ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивного направления
рабочая программа на тему

Червяков Олег Владимирович

Рабочая программа по баскетболу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx112.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа по баскетболу разработана на основе Примерной  программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) ( авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова- заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин-  заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук).  Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. №  233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту. Москва ; Советский   спорт,  2004 – 100  с.

Основная цель программы – реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

обучающие:

- ознакомить с историей развития баскетбола;

- освоить технику и тактику игры в баскетбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- подготовить инструкторов и судей по баскетболу.

воспитывающие:

- воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

развивающие:

- способствовать развитию  специальных физических качеств: быстроты, выносливости,  скоростно-силовых качеств.

Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся.

Для более эффективной подготовки юных баскетболистов необходимо построить  учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:

- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;

- повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.

Занимающиеся  распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Подготовка юных спортсменов предусматривает два этапа: этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап.

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 52 недели. Из них 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель – для тренировки в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.

Кол-во занятий в неделю

НП – 1 год       3 занятия по 2 час.

НП – 2 -3 год       3-4 занятия по 2-3 час.

УТГ – 1-2 год    4-5 занятий по 2-3 час.

УТГ -  3-5 год     6 занятий по 3 -4час.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

-   постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

-   планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

-   переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для   баскетболиста;

-   увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

-   увеличение объема тренировочных нагрузок;

-   повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

Задачи этапа начальной подготовки

  • Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
  • Формирование стойкого интереса к занятиям.
  • Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

  • Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  • Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа

  • Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
  • Совершенствование специальной физической подготовленности
  • Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков
  • Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.
  • Индивидуализация подготовки.
  • Начальная специализация. Определение игрового амплуа.
  • Овладение основами тактики командных действий.
  • Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу.

Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.

Задачи начальной специализации

  • Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
  • Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
  • Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты   выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
  • Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.

Задачи углубленной специализации

1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

  • Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
  • Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
  • Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
  • Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).

Учебный план учебно-тренировочных занятий

в ДЮСШ по баскетболу (ч)

п/п

Виды подготовки

Этап

учебно-тренировочный

Этапы начальной подготовки

Год обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

1.

Теоретическая

6

8

8

12

14

16

20

20

2.

Общая физическая

120

108

102

90

90

80

70

70

3.

Специальная физическая

40

60

66

75

90

120

150

150

4.

Техническая

50

86

86

110

120

130

180

180

5.

Тактическая

20

30

30

55

90

120

150

150

6.

Игровая

20

30

30

50

50

70

90

90

7.

Контрольные и календарные игры

10

30

30

30

30

40

40

40

8.

Восстановительные мероприятия

-

-

-

30

30

30

30

30

9.

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

20

20

20

30

30

10.

Контрольные  испытания

8

12

12

16

16

16

16

16

11.

Медицинское обследование

2

2

4

4

4

4

4

4

Общее количество часов

276

368

368

552

644

736

920

920

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Учебный план по теоретической подготовке

Тема

 

УТ

 

НП

 

1-й

2-3

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

 

Физическая культура и спорт в России

1

0,5

1

1

1

1

1

 

Состояние иразвитие баскетбола в России

1

0,5

1

1

1

1

1

 

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

1

1

1

1

1

1

1

 

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

1

1

1

1

1

1

 

Гигиенические требования к занимающимся спортом

1

1

1

1

1

1

1

 

Профилактика травматизма в спорте

1

1

1

1

1

1

1

 

Общая характеристика спортивной подготовки

-

-

1

1

1

1

1

 

Планирование и контроль подготовки

-

-

1

1

1

2

2

 

Основы техники игры и техническая подготовка

-

1

1

1

1

2

2

 

Основы тактики игры и тактическая подготовка

-

-

-

1

2

2

2

 

Физические качества и физическая подготовка

-

-

-

1

1

1

1

 

Спортивные соревнования

-

1

1

1

1

1

1

 

Правила по мини-баскетболу

-

-

1

-

-

-

-

 

Правила по баскетболу

-

1

 

1

1

1

1

 

Официальные правила ФИБА

-

-

-

-

1

1

1

 

Установка на игру и разбор результатов игры

-

-

1

1

2

3

3

 

Всего часов

6

8

12

14

16

20

20

 

На основании Образовательной программы по баскетболу разработанной на основе Примерной  программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) мы разработали свою программу по баскетболу «Оранжевый мяч»:

В соответствии с концепцией физического воспитания в рамках проекта «Наш спорт - мое здоровье» учебно-тренировочные группы по баскетболу призваны решать следующие основные задачи:

1.        Обеспечить формирование у учащихся устойчивой потребности к
систематическим занятиям физическими упражнениями в тренировочных
режимах;

2.        Осуществлять подготовку гармонически развитых,
физкультурнообразованных учащихся, обеспечивать укрепление их здоровья,
разностороннюю физическую подготовленность и сбалансированное
физическое развитие;

  1. Создать условия для овладения учащимися основными ценностями физической и спортивной культуры и специфическими ценностями избранного вида спорта;
  2. Обеспечить освоение учащимися базовых теоретических знаний и сведений об истории, совместном состоянии избранного вида спорта и его возможностях для гармонического физического, духовного и нравственного совершенствования человека.
  3. Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена. Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.

В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются мальчики и девочки в возрасте от 8 до 13 лет, изъявляющие желание период, заниматься баскетболом. В первые два года обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет занятий учебно-тренировочных групп общеобразовательной школы задачи-укрепления  здоровья и всесторонней физической, моральной и психологической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретения навыков правильного выполнения движений й игровых действий.

Занятия по баскетболу планируются ежегодно на полный цикл (40
недель) с возможным дополнением в виде занятий в летнем спортивном
лагере    или        самостоятельных    тренировок    по    заданиям     тренера-педагога в объеме 10 недель.

Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, конспекта учебно-тренировочных уроков, журнале учета работы и дневнике  тренера - педагога.

Тренера - педагоги по баскетболу должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведение занимающихся в школе и вне ее. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах баскетбола.

