Внеклассная работа
методическая разработка по физкультуре на тему

подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvihn._igry.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижные игры как средство обучения  двигательной активности у учащихся в начальной школе»

Цель:Совершенствовать двигательные действия посредством проведения подвижных игр.  

Задачи:

  1. Формировать навыки и умения физических качеств.
  2. Приобрести знания необходимые для успешной подготовки и проведения подвижных игр
  3. Изучить большое разнообразие подвижных игр
  4. Научить организовывать проведение подвижных игр.
  5. Воспитывать нравственные качества

        В последнее время в школу поступают дети, у которых слабая физическая подготовка.  Дети в основном проживают в близлежащих сёлах, детский сад не посещают, да и родители мало уделяют внимания физическому развитию. С появлением в квартирах современной техники: телевизоры, компьютеры, телефоны, джойстики, х-боксы, планшеты, они заменяют общение детям со сверстниками.  Удобно и для родителей, включил мультфильмы ребёнку, и он спокойно сидит, не мешает заниматься своими делами. Ребёнок мало бывает на улице, а если и бывает, то не может себя организовать, не знает чем заняться, не знает дворовых игр, потому что в эти игры давно перестали играть и их просто забыли.  Поэтому, придя в школу, они не умеют бегать, прыгать, играть мячом, плохо ориентируются на площадке, теряются при выполнении команд, слабо развита координация, быстро устают.   Многие просто стесняются выполнять упражнения на уроках физической культуры. По данным ряда исследователей у детей отмечается негативная  тенденция к ухудшению не только здоровья, но и показателей физического развития и физической подготовленности, что приводит к истощению образовательного потенциала, к снижению стрессоустойчивости, замедлению развития творческого начала. Поэтому на уроках  я стараюсь больше уделять внимание подвижным  играм.

Подвижные игры – это традиционное, наиболее доступное и эффективное средство воздействия на детей при их активной помощи. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. Преимущество подвижных игрперед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, инициатива, являющиеся непременным условием большинства игр, - как проявления воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которых, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Целесообразно подобранные игры, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма, степени физического развития и физической подготовленности детей способствуют оздоровлению, укреплению организма, закаливанию и тем самым профилактике обострению заболеваний.  

Подвижная игра – непременный спутник детства, школьных лет. Общеизвестно, что игра – способ, форма  проявления жизнедеятельности ребёнка. Нормальные дети не должны жить без игры. Это – способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевлённое. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолётом, конём и т.д. Каждый ребёнок неповторим и сам творит игру. Но его фантазия – непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим.  Мотивы выполнения активных действий детей на уроках физической культуры разнообразны. Преобладает обычно мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Образное название упражнений помогает им качественнее выполнять любое движение. Например:  изображение волка, медведя, зайца или воробья в сюжетных играх.  В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперёд, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур,  линию), ползание, подлезания.  В процессе игры, можно привлечь  внимание к правильному выполнению  движений путём показа, пояснения, использования образов, которым дети подражают, и предъявить определённые требования к их выполнению. Игра помогает преодолеть робость, застенчивость. В игре, подражая  действиям своих товарищей, ребёнок естественно и непринуждённо выполняет самые различные движения.

Подвижные игры развивают важные для организма  физические качества – силу, быстроту, гибкость, ловкость, выносливость.

  • Воспитывают чувство коллективизма, ответственность перед товарищами по команде;
  • Вырабатывают волю, формируют характер;
  • Учат общаться со сверстниками, быть внимательными друг к другу;
  • Учат критически воспринимать и оценивать своё поведение, поступки. Привычки, преодолевать себя, сдерживать свои эгоистические порывы;
  • Вырабатывают мужество, решительность, настойчивость в достижении цели;
  • Развивают речь, улучшают память, способствуют умственной активности;
  • Активизируют работу мысли, вынуждают действовать более рационально;
  • Развивают организаторские качества, творческую инициативу;
  • Способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире;
  • Совершенствуют психологические процессы;
  • Учат быстро ориентироваться в окружающей действительности, подготавливают к взрослой жизни.

Играя в подвижные игры, дети укрепляют своё здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки.  Особое значение  имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельностисердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья: улучшает аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

При проведении игр необходимо следить за физическими нагрузками. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки. Однако нельзя доводить участников игр до переутомления. Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанными  с  двигательным  односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.

Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему детей.  Это достигается путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывала бы у них положительные эмоции. Такие эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организма (в частности на нервную систему), а также на самочувствие и поведение учащихся. Вместе с тем проявление отрицательных эмоций в играх (обида, страх,  гнев и др.) нарушает нормальный ход нервных процессов, вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить детям моральное, эмоциональное и физическое удовлетворение.

При проведении подвижных игр необходимо полнее использовать их возможности для формирования у детей положительных черт характера, волевых качеств, а также воспитания нравственности. При правильном распределении игровых ролей между детьми (с учётом  физической подвижности, способностей и интересов каждого) они приучаются к взаимоуважению во время совместных действий и ответственности за свои поступки, привыкают помогать своим товарищам, если это требуется по ходу игр. В зависимости от качества выполнения роли тот или другой участник подвижных игр может заслуживать поощрение или, наоборот, порицание. Известно, что мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. Таким образом, подвижные игры – один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога.

Однако при проведении подвижных игр нужно учитывать физиологические возможности  в каждом возрасте.  В начальных классах (особенно в 1-2) игры занимают ведущее место.  Это объясняется необходимостью в движениях, свойственных детям этого возраста. Они растут, и одновременно у них развиваются важнейшие системы и функции организма.  Такие движения, как бег, подлезание, ползание, ритмичная ходьба и прыжки, дети лучше усваивают в игре.

Двигательный опыт детей очень мал, поэтому надо проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к развитию и совершенствованию координации движений, поведению играющих, проявлению инициативы каждым участником игры.

Для проведения большинства игр в начальных классах нужны пособия и инвентарь. У детей младшего школьного возраста зрительный рецептор развит слабо. Им нужен красочный инвентарь, который легче воспринимать.

Конечно, с инвентарём в нашей школе дела обстоят не очень хорошо, но мячи волейбольные, баскетбольные, скакалки, обручи, кубики есть. Плохо обстоит дело с лыжами, в школе их очень мало, а родители не могут позволить, в силу финансовых трудностей, их приобрести.  Да ещё присутствует стереотип советских времён, что «школа должна обеспечить..»

Поэтому во время лыжной подготовки я использую игры простые  без лыж:

«Не ходи на гору»

До начала игры из снега лепят большой ком (гору).  Дети становятся вокруг него, взявшись за руки.  По команде они тянут друг друга на гору. Тот, кто столкнёт ком или станет на него ногой, выходит из игры.

«Скатывание шаров»

Игра проводится после снегопада, когда можно лепить из снега ком. Играющие делятся на несколько групп и расходятся по площадке. По сигналу каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подаётся второй сигнал.  Проверяются шары.  Побеждает  группа, чей  шар окажется  больше.

«Гонки снежных шаров»

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 5-10 шагов один от другого. У последних игроков в командах имеется по снежному кому. По сигналу  они катят ком до следующих игроков, стоящих перед ними,  те в свою очередь катят ком также до впереди стоящих игроков  и т.д.  Когда ком дойдёт до самого первого игрока в колонне, он должен докатить его до конечной черты, находящейся в 10-20 шагах впереди. Чья группа сумеет раньше доставить ком к конечной черте, та считается выигравшей. Игру начинать по сигналу. Игрок, докативший ком до впереди стоящего игрока, остается на его месте.

«Перебежки»

По противоположным краям площадки проведены линии, за которыми расположились два города.  Расстояние между ними 15-20м.  Между городами вдоль одной из сторон площадки проводят черту, перпендикулярную черте  города.  Первая команда становится вдоль черты одного из городов, вторая, каждый из игроков которой держит по три снежка, -  вдоль боковой черты.  По команде, игроки,  находящиеся в городе, начинают по одному перебегать в противоположный город. Игроки второй команды бросают в бегущих игроков  снежки. Тот, в кого попали снежком, выбывает из игры. После этого команды меняются местами,  и игра проводится вновь.  Побеждает команда, которой удалось при перебежке сохранить больше игроков.

