разработка урока в 9 классе по теме "Волейбол"
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

Урок впо данной теме проводится с целью совершенствования действий защитника в усложнённых условиях посредством акробатических упражнений в рамках личностно-ориентированного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока физической культуры

Педагог (ФИО) ___Гаврилов Лев Лелевич______________________________________________

Предмет __физическая культура_________________________________Класс  ____9___________

Программа __«Комплексная программа физического воспитания» 1-11 классы, под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич: Москва, «Просвещение»,2010._________________________________

Раздел программы «Спортивные игры»_______ Тип урока _образовательно-тренировочный___

Тема урока «Волейбол»_____________________________________________________________ 

 Цель урока Совершенствование действий защитника в усложнённых условиях посредством_акробатических упражнений._____________________________________________________

 Задачи урока :   

I.   ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

 1.  Изучить  способы безопасного падения.

 2.  Познакомить учащихся с техникой падения после имитированного приёма мяча (назад, в стороны,  вперёд).

3. Способствовать осознанию учащимися важности внутри и межпредметной связи.

II.  ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

1.  Развивать физические качества.

2.  Развивать пластику, точность и координацию движений.

3.  Формировать умение выделять главное и сворачивать полученную информацию.

III.   ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.  Воспитывать умение взаимодействовать в группе.

2.  Воспитывать самостоятельность, ответственность и взаимовыручку.

Технология:                  Личностно-ориентированное обучение

Условия проведения _спортивный зал_школы_________________________________________

Материально- техническое обеспечение: оборудование, инвентарь и пр. маты, мультимедиа ресурсы, _ учебные карточки, свисток, планшеты, листы бумаги, фломастеры.________________

1. Вводно-подготовительная часть

1.1. Организационный момент 

Цель – обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки.

Задачи

  1. начальная организация учащихся;
  2. создание целевой установки;
  3. обеспечение внимания, дисциплины, собранности;
  4. регулирование эмоционального состояния, создание благоприятных психических и эмоциональных условий взаимодействия учителя и учащихся;
  5. психологическая настройка на предстоящую работу, организация занимающихся.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Средства:

  1. строевые упражнения  (построения, перестроения);
  2. различного рода передвижения;
  3. специальные беговые и прыжковые упражнения;
  4. подводящие и подготовительные упражнения;
  5. подвижные игры низкой и средней интенсивности (хорошо знакомые, не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников);
  6. упражнения на развитие подвижности в суставах, быстроты, выносливости и скоростно-силовых качеств.

Методы: словесные, наглядные, практические

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Построение. Приветствие, знакомство:       

   - Здравствуйте, ребята! Я рад видеть на своем уроке таких подтянутых, спортивных, красивых учеников!

Сообщение темы: Тема нашего урока  зашифрована в загадке. Слушаем внимательно и заканчиваем каждую строчку!

   В этом спорте игроки

   Все ловки и высоки,

   Любят в мяч они играть,

   Через сетку подавать,

   Мячик резко режут в пол!

   Значит это … (волейбол!)

И так, тема нашего урока: Волейбол. Но волейбол необычный. Волейбол без мяча и сетки. Чем же будем заниматься? Найдите связь между волейболом, гипсом и матами.

   1) В волейболе игроки делятся на нападающих и …(защитников).

   2) Функции защитника?

   3) Какой вид спорта помогает ему быть таким ловким и гибким?

Сегодня на уроке вы все превратитесь в защитников (либеро). Вы будете учиться защитным действиям при помощи акробатических упражнений.

Мы постараемся соединить воедино два разных вида спорта, будем учиться красиво и безопасно падать, а также ловко вставать и быть готовым к дальнейшим действиям.

 

   А сейчас я попрошу вас построиться парами (это пригодиться нам в работе) и мы начинаем.

Просит выполнить:

Ходьба с заданием.

Бег в среднем темпе с заданиями:        

- скрестный бег левым и правым боком;

- приставными шагами левым и правым

   боком;

- бег спиной вперёд;

Ходьба с восстановлением дыхания.

