Статья на тему организация внеурочной деятельности
статья по физкультуре на тему

Комкина Юлия Константиновна

В работах отражается работа с детьми с ОВЗ на уроках внеурочной детяельности и на уроках ЛФК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Комкина Юлия Константиновна

(ГБОУ СОШ №448,Санкт-Петербург)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация внеурочной деятельности со слабовидящими и незрячими детьми

по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

Введение

Как учить детей нам хотя бы теоретически все понятно, хотя на практике встречается целый ряд проблем и внештатных ситуаций. Начиная с простого не выхода ребенка на урок или отсутствия хорошей связи сети Интернет, до психологических проблем и не желания учиться.

Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. В процессе дистанционного обучения необходимо сформировать систему внеурочной деятельности обучающихся, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования.

Знакомство с педагогической и научно-методической литературой по данному вопросу помогло выделить основные цели внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности "информационного общества".


В соответствии с указанными целями, определены основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.


В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.


Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий. К ним относятся:

  • Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
  • Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
  • Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
  • Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  • Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:

  • социальная направленность применения информационных технологий;
  • актуальность изучаемых разделов по предметам и программам;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по предметам

Виды и формы внеурочной деятельности:

  • игровая,
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение,
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество,
  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1.Слабовидящие и незрячие дети

Слабовидящие дети

Дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабо-видения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза. С. д. дошкольного возраста могут воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены их индивидуальные особенности. С. д. дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. С. д. могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

Если врач-офтальмолог назначил ребенку очки, родители должны следить за тем, чтобы он правильно их носил, постоянно ими пользовался, а также строго соблюдал рекомендации глазного врача.

В том случае, если слабовидящий ребенок начинает учиться в массовой школе, темп его работы быстро отстает от темпа работы остальных учеников. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже его возможностей. Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива.

Обучение С. д. должно проходить в особых условиях, способствующих охране слабого зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих утомление. К ним относятся применение назначенных офтальмологом средств коррекции зрения: обычных (очки) и специальных (лупы, телескопические очки), повышенная освещенность рабочего места, специальные учебные пособия, рациональный режим зрительной работы.

В развитии незрячего или слабовидящего ребенка можно выделить три характерные особенности:

1. Общее отставание в развитии незрячего ребенка от развития нормально видящих детей. Это проявляется, как в области физического, так и в области интеллектуального развития. Несколько замедленный темп развитие незрячего ребенка обусловлено бедным запасом образных представлений, недостаточностью Двигательной активности, ограниченностью в пространстве.Пассивность и безынициативность часто возникает у незрячих в результате неправильного воспитания, недостаточного внимания на развитие личностных качеств (таких как активность, самостоятельность), ориентировки. Выше уже упоминалось, что для нормального развития ребенка необходимо правильно организовать коррекционную работу и воспитание в семье.

2. Несовпадение развития зрячих и незрячих и слабовидящих детей. Это связано с тем, что аномальному ребенку приходится вырабатывать свои способы познания предметного мира, не свойственные зрячим. До того времени пока у него не выработают способы компенсации слепоты или слабовидения, способы познания окружающих предметов, представления, получаемые им из окружающего мира, будут неполные, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее. Поэтому перед родителями, тифлопсихологами и тифлопедагогами стоит задача помочь детям с нарушениями зрения выработать компенсаторные способы и приемы познания окружающего мира. А именно, развитии осязания, чтобы ребенок мог тактильно изучить и распознать предмет; развитие слуха, чтобы ребенок научился слушать и оценивать те впечатления, которые они получили из окружающего мира и, а также развитие психических функций(внимание, память, мышление и восприятие).

3. Диспропорциональность. Она проявляется в том, что психические процессы и качества личности, которые менее всего страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т.д.), развиваются быстрее, а другие качества, которые напрямую связанные со зрением развиваются медленнее (двигательная активность, ориентировка в пространстве). Диспропорциональность связана с отсутствием у ребенка с нарушениями зрения способов и приемов компенсации, основанных на зрительной информации
Таким образом, стадии, характер и темп развития незрячего или слабовидящего ребенка зависит от правильно организованной коррекционно-развивающей работы, социально- бытовой реабилитации и правильного воспитания в семье.