«Салки со снежками»

Одного из играющих выбирают водящим.  Остальные разбегаются по площадке, пробегая мимо водящего в разных направлениях. Водящий заготавливает заранее больше снежков и старается попасть снежком в кого-либо из пробегающих.  Тот, в кого попали, становится помощником водящего и тоже, не покидая своего места, старается осалить снежками пробегающих мимо игроков. Постепенно число помощников увеличивается. Игра прекращается, когда будет осалена большая часть игроков.

«Залп по мишени»

В игре участвует 3-4 команды (по 3 игрока в каждой). По числу команд надо приготовить мишени – квадратные кусочки фанеры (плотного картона) размером примерно 25х25 см., укреплённые на подставках.  В начале игры мишени устанавливают в 6 шагах от черты, за которой располагаются команды. По сигналу все игроки каждой команды одновременно бросают снежки в свою мишень (каждый по одному снежку). Если в результате этого залпа  какая-нибудь из мишеней перевернётся, её отставляют дальше на один шаг. Побеждает команда, которая к концу игры дальше отодвинет свою мишень.

«Льдинка»

Участники игры образуют круг и становятся на расстоянии 1-2 шагов друг от друга. В центре круга – водящий. Он кладёт перед собой гладкий кусочек льда (или шайбу, деревянную чурку) и ударом ноги старается выбить льдинку за пределы круга.  Играющие дети  препятствуют этому и отбивают льдинку назад. Тот, кто пропустит льдинку с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь  круга.

«Льдинка»  2 вариант

Играющие дети перебрасывают льдинку друг другу в самых разных направлениях. Водящий, находящийся внутри круга, старается перехватить её.  Если ему это удаётся, он становится в круг, а тот, по чьей вине это произошло, становится водящим.

«Осада снежной крепости»

Играющие дети разбиваются на две равные команды: одна находится внутри крепости (за стеной), другая – в 8-10м. от неё на линии огня. Участникам игры, находящимся в крепости, вручают по одной мишени. По команде все мишени поднимаются над крепостью на 3-4минуты. Каждый снайпер старается за это время попасть снежком в мишень. В случае попадания он громко объявляет: «Попал – раз, попал – два» и т.д. Судья следит за правильностью подсчётов. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, у которой окажется больше попаданий.

Можно вместо мишеней поставить городки. Команды  играют по очереди. Побеждает команда, быстрее сбившая все городки.

Можно обойтись без мишеней. Защитники крепости отбивают снежками атаки противника. В кого попадут снежком один раз, тот считается раненым, два раза – убитым (выбывает из игры). Побеждает команда, которой удаётся первой вывести из строя  трёх-четырёх противников.

В этих играх главное объяснить  детям,  куда нельзя попадать снежком в играющего.  Я предлагаю целиться в играющего ниже пояса, чтобы избежать травм.

Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся,возможно быстрее воспроизвести в действиях всё изложенное педагогом.Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание выполнять ту или другую роль в игре.  В начальных классах дети очень активные. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классах нужно назначать водящих в соответствии с их способностями. Водящим может быть игрок, победивший в предыдущей игре, оставшийся не пойманным, выполнивший задание  лучше других, принявший самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего должен помогать развитию у ребёнка способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей, воспитывать  у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские способности.  

В нашей школе в  начале учебного года в первом классе на уроках физической культуре  были дети, которые не хотели принимать участие в играх.  Они сидели и наблюдали за происходящей игрой. Особого стремления принимать участия в игре у них не было. Зная семью, в которой ребёнок воспитывался, я не настаивала в его участии в играх. Но через несколько уроков они уже принимали участие, но водящими быть не хотели.  Во второй половине учебного года эти дети принимают активное участие в играх. Многие дети не могут оценивать свои возможности, но всё равно я разрешаю им быть водящими (например, быть салкой), но в этом случае практикую помощь других детей, которые вышли из игры.  На уроках физической культуры дети присутствуют разного возраста, это позволяет им быстрее осваивать игры, глядя на старших товарищей, подражать им. Во время игр, которые требуют интенсивных нагрузок (бег), я разрешаю ребёнку отдохнуть. После отдыха он самостоятельно включается в игру. Водящими в играх хотят быть все (классы у нас малочисленные), поэтому стараюсь, что бы за урок эта роль досталась каждому ребёнку, но в разных играх.  Есть дети, которые при выполнении игры нарушают правила, конечно,  без замечаний здесь не обходится.