Ходьба в полуприседе в средней стойке волейболиста.

Просит перестроиться для выполнения ОРУ в парах

Учащиеся строятся в шеренгу, приветствуют учителя;

заканчивают каждую строчку загадки

отвечают на вопросы учителя

перестраиваются команды для передвижения по залу

соблюдают дистанции при выполнении упражнений

следят за дыханием.

Перестраиваются через центр в колонну по два. Поворот лицом друг к другу.  

ОРУ в парах:

  1. ИП - упор лёжа лицом друг к другу – поздороваться каждой рукой.
  2. ИП то же - хлопнуть поочерёдно рукой по плечу, поднимая противоположную ногу.
  3. ИП то же – прыжком в упор присев – ИП.
  4. ИП – упор присев – перекаты назад – вперёд в ИП.
  5. ИП – лёжа на животе – перекаты вперёд – назад.
  6. ИП – упор лёжа на груди - оттолкнуться ногами вверх – перекат и ИП.

7)ИП-упор лёжа на бёдрах, перекат вперёд сгибая руки, вернуться в ИП..

Готовят  маты для работы в ОЧ урока.

30 сек

2 мин.

1 круг, 30 сек

1 мин

по 1/2 круга

на 4 счета

1/2 круга

1/2 круга

1/2 круга

30 сек

5 мин

по 4 раза каждой

по 4 раза

каждой

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

8 раз

30 сек

Умение строиться в шеренгу, умение обращать внимание на внешний вид, приветствовать учителя, работать в парах, в команде, соблюдать правила ТБ, развивать внимание, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины, развивать гибкость.

2. Основная часть

Цель – обеспечение активной учебной работы учащихся для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных компетенций, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся.

Задачи

  1. формирование и поддержание хорошей осанки занимающихся в процессе выполнения сложных упражнений, закаливание организма;
  2. формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
  3. формирование физкультурных знаний;
  4. формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков;
  5. формирование специальных знаний;
  6. обучение умению применять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности;
  7. обучение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  8. обучение правильной технике выполнения упражнений;
  9. общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  10.  совершенствование функциональных возможностей организма;
  11. развитие основных и специальных двигательных качеств;
  12. развитие способности управлять движениями собственного тела;
  13. развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых, гибкости, подвижности и др.), способных обеспечить успешное обучение двигательным действиям;
  14. развитие коммуникативных навыков;
  15. развитие интеллектуальных качеств;
  16. воспитание морально-волевых и нравственных качеств (трудолюбие, честность, смелость, решительность, взаимопомощь и др.).

Средства:

  1. разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение поставленных задач;
  2. различные виды ходьбы и бега, прыжков;
  3. акробатические упражнения;
  4. основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки;
  5. спортивные, подвижные игры;
  6. упражнения с предметами и для осанки;
  7. прикладные упражнения;
  8. ОРУ повышенной интенсивности.

Методы: словесные, наглядные, практические

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

 Совершенствует с учащимися  способы безопасного падения.

Знакомит учащихся с техникой падения после имитированного приёма мяча  (назад, в стороны,  вперёд).

Способствует осознанию учащимися важности внутри- ,  меж- и надпредметной связи.

Напоминает задачи, форму работы (один из пары в роли учителя). Выдаёт карточки с рисунками.  Задаёт вопрос учащимся, какие методы будет использовать учитель.

Указывает на принципы изучения способов падений (от простого к сложному, последовательности и активности).

Обращает внимание учащихся на технику безопасного падения, исключает падения на суставы;  отмечает типичные ошибки: нет группировки, раннее раскрытие, положение головы.

Помогает учащимся не стремиться к идеалу, но избегать ошибок и чувствовать своё тело.

Предоставляет учащимся самостоятельно найти связь с жизненными ситуациями.

Показывает как способ выполнения падений может охарактеризовать модель поведения в жизни.

