: выполнять подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на погружение, всплытие, лежание и скольжение.

получат возможность научиться демонстрировать:

 плавательные упражнения в играх; задержку дыхания под водой не менее 10 секунд; скольжение на груди и спине.

        

Поурочное планирование изучения темы

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

с указанием учебного материала, выносимого на

индивидуальную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля

1

2

3

4

5

6

1

Инструктаж по технике безопасности на воде и правилам поведения в бассейне. Дыхание пловца.

С. 142-143 Правила поведения на занятиях

трапп бассейна,  поза пловца,  дыхание пловца,  гребки руками,  задержка дыхания, погружение, всплытие, лежание, скольжение

Излагать и соблюдать правила поведения в бассейне и технике безопасности при выполнении упражнений и игр на воде;

Иметь представл.  о дыхании и позе пловца

устный опрос

2

Свойства воды. Вхождение в воду по трапу бассейна. Игра «Морской бой».

Характеризовать свойства воды;

 Выполнять вхождение в воду

само-

проверка

3

Ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями руками. Игра «Будь внимательным».

С. 137-138 Подготовительные упражнения

С. 137-138 Подготовительные упражнения

Выполнять передвижения по дну бассейна различными способами

выборочн. зачет

4

Погружение в воду с головой с задержкой дыхания. Игра «Поезд и тоннель».

Демонстрировать погружение в воду с головой с задержкой дыхания

тест

задержка дыхания под водой

5

Упражнения на всплытие и освоение горизонтального положения тела «поплавок», «звезда».

Выполнять упражнения на всплытие;

Осваивать горизонтальное положение тела

КУ

на всплытие «поплавок», «звезда»

6

Скольжение по воде на груди. Игра «Стрела».

С. 138 Скольжение на груди

Выполнять скольжение по воде на груди

само-

проверка

7

Скольжение по воде на спине. Игра «Кто дальше?»

С. 139 Скольжение на спине

Демонстрировать скольжение по воде на груди и спине

КУ

скольжение на груди и спине

8

Техника дыхания на воде с выдохом в воду. Эстафета с бегущей игрушкой.

С. 137-138 Подготовительные упражнения

Выполнять  выдох в воду;

Характеризовать ошибки при выполнении дыхания на воде

взаимо-

проверка

9

Доставание предметов со дна бассейна. Игра «Водолазы».

Выполнять погружение в воду с открыванием глаз в воде

самост.

работа

10

Движения ногами. Игра «Мотор».

С. 139 Движения ногами на суше и в воде

Осваивать плавательные движения ногами

выборочн.  зачет

11

Движение руками.  Игра «Мельница».

С. 139 Движения руками на суше и в воде

Осваивать

плавательные движения руками

выборочн.  зачет

12

Игры на воде.

С. 141-142 Запомни

Применять плавательные упражнения в играх на воде

устный опрос

13

«Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет

С. 143-144 Запомни

Применять плавательные упражнения в играх на воде

устный опрос

Тема

Начальное обучение плаванию

Кол-во

часов

18 часов (1 час резерв)

Цель и задачи

изучения

темы

Цель: формирование плавательных навыков и умений различными способами.

Задачи:

- обучать технике плавания способом кроль на груди, кроль на спине, брасс;

- развивать координацию движений, выносливость;

- способствовать воспитанию уверенности в своих силах.

Требования

к результатам освоения  программы учебного предмета

Личностные результаты.

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов

Предметные результаты.

получат знания: о способах плавания кролем на груди и спине, брассом; правила безопасного поведения во время купания в открытых водоемах.

научаться: выполнять движения ног и рук при плавании способами  кроль на груди, кроль на спине, брасс; проплывать одним из способов несколько отрезков (4-6 раз)

получат возможность научиться демонстрировать: технику плавания  способом кроль на груди, кроль на спине или брасс.

Поурочное планирование изучения темы

№ урока

в теме,

дата

проведения

Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы

Содержание

урока по УМК

с указанием учебного материала, выносимого на

индивидуальную учебную деятельность

Понятийный

аппарат

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Виды

диагностического контроля

1

2

3

4

5

1

Техника плавания кролем на груди.

С. 139 (рис.43) Упражнения для освоения способа «кроль на груди»

кроль на груди, кроль на спине, брасс, положение тела, движение ног, движение рук, дыхание, согласованность движений рук, ног и дыхания, координация, выносливость

Иметь представление о технике плавания способом кроль на груди.        

устный опрос

2

Движения ногами кролем с доской в руках.

Осваивать движения ногами кролем с доской

само-проверка

3

Движения руками кролем на груди.

Осваивать движения руками кролем на груди

само-

проверка

4

Согласование движений рук и ног с произвольным дыханием.

Выполнять движения рук и ног кролем на груди

взаимо-

проверка

5

Согласование движений рук и дыхания при плавании кролем на груди.

Демонстрировать

плавание способом кроль на груди

КУ

6

Техника плавания кролем на спине.

С. 140 (рис 44) Упражнения для освоения способа «кроль на спине»

Иметь представление о технике плавания способом кроль на спине        

устный опрос

7

Положение тела. Движения ногами кролем.

Осваивать движения ногами кролем  без доски

само-

проверка

8

Движение руками кролем на спине.

Осваивать движения руками кролем на спине

само-

проверка

9

Согласование движений ног, рук и дыхания.

Демонстрировать

плавание способом кроль на спине

КУ

10

Согласование рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди и спине.

Выполнять движения рук и ног кролем на груди и спине

взаимо-

проверка

11

Самостоятельное плавание кролем на груди и спине.

Применять плавательные упражнения для развития физических способностей

самост.

работа

12

Техника плавания брассом.

С. 141

Спортивные способы плавания

Иметь представление о технике плавания способом брасс

устный опрос

13

Движения руками брассом.

Осваивать движения руками брассом

само-

проверка

14

Движения ногами брассом.

Осваивать движения ногами брассом

само-

проверка

15

Согласование движений руками и ногами. Игра «Гусеница».

Выполнять движения рук и ног брассом

самост.

работа

16

Самостоятельное плавание брассом.

Демонстрировать

плавание способом брасс

КУ

17

Эстафеты и игры на воде.

с. 141-142 Запомни

Взаимодействов. со сверстниками в процессе игр на воде, соблюдая правила безопасности

взаимо-

проверка

18

Беседа о правилах купания в открытых водоемах. Игры на воде.

С. 137 Жизненно важное умение

Излагать и соблюдать правила безопасного поведения во время купания в открытых водоемах

устный опрос

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части:

- подготовительную,

- основную,

- заключительную.

Игра в групповых уроках занимает основное место. Ведь игра вызывает большие эмоции, повышает активность детей, способствует появлению инициативы, воспитывает чувство товарищества. Урок в игровой форме более эффективен, ему присущ элемент соревнования, пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

Методические советы для обучения плаванию:

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.

2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.

7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.

Материально-техническое обеспечение:

  • Бассейн;
  • Плавающие игрушки – для обучения выдоха в воду;
  • Тонущие предметы – для погружения под воду и умения ориентироваться в воде;
  • Обручи – для игр и проныривания;
  • Доски, мячи, пластиковые бутылки – для обучения скольжению на груди и спине;
  • Коврики, гимнастические палки, скамейки – для упражнений на суше;
  • Музыкальный центр.

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителя:

  1. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. − М.: Физкультура и спорт, 1989 –  96с.
  2. Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005 – 112с.
  3. Козлов А.В. Плавание доступно всем. – Л.: Лениздат, 1986 – 95с.
  4. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. –  М.: Просвещение, 1985 –  63с.
  5. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники. –  М.: Скрипторий 20003, 2008 – 87с.

Список литературы для ученика:

  1. Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...