Воспитательная работа осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и     индивидуальных бесед, лекции, экскурсии, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотр видеофильмов и т. д.

Тренер - педагог должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.

Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств: смелости, решительности, самообладания, умения преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважения к спортивному сопернику, умения побеждать и достойно встречать неудачи.

Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример преподавателя: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношением к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.

Программа

Гигиенические понятия, знания и навыки. Понятия о тренировке и спортивной форме. Основы спортивного массажа. Дневник самоконтроля.

Основы методики тренировки. Понятие об общей и специальной физической подготовке. Контрольные испытания и их значение для планирования индивидуальной подготовки баскетболистов. Основная направленность тренировки - это влияние на развитие физических качеств и формирование спортивно-технического мастерства. Основы сведения о методах тренировки и спортивной квалификации баскетболистов.

Общая и специальная физическая подготовка. Особенности применения средств скоростно-силовой и силовой подготовки. Упражнения   с   отягощениями.   Бег   на   различные   дистанции,   кроссы, различные спортивные игры.

Контрольные игры и соревнования. Анализ   проведенной   игры.   Положение   команды   в   календаре   во   время проведения соревнований по баскетболу.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической    и технической подготовке.

Инструкторская практика. Проведение разминки, показ выполнения технических  приемов.  Помощь руководителя    при    проведении    занятий.    Судейство    игр.    Помощь    в организации и проведении соревнований  по баскетболу  и другим  видам спорта.

Целью программы является - определение направления и содержания учебно-тренировочной и воспитательной работы секции баскетбола.

Целью баскетбола является - максимально содействовать решению задач физического воспитания, вовлекать в физкультурно - спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрения здорового образа жизни, создание прочной основы для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонически развитого молодого поколения.

Задачи:

1.        Содействие нормальному росту и укреплению здоровья ребенка.

2.        Развитие   физических   и   психологических   качеств,   обеспечивающих
высокую дееспособность.

  1. Воспитание жизненно - важных гигиенических навыков.
  2. Помощь в овладении и закреплении разнообразных двигательных навыков и умений.
  3. Обеспечение отбора и своевременной спортивной ориентации одаренных детей, способных достичь высокого уровня спортивного мастерства.

Организационная работа. Программа рассчитана для категории детей    школьного возраста. В секции «Баскетбола» занимаются учащиеся 5-11 классов. В секции занимаются   по четырнадцать человек в каждой  группе. Занятия проводятся  3-4  раза  в неделю на базе школы.

Ожидаемые результаты. Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности занимающегося. Успех в этом решающим образом зависит от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельной деятельности самих школьников. Здесь многое зависит от построения тренировочного процесса, выбора средств и методов, сочетание тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и команды.

Конкретные задачи.

  1. Разучивание и закрепление базовых элементов.
  2. разучивание. Закрепление и совершенствование специальных упражнений.

3.        Участие      в   массовых       выступлениях,   контрольных    и   школьных
соревнованиях.

Планирование и учет учебно-тренировочной работы. Годовой учебно-тематический план состоит из шести основных разделов: теоретической, технической, тактической, физической, интегральной и психологической подготовки. Изучение и совершенствование технических и тактических действий в баскетболе.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ»

Содержание занятий                                          

Часы

Теория

1

История возникновения баскетбола. Краткий анализ развития баскетбола в Росси.

2

2

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи.

1

3

Техника и тактика игры.

2

4

Правила соревнований. Организация и проведение соревнований.

2

5

Оборудование и инвентарь.

1

Итого часов:

8

Практика

1

Общая и специальная физическая подготовка.

113

2

Обучение и тренировка в технике и тактике баскетбола.

120

3

Товарищеские и учебные игры.

20

4

Прием нормативов по технической и специальной подготовке.

8

Итого часов:

158

Всего часов:                      

'

269

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Вид занятий

1

Техника безопасности

Беседа

2

История развития баскетбола

Беседа

3

Техника игра:

  • техника игры в нападении (базовые упражнения, специальные упражнения);

- техника игры в защите.        

Практические занятия

4

Тактическая подготовка: -тактика игры в нападении

-тактика игры в защите.

Практические занятия

5

Физическая подготовка (подготовительные игры, контрольные игры, задания по технике и тактике игры).

Практические занятия

6

Интегральная подготовка (подготовительные
игры, учебные игры, задания по технике и тактике
игры).

Соревновательный

7

Психологическая подготовка (участие в соревновательных, контрольных соревнованиях).

Беседа

8

Развитие физических качеств:

  •  прыгучесть;

-  быстрота;

-        координация;

-        ловкость;

-        гибкость;

-        скоростно-силовые качества;

-   выносливость.        

Практические занятия

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Всего

Теория

Практика

8 часов

Сведения о баскетболе

Подготовительные упражнения

8 часов

Теоретические основы баскетбола

Упражнения повышающие надежность передачи мяча, передачи мяча двумя руками, одной.

14 часов

Стойки, перемещения, передачи двумя руками, одной рукой, отскоком от пола, броски мяча.

Материал по изучению и совершенствованию техники упражнений, в соответствии с возрастом и физической подготовкой

106 часов

Упражнения для развития прыгучести (подвижные игры и эстафеты)

20 часов

Рассматривается вопросы обучения баскетболистов игровой и соревновательной деятельности, в процессе интегральной подготовки

99 часов

Развитие физических качеств (специальные упражнения, повышающие физическую подготовку)

Специальные Общеразвивающие упражнения физической подготовки

Всего:

269 часов

УСТРОЙСТВА

 ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Для развития основных двигательных качеств и специальных физических способностей используется специальное оборудование и тренажеры, такие как:

  1. Качели (для развития скоростно–силовых качеств);
  2. Прыжковая тумба (для развития прыгучести и прыжковой выносливости);
  3.  Экран прыгучести (для развития прыгучести соревновательным методом);
  4. Отягощение для всего тела(для прыжковой выносливости).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение соревнований и тренировок.

Спортивные сооружения, оборудование и инвентарь должны отвечать правилам соревнований, утвержденным Международной и Всероссийской федерацией баскетбола.

        Спортивно-техническое мастерство баскетболистов во многом зависит от качества тренировочного процесса. Повышения эффективности  тренировочных занятий. В этом важная роль принадлежит специальным средствам обучения, куда входят различные устройства, тренажеры, приборы и приспособления.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ»

№ п/п

Содержание учебного материала

Год обучения

1

2

3

4

5

6

1

Теоретические сведения

1.1.

Общая характеристика игры в баскетбол.

1

2

2

2

2

2

2

Е2.

История возникновения и развития баскетбола.

2

2

2

2

2

2

1.3.

Оборудование, инвентарь, форма учащихся при занятиях баскетболом.

1

1

1

1

1

1

1.4.

Правила соревнований и судейство игры.

2

2

2

4

4

4

1.5.

Предупреждение травматизма.

1

1

1

1

1

1

1.6.

Применение технических и тактических игровых приёмов (перемещения и стойки; ловля и передачи; ведение; броски).

1

1

1

4

4

4

1.7.

Правила игры в мини-баскетбол.

2

2

2

0

0

0

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОРАНЖЕВЫЙ МЯЧ»

№ п/п

Содержание учебного материала

Год обучения

1

2

3

4

5

6

1

Теоретические сведения

1.1.

Общая характеристика игры в баскетбол.

1

2

2

2

2

2

2

Е2.

История возникновения и развития баскетбола.

2

2

2

2

2

2

1.3.

Оборудование, инвентарь, форма учащихся при занятиях баскетболом.

1

1

1

1

1

1

1.4.

Правила соревнований и судейство игры.

2

2

2

4

4

4

1.5.

Предупреждение травматизма.

1

1

1

1

1

1

1.6.

Применение технических и тактических игровых приёмов (перемещения и стойки; ловля и передачи; ведение; броски).

1

1

1

4

4

4

1.7.

Правила игры в мини-баскетбол.

2

2

2

0

0

0

2.

Умения и навыки

2.1.

Перемещения:

а)        ходьба;

б)        бег (по прямой, рывком, спиной, с
изменением направления);

в)        прыжки (толчком двумя ногами, одной)

г)        повороты (вперед, назад);

д)        остановка двойным шагом;

е)        остановка прыжком.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

5

5

5

3

5

6

6

5

5

5

3

5

6

6

5

5

5

3

5

6

6

5

5

5

2.2.

Ловля:

а)        двумя руками;

б)        одной рукой.

5

1

5

1

5

2

6

6

6

6

6

6

2.3.

Передача мяча:

а)        двумя руками от груди;

б)        двумя руками сверху;

в)        одной рукой от плеча;

г)        с отскоком от пола;  

д)        передачи в движении.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6

2.4.

Ведение мяча:

а)        с высоким и низким отскоком;

б)        с изменением скорости;

в)        с изменением направления.

в)        с изменением направления.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

6

6

6

6

6

2.5.

Броски:

а) двумя руками от груди.

4

4

5

10

10

10

б) двумя руками сверху

и) одной рукой от плеча

г) бросок одной рукой сверху в движении

д) бросок одной рукой сверху в прыжке

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

2.6.

Стойки:

а) с выставлением вперед ноги

б) со ступнями на одной линии

в) закрытая стойка

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

6

6

6

6

6

6

6

6

2.7.

Противодействия:

а) вырывание и выбивание мяча

б) перехват мяча и покрывание при броске

2

2

2

2

3

7

5

15

5

15

5

30

2.8.

Финты и сочетание приемов

50

50

50

50

50

35

3.

Развитие двигательных способностей

52

52

111

42

42

42

4.

Контрольные требования:

4.1

Рекомендуемые для педагогического контроля качественные показатели сформированности знаний и навыков по баскетболу

2

2

2

3

3

3

4.2.

Нормативные требования

2

2

2

2

2

2

Итого часов:

216

216

288

288

288

288

Содержание учебного материала

1.  Теоретические сведения

Тема 1.1. Общая характеристика игры в баскетбол

Представление о спортивных играх и их отличие от подвижных. Баскетбол и сиеюме физического воспитания, его роль и место среди других спортивных игр. Влияние занятий баскетболом на гармоническое развитие человека (оздоровительно-гигиеническое. воспитательное, агитационное значение). Состав команды и функции игроков. Баскетбол, мини-баскетбол, стритбол, их сходства и различия, рекреационный эффект,

Тема 1.2. История возникновения и развития баскетбола.

Исторический очерк появления их - прообразов баскетбола. Место и время возникновения баскетбола, его распространение по странам мира. Возникновение баскетбола в России и развитие его в СССР. Эволюция правил. Включение баскетбола в программу Олимпийских игр. Международные встречи и соревнования по баскетбол на современном этапе.

Тема 1.3. Оборудование, инвентарь, форма учащихся при занятиях баскетболом.

Требования, предъявляемые к площадкам для игры в баскетбол, их максимальные и минимальные размеры. Размеры баскетбольного мяча, кольца, щита. Назначение зон площадки. Техническое оборудование для проведения соревнований (игровые часы, табло счета, указатели фолов и т. д.). Ведение протокола. Использование тренажерных установок на занятиях по баскетболу.  

Тема 1.4. Правила соревнований и судейство игры.

Комплектование команды. Расположение игроков на площадке. Перерывы в игре. Замены игроков. Игровое время. Начало игры и спорный бросок. Как играют мячом? Вбрасывания. Заброшенный мяч (когда это происходит) и его цена. Нарушения. Фолы. Судейская бригада. Жесты судей.

Тема 1.5. Предупреждение травматизма.

Значение разминки для профилактики травматизма. Требования к соблюдению дисциплины. Правило обращения с мячом. Техника безопасности при подготовке мест занятий, а также во время использования тренажерных устройств. Оказание первой медицинской помощи при растяжениях и вывихах.