Учитель называет типичные ошибки: нет опускания руки на предплечье, в сторону которой

выполняется кувырок, недостаточное поступательное движение в сторону.

Учитель называет типичные ошибки: нет поступательного движения вперёд и упругого сгибания руки.

Работа учащихся в парах при осуществлении взаимо- и самоконтроля.

Выполняют перекаты:

1. Перекат на спине назад и перекатом вперёд вставание в стойку волейболиста.

2. Перекат прогнувшись из упора лёжа согнув руки, ногу назад: оттолкнувшись одной ногой, выйти в упор на руках и груди, соединить ноги, прогнуться, перекатиться с груди на живот и бёдра в упор лёжа прогнувшись.

3. Перекат прогнувшись из упора лёжа, подняв одну ногу назад, сгибая руки: упруго сгибая руки и отталкиваясь ногой, перейти на грудь и выполнить перекат в упор лёжа прогнувшись.

4. Перекат в сторону из стойки на коленях: наклониться в сторону, сгибаясь в тазобедренных суставах, перекатиться через бедро и таз на бок. Вставание: обратным перекатом вернуться в упор на колено, вставая на другую ногу и, отталкиваясь рукой, выпрямиться.

Выполняют кувырки:

5. Кувырок в сторону перекатом через спину: из упора присев, руки впереди, сгибая руку, опереться на предплечья, перекатиться через лопатку и спину на другой бок и, опираясь на предплечье и голень, встать; можно с помощью рук.

6. Кувырок в сторону перекатом через плечо: С шагом вперёд опереться на одноимённую руку, опуститься на плёчо и, отталкиваясь ногой, выполнить перекат. Сгибая ногу и опираясь на голень, встать; можно с помощью рук.

Выполняют падения:

7. Падение перекатом на боку из выпада в сторону: сесть на пятку согнутой ноги, колено вперёд; опустить бедро на пол и выполнить перекат на боку, отталкиваясь перейти в сед на одно колено ногу в сторону; встать при помощи рук.

8. Падение вперёд с перекатом прогнувшись на груди: с наклоном вперёд и одновременным махом одной ногой и толчком другой выполнить стойку на руках (до вертикали не доходить) и, сгибая руки так, чтобы приземлиться на грудь между кистями, выполнить перекат прогнувшись.

ОГ

20 мин

Каждое упражнение

по мере освоения

(примерно

2-4 раза)

ПГ

20 мин

Каждое упражнение

по мере освоения

(примерно

2-4 раза)

СМГ

20 мин

По возможности

умение работать в парах, осуществлять взаимо- и самоконтроль, умение выполнять упражнения на гибкость, ловкость, выносливость; умение воспитывать в себе морально-волевые и нравственные качества, умение развивать способности управлять движениями своего тела;

умение применять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности.

3. Заключительная часть 

Цель – приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность, постепенное снижение функциональной активности организма и приведение его в относительно спокойное состояние.

Задачи

  1. снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;
  2. постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности);
  3. снижение активности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;
  4. подкрепление навыка правильной осанки;
  5. регулирование эмоционального состояния;
  6. подготовка учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.).

Средства

  1. различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа;
  2. упражнения на расслабление мышц;
  3. упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния
  4. игровые задания;
  5. упражнения на внимание, координацию;
  6. упражнения на гибкость пассивного характера;
  7. упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния учащихся.

Методы: словесные.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Проводит самоанализ деятельности посредством использования знаковой системы сворачивания информации.

Обращается к учащимся:

    - Ребята, подводя итоги урока, пожалуйста, осмыслите ещё раз свою деятельность; мы сегодня имитировали приём мяча в сложных условиях, изучали подводящие акробатические упражнения, которые показали нам элементы самостраховки и рациональные и быстрые способы вставания. Возникшая в начале урока проблема решена?  Конечно, при этом вы развивали свои физические качества и способность ориентироваться в пространстве. А также увидели связь между видами спорта (акробатикой) и где можно применять умение падать.