2.2.Особенности развития слабовидящих и незрячих детей

• Нарушения функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.
• Нарушение функции цветоразличения проводит к невозможности различения одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.
• Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.
• Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.
• Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.
Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его (А. Г.Лигвак, Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, В. А. Феоктистова и др.).
При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинноследственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.
Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.
У таких детей возникает меньше трудностей в овладении эталоном цвета (они могут возникнуть при восприятии коротковолновой части спектра — сине-фиолетовых тонов), больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», «пространство».
При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, локализовывать (вычленять) заданную величину оценивать расстояние между предметами.

Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Периоды развития слепых и слабовидящих детей не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени. Эта особенность развития детей с нарушением зрения обусловлена тем, что им приходится вырабатывать свои способы познания мира, которые часто не свойственны нормальновидящим школьникам.
Зная эти особенности детей с дефектом зрения и их причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их правильного развития как в школе, так и вне школьных занятий с целью предотвращения возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.
Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ

2.6. Внеурочная деятельность

Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Учебники УМК «Планета знаний» предлагают для выбора различные социально значимые проекты, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать по своим интересам и возможностям.

Организация школьных мероприятий  предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. В процессе дистанционного обучения необходимо сформировать систему внеурочной деятельности обучающихся, цели и задачи которой должны сочетаться с основными целями и задачами обучения и целями и задачами информатизации образования, выявить основные направления содержания этого вида деятельности на основе применения информационных и коммуникационных технологий.

На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности "информационного общества";


В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности обучающихся, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.


В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции внеурочной деятельности обучающихся, основанной на применении информационных технологий. К ним относятся:

  • Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
  • Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
  • Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
  • Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  • Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности обучающихся можно отнести следующие особенности:

  • социальная направленность применения информационных технологий;
  • актуальность изучаемых разделов по предметам и программам;
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по предметам

Виды и формы внеурочной деятельности 

Определены виды внеурочной деятельности:

  1. игровая,
  2. познавательная;
  3. проблемно-ценностное общение,
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество,
  6. социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); 7 - трудовая (производственная) деятельность;
  7. спортивно-оздоровительная деятельность;
  8. туристско-краеведческая деятельность.


Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочную деятельность включает: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

В связи с этим, одним из основным направлением своей педагогической деятельности считается развитие творческих способностей, критического мышления обучающихся посредством использования дистанционных форм обучения.

Актуальность применения данной технологии обусловлена тем, что без ее использования не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. Проведение мероприятий в дистанционном режиме дает равные возможности школьникам в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование, наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности.

Кроме того внеурочной деятельности обучающихся свойственны основные черты. Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности проявляется в:

  • целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;
  • свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;
  • реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;
  • особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;
  • реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);


Направления внеурочной деятельности 


Внеурочная деятельность организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, духовно-нравственное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность, лекционно-образовательная деятельность. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Проведя анкетирование обучающихся, можно выявить направления содержания внеурочной деятельности, которые были бы интересны определенному кругу обучающихся.

Перечень направлений и количество часов на каждое направление внеурочной деятельности являются примерными. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Модель внеурочной деятельности 

Для определения модели внеурочной деятельности проводится следующая работа:

  1. Анализ имеющихся условий (помещения, материально–технические условия, кадры)
  2. Знакомство педагогов и родителей с требованиями к организации внеурочной деятельности (информационное совещание, заседание Совета Школы, родительское собрание, где проведено анкетирование родителей с целью выявления интересов и потребностей детей
  3. Выбор направлений внеурочной деятельности (в соответствии с потребностями детей и родителей).
  4. Определение кадрового состава для реализации внеурочной деятельности.
  5. Определение видов внеурочной деятельности и форм работы для достижения воспитательных результатов первого уровня.
  6. Методическая поддержка в написании рабочих программ внеурочной деятельности.
  7. Создание модели и примерного расписания внеурочной деятельности.


В разработанной нами модели организации внеурочной деятельности ЦДО Кемеровской области каждому ребенку представлена возможность пройти через весь спектр предлагаемых в разделе «Внеурочная деятельность» направлений. Эта модель имеет положительный момент. Пройдя через все направления, ребенок сможет сделать осознанный выбор в пользу той деятельности, в которой сможет раскрыть свои способности и таланты, проявить себя в полной мере.

