Учебные двусторонние игры в баскетбол с ограничениями и дополнительными правилами
учебно-методическое пособие по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Постепенное обучение игровым  действиям помогает новичкам успешно преодолевать трудности применения техники в процессе игры. Для устранения игры "толпой", индивидуализма в действиях и ограниченного применения технических приемов, предполагаются 18 различных вариантов учебных игр, которые можно с успехом использовать на уроках физической культуры.

                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon flusov_v.a._18_variantov_uchebnyh_igr_po_basketbolu.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2 г. Алдан»

 МО «Алданский район»

Учебные двусторонние игры в баскетбол

с ограничениями и дополнительными правилами

Методическое пособие

Автор: учитель физкультуры

высшей категории

 Флусов Владимир Аркадьевич

     

Республика Саха (Якутия)

г.Алдан

2015 г.

Содержание

Введение______________________________________________________________3

Учебные двусторонние игры в баскетбол с ограничениями и дополнительными правилами ____________________________________________________________3

Список использованной литературы_____________________________________8

Введение

                  

           К игре с соблюдением всех правил баскетбола следует подходить постепенно, начиная с уменьшенного времени,  ограниченного состава игроков в команде и упрощенных правил. Ученики должны последовательно знакомиться со всеми составными частями игры. Судейство игр с ограничениями или дополнительными правилами проводится под руководством учителя или его помощника, из числа наиболее подготовленных учеников. Постепенное обучение игровым  действиям помогает новичкам успешно преодолевать трудности применения техники в процессе игры. Для устранения игры "толпой", индивидуализма в действиях и ограниченного применения

технических приемов, предполагаются 18 различных вариантов учебных игр, которые можно с успехом использовать на уроках физической культуры.

                           /

Учебные двусторонние игры в баскетбол

 с ограничениями и дополнительными правилами

           В рекомендуемых вариантах особого внимания заслуживают игры, позволяющие охватить большое количество занимающихся.

          I-й  в а р и н т. Во всю длину площадки чертятся две параллельные линии, ,которые  делят площадку на три равных коридора. В составе команды пять игроков: правый и левый защитники, центровой, левый и правый крайние. Правый крайний и правый защитник играют только в пределах правого коридора. Левый крайний и левый защитник играют в пределах левого коридора. В ходе игры они могут меняться местами, не выходя за пределы своего коридора.

 В центральный коридор можно забегать при бросках мяча в корзину или при ведении мяча по направлению к щиту. Центровому разрешается играть во всех коридорах. Эта роль обычно поручается хорошо подготовленному ученику.

          2-й   в а р и а н т.    То же, что и в первом варианте, но игрокам разрешается меняться местами: правому крайнему с левым крайним и левому защитнику с правым защитником. Центровой играет во всех коридорах.

         3-й  в а р и а н т.   Игра проводится с соблюдением всех правил, включая атаку корзины после того, как мяч побывает у всех игроков нападающей команды.

          4~й  в а р и а н т.   Игра проводится с соблюдением всех правил, включая дополнительное правило, направленное на целесообразное выполнение ведения мяча (разрешается вести мяч, если нет возможности передать его ближайшим партнерам).

          5-й  в а р и. а н т.  («Зонный баскетбол» модификация игры «Передай дальше» из опыта польских тренеров). Игра способствует изучению простых тактических действий: выбор места на площадке для получения мяча, целесообразное расположение и взаимодействие игроков, перехват мяча во время передачи, держание игрока без мяча и. с мячом.

 В каждой команде девять игроков:  пятеро выполняют нападающие функции в передовой зоне, остальные четыре - защитные функции в тыловой зоне (они противодействуют пяти нападающим противоположной команды).

 По условиям игры пятерка нападающих располагается в пяти кругах диаметром 1,5м каждый. Нападающим разрешается одной ногой выходить из круга, чтобы увеличить зону для ловли мяча от партнеров. Нападающий, получив мяч, может воспользоваться поворотами и шагом в любую сторону за пределы круга (не смещая осевую ногу). Особенно важно сделать шаг с мячом при передачах. Это помогает игроку освободиться от опекающего его защитника и выполнить свободную передачу партнеру. Четыре защитника противоположной команды ведут борьбу с пятью нападающими. Защитники свободно бегают по площадке, но не имеют права забегать в круг. Защитник пытается перехватить мяч при передачах между нападающими. Если нападающему удалось овладеть мячом, защитник мешает ему выполнить точную передачу. В этих условиях (неплотного единоборства) защитник может выбить мяч из рук, если нападающий не успел сделать поворота или шага назад.

