Личностно-ориентированное обучение на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Авилкин Алексей Федорович

Личностно-ориентированное обучение на уроках физической культуры. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Личностно-ориентированное  обучение на уроках физической культуры

Авилкин А.Ф., учитель физической культуры

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

Укрепление и сохранение здоровья школьников  – это  важнейшая задача школы. Ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов она прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта.

    Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. Мы, учителя физической культуры,  можем помочь ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научить измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, их отслеживанию. Личностно-ориентированный подход к учащемуся  поможет сформировать мотивацию у него к занятиям физической культурой.

Идеалом физической культуры является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека, и я считаю своим долгом научить своих воспитанников этому. Я думаю, что вы единодушны со  мной во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

- замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;

- уменьшить склонность к полноте;

- улучшить функции сердца и дыхательных органов.

Исходя из анализа литературы, я могу сделать вывод, что при личностно-ориентированном  подходе на уроках  физической культуры выявлена тенденция  положительной динамики  уровня показателей физической подготовленности.

В связи с этим личностно-ориентированное обучение понимается мной как:

- индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся, помогающий ему в осознании себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;

- использование и активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности;

- создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической активности;

- создание условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к  своей деятельности у обучающихся;

- организация учебного процесса с задействованием единства эмоциональной и мотивационной сферы личности;

- учебный процесс, критериями эффективности которого должны являться условия  его организации, обеспечивающие здоровье и качество образования в сфере физического воспитания.

     Преподавая физическую культуру, я придерживаюсь на уроках следующих этапов:

  1. Предварительный этап. Организация рабочей группы.

Первый урок я провожу в форме тестирования, основная задача которого – выявить уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой, определить их интерес к различным видам спорта. В последующем упражнения подбираю для каждой группы индивидуально, в соответствии с их интересами, а также связанные с особенностями будущей профессиональной деятельности. В разных случаях больше всего страдают органы зрения и осанка. Большинство упражнений, предлагаемых мною в этих группах, направлены, прежде всего, на укрепление мышц спины.

         Следующие два – три урока я посвящаю формированию рабочей группы. Группа учащихся - это уже организованная группа. Все учащиеся одной группы заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Увлечь единой целью каждого из учащихся, настроенных по-разному, - дело нелёгкое. Но на каждом уроке каждый учащийся должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой.

Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры, необходимо организовать рабочую группу. Особое внимание при этом я уделяю созданию в коллективе здорового психологического климата, атмосферы взаимопомощи, чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к учащимся на уроке.

Среди них такие «мелочи» как:

- определённый порядок подготовки к уроку;

- порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в начале и конце урока;

- подготовка и отдача рапорта преподавателю о готовности группы к занятию;

- соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов;

- организованный уход с занятия.

Справиться с такой организацией учащихся легче, когда группа представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся. Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так называемых «трудных» учащихся. В моей практике нередки случаи, когда благодаря правильно подобранным общественным функциям для таких учащихся, доверию в работе на уроках физической культуры «трудные» становились более дисциплинированными.

И это закономерно. «Дисциплина - это результат воспитания».
Итак, для успешного проведения урока, овладения вниманием группы и в то же время для педагогического воздействия на учащихся я веду определённую работу, добиваясь, чтобы группа представляла собой хорошо организованный коллектив.

2. Основной этап. Подготовка учащихся к роли руководителя группы (физорга).

В успешном проведении урока, в воспитательном воздействии на учащихся существенную роль играет организация помощников преподавателя. Среди них особое место занимают руководители группы. В роли их в течение учебного года должны побывать все учащиеся, чтобы у каждого развивались необходимые для этого способности и умения. Хорошая организация помощников педагога – это, на мой взгляд, и есть наиболее оптимальный способ обучения учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Важно систематически готовить всех учеников к умению возглавлять занятия в группе. А это возможно только в процессе обучения на уроке.

Разумеется, обучая всех, я имею возможность выбирать в первую очередь самых лучших, более способных, но постепенно необходимыми знаниями и умениями будут овладевать все.

Может возникнуть вопрос о том, что готовить своих помощников - значит ещё одна дополнительная задача ко всем учебным задачам, стоящих перед уроком? На мой взгляд, нет, это не дополнительная, а органически входящая в процесс обучения, важно только избрать для этого соответствующие активные способы и приёмы организации учебного труда.

К таким в первую очередь отношу приемы, предусматривающие взаимную проверку и помощь учеников друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким относится известный способ организаций занятий сменами с разделением учеников на пары. Учащийся, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и по заранее указанным учителем критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания преподавателя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время отлично усваивают её сами.

При разделении на группы надо также привлекать всех учеников к наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют задание на перекладине, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке, наблюдают. Старший в отделении страхует и также подмечает положительное и отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, учащийся выслушивает замечания.

Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим подопечным, когда тот упражняется (в порядке очередной попытки) и помогает ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой, которую корректирует учитель, обязательно аргументируя окончательный балл.

Например, контрольные норматив на гибкость – наклон из положения лежа, в начале учебного года учащаяся выполняет на «-27». Это отметка «0». В конце учебного года показатель у нее – «-7». Это тоже «0». Но прогресс составляет 20 см. И я имею полное право поставить ребенку «10».

Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь учащиеся наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение на лыжне и т. п.

Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а вместе с тем ученики получают необходимые знания и умения для самостоятельных занятий.

Кроме того, и на уроках в группах юношей, и в группах девушек присутствует круговая тренировка. Сюда могут быть включены упражнения как общего воздействия, так и упражнения специального назначения (для бегуна, прыгуна, метателя).

3. Организация «часа здоровья».

Одним из методов, широко используемых для организации учебной деятельности, является организация и проведение часа здоровья (третий час физической культуры).  Именно час здоровья способствует снятию у учащихся напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху.

Во время проведения часа здоровья в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы. Таким образом, совершенствуются изученные навыки. Нужно учитывать, что наибольшим интересом у учащихся пользуются подвижные и спортивные игры.

Однако какой бы вид спорта ребята не любили, преподавателю необходимо заботиться о разностороннем развитии учащихся и поэтому включать в занятия упражнения, направленные на общую физическую подготовку. Это бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с мячом, подвижные игры, подвижные игры, которые должны быть составной частью каждого занятия. Вместе с тем, ребят нужно ориентировать на то, чтобы они уделяли внимание лёгкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике.

Во время часа здоровья должны быть обеспечены строгое соблюдение техники безопасности и медицинский контроль. Следует иметь в виду, что различные по сложности физические упражнения обладают разной степенью воздействия на организм человека. Поэтому при оздоровительных занятиях особенно важен индивидуальный подбор упражнений и дозирование нагрузок.

В хорошую погоду спортивный час целесообразно проводить на улице, лишь в плохую погоду стоит переносить занятие в помещение.

Таким образом, можно сделать вывод, что для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих учащихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем помощники из учащихся облегчают его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам.

Умение правильно использовать организаторские способности и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между преподавателем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающий стать подросткам сильными, ловкими и здоровыми.