Особое место во внеурочной деятельности занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Они не просто воспроизводят увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Итак, система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности
Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся.

Внеурочная деятельность может проводиться учителями начальных классов, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей и другими.
Механизмы взаимодействия могут быть различными.

Организация внеурочной деятельности 

Для оптимизации организации внеурочной деятельности организована консультативно-методическая поддержка учителей. Детям-инвалидам и их родителям предоставлена возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением процесса внеурочной деятельности. Виды и формы этого процесса обучающихся варьируются в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.
Все перечисленное просто необходимо для того, чтобы дети с ограниченными возможностями получили весь спектр полноценного как образовательного обучения, так и воспитательного процесса обучения.

Многое зависит от качества подготовленного учебно-методического материала, и от искусства и опыта учителя. Этому необходимо учиться постоянно, корректировать различные программы в зависимости от формы заболевания ребенка.

Говоря о детях с ограниченными возможностями, ограниченными в общении, и желающими его, необходимо для них организовывать внеурочное дистанционное общение с учителем или такими же ребятами, создавая форумы по интересам, проводить дистанционные викторины, соревнования, игры, олимпиады, конференции, конкурсы, организовывать чат-общение и др. Это очень важная проблема, так как большинство обучающихся детей-инвалидов не имеют культуры работы в форумах, в конкурсах и в связи с заниженной самооценкой или запущенностью по предмету не стремятся участвовать в предложенных мероприятиях. Многие дети в силу заболеваний не имеют возможности посещать различные кружки, секции, не имеют возможности полноценного общения. Выполняя другую задачу проекта-социализацию детей с ОВЗ, в регионе разработаны и постепенно внедряются программы дополнительного образования.

Практически все наши сетевые учителя помимо курсов общего образования, занимаются расширением кругозора учащихся, углублением знаний, используя как региональные разработки допобразования, так и разработки наших коллег ЦДО Кемеровской области.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.
Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя,
кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, на сайте ЦДО Кемеровской области, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Помимо учебного процесса специалисты ЦДО Кемеровской области ведут разнообразную внеклассную работу, в том числе на основе дистанционных технологий, предоставляя детям возможность принимать участие в мероприятиях центра независимо от места жительства. Организация внеклассной работы в центре имеет огромное значение для формирования единого коллектива детей и учителей. Свою задачу мы видим в том, чтобы преодолеть, насколько это возможно, с учётом состояния здоровья детей и их места жительства ограничения в общении, творческой самореализации учащихся, активизировать деятельность детей и родителей, расширять круг их интересов.

Новыми направлениями организации внеурочной деятельности работы и дополнительного образования являются дистанционные мероприятия, которые методисты ЦДО Кемеровской области, совместно с педагогами образовательных учреждений предлагают детям и реализуют непосредственно на сайте ЦДО Кемеровской области .

В соответствии с годовым планом на сайте ЦДО Кемеровской области проводится много различных дистанционных конкурсов, викторин, олимпиад и т.д. Все обучающиеся, независимо от возрастных, психолого-физиологических ограничений принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.
Сейчас участие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в общественной жизни, составляет около 65%, но это первые результаты!

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.

Таким образом, мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие. Большое внимание в центре уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.

Мы считаем, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим.

Заключение

Представляется вполне реальным развитие такого образовательного пространства в школе, в котором гармонично сочетались бы основное образование, внеурочная деятельность, дополнительное образование детей. Тем более, что успешный опыт школ-комплексов, образовательных центров, школ полного дня убедительно доказал эффективность подобной организации жизнедеятельности школы, ее актуальность и перспективность

Список литературы

  1. Данилюк,  А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 55.
  2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  3. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/metodicheskie-rekomendatsii/vneurochka.html
  4. Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.