        Подбирая игры для урока, слежу за тем, чтобы они были направлены как на совершенствование техники упражнений, так и на развитие физических. Психических и нравственных качеств.

Прыгучесть

«Удочка прыжковая»

Для игры требуется верёвка длиной 2-3м. К одному концу её прикрепляется малый груз. Играющие становятся по кругу. Водящий, находящийся в центре круга, берёт верёвку за свободный конец и по сигналу начинает вращать  верёвку с грузом низко над землёй. Играющие подпрыгивают, чтобы верёвка не задела ноги. Кого верёвка заденет, тот выбывает из игры.

«Зайцы в огороде»

На площадке чертят два круга, один в другом. Внутренний круг – «огород». В нём стоит «сторож».  «Зайцы»  находятся в промежутке между окружностями. Они прыгают на обеих ногах  то  в огород, то из огорода. Сторож по сигналу ловит зайцев, оставшихся в огороде, догоняя их только в пределах  большого круга. Зайцы не могут выпрыгивать за пределы большого круга.  Когда будут пойманы 2-3 зайца, выбирают нового сторожа.

«Прыжки по кочкам»

На земле чертят 10-12 кругов («кочки») диаметром 40см. на расстоянии 60-70см. один от другого.  Играющие дети прыгают с кочки на кочку. Стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступая за кочки.

«Гонкапаровозов»

Играющие распределяются на две команды. Команды строятся в колонны по одному, причём каждый игрок держится за поясницу стоящего впереди. По сигналу участники в командах передвигаются подскоками до заранее установленного места и возвращаются обратно. Выигрывает команда , закончившая передвижение первой, но при условии, что все игроки прыгали, а не бежали.

«Эстафета с прыжками»

Играющие  дети распределяются на команды с равным количеством участников и строятся  в колонны.  Передние игроки стоят на одной линии. По сигналу первый номер каждой команды выполняет прыжок в длину с места и отмечает на земле место приземления пяток. Следующий игрок становится у линии приземления первого игрока, касаясь её носками,  и также прыгает, за ним третий и т.д. Выигрывает команда, игроки которой таким образом преодолеют большее расстояние.

«Кенгуру»

Играющие делятся на две команды. Передние игроки стоят на одной линии. В руках у игроков мяч. Надо мяч зажать коленями и по сигналу прыгать на двух ногах до финиша. Обратно возвращаются бегом. Мяч передают следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой закончит передвижение. Если мяч» ускользнул» его необходимо вернуть обратно и начать движение снова с того места где произошла остановка.  Бежать и идти с мячом нельзя.

Быстрота реакции

«Совушка»

В углу волейбольной площадки вычерчивают кружок – «гнездо», в которое  становится водящий  - «Совушка».  Остальные игроки разбегаются по площадке. По сигналу «День!»  они начинают бегать по площадке, а по сигналу «Ночь!» мгновенно замирают в той позе, в которой оказались в данный момент. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими.  Если кто-нибудь пошевелится, «Совушка»  берёт этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «День!» «Совушка» улетает в своё гнездо, а игроки возобновляют передвижение на площадке.  Игрока, которые попались «Совушке» пропускают одну очередь, а затем снова включаются в игру.

«Море волнуется»

Все игроки, за исключением водящего, становятся в круг лицом внутрь на расстоянии шага друг от друга. Каждый играющий отмечает крестиком место, где он стоит. Водящий ходит между участниками, стоящими на своих местах, и приговаривает: «Море спокойно». Кому он скажет эту фразу, тот идёт за ним, тот идёт за ним, взяв за руку впереди стоящего игрока. Таким образом, за водящим образуется цепочка занимающихся игроков. В результате все игроки оказываются в этой цепочке, передвигаясь шагом или бегом по площадке. После фразы водящего «Море волнуется» играющие расцепляют руки и бегут, стараясь занять какое-либо место, помеченное крестиком. Водящий тоже занимает одно из мест. Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Море волнуется» 2 вариант

Выбирается водящий. Остальные игрока располагаются по площадке. Со словами «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три морская фигура, замри!». Играющие должны принять позу морской фигуры (звезды, конька и т.д.) и замереть. Водящий  ходит и смотрит. Если кто пошевелится, водящий должен угадать морскую фигуру. Если водящий угадает морскую фигуру, то он становится игроком, а другой игрок – водящим. Игра начинается снова.