Основные правила:

1. Команды после приветствия становятся на свои места: пятерка нападающих в пяти кругах, четыре защитника около центрального круга.

 2. Судья подбрасывает мяч между двумя защитниками, которые в прыжке стремятся отбить его своим партнерам-защитникам. Игрок, овладевший мячом, пытается точно передать мяч в круг своему партнеру-нападающему.

 3. Нападающие стараются точно передавать мяч друг другу. Как только мяч окажется в кругу, ближайшем к корзине, нападающий может воспользоваться благоприятным случаем, чтобы забросить мяч в корзину с близкого расстояния.

 4. Мяч, заброшенный в корзину, вводится в игру баскетболистом противоположной команды. Игроки-защитники вводят в игру мяч передачей из-за лицевой линии. Они могут воспользоваться ведением или передачей мяча своим нападающим, расположенным в пяти кругах на противоположной половине площадки. Игра продолжается, если при неточном броске мяч отскочил в круг к нападающему.

5. Если при неточном броске мяч отскочил к защитникам, они передают его своим нападающим на противоположную половину площадки.

 6. Через определенный промежуток времени в командах изменяется расстановка игроков. Побеждает команда, которая  в установленное время набрала наибольшее количество очков.            

          6-й в а р и а н т ("Школьный баскетбол"). В игре участвуют 20 занимающихся: 10 мальчиков и 10 девочек. В каждой команде играют 5мальчикови 5 девочек. Мальчики из обеих команд играют на одной половине площадки, а девочки на другой. В процессе игры не разрешается переход средней линии площадки. Первую половину игры мальчики одной команды все время защищают свою корзину и овладев мячом, передают его девочкам своей команды, которые атакуют противоположную корзину. После 2-5 минут игры, команды меняются ролями: тот, кто защищался, переходит к атакующим действиям. Побеждает команда, которая за время игры набрала наибольшее количество очков.

          7-й в а р и а н т. Класс делится на две равные команды. По 5 мальчиков из каждой команды играют в поле, остальные располагаются пятерками за лицевой и боковыми линиями передовой зоны. Все пятерки выстраиваются в шеренги. Одна пятерка - за правой боковой линией, вторая - за левой боковой и третья - за лицевой. Игра проводится по правилам со следующими дополнениями:

а) игроки, действуя в поле, обязаны направить мяч одному из игроков, стоящему за линиями поля;

 б) игроки за линиями поля могут сразу передать мяч игроку в поле или друг другу, и затем партнерам, играющим в поле;

 в) игроки в поле должны повторно передавать мяч за линию игрокам различных пятерок;

 г) игрокам в поле разрешается вести мяч только перед завершающим броском в корзину;

 д) через определенное время на площадку выходят очередные пятерки, а на их место за линией становятся играющие.

            8-й  в а р и а н т. "Поточный баскетбол".

1.Проводится в группах с большим количеством занимающихся. Группа разделяется на команды по 4-5 игроков. Две команды играют на площадке. Остальные, ожидая своей очереди, располагаются шеренгами за лицевыми линиями поля.

Игра проводится с соблюдением правил баскетбола с вариантами поточной смены команд:

  а) Нападающая команда, забросившая мяч в корзину, продолжает нападать в обратном направлении против очередной команды, выбегающей из-за лицевой линии.

 б) Команда, перехватившая мяч, атакует противоположную корзину, которую выбегает защищать очередная команда.

 в) Команда, не сумевшая защитить свою корзину или потерявшая мяч (вследствие ошибки или наказания), возвращается за лицевую линию и дожидается своей очереди.

 2. а) Если в течение определенного времени нападающая команда не забросит мяч в корзину, она заменяется другой. Замена состоится в том случае, если мяч будет заброшен.

     б) Команда, овладевшая мячом, атакует противоположную корзину, а очередная команда выбегает, чтобы защитить свою корзину.

1.      Независимо от результата обе команды после истечения определенного времени уходят за лицевую линию.