Предварительный просмотр:

Развитие физического здоровья на занятиях ЛФК учащихся с ОВЗ в начальной школе

ЛФК

Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Основной терапевтический метод ЛФК — это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК — физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

ЛФК  предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. В процессе занятий больной приобретает навыки в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, физических упражнений — с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать занятия лечебной физической культурой лечебно-педагогическим процессом.
ЛФК использует те же принципы применения физических упражнений, что и физическая культура для здорового человека, а именно: принципы всестороннего воздействия, прикладности и оздоровительной направленности. По своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью советской системы физического воспитания.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор — средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

Роль ЛФК при заболеваниях

Весьма существенна и важна. Благодаря физическим упражнениям, входящим в комплекс лечебной физкультуры при заболеваниях, в организме происходит стимуляция физиологических процессов, которая осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. В результате работы мышц значительно повышается тонус ЦНС (центральной нервной системы), а также происходит изменение функций внутренних органов, в особенности системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Лечебная гимнастика при заболеваниях способствует тому, что усиливаются воздействия на мышцу сердца, а также сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения, происходит усиление регулирующего влияния корковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Также, благодаря физическим упражнениям лечебной физкультуры при различных заболеваниях, в организме обеспечивается более совершенная легочная вентиляция и постоянство напряжения углекислоты в артериальной крови.

Развитие физического здоровья на уроках лфк

В ЛФК используются разнообразные методы применения физич. упражнений: гимнастический, игровой и спортивный. Наибольшее распространение имеет гимнастический метод, его особенностью является возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, суставы и четкого дозирования общей и местной нагрузки.

Занятия леч. гимнастикой проводятся по специальной методике, определенной для каждого заболевания. Они могут быть индивидуальные, для 2—3 больных и групповые. При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю. Каждое занятие леч. гимнастикой строится по определенному плану и включает в себя три раздела: вводный, основной и заключительный. В ЛФК придается большое значение правильному дозированию физич. упражнений; это достигается путем установления их продолжительности, выбора правильных исходных положений, количества повторений и темпа выполнения, правильного выбора амплитуды и ритма движений, рационального чередования периодов нагрузки и отдыха, регулирования эмоционального фактора, учета индивидуальных особенностей  больного.

Одной из разновидностей леч. гимнастики является корригирующая гимнастика, задача к-рой — исправление нек-рых болезней опорно-двигательного аппарата и лечение их начальных форм — нарушения осанки, сутулости, искривления позвоночника и др. Корригирующая гимнастика с наибольшим успехом применяется в период роста организма, т. е. в детском и юношеском возрасте. При искривлениях позвоночника она преследует цель укрепления мышц, окружающих позвоночник. Корригирующие упражнения при искривлении позвоночника назначают с обязательным сочетанием с общеразвиваю-щими и дыхательными упражнениями. Игровой метод особенно широко применяется при занятиях ЛФК с детьми. Включение в занятия ЛФК игр повышает интерес к ним, но требует строгого дозирования нагрузки во избежание утомления. Спортивный метод в ЛФК применяется с большими ограничениями, преимущественно в сан.-кур, учреждениях.

Условием эффективности ЛФК является длительное систематическое, регулярное проведение занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждой процедуре, так и на протяжении всего курса лечения, учет возраста, профессии, двигательной активности больного, особенностей течения болезни. Дополнением к занятиям ЛФК является механотерапия, трудовая терапия, массаж. Занятия ЛФК проводятся в комплексе с закаливанием организма.

Примерные комплексы упражнений на уроках ЛФК

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

  1. И.П.- основная стойка.

1-руки вверх потянуться, подняться на носки – вдох, 2- вернуться в исходное положение – выдох (вдох через нос, выдох через рот).

  1. И.П.- ноги врозь, руки в стороны максимально отведены назад, ладони вперед, пальцы разведены.

1- руки резко скрестить на груди, кисти на лопатки, выдох (резкий); 2- медленно вернуться в исходное положение, вдох.

  1. И.П.- стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки в стороны-вверх.

1-опуститься на стопы, наклон вперед, округлить спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, больно хлестнуть кистями по лопаткам (громкий выдох). 2-3- плавно руки развести в сторны и снова скрестить перед грудью, 2-3 раза хлестнуть кистями по лопаткам, продолжать выдох. 4- вернуться в исходное положение, диафрагмальным выдохом выпячивая круглый живот.

         4. И.П.- стоя на носках прогнувшись, ноги на широине плеч, руки вверх-назад, пальцы в замок (держа топор).

1- опуститься на стопы, быстрый наклон вперед, округлив спину, хлыст руками вперед-вниз-назад (выдох); 2- плавно вернуться, диафрагмальным вдохом выпячивая живот.