«Слушай сигнал»

Играющие дети идут в колонне по одному. Подаётся сигнал (хлопок в ладоши или свисток), по которому должны моментально  остановиться. Если даётся подряд два сигнала, то играющие продолжают идти вперёд, если три сигнала – игроки бегут в колонне по одному и т.д. Тот, кто ошибётся, пристраивается в конец колонны.

«Третий лишний»

Играющие дети становятся в круг парами, друг за другом, лицом к центру. Двое водящих бегают за кругом, причём один убегает, а другой догоняет. Убегающий может спастись от догоняющего игрока,  встав впереди любой пары. Тогда догоняющий может осалить того, кто оказался «лишним» , то есть игрока, стоящего позади данной пары – третьего. Игрок, оказавшийся третьим, должен быстро отбежать от своей пары и встать впереди другой – иначе он будет осален и станет водящим. Бегать через круг не разрешается.

«Выбей мяч»

Играющие дети распределяются на две команды и строятся в две шеренги лицом друг к другу. Между шеренгами проводится линия. Игроки первой команды каждый по три раза произвольно выставляют вперёд руки с мячом за линию и убирают их, но так быстро, чтобы игроки второй команды не успели выбить мяч. Затем команды меняются ролями. За выбитый мяч команде засчитывается 1 очко.  Побеждает команда, набравшая больше очков.

Быстрота

«Передача мячей»

Играющие дети становятся по кругу. Двум игрокам (первым номерам), стоящим по кругу один напротив другого, дают по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим игрокам, что бы опередить один другого в гонке мячей.

«Обгони мяч»

Играющие дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. За круг выходит водящий и стоит на одном месте. Соседний с водящим игрок получает волейбольный мяч, а затем игроки передают мяч по кругу (влево, вправо). Когда мяч минует 6-8 человек, передача приостанавливается и игроки говорят: «Раз, два, три – беги!». Водящий бежит с внешней стороны круга за мячом до своего места, а игроки тем временем продолжают передавать мяч по кругу до места водящего. Водящий выигрывает в том случае, если он успеет добежать до своего места, опередив передачу мяча.

«Передал – садись»

Играющие дети строятся в колонны по одному.  Водящие с мячом находятся в 4м. от колонн. По сигналу водящие бросают мяч первому игроку колонны, тот ловит его и быстро возвращает водящему, а затем принимает упор присев. Водящий передаёт мяч второму игроку и т. д. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

«Стрелки»

Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». Стрелки, распределившись поровну, располагаются у боковых линий площадки, а бегуны – на любом конце площадки.  Вдоль площадки, посредине её , проводится линия – путь бегунов. По сигналу один из бегунов бежит по этой линии на другой конец площадки, стрелки бросают в него с двух сторон по волейбольному мячу. Если им удаётся попасть в бегущего игрока, то команда стрелков выигрывает 1 очко. Потом бежит следующий игрок и т.д.  Затем игроки меняются ролями. Выигрывает команда,  набравшая больше очков.

Скоростные качества

«Кто первый?»

Две команды строятся в колонны по одному за лицевой линией или определённой отметкой. По сигналу первые игроки команд бегут до противоположной лицевой линии (или стены)  и обратно. Прибежав, игроки ударяют по ладони следующего (или передают ему какой-либо предмет), тот выполняет то же задание и т. д.  Команда, раньше закончившая бег, получает 1 очко. Игру проводят несколько раз. Команда набравшая больше очков. Побеждает.

«Воробьи и вороны»

Игроки двух команд, которые условно называются «воробьи» и «вороны», становятся у средней линии площадки спиной друг к другу.  Ведущий стоит сбоку от них и громко говорит: «Во-ро-ны!», протяжно произнося слог «ро» и быстро – последний слог. Игроки названной команды должны быстро убежать за лицевую линию площадки, а игроки другой команды – ловить убегающих игроков. Чередуя названия команд,  игра продолжается. После каждого раза подсчитывают число пойманных игроков. Побеждает команда, у которой больше пойманных игроков.