Тема 1.6. Применение технических и тактических игровых приемом

Определение приема, его разновидности. Особенности выполнения игровых приемов (стоек, перемещений, ловли, передач, ведения, бросков, остановок, противодействий, финтов и сочетания приемов). Целесообразность использования разновидностей игровых приемов в зависимости от складывающихся игровых ситуаций в нападении и защите. Индивидуальные, групповые и командные действия в нападении и защите. Переключения, подстраховки и заслоны. Системы защиты (личная, зонная).

II. Умения и навыки

 2.1. Перемещения:

а)        Ходьба (шаги) как способ смены позиций в период коротких пауз, снижение интенсивности игровых действий (перемещение па слегка согнутых ногах). Рекомендуемые упражнения: разновидности ходьбы на носках, пятках, внутренне и внешней стороне стопы, носками внутрь, носками наружу, спиной вперед;

б)        бег как один из способов перемещения по площадке. Разновидности бега (лицом вперед, приставными шагами, единой вперед, рывком с изменением направления).

Рекомендуемые упражнения: бег по дистанции, пружинистый бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу по отметкам с переходом на бег, стерты с места с пробеганием отрезков 5-1 0 м, переход от обычного бега к ускоренному (по ориентирам, по внезапным, слуховым и зрительным сигналам), ускорения по дугам после выхода с прямой, беге поворотами на 360 0 и 180°, бег спиной с поворотами;

в)        прыжки. Прыжки с места, в движении, толчком одной и двумя ногами.
Отталкивание. Согласованность работы рук и ног. Приземление. Приземление при ловле, бросках, борьбе за отскок. Типичные ошибки: недостаточный вертикальный взлет, направленный вынос рук, приземление на прямые ноги. Рекомендуемые упражнения: прыжки вверх, вверх - вперед, вверх - назад, вверх – в сторону; прыжки вверх с поворотом от90° до 360°; прыжки вверх, отталкиваясь двумя и одной ногой с доставанием предметов
(сетки, щита, кольца); повторные. прыжки после приземления: выпрыгивание па предметы(ступеньки, скамейки); прыжки со скакалкой; подвижные игры «Чехарда», «Удочка».

г)        повороты вперед и назад. Исходное положение. Перемещение общего центра тяжести относительно опоры. Постановка опорной ноги. Типичные ошибки: отрыв осевой ноги, когда игрок с мячом; выпрямление осевой ноги; излишний наклон туловища вперед; мяч не укрыт телом от защитника. Рекомендуемые упражнения: повороты вперед (назад) по
команде; сочетание поворотов вперед и назад в разной последовательности но общей команде, по условным и зрительным сигналам; повороты, стоя на месте с мячом; то же в сочетании с ловлей мяча на месте; то же в сочетании с ведением мяча, остановками; то же с добавлением ловли и Передачи мяча; то же с сопротивлением защитника;

д)        остановка двумя шагами. Особенности выполнения первого шага. Перемещение общего центра тяжести. Значение сгибания ног. Распределение веса тела. Используется в игре: после бега, изменения скорости и направления движения, для постановки заслона.

Типичные ошибки: потеря равновесия, отрыв; рекомендуемые упражнения: остановки без мяча в ходьбе, беге (по прямой и с изменением направления); остановки по сигналу, то же с мячом, то же после ведения мяча, то же после ловли мяча, остановка после получения передачи от учителя;

е)        остановка прыжком. Постановка ног. Замах рук. Отталкивание в разных
направлениях. Применяется игроком, закончившим ведение (получившим мяч в движении.

поймавшим мяч в высоком прыжке), а также с целью сближения с защитником и последующего прохода. Типичные ошибки: потеря равновесия, остановка па прямые ио1 п. Рекомендуемые упражнения: остановка в беге (по сигналу, но указанным ориентирам). остановка после ведения с последующей передачей, броском.

Тема 2.2. Ловля (двумя и одной рукой).

Ловля как способ уверенного овладения мячом и выполнения с ним дальнейших атакующих действий. Ловля мяча одной и двумя руками: летящего по воздуху с отскоком от поля, катящегося. Исходное положение: положение рук при различных вариантах ловли: амортизационные движения рук. Типичные ошибки: мяч принимается ладонью, отсутствие амортизирующего движения рук, потеря равновесия. Рекомендуемые упражнения: бросок мяча вверх и ловля его двумя руками; подбрасывание мяча вверх (приседания, поворот на 360°, хлопок перед собой и за спиной и т.д.) и ловля мяча; то же, но мяч лови гея после отскока, подбрасывание мяча вверх и ловля его поочередно то правой, то левой рукой. В парах - один набрасывает мяч (по воздуху, с отскоком от пола, несколько вперед или и сторону), другой ловит мяч".

Домашнее задание: играть в игры «Перестрелка», «Мяч - ловцу». «Охотники и утки».

Тема 23. Передачи

а)        Передача двумя руками. Выполняется на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой обстановке. Исходное положение (локти вдоль туловища): положение пальцев на мяче; заключительное усилие кистью. Типичные ошибки: прямые ноги; широко расставленные локти; большой замах. Рекомендуемые упражнения: держание мяча; вкладывание мяча в руки, проверяя положение пальцев и степень их напряженности на мяче; имитация передачи мяч, а двумя руками от груди; стоя на месте, передача мяча друг другу в паре; передача мяча в шеренге (влево, вправо); передача по кругу нескольких мячей; передача мяча во встречных колоннах. Подвижные игры: «Мяч Капитану». «Быстрый мяч», «Мяч - в центр», «Борьба за мяч»;

б)        передача двумя руками сверху. Выполняется на среднее расстояние при плотной опеке игрока. Исходное положение. Держание мяча. Заключительное усилие кисти.

Типичные ошибки: потеря равновесия. Рекомендуемые упражнения: принять исходное положение при выполнении передачи на месте; имитируя передачу двумя руками из-за головы; стоя на месте, передача мяча друг другу в паре; передача мяча в шеренге (влево, вправо); передача по кругу нескольких мячей; передача мяча во встречных колоннах;

в)        одной рукой от плеча, Применятся на средние и близкие расстояния. Исходное положение: держание мяча, положение локтей вдоль туловища; согласованность движений рук и ног; заключительное движение кисти. Типичные ошибки: при передаче впереди оказывается нога одноименной руки; выпрямление ног; отсутствие захлестывающего движения кистью. Рекомендуемые упражнения: передачи в парах, шеренгах, колоннах, по кругу нескольких мячей;

г)        передачи с отскоком от пола. Применяются на близкие расстояния и эффективны при быстром прорыве. Типичные ошибки: мяч передается толчком. Рекомендуемые упражнения: в парах, на расстоянии 3-4 м друг от друга, на полу чертяг круги, попадая в которые учащиеся приучаются к нужному отскоку; в тройках - дается задание крайним ударить мячом о пол у ног среднего; то же под рукой среднего, который пытается перехватить мяч. Подвижные игры «Мяч - капитану», «Быстрый мяч»;

д )        передача в движении. Точность движений с учетом своей скорости и скорости партнера. Учет скорости удаляющегося партнера и силы передачи. Встречная передача;

е)        скрытые передачи. Позволяют нападающему замаскировать истинное
направление передачи; передача под рукой, за спиной, из-за плеча. Способы маскировки передач. Особенности замаха: завершающее движение кисти и пальцев.

 Типичные ошибки:

большая амплитуда движения, плохая работа кисти. Рекомендуемые упражнения: передача в парах - один из партнеров стоит спиной к другому и выполняет передачу в пол рукой, из-за плеча; стоя у стены, передачи за спиной (правой и левой рукой): то же выполняется и пара-. в тройках: первый отдает любую передачу второму, стоящему посредине спиной к третьему, который выполняет любую скрытую передачу третьему, третий возвращает первом) (данное упражнение выполняется одним и двумя мячами). Домашнее задание: удары мяча о стену и ловля; упражнение на развитие мышц верхних конечностей.

Тема 2.4. Ведение

Ведение как способ перемещения игрока с мячом по площадке. Разновидности ведения: с изменением высоты отскока, направления, скорости, с поворотом и переводом мяча.

а)        С высоким отскоком. Применяется для перемещения игрока по площадке без опеки игрока. Расположение кисти на мяче. Сопровождение и своевременная встреча мяча. Расположение мяча по отношению к туловищу. Типичные ошибки: «шлепанье» по мячу; ведение со зрительным контролем. Рекомендуемые упражнения: ведение на месте; ведение в колонне друг за другом, ведение по кругу, по указателям; зигзагообразное ведение: ведение мяча правой и левой рукой; обводка препятствий с укрыванием мяча;

б)        ведение с низким отскоком. Применяется для прохода мимо защитника без отклонения в сторону.  Положение туловища. Работа кисти и ног. Сопровождение мяча рукой.

 Типичные ошибки: прямые ноги; недостаточное сопровождение мяча рукой. Рекомендуемые упражнения: ведение мяча на месте в заранее обусловленном ритме (три удара с обычным отскоком, три со сниженным); ведение по прямой с высоким отскоком, а обводка круга - со сниженным; ведение по прямой с обычным отскоком, а в указанном месте - с низким; то же, но по зрительному или слуховому сигналу с низким отскоком;

в)        ведение с изменением направления и скорости. Используется для обводки противника и проходов. Расположение кисти на мяче. Выпрямленные руки в нужном на правлении. Положение туловища. Укрывание мяча. Типичные ошибки: прямые ноги: неправильное расположение кисти на мяче; ведение перед собой, а не сбоку. Рекомендуемые упражнения: переводы (перед собой, за спиной) с последующим ускорением; обводка стоек с использованием вышеупомянутых переводов; изменение направления (по слуховому или зрительному сигналу); ведение мяча на ограниченном участке: по заданию выбить мяч у партнера и не дать выбить свой; «пятнашки» с ведением мяча.

Тема 2.5. Броски        

а) Двумя руками от груди. Используются для атаки с дальней дистанции. Держание мяча. Постановка ног. Согласованность движений рук и ног. Финальное усилие кистью.

Типичные ошибки:

разведенные в стороны локти; несогласованность в работе рук и ног.

Рекомендуемые упражнения:

принять правильное исходное положение (держание мяча и постановка ног); имитация движения броска без мяча и с мячом; бросок мяча с места двумя руками от груди через веревку или сетку; бросок по кольцу с места; бросок мяча по кольцу после ведения (с фиксацией остановки);

б) двумя руками сверху. Применение (при атаке кольца со средних и дальних дистанций). Вынос мяча. Положение туловища. Согласованная работа рук и ног.

 Типичные ошибки:

 изменение отведения мяча за голову; после броска направление рук вперед, а не вверх. Рекомендуемые упражнения: имитация движения, стоя на месте (скатывание мяча по высоко поднятым рукам с концов пальцев); бросок через высоко натянутую сетку или веревку; выполнение броска в парах, стоя друг напротив друга; броски с места по кольцу; бросок мяча по кольцу после ведения (с фиксацией остановки);

в) одной рукой от плеча. Применение (при атаке с места соседней и дальней фиксации); постановка ног, держание мяча: Согласованность в движении рук и ног. Движение кистью (конечная фаза броска).  

Типичные ошибки:

 движение руки вперед, а не вверх; мяч не бросается, а толкается; прямые ноги. Рекомендуемые упражнения:

поднять прямую руку с мячом вверх, выполнить тыльное сгибание, скатить мяч с концов пальцев назад; то же, но выполнить ладонное сгибание кисти; скатывая мяч с шипов пальцев, вынести мяч вверх и скатить его с кончиков пальцев за счет ладонного сгибания кисти: то же, но стоя у стены выполнить бросок; броски у щита; броски с ближней дистанции с набрасыванием мяча на переднюю дужку кольца;

г)        бросок одной рукой сверху в движении. Применение (для атаки кольца и движении непосредственно из-под щита). Ритм шагов. Отталкивание (вверх). Вынос мяча. Движение кисти и пальцев. Положение игрока после броска.