    - Постарайтесь изобразить основные, важные моменты урока, а так же полученные знания и умения в виде знаков – рисунков и схем;

    - На многих уроках вы пользуетесь рисунками, схемами и таблицами?

    - А зачем они нужны? Конечно же, они нам помогают выделить главное в изучаемом материале.

Учитель проверяет  изображения

 Учащиеся рассаживаются на матах в 3-х группах по 4 человека.

Им выданы планшеты с бумагой и фломастеры.

Учащиеся изображают основные моменты урока  в виде рисунков, схемах и таблицах.

Во время рисования, учащимся предлагается  выполнить упражнение «Лягушка», хорошо развивающее гибкость.

Учащиеся показывают изображения учителю

ОГ

5 мин

2 мин

ПГ

5 мин

2 мин

СМГ

5 мин

2

мин

Умение приводить организм в спокойное состояние, регулировать эмоциональное состояние, организовывать внимание, дисциплину, собранность.

4. Подведение итогов урока

Цель - подведение итогов урока с оценкой педагогом результатов деятельности занимающихся

Задачи

1.подведение итогов учебной деятельности, с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся;

2.краткий разбор, если необходимо, отдельных моментов поведения учащихся;

4.организованное завершение занятия

Средства

1.мероприятия по подведению итогов урока с оценкой педагогом результатов деятельности занимающихся; сообщение задания на дом (для всего класса или отдельным ученикам).

Методы: словесные

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Проводит рефлексию деятельности:

    - Какие упражнения были сложны, а какие более доступны?

    - Легко ли было выступать в роли учителя?

    - Важны данные умения для волейболиста? А ещё для кого?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, сами объясняют свои изображения.

ОГ

2 мин

ПГ

2 мин

СМГ

2 мин

Умения оценивать результаты своей деятельности на уроке (самооценка результатов)

  1. Задание на дом

Цель – совершенствование умений и навыков, полученных на уроке

Задачи:

1. сообщение и объяснение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест»;

2. установка на следующий урок;

3. дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дозировка

ОМУ

Задаёт домашнее задание и организованно заканчивает урок.

Должны выполнить упражнения для укрепления мышц спины и рук: девушки обычные сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, юноши – то же, но на одной руке, приняв упор треугольником.

ОГ

10 раз

ПГ

10 раз

СМГ

по возможности

Умения самостоятельно выполнять домашние упражнения для укрепления и сохранения здоровья


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волейбол

Слайд 2

Цели урока: формировать физическую культуру личности; расширять функциональные возможности школьника; содействовать развитию психических процессов и индивидуальных свойств личности . Задачи урока: 1. Обучить технике приема и передачи мяча снизу двумя руками . 2. Совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху двумя руками. 3. Развивать координационные способности.

Слайд 3

Стойки различают на: Устойчивую - одна нога впереди. Основную - ноги параллельно. Неустойчивую - О ЦТ на передней трети стопы. Статичную - неподвижность игрока. Динамичную - переминание с ноги на ногу. В положении стойки руки находятся на уровне пояса, кисти обращены ладонями друг к другу, туловище несколько наклонено вперед, тело сво­бодно, ненапряженно. Стойка волейболиста

Слайд 4

Соединение кистей рук при приеме снизу Прием мяча снизу

Слайд 5

Прием подачи Прием мяча снизу Прием мяча снизу

Слайд 6

ПЕРЕДАЧА МЯЧА СВЕРХУ ДВУМЯ РУКАМИ

Слайд 8

Упражнение в верхней передаче мяча в двух шеренгах Прием и передача мяча двумя руками сверху

Слайд 9

Положение рук для приема и передачи мяча снизу двумя руками Прием и передача мяча

Слайд 10

Передача мяча снизу двумя руками Прием и передача мяча двумя руками снизу

Слайд 11

Передача двумя руками сверху

Слайд 12

Прием мяча двумя руками сверху

Слайд 13

Нападающий удар

Слайд 14

Нападающий удар

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...