«Пустое место»

Игроки образуют круг. Водящий бежит с внешней стороны круга, кого-нибудь осаливает и продолжает бежать в ту же сторону, а осаленный  игрок бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается обежать круг и встать на освободившееся место. Участник, не успевший занять данное место, становится водящим, и игра продолжается. При встрече водящий обязан уступить дорогу осаленному игроку, отходя на шаг в сторону круга.

«Салки-1»

Игроки разбегаются по площадке, а водящий старается их осалить. Игрок, которого коснётся водящий, меняется с ним ролью.

«Эстафеты с бегом»

  1. Две команды строятся за лицевой линией. У противоположной линии против каждой команды лежит мяч (волейбольный, футбольный, баскетбольный). По сигналу первый номер бежит к противоположной лицевой линии, берёт мяч. Возвратившись с мячом, передаёт его следующему игроку. Тот бежит с мячом, кладёт его на противоположную лицевую линию; прибежав обратно, слегка ударяет рукой следующего игрока по ладони, тот бежит, берёт мяч и т.д. Команда, раньше закончившая задание, побеждает.
  2.  Можно мяч сразу держать в руках, игроки бегут до стены, касаются её мячом, возвращаются и передают мяч другому  игроку. И так до тех пор, пока все игроки не выполнят задание.
  3. Можно это же задание выполнять из положения, сидя, лёжа на спине, спиной к старту и т. д.
  4. Ту же эстафету игроки проводят, прыгая сначала на правой ноге до середины площадки, затем до конца – на левой ноге и возвращаются обычным бегом.
  5. Игроки передвигаются сначала прыжками правым боком вперёд, возвращаются также прыжками, но левым боком вперёд.
  6. Обычный бег,  возвращаться следует спиной вперёд.
  7. Мяч баскетбольный вести правой рукой до финишной линии, обратно с мячом в руках, передать следующему игроку. И так до тех пор, пока все игроки не выполнят задание.
  8. То же задание, но мяч вести левой рукой.
  9. То же задание, но мяч вести в приседе (финишную линию сделать короче).
  10.  Передавать мяч над головой, последний игрок бежит с мячом до финишной линии и возвращается, встаёт впереди команды и передаёт мяч. Побеждает команда, когда первый номер закончит игру.
  11.  То же задание, но мяч передавать по полу между ног.
  12.  Можно мяч передавать из рук в руку сбоку.

«Пчёлы и медведи»

Игроки делятся на две команды: «Пчёлы» и «Медведи». Пчёлы сидят в ульях, на первой планке шведской стенки.  Медведи – на скамейке. По сигналу – «Медведи!»,  пчёлы убегают из «ульев», а медведи идут к ним. Пчёлы выстраиваются на средней линии площадки. По сигналу – «Пчёлы!», медведи быстро убегают на своё место, а пчёлы стараются их поймать. Пойманный игрок выбывает из игры. Игра продолжается,  пока пчёлы не переловят всех медведей.

Сила

«Перетягивание каната»

На полу проводится линия, условно разделяющая канат на две половины. Две команды с равным количеством игроков берутся за концы каната. По сигналу игроки стремятся перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, которая добьётся этого первой.

«Бой петухов»

Игроки располагаются на одной половине волейбольной площадки. По сигналу все игроки начинают прыгать на одной ноге,  стараясь столкнуть друг друга с места. Тот, кто будет вытолкнут за пределы площадки или коснётся пола обеими ногами, выбывает из игры. Руками толкать нельзя.

«Борьба в кругу»

Игроки образуют две команды и становятся в произвольном порядке в большой круг, начерченный на полу. Игроки одной команды одевают повязки на головы в качестве отличительного знака.  По сигналу начинается состязание между командами: игроки, сцепив руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за пределы круга. Не разрешается толкать в спину; можно нападать вдвоём и втроём на одного, увёртываться, отбегать в сторону, не переступая границ круга. Игру проводят на время (2-3 минуты). Побеждает команда,  у которой большее число игроков осталось в кругу.

«Кто перетянет?»

Игроки становятся спиной друг к другу и переплетают согнутые в локтях руки. Каждый наклоняется вперёд, не разгибая рук, стараясь заставить соперника оторвать ноги от пола.