Типичные ошибки:

нарушение ритма шагов; толчок в длину, а не вверх.

Рекомендуемые упражнения:

        построение на середине боковой линии, учитель с мячом в руках стоит у линии штрафного броска, занимающийся выбегает из колонны, снимает мяч с руки учителя и. выполняя два шага, бросает мяч в кольцо; то же, но учитель подбирает мяч, чтобы занимающийся овладел им в воздухе;        

д)        бросок одной рукой сверху в прыжке. Основное средство нападения и
современном баскетболе. Вынос мяча в исходное положение. Согласованность движений рук и ног. Своевременный выпуск мяча. Постановка ног при броске с отклонением туловища.

Типичные ошибки:

         несвоевременный вынос мяча в исходное положение; постановка ног; несогласованность движений ног и рук; несвоевременный выпуск мяча.

 Рекомендуемые упражнения:

        в прыжке вынести мяч в исходное положение для броска по кольцу; выполнить один удар в площадку и затем, поймав мяч, выполнить прыжок и вынос
мяча в исходное положение; то же, но бросок в прыжке; бросок после ведения; бросок в прыжке после движения.

Тема 2.6. Стойки

а) С выставленной вперед ногой. Применяется при движении игрока с мячом, когда необходимо бросить мяч по кольцу или пройти под щит;

-  б) со ступнями на одной линии. Применяется при опеке нападающего, готовящегося в средней части поля к проходу с ведением в правую или левую сторону;

в) закрытая стойка. Применяется, когда защитник стремится отрезать сопернику путь к мячу.

Постановка ног. Расположение игрока. Положение рук. Равномерное распределение. тяжести тела. Положение в игре.

Типичные ошибки:

         излишнее смещение общего центра тяжести на впередистоящую ногу; прямые ноги; опущенные руки.

Рекомендуемые упражнения (для всех видов стоек):

принять стойку самостоятельно по сигналу; перемещение в защитной стойке с применением комбинаций из разученных передвижений (с повторением действий партнера), в тройках два нападающих располагаются лицом друг к другу, защитник, находясь между ними и передвигаясь приставными шагами, препятствует осаживанию игрока, скрывающегося за его спиной.

Тема 2.7. Противодействия

а)        Вырывание и выбивание мяча. Используется защитником для противодействия нападающему. Сближение с нападающим. Выбор момента для применения приема. Захват мяча.

Типичные ошибки: движение в игрока, а не в мяч, захват рук, нет резкого рывка после захвата;

б)        перехват мяча и покрывание при броске. Применяется при противодействии атакующего кольцо игрока. Исходное положение. Своевременность и быстрота действий. Движение в мяч (но не в игрока). Своевременность прыжка.

 Типичные ошибки:

        нарушение правил (движение в игрока), несвоевременность выхода при перехватах; прыжок не вертикально вверх при покрывании броска.

Тема 2.8. Финты и сочетания приемов

Применяются в комплексе для решения тактических задач и определенной игровой ситуации. Момент перехода от одного приема к другому. Согласованность в фазах движения. Отвлечение внимания противника. Типичные ошибки: нет зашагивания за защитника, нет укрывания мяча. Рекомендуемые упражнения: группа в четыре человека, трое из них образуют треугольник, а четвертый (защитник) находится против игрока с мячом, игрок с мячом, выполняя финт на «передач)» вправо, передаст мяч плево: построение в колонне у пинии штрафного броска, в роли защитника - учитель, ученик выполняет финт на бросок и в момент, когда защитник пытается противодействовать, укрывая мяч, быстро переходит на ведение с проходом к кольцу; построение то же. игрок выполняет финт на ведение, после чего возвращается в исходное положение и выполняет бросок.

III. Развитие двигательных способностей

Упражнения для развития собственно силовых способностей: стоя липом к степс на расстоянии 0,5-0,7 м сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах, толчком от стены; лежа на попу, упор на пальцах с опорой бедрами о скамейку, сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах; выталкивание из круга: спиной, боком, грудью (без помощи рук) (2-й класс). Положив прямые руки на плечи партнера, не давать ему выпрыгивать вверх; обхватив партнера сзади двумя руками, не давать ему продвигаться вперед (3-й класс). Стоя спиной друг к другу, передавать набивной мяч весом 1 кг на уровне пояса, над головой, под ногами и наоборот; упор лежа на мяче, перемещения на 360° ногами вправо и влево (5-й класс). Упор лежа на полу, руки на ширине плеч: толчком рук переход в упор, руки шире плеч, и наоборот, переход в упор на одну руку с хлопком в безопорном положении; стоя спиной друг к другу, закрепиться в локтевых суставах, выполнить присед, положить партнера на спину и выполнить полуприсед (6-й класс). В положении лежа на животе руки за головой максимально прогнуться вверх, лежа на спине, руками захватить ноги партнера, поднять ноги вверх, партнер отталкивает ноги вправо, влево, вперед (7-й класс). Первый партнер лежит на спине, руки спереди, второй - в, упоре но руках первого, сгибание и разгибание .рук вторым партнером; вис, стоя лицом к гимнастической стенке, одновременно отводить ноги вверх - назад; прогибая спину и отводя голову, то же, но в .ногах зажат набивной мяч 1 -2 кг; ноги на ширине плеч, гантели весом 3-5 кг сзади, глубокие приседания с гантелями.