         5. И.П.- стоя на носках, наклонившись вперед, руки вперед-вверх, кисти в кулак.

На каждый счет гребок баттерфляем, опускаясь на стопы, руки вниз-назад к бедрам, увеличить наклон (выдох); руки вперед через стороны вверх-вперед в исходное положение (диафрагмальный вдох).

         6. И.П.- упор лежа.

1- упор присев, выдох; 2- вернуться в исходное положение, диафрагмальный вдох (все сделать за 1 сек.).

         7. Ходьба на руках (в парах) с диафрагмальным дыханием.

 

Комплекс упражнений в положении сидя.

  1. И.П.- сед в упоре сзади.

1-нога вверх, тянуть носок, 2- вернуться в исходное положение, 3-4- то же с другой ноги (ноги не сгибать, можно регулировать высоту положения ноги вверх).

         2. И.П.- сед в упоре сзади.

1- прямые ноги вверх, 2- вернуться в исходное положение.

         3. И.П.- сед в упоре сзади.

1- согнуть ноги, 2- выпрямить вперед-вверх, 3- согнуть ноги, 4- вернуться в исходное положение.

         4. И.П.- сед в упоре сзади.

1-3- наклоны туловища максимально вперед, 4- вернуться в исходное положение.

         5. И.П.- сед в упоре сзади.

1- ноги вверх, 2- ноги в стороны, 3- ноги соединить, 4- вернуться в исходное положение.

         6. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс.

1-2- наклоны туловища вправо, 3-4- влево.

         7. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс.

1-2- повороты туловища вправо, 3-4- влево.

         8. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки на пояс.

1-3- пружинящие наклоны туловища вперед, руки вперед, 4- исходное положение.

         9. И.П.- сед согнув ноги, упором в стопы, колени максимально в стороны. Руки за голову.

1- локти вперед, округлить спину, выдох; 2- вернуться в исходное положение (локти максимально в стороны, прогнуться), вдох.

 

Комплекс упражнений в положении стоя.

  1. И.П.- стойка ноги врозь, руки вверх в замок, ладонями наружу.

Рывки руками над головой.

  1. И.П.- стойка ноги врозь, руки за голову.

1-округлить спину, локти максимально вперед, 2- вернуть в исходное положение, локти максимально в стороны, прогнуться.

         3. И.п.- стойка ноги врозь, руки к плечам.

1-4- круговые движения руками вперед, 5-8- назад.

         4. И.П.- основная стойка.

1- правая рука вверх назад, левая вниз назад, захват кистями рук за спиной, прогнуться, зафиксировать положение, 2- исходное положение, 3-4- поменять положение рук.

         5. И.П.- стойка ноги врозь, руки на пояс.

1- локти вперед, округлить спину, голова вперед-вниз, выдох; 2- локти назад, прогнуться, голова вверх, вдох.

         6. И.П.- стойка ноги врозь, руки за голову.

Наклоны и повороты туловища вправо и влево, сохраняя правильную осанку.

         7. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклонить туловище вперед, прогибая спину - выдох, и.п. - вдох. При наклоне голову поднимать, локти отводить назад ноги прямые, темп медленный. 3-8 раз.

         8. И.п - стойка ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево выдох, и.п. - вдох. То же в другую сторону.

         9. И.п. - широкая стойка ноги врозь, ступни параллельно. Повернуть туловище влево с наклоном к левой ноге, отводя руки в стороны. То же в другую сторону. Ноги прямые, темп медленный, повторить 2-5 раз.

         10. И.п. - широкая стойка ноги врозь, руки вверх «в замок». Круговые движения туловищем в одну и в другую сторону, темп медленный, повторить 2-3 раза в каждую сторону.

 

Комплекс упражнений в положении лежа.

Упражнения для укрепления мышц спины:

1. И.п. - лежа на животе, подбородок на кистях рук.

Поднять голову и плечи, руки на пояс (живот от пола не отрывать, Лопатки соединить), держать 3-4 секунды .

2. То же, но руки к плечам, за голову.

3. То же, но руки назад, в стороны.

4. То же, но руки вверх.

5. Поднять голову и плечи. Движение руками к плечам, в стороны, к плечам, И.П.    