«Тяни в круг»

Игроки встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По указанию учителя они передвигаются по кругу вправо или влево, затем по сигналу останавливаются и стараются втянуть за линию круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадёт в круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки не втянутые в круг, считаются победителями.

«Кто устоит?»

Игроки в парах располагаются лицом  друг к другу на расстоянии вытянутой руки, пятки и носки ног вместе. Каждый играющий старается толчками одной или обеих  рук в ладони соперника вывести друг друга из равновесия. Можно уклоняться от толчков, то есть убирать ладони. Игрок, оторвавший ступни от опоры или сдвинувшийся с места, считается побеждённым.

Ловкость

«Охотники и утки»

Играющие располагаются на две равные по количеству игроков команды. Одна команда -  «утки» - находится в середине большого, заранее начерченного круга. Другая команда -  «охотники» - становится снаружи круга. По сигналу охотники начинают бросать волейбольным мячом  в уток. Утка, в которую попал мяч, выходит из игры. Когда охотники «перестреляют»  всех уток, команды меняются ролями. Побеждает команда,  выбившая всех уток за меньшее время.

Можно всех играющих  расположить на площадке, а выбрать только двоих охотников. За черту площадки выбегать нельзя. «Убитая» утка выбывает из игры. Можно использовать «свечку», то есть игрок поймавший мяч остаётся в игре. Игра заканчивается, когда все утки будут выбиты. Выбивать ниже пояса.

«Снайперы»

Выбирают двух снайперов с мячами в руках. Они занимают отведённое место. Остальные игроки располагаются за линией площадки – это город. Игроки должны перебежать через площадку из одного города в другой, то есть за линию с другой стороны площадки. Снайперы выбивают бегущих игроков. Выбитый игрок выбывает из игры. Игра длится до тех пор, пока не выбьют всех игроков. Выбираются новые снайперы из оставшихся 2 последних игроков.  Выбивать бегущего игрока ниже пояса.

Выносливость

«Салки -2»

Игроки располагаются в пределах волейбольной площадки. Один игрок – «Салка». Остальные игроки располагаются по площадке. После слов «Раз, два, три – от салки беги!» Игроки разбегаются, а салка старается догнать и осалить. Осаленный игрок выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один игрок. Он становится салкой.

«Салки -3»

Игроки располагаются на площадке. Выбирается «Салка». По сигналу салка начинает осаливать игроков, но если игрок успел запрыгнуть на скамейку или повиснуть на шведской стенке и оторвать ноги от земли, салка его не имеет права осаливать. Осаленный игрок выбывает из игры. Игра продолжается пока останется мало игроков. Можно изменить условия игра. Осаленный игрок становится салкой. Он поднимает руку и кричит: «Я салка!». Нельзя всё время держать ноги от земли. Нарушитель выбывает из игры.

                        

«Салки-4»

Игроки располагаются на площадке.  Выбирается «Салки». По сигналу игроки  убегают от салки. Если игрока осалили,  он вытягивает  руки в стороны и кричит: «Чай, чай – выручай!». Остальные игроки пытаются дотронуться до его руки своей рукой. Если дотронулись  до руки игрока, он  снова участвует в игре. Игра длится до тех пор, пока не будет осалено большее количество игроков.

Обычно в конце урока я провожу игру, которая очень нравится детям, она успокаивает детей и настраивает их на следующий урок.

«Паук»

Выбирается водящий – «Паук». Он располагается за средней линией площадки. Остальные игроки – «Мухи», бегают по площадке. По сигналу – «Пук!», игроки замирают, а водящий ходит и смотрит. Если водящий заметил двигающего игрока, тот выбывает из игры. Можно двигаться, менять позу, но так, чтобы водящий не видел. По сигналу – «Мухи!», игроки снова бегают по площадке.  Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он становится водящим.

Формирование необходимых навыков движений,  укрепление и оздоровление организма детей, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитания у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие речи и обогащения словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Используемая литература:

  1. Е.М. Минскин  «Игры и развлечения в группе продлённого дня» пособие для учителя, Москва «Просвещение» 1983
  2. Журнал «Физическая культура в школе» № 6-7 2008; № 5-6 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...