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: из упора руками о пол, переставляя их, принять упор лежа и вернуться в исходное положение: упор руками сзади о скамейку, ноги прямые - сгибание и разгибание рук; одиночные и серийные прыжки с доставанием предметов одной или двумя руками (1-й класс). Ходьба на руках, йоги держит стоящий сзади партнер, разнообразные прыжки со скакалкой; передачи с набивными мячами (1 кг) одной и двумя руками (4-й класс). Выпрыгивания из исходного положения. стоя толчковой ногой на опоре 40-50 см; спрыгивания с возвышения 40-50 см с последующим прыжком через планку и выпрыгиванием вверх; то же, но с разбега 3-6 шагов; отжимания от колен партнера, находящегося в положении лежа па спине, пот согнуты, передачи набивного мяча в прыжке (5-й класс). Один лежит на спине, руки за головой, другой в низком приседе держит ноги партнера - одновременно один поднимает туловище, другой сгибает ноги; прыжки в яме с песком на одной и двух ногах; передача набивного мяча весом 1 кг после наклонов, приседаний (8-й класс). Прыжки с места вперед-вверх, назад - вверх, вправо - вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами; то же, по с преодолением препятствий; передачи набивного мяча, прыгая на одной, двух ногах, выполняя выпады, скрещивания ног; подвижные игры «Скачки», «Соревнования тачек» (8-й класс). Ходьба в полуприседе с набивным мячом; прыжки вперед, назад, влево, вправо. выпрыгивания с выносом набивного мяча вверх под головой; прыжки, удерживая набивной мяч над головой (9-й класс).

Скоростные способности развиваются через формы проявления быстроты (частотудвижении, упражнений для развития быстроты: по зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5, 10, 15 м и т. д.) до 30 м. с постоянным изменением длины отрезка и исходных положений: из стойки баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; то же, но перемещения приставными шагами (1 -3-е классы). Стартовые рывки с мячом вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом (4-й класс). Бег с остановками и резким изменением направления: челночный бег на 5, 8 и Юме общим пробеганием за попытку 25-35 м (отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами); то же с набивными мячами (весом от 1 до 3 кг); бег в колонне по одному -по постоянно меняющемуся зрительном) сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, поворот на 3600 - прыжок вверх, имитируя передачи; то же. по занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линии. Подвижные игры «День и ночь»; «Вызов номеров», «Борьба за мяч», различные эстафеты с перечисленными выше заданиями для 5-9-х классов.

Наиболее эффективными средствами для развития выносливости в динамическом режиме с 1-го по 10-й класс являются разновидности бега: длительный бег. кроссы от 5 до 10 мин., затем довести до 15 мин. Во время бега полезно двигаться спиной, приставными шагами; с жонглированием мячом, вращением вокруг туловища, головы, передавая мяч друг другу в парах; бег с увеличением длины отрезков; прыжковые и метательные упражнения.

Упражнения для выполнения работы определенной интенсивности в течение как можно большего времени: ходьба па руках в упоре лежа на 360° в правую и левую стороны; ходьба на руках - «тачка»; прыгая на одной ноге, руки за спиной; вытолкать партнера из нарисованного круга; «Бой петухов»; прыжки через скакалку (1 -2-е классы). Подтянуть себя, лежа на скамейке; перепрыгивая друг через друга (прыжки через козла), пройти через баскетбольную площадку туда и, обратно; подтягивание и опускание по шведской стенке с помощью одних рук (3-4-е классы). Челночный бег 10- 15 м с ведением мяча (5-Й класс). Вырывание мяча друг у друга, прыжки с низкого приседа (мяч над головой); прыжки боком с продвижением вперед, касаясь над головой мяча партнера (6-й класс). 11ередача мяча в парах: в прыжке двумя и одной рукой из положения сидя, ноги приподняты над полом. лежа на животе прогнувшись (7-8-е классы). Прыжки с поочередным касанием руками щита; подтягивая колени к груди; закрепив мяч ступнями, подбросить его перед собой и  • поймать; лежа на спине, принять упор сидя, отдать передачу партнеру (9-й класс).

Наиболее благоприятным биологическим периодом для развития координационных способностей у школьников, занимающихся баскетболом, является возраст от 7 до 11 лет. Для развития этих способностей рекомендуется использовать следующие упражнения: прыжок вверх ноги врозь руки в верх, йоги вместе руки вниз, ноги скрестно (левая над правой) руки вверх, ноги скрестно - двигаться вперед как можно быстрее; лежа на спине, колени согнуты у подбородка, по сигналу встать без помощи рук; ходьба по бруску. высотой 1 0 см от пола; прыжки на дальность с высокого постамента; пролезания между ног партнера туда и обратно (1 -3-е классы).

Прыжки ноги врозь, вместе, правая вверх, затем левая, обе вниз, обе вверх, вниз: прыжки с поворотом по сигналу на 90°. Как можно быстрее; сидя па иолу, ухватив колени руками, покачиваться во все стороны; прыжок после 3-5 шагов разбега через широкое препятствие; прыжки через множество препятствий с промежуточными шагами и изменением расстояния между ними (4-й класс). Полные круги вращения руками в противоположные стороны; бег между конусами, стоящими в 2 ряда по 3 в каждом (положение конусов меняется); шаговый прыжок через препятствие после короткого разбега и приземление на обе ноги; прыжок с гимнастической скамейки и после этого прыжок в длину, в высоту или через препятствие (6-й класс). Вращения - правая ступня поворачивается налево, а левая -направо, правая рука направо, левая - налево; левая рука выполняет кругообразные движения над головой по часовой стрелке, правая рука движется по животу против часовой стрелки; вращения мяча вокруг головы, туловища, восьмеркой между ног; перебросить мяч одной рукой через левое или правое плечо: прыжки через мяч. лежащий на полу, влево, вправо, вперед, назад; подбросить мяч над собой, сделать хлопки перед собой и за спиной (поворот на 360°, присесть, наклониться, сесть, встать) и пойман. мяч (7-й класс). Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивая через препятствия, во время прыжков через крутящуюся, скакалку, после поворотов, ускорений, кувырков; прокати, мяч по коридору и догнать его до определенной линий; удары 1 -3 мячей о степу попеременно правой и левой рукой; попеременные удары мяча левой и правой рукой о Щит или стену в прыжке: балансируя, удержать на мяче второй мяч; последовательно подбивать верхний мяч нижним; удержать на мяче второй мяч; последовательно подбивать верхний мяч нижним: подбросить верхний мяч нижним и поймать его нижним.