 2.      Группа делится на две равные команды. В каждой команде ученики комплектуются пятерками: первая пятерка, вторая и т.д. Вначале играют первые пятерки, через короткий промежуток времени их сменяют вторые, затем третьи и т.д. Счет игры ведется общий для обеих команд.

           9-й  в а р и а н т.   В каждой команде играют по восемь учеников. Овладев мячом, команда переходит в нападение в составе пятерых игроков, остальные трое отдыхают на середине поля и наблюдают за игрой. Вместе с ними находятся три игрока из команды, которая защищается. После заброшенного мяча (либо перехвата), в нападение переходят двое из состава защищавшейся команды совместно с тремя партнерами, отдыхавшими на середине поля. Таким образом, в атаках участвуют пять игроков, а остальные трое отдыхают.  Игроки отдыхают поочередно, кроме капитанов команд.

         10-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. Нападающей команде, при овладении мячом от щита, прибавляется 2 очка к общему счету игры.

          11-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. За бросок со средней дистанции команде начисляется: за попадание мяча в верхнюю часть корзины - 2 очка, за точное попадание в корзину - 4 очка.

          12-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. Команда, забросившая мяч после быстрого прорыва, вновь  владеет мячом. Мяч вводится в игру из-за боковой линии. Разрешается атаковать корзину после того, как мяч

обойдет всех игроков нападающей команды,

          13-й в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил. Команда, забросившая мяч, вновь атакует. Мяч вводится в игру из-за боковой линии и перед атакой должен обойти всех игроков.

          14-й в а р и а н т. Игра с соблюдением всех правил. Для хорошо подготовленных игроков устанавливается определенный предел бросков:

 а) игрок заменяется, либо продолжает играть, но ему после определенного числа личных попаданий (6-8 очков)  не разрешается атаковать корзину;

 б) игроку разрешается атаковать корзину после удачных бросков партнера (одного и более, по договоренности).

          15-й в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, ,включая обязательное применение определенного технического приема или тактического действия. За успешное выполнение команде начисляется определенное количество очков.

          16-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, включая дополнительное правило, разрешающее ведение мяча только дальней рукой от противника. Ведение мяча ближайшей рукой к противнику считается ошибкой, и мяч передается противоположной команде для выбрасывания из-за боковой  линии.

          17-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, включая дополнительное правило, направленное на выбор целесообразной передачи.  Если противник оказывает противодействие передаче правой рукой, игроку надо обязательно передавать мяч левой рукой, либо с левой стороны, придерживая мяч обеими руками (двумя руками от левого плеча или двумя руками снизу со стороны левой ноги).

          18-й  в а р и а н т.  Игра с соблюдением всех правил, включая обязательное ведение мяча без зрительного контроля.

      Используя приведённые выше варианты учебных игр, можно разнообразить средства достижения поставленных целей и выполнять определённые учебные задачи.  

 

Список использованной литературы

1.Ж.К. Холодов. Теория и методика физического воспитания и спорта.2008 г.

2.Э. Наймакова. Физкультура. Методика преподавания спортивных игр. 2001 г.

3.Коробейник Ж.К. Михеев А.А. Николаенко И.Г.  Физическое воспитание: учебное пособие для средних учебных заведений. 2-изд. М. 1989 г.

4.В.Н. Кряж. Круговая тренировка в физическом воспитании. 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по правилам игры в баскетбол.

Оценка знаний учащихся по разделу : "Баскетбол"....

Баскетбол. Совершенствование техники. Двусторонняя игра с заданиями.

Тема урока: Баскетбол. Совершенствование техники.  Двусторонняя игра с заданиями.Дата проведения: 15.11.2011Оборудование: баскетбольные мячи №6, №7, ноутбук, экран, мультимедийный проекторЦели ур...

ВОЛЕЙБОЛ. ДВУСТОРОННЯЯ ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ...

План-конспект урока физической культуры на тему: "Учебно-тренировочная игра в баскетбол 3*3"

План-конспект урока по физической культуре для 8-Б классаУчитель: Ильичев М.Ю.Тема урока: "Учебно-тренировочная игра 3*3"Цель урока: сформировать  представление о технике метания малого...

Волейбол. Двусторонняя игра по правилам.

Волейбол. Двусторонняя игра по правилам....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Особенности обучения технике игры в баскетбол с использованием нетрадиционных форм двусторонней игры»

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования....