Программа дополнительного образования "Плавание"
рабочая программа по физкультуре на тему
Основные направления деятельности:
• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
• развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости;
• воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной и игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Азбука здоровья» для учащихся 6-10 лет на 2014-2015 учебный год | ||
Стр. из 11 |
Принято
Педагогическим советом
«28» августа 2014 г.
Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
на 2014-2015 учебный год
Составитель
Евдохин Василий Владимирович,
учитель физической культуры
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________________
«27» августа 2014 г.
Одобрено
МО учителей физической культуры, технологии, основ безопасности жизнедеятельности
Протокол № 1
«26» августа 2014 г.
Новокузнецк
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка_________________________________________ 3
- Учебный план_________________________________________________ 5
- Учебно-тематический план______________________________________ 6
- Методическое обеспечение программы___________________________ 10
- Список литературы____________________________________________ 11
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа «Основы и закрепление навыков плавания» относится к физкультурно-оздоровительному направлению.
Образовательная программа «Азбука здоровья» разработана на основе программы обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста (автор Л.Ф. Еремеева С - П.: Детство - пресс, 2005г.)
Основные направления деятельности:
• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
• развитие и совершенствование физических качеств: выносливости, силы, быстроты, ловкости;
• воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной и игровой деятельности.
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80% больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, то закаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У людей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударного объема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50) уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращений обычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мин.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиеся плаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величина ЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3). Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее и укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет», способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.
Цель – формирование плавательных навыков и умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде.
Задачи:
- обучить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде;
- заложить прочную основу первоначальных навыков плавания для дальнейших занятий;
- способствовать укреплению здоровья, развитию физических качеств.
Программа курса «Основы и закрепление навыков плавания» для не умеющих плавать детей 6-10 лет, рассчитана на один год, 31 час, при разовых занятиях в неделю по 1 учебному часу.
Основу программы составляет ознакомление и адаптация с водной средой. Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, общеразвивающие упражнения и подвижные игры на воде, начальное обучение плаванию. В теоретической части рассматриваются вопросы безопасного поведения в бассейне и на воде, о различных видах плавания. В практической части изучаются основы плавания кролем на груди и спине, брассом; игры и общеразвивающие упражнения в воде. На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
В группы принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.
Ожидаемый результат.
Основными показателями успешной реализации программы является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также сформированность плавательных навыков.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | в том числе | ||||
Изучение материала | Практи- ческая часть | Повто-рение | Контроль | Резерв-ные часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Основы знаний | В процессе занятий | |||||
2 | Общеразвивающие упражнения и подвижные игры на воде | 13 | 1 | 7 | 2 | 2 | 1 |
3 | Начальное обучение плаванию | 18 | 3 | 8 | 3 | 3 | 1 |
Итого: | 31 | 4 | 15 | 5 | 5 | 2 | |
I четверть (октябрь) | 5 | 1 | 2 | 0 | 1 | ||
II четверть (ноябрь - декабрь) | 8 | 0 | 4 | 2 | 1 | 1 | |
III четверть (январь - март) | 11 | 2 | 5 | 2 | 2 | ||
IV четверть (апрель - май) | 7 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Общеразвивающие упражнения и подвижные игры на воде | |||||
Кол-во часов | 13 часов (1 час резерв) | |||||
Цель и задачи изучения темы | Цель: обогащение двигательного опыта обучающихся посредством овладения общеразвивающими и игровыми упражнениями на воде, помогающие детям не бояться воды. Задачи: - обучать подводящим плавательным упражнениям; - развивать физические способности; - способствовать адаптации обучающихся к водной среде. | |||||
Требования к результатам освоения программы учебного предмета | Личностные результаты. активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов Предметные результаты. получат знания о: правилах поведения в бассейне и техники безопасности на воде; понятия: поза и дыхание пловца, погружение, всплытие, лежание, скольжение; названия используемого спортивного инвентаря. научаться: выполнять подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на погружение, всплытие, лежание и скольжение. получат возможность научиться демонстрировать: плавательные упражнения в играх; задержку дыхания под водой не менее 10 секунд; скольжение на груди и спине.
| |||||
Поурочное планирование изучения темы | ||||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуальную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Инструктаж по технике безопасности на воде и правилам поведения в бассейне. Дыхание пловца. | С. 142-143 Правила поведения на занятиях | трапп бассейна, поза пловца, дыхание пловца, гребки руками, задержка дыхания, погружение, всплытие, лежание, скольжение | Излагать и соблюдать правила поведения в бассейне и технике безопасности при выполнении упражнений и игр на воде; Иметь представл. о дыхании и позе пловца | устный опрос | |
2 | Свойства воды. Вхождение в воду по трапу бассейна. Игра «Морской бой». | Характеризовать свойства воды; Выполнять вхождение в воду | само- проверка | |||
3 | Ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями руками. Игра «Будь внимательным». | С. 137-138 Подготовительные упражнения С. 137-138 Подготовительные упражнения | Выполнять передвижения по дну бассейна различными способами | выборочн. зачет | ||
4 | Погружение в воду с головой с задержкой дыхания. Игра «Поезд и тоннель». | Демонстрировать погружение в воду с головой с задержкой дыхания | тест задержка дыхания под водой | |||
5 | Упражнения на всплытие и освоение горизонтального положения тела «поплавок», «звезда». | Выполнять упражнения на всплытие; Осваивать горизонтальное положение тела | КУ на всплытие «поплавок», «звезда» | |||
6 | Скольжение по воде на груди. Игра «Стрела». | С. 138 Скольжение на груди | Выполнять скольжение по воде на груди | само- проверка | ||
7 | Скольжение по воде на спине. Игра «Кто дальше?» | С. 139 Скольжение на спине | Демонстрировать скольжение по воде на груди и спине | КУ скольжение на груди и спине | ||
8 | Техника дыхания на воде с выдохом в воду. Эстафета с бегущей игрушкой. | С. 137-138 Подготовительные упражнения | Выполнять выдох в воду; Характеризовать ошибки при выполнении дыхания на воде | взаимо- проверка | ||
9 | Доставание предметов со дна бассейна. Игра «Водолазы». | Выполнять погружение в воду с открыванием глаз в воде | самост. работа | |||
10 | Движения ногами. Игра «Мотор». | С. 139 Движения ногами на суше и в воде | Осваивать плавательные движения ногами | выборочн. зачет | ||
11 | Движение руками. Игра «Мельница». | С. 139 Движения руками на суше и в воде | Осваивать плавательные движения руками | выборочн. зачет | ||
12 | Игры на воде. | С. 141-142 Запомни | Применять плавательные упражнения в играх на воде | устный опрос | ||
13 | «Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет | С. 143-144 Запомни | Применять плавательные упражнения в играх на воде | устный опрос | ||
Тема | Начальное обучение плаванию | |||||
Кол-во часов | 18 часов (1 час резерв) | |||||
Цель и задачи изучения темы | Цель: формирование плавательных навыков и умений различными способами. Задачи: - обучать технике плавания способом кроль на груди, кроль на спине, брасс; - развивать координацию движений, выносливость; - способствовать воспитанию уверенности в своих силах. | |||||
Требования к результатам освоения программы учебного предмета | Личностные результаты. активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов Предметные результаты. получат знания: о способах плавания кролем на груди и спине, брассом; правила безопасного поведения во время купания в открытых водоемах. научаться: выполнять движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине, брасс; проплывать одним из способов несколько отрезков (4-6 раз) получат возможность научиться демонстрировать: технику плавания способом кроль на груди, кроль на спине или брасс. | |||||
Поурочное планирование изучения темы | ||||||
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы | Содержание урока по УМК с указанием учебного материала, выносимого на индивидуальную учебную деятельность | Понятийный аппарат | Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Виды диагностического контроля | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Техника плавания кролем на груди. | С. 139 (рис.43) Упражнения для освоения способа «кроль на груди» | кроль на груди, кроль на спине, брасс, положение тела, движение ног, движение рук, дыхание, согласованность движений рук, ног и дыхания, координация, выносливость | Иметь представление о технике плавания способом кроль на груди. | устный опрос | |
2 | Движения ногами кролем с доской в руках. | Осваивать движения ногами кролем с доской | само-проверка | |||
3 | Движения руками кролем на груди. | Осваивать движения руками кролем на груди | само- проверка | |||
4 | Согласование движений рук и ног с произвольным дыханием. | Выполнять движения рук и ног кролем на груди | взаимо- проверка | |||
5 | Согласование движений рук и дыхания при плавании кролем на груди. | Демонстрировать плавание способом кроль на груди | КУ | |||
6 | Техника плавания кролем на спине. | С. 140 (рис 44) Упражнения для освоения способа «кроль на спине» | Иметь представление о технике плавания способом кроль на спине | устный опрос | ||
7 | Положение тела. Движения ногами кролем. | Осваивать движения ногами кролем без доски | само- проверка | |||
8 | Движение руками кролем на спине. | Осваивать движения руками кролем на спине | само- проверка | |||
9 | Согласование движений ног, рук и дыхания. | Демонстрировать плавание способом кроль на спине | КУ | |||
10 | Согласование рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди и спине. | Выполнять движения рук и ног кролем на груди и спине | взаимо- проверка | |||
11 | Самостоятельное плавание кролем на груди и спине. | Применять плавательные упражнения для развития физических способностей | самост. работа | |||
12 | Техника плавания брассом. | С. 141 Спортивные способы плавания | Иметь представление о технике плавания способом брасс | устный опрос | ||
13 | Движения руками брассом. | Осваивать движения руками брассом | само- проверка | |||
14 | Движения ногами брассом. | Осваивать движения ногами брассом | само- проверка | |||
15 | Согласование движений руками и ногами. Игра «Гусеница». | Выполнять движения рук и ног брассом | самост. работа | |||
16 | Самостоятельное плавание брассом. | Демонстрировать плавание способом брасс | КУ | |||
17 | Эстафеты и игры на воде. | с. 141-142 Запомни | Взаимодействов. со сверстниками в процессе игр на воде, соблюдая правила безопасности | взаимо- проверка | ||
18 | Беседа о правилах купания в открытых водоемах. Игры на воде. | С. 137 Жизненно важное умение | Излагать и соблюдать правила безопасного поведения во время купания в открытых водоемах | устный опрос |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части:
- подготовительную,
- основную,
- заключительную.
Игра в групповых уроках занимает основное место. Ведь игра вызывает большие эмоции, повышает активность детей, способствует появлению инициативы, воспитывает чувство товарищества. Урок в игровой форме более эффективен, ему присущ элемент соревнования, пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах.
У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.
Методические советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Материально-техническое обеспечение:
- Бассейн;
- Плавающие игрушки – для обучения выдоха в воду;
- Тонущие предметы – для погружения под воду и умения ориентироваться в воде;
- Обручи – для игр и проныривания;
- Доски, мячи, пластиковые бутылки – для обучения скольжению на груди и спине;
- Коврики, гимнастические палки, скамейки – для упражнений на суше;
- Музыкальный центр.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя:
- Васильев В.С. Обучение детей плаванию. − М.: Физкультура и спорт, 1989 – 96с.
- Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. – С-Пб.: Детство-пресс, 2005 – 112с.
- Козлов А.В. Плавание доступно всем. – Л.: Лениздат, 1986 – 95с.
- Осокина Т.И. Как научить детей плавать. – М.: Просвещение, 1985 – 63с.
- Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники. – М.: Скрипторий 20003, 2008 – 87с.
Список литературы для ученика:
- Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-145304-1361820588.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/18/picture-202291-1408362213.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/26/picture-237909-1506446756.jpg)
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-578261-1422799355.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/21/picture-478696-1432182601.jpg)
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...