6. Поднять голову и плечи. Руки в стороны - сжимание и разжимание пальцев.

         7. Поднять плечи и голову. Руки вверх - два хлопка, и.п.

         8. То же, но руки в стороны - небольшие круговые движения в плечевых  суставах.

         9. Движения руками как при плавании способом брасс на гpуди.

         10. Движение руками в стороны, к плечам, вверх. и.п.        

         11. Движения руками, имитация «бокса».

         12. И.П. – то же. Движение руками вверх, за голову, вверх, и.п. Держать 4 счета в каждом положении.

         13. И.П. - лежа на животе, руки вверх. Передача теннисного мяча, эстафетной палочки из рук в руки до конца шеренги. Все занимающиеся держат руки вверху до окончания передачи.

         14. То же, но передача предмета слева направо.

         15. И.П. - лежа на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание ноги вверх.

         16. То же, но движения ногами как при плавании кролем на груди.

         17. И.П. - то же. Поднимание обеих ног вверх.

         18. И.П. - тоже. Поднять правую, присоединить левую, опустить правую, затем левую.

         19. Поднять ноги, развести в стороны, соединить и опустить.

         20. На гимнастической скамейке, лежа продольно на животе, движения ногами, как при плавании способом брасс на груди.

         21. И.П. - то же, но движения руками и ногами.

         22. И.п. - лежа на животе, руки согнуты, кисти под подбородком. Поднять левую руку вперед, а правую назад вдоль туловища, опустить голову и потянуться, проделать то же, меняя положение рук. Темп медленный.

         23. «Лягушонок». И.П. - то же. Поднять голову вверх, руки  к плечам ладонями вперед, сводя лопатки, прогнуться спину с небольшим подниманием груди от пола. Прогибая спину, отводить голову назад, избегать сильного прогиба в пояснице, темп медленный.

         24. И.п. - лежа на животе, упор ладонями у плеч, голова опущена. Попеременное поднимание ног назад-вверх с прогибом  спины и отклонением головы назад. Прогибаясь, не отрывать грудь от пола, темп средний.

Упражнения для укрепления мышц живота:

1.И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища.

Поочередное поднимание ног на 45º.

2.Согнуть обе ноги в коленях, разогнуть под углом 90º и опустить.

3.«Велосипед».

4.Движение ногами, как при плавании кроль на спине.

5.Одновременное поднимание и опускание прямых ног.

6. Согнуть обе ноги в коленях, выпрямить их под углом 45º, развести их в стороны и, опуская, соединить.

7.Движения ногами, как при плавании способом брасс на спине.

8.Поднимание и опускание прямых ног с разной скоростью.                                                                                                                                  9. Круговые движения ногами.

10. Поднимание и опускание ног в коленях с зажатым между коленями волейбольным или набивным мячом.

11.Руки вперед, ноги согнуть в коленях, головой коснуться колен.

12. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. Спина прямая, прижата к полу, темп медленный.

13. И.П. - лежа на спине, руки за головой. Делать попеременные движения прямыми ногами вверх-вниз - «ножницы». Затылок и плечи плотно прижаты к полу, темп средний, 4-10 раз каждой ногой.

14. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых ног вверх. Носки вытянуты, темп медленный.

15,. И.П. - лежа на спине, руки согнуты, ладони над головой. Поднимание прямых ног вверх, разведение их в стороны и опускание вниз в И.п. Локти плотно прижаты к полу, а ноги прямые, темп медленный, повторить.

16. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони повернуты к полу.

17. Сесть, опираясь руками в пол, выпрямить спину, отвести прямые руки назад и вернуться в И.П. Ноги в се время прямые, сидя, отводить голову назад, темп средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме "Организация внеурочной деятельности"

Эссе по теме «Организация внеурочной деятельности: находки, проблемы, перспективы»«Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим – не судьей,...

Статья по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у де...

Статья на тему "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении химии"

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить таким важным умением, как уме...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...

Статья на тему «Организация внеурочной деятельности по английскому языку для детей с ОВЗ »

Статья раскрывает актуальные вопросы связанные с обучением детей с ОВЗ  и адаптации их в обществе как современную проблему и берет за основу внеурочную деятельность как решение образовательн...