Подвижные игры «Пятнашки» с передачей в парах, с ведением мяча; «Колдун» - с ведением мяча расколдовывать пролезанием между ног или перепрыгиванием через партнера, который осален и находится в полуприсед (9-й класс).

IV. Контрольные требовании

Тема 4.1. Рекомендуемые для педагогического контроля качественные показатели сформированности знаний и навыков по баскетболу.

  1. Знание истории возникновения баскетбола.
  2. Краткая характеристика баскетбола как средства физического воспитания.
  3. Знание гигиенических требований к местам занятий баскетболом и инвентарю. Спортивной одежде и обуви.
  1. Оборудование площадки для игры в баскетбол.
  2. Знать основные правила игры:
  • состав команды и функции игроков;
  • игровое время, начало игры и спорный бросок;

-перерывы в игре и замена   игроков;

-  игра мячом и вбрасывания;

  • нарушения в игре;
  • жесты судей.

6.        Иметь представление о значении разминки при игре в баскетбол.

4.2. Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см). Бег 20 м (сек.).

Год обучения

Девочки

Мальчики

Отлично

Хорошо

Удовлетворител.

Отлично

Хорошо

Удовлетворител.

1-й

5,0 и менее

5,1-5,3

5,3-5,5

5,0 и менее

5,1-5.3

5.3-5.5

2-й

4,6 и менее

4,6-4,9

5,0

4,5 и менее

4,7

4,9

3-й

4,0 и менее

4,1       .

4,2

3,9 и менее

4,0

4,1

4-й

3,8 и менее

3,9-4,0

4,1

3,7 и менее

3,8-4,0

4,0-4.3

5-й

3,7 и менее

3,841

4,2-4,4

3,5 и менее

3,6-3.8

3,9-4,1

6-й

3,5 и менее

3,6-4,0

4,1-4,3

3,3 и менее

3,4-3.7

3.8-4.1

Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см)

Год обучения

Пол

Оценка высоты прыжки

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

1-й

М

36 и выше

31 -35

25-30

Д

34 и выше

29-33

24-27

2-й

М

39 и выше

34-38

28-33

Д

36 и выше

31-35

25-30

3-й

М

42 и выше

37-41

31-36

Д

38 и выше

32-37

25-31

4-й

М

46 и выше

40-45

33-39

Д

38 и выше

33-37

27-32

5-й

М

52 и выше

45-51

34-44

Д

37 и выше

32-36

27-31

6-й

М

53 и выше

47-52

40-46

Д

39 и выше

34-38

28-33

Передача и броски мяча (кг)

№ п/п

Контрольные упражнения

Год обучения

1-й

2-й

.5-й

14-й

5-й

6-й

1.

Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр - 60 см, высота 1 м, расстояние - 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество раз)

20

22

23

24

25

26

2.

5 штрафных бросков (попаданий)

2

2

5 .

7

7

8

3.

10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий)

6

7

8

9

10

10

        

V.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.

В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:

-  в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;

- в соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;

- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.

Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера;

- высокая организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

- дружный коллектив;

- система морального стимулирования;

- наставничество опытных спортсменов.

Основные воспитательные мероприятия:

- торжественный прием вновь поступивших в школу;

- проводы выпускников;

- просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;

- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

- проведение тематических праздников;

- встречи со знаменитыми спортсменами;

- экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

- тематические диспуты и беседы;

- трудовые сборы и субботники;

- оформление стендов и газет.

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

Список литературы:

1.Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направлние совершенствования физического воспитания и спорта для всех. // Теория и практика физической культуры.- 1993.-№.-С21-23.

2.Бальсевич В.К. с соавт. Сургутский проект (сообщение первое)// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-1997.-№4.-С48-55.

3.Бальсевич В.К., Корунец А.И., Марков ЮА, Прогонюк Л.Н. Спортизация общеобразовательной школы как новый вектор взаимодействия олипийского, массовог и юношеского спорта// Матер. Международного форума «Молодежь – Наука - Олимизм»: 14-18 июля 1998 гю москва. – С46-48.

4.Неверкович С.Д.  Игровые методы подготовки кадров. // М.: Высшая школа.-1995-206 с.

5.Прогонюк Л.Н.,Марков Ю.А., Корунец А.И, Чащева Л.Н. Использование технологий спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе Материалы Всероссийской конференции «Укрепление здоровья школьников», Секция « Физическая культура и здоровье школьников». // Казань: министерство образования РФ, Министерство здравоохранения РФ-2000. С 40-46

6.Примерная  программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. М. Советский спорт, 2004. 100 с.

7.Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997.

8.Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2001.

9.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.

10.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.

11.Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2004.

12.Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под редакцией Ю.Д. Железняка. - М., 1984.

 13.Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы

Учебно-методическое пособие/ Ленингр. педиатр, мед.ииститут - Л. ЛПМ11. 19X6. 56

14.Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М. Физкультура и спорт.               1983. 175 с.
15.Гаптов В.Б., Чернов СВ. и др. Баскетбол. Программа для ДЮСШОР.     ППК'М. СДЮШ Изд. «Советский спорт» 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

Дополнительная образовательная программафизкультурно-спортивной направленности  «Баскетбол»возраст: 5-18 летсрок реализации: 5 лет...

Модифицированная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

Программа расчитана для девочек в возрасте от 13 до 16 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 ученических часа....

Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции «Каратэ Киокусинкай» для детей 6-17 лет

Дополнительная образовательная программа физкультурно-озборовительной направленности секции каратэ Кёкусинкай, 3-х часовая недельная нагрузка....

Дополнительная образовательная программа физкультурно - спортивной направленности по виду спорта гандбол

Дополнительная образовательная программа физкультурно - спортивной  направленности по виду спорта гандбол...

Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ОФП в туризме»

Данная программа разработана  для занятий кружка "ОФП в туризме" на 4 года...