Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему

Чайников Сергей Владимирович

Рабочая программа для спортивно-оздоровительной группы рассчитана на 216часов учебных занятий, 6 часов в неделю. Контингент обучающихся – девушки  и мальчики 2003 – 2005 г.р.

Для реализации данной учебной программы необходимы наличие спортивной базы и ее материально-техническое обеспечение (игровой спортивный зал, волейбольные мячи, сетка и стойки, набивные мячи, скакалки и т.д.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_sog_1_1.docx58.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Феникс»

СОГЛАСОВАНО:                                      УТВЕРЖДАЮ:

зам. директора по УВР                                   Директор

                                                                          МБУДО ДЮСШ «Феникс»

________О.Н. Ганьжина                                         _______________М.Д. Худяков

«__»_________20__г.                                            Приказ № от «_____»__________20__г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по волейболу на 2015-2016 учебный год

(дополнительная образовательная программа по волейболу для спортивно-оздоровительной группы (девушки и мальчики 2003-2005 г.р.)

Срок реализации: 1 год

                                                                      Тренер-преподаватель:

                                                         Чайников С. В.

                                                                   

Принята на МО

         «__»_____2015 г.                                        

Принята на МС

         «__»_____2015 г.

г.Нижневартовск 2015

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана на основе общеразвивающей программы дополнительного образования по волейболу и Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол № 680 от 30.08.2013 года.

Настоящая программа предназначена для работы с обучающимися спортивно-образовательной группы.

        Основными задачами программы являются следующие:

  1. Привитие навыков здорового образа жизни.
  2. Укрепление здоровья и физического развития занимающихся, закаливание организма.
  3. Повышение уровня физической работоспособности.
  4. Обучение навыкам самоконтроля и привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
  5. Овладение техникой выполнения широкого круга физических упражнений (гимнастических, подвижных и спортивных игр и т.д.).
  6. Отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий волейболом – (для передачи в группы «Начальной подготовки»)

Рабочая программа для спортивно-оздоровительной группы рассчитана на 216часов учебных занятий, 6 часов в неделю. Контингент обучающихся – девушки  и мальчики 2003 – 2005 г.р.

Для реализации данной учебной программы необходимы наличие спортивной базы и ее материально-техническое обеспечение (игровой спортивный зал, волейбольные мячи, сетка и стойки, набивные мячи, скакалки и т.д.)

Учебно- тематический план на 36 недель

учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

 на 2015-16 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Часы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I. ТЕОРИЯ

10

 

1. ФК и спорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гигиен.самоконтроль

 

 

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Техника безопасности

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. История развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Инвентарь и оборудован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Медико-биолог. основы

2

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАКТИКА

 

 

1. ОФП

66

7

7

7

8

8

8

7

7

7

 

 

2. СФП

43

6

4

4

4

6

5

6

4

4

 

 

3. ТТМ

41

5

4

4

6

5

3

5

5

4

 

 

4. Игровая

36

5

3

4

5

4

3

5

3

4

 

 

III. УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ

8

 

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

216

24

24

24

24

24

24

24

24

24


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА 2015-16 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание

Номера занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

1

Гигиена и самоконтроль

2

Техника безопасности

+

+

з

3

История развития

+

+

з

+

+

4

Инвентарь и оборудование

+

+

5

Общеразвивающие упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Подготовительные упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Перемещения и стойки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

8

Передача двумя руками сверху вперед и над собой

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

9

Передача двумя руками сверху  назад

+

+

+

+

+

+

10

Отбивание мяча у сетки, в прыжке и над собой

+

+

+

+

11

Прием мяча двумя руками  сверху в падении

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

12

Нижняя прямая подача

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

13

Верхняя прямая подача

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

14

Прямой  нападающий удар

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

15

Индивидуальные тактические действия в нападении

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16

Индивидуальные тактические действия в защите

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

Групповые тактические действия в нападении

18

Групповые тактические действия в защите

19

Командные тактические действия в нападении

20

Командные тактические действия в защите

21

Подвижные игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

22

Подготовительные игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

23

Учебные игры в волейбол

+

+

Номера занятий

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

1

+

+

з

2

+

+

з

3

з

+

+

з

4

+

+

з

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

9

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

10

11

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

13

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

14

+

+

з

+

+

+

15

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

17

+

+

18

+

+

+

19

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

20

+

+

+

+

+

+

+

+

з

21

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

22

+

+

+

+

+

+

23

Номера занятий

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

1

+

з

2

+

3

4

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

+

+

10

11

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

з

12

13

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

14

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

17

+

+

18

+

+

+

19

+

+

+

+

+

20

+

21

+

+

з

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

22

+

+

+

+

+

+

+

23

+

+

+

+

+

+


Содержание учебно-тренировочного процесса

спортивно-оздоровительной группы

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе волейболисты проходят несколько возрастных этапов (см. таб. № 2), на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов:

  • Постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
  • Планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
  • Увеличение собственно соревновательных  упражнений в процессе подготовки;
  • Увеличение объема тренировочных нагрузок;
  • Повышение интенсивности занятий, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
  • Переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для волейбола.

        Программа СОГ и ГЗ  обучения предполагает привлечение максимально возможного  количества детей и подростков к систематическим занятиям, утверждения здорового образа жизни, всестороннего развития физических способностей и овладение основами волейбола.

Специальная физическая подготовка.

Дается как в основной так и в заключительной части занятия.

Прыгучесть. Прыжки на одной и двух ногах, через линию, скамейку, партнера, предметы, а также по кругу, зигзагом, по прямой, на скорости, на дальность, в высоту. Прыжки опорные, со скакалкой, разнообразные подскоки. Бег по песку без обуви. Бег и прыжки по лестнице.

Быстрота движений. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Упражнения с набивными и теннисными мячами.

Упражнения для развития приема и передач мяча. Одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов стоя у стены. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий. Упражнения с резиновыми амортизаторами.

Упражнения для выполнения нападающих ударов. Имитация прямого нападающего удара. Броски набивного мяча из-за головы. Метание  теннисного мяча в цель на стене с места, с разбега, после поворота и т.п. Удары по мячу, укрепленному  на амортизаторах. Выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки и из глубины площадки.

Упражнения  при блокировании. Прыжковые упражнения с подниманием рук  вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах. Передвижения вдоль сетки лицом  к ней приставными шагами правым  и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. Перемещение у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного мяча.

Техническая подготовка.

Техника нападения.

Перемещения и стойки. Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений.

Передачи: Передача мяча сверху двумя руками; над собой - на месте и после перемещений различными способами; с набрасыванием партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2.

Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и прыжке, после перемещения

Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6 м, 9 м; через сетку – расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки

Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке: бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.

Техника защиты.

Перемещения и стойки; то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро.

Прием сверху двумя руками; прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи.

Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается;  прием подачи и первая передача в зону нападения.

Блокирование: одиночное блокирование резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3,2,4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).

Игровая подготовка.

Подвижные игры с элементами волейбола. Выполнение технических приемов подряд; то же - тактических  действий. Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях. Игры: («Мяч в воздухе», «Мяч капитану», «Эстафета у стены», «Два мяча через сетку»,»Пионербол»; игра в волейбол без подачи..

Контрольные игры.

Игры по правилам мини-волейбола, классического волейбола. Задания в игры по технике и тактике на основе изученного материала. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.

Контрольные испытания.

Нормативы. Для СОГ прирост показателей ОФП ( прыжок в длину с места, высота подскока по Абалакову, бег 30 м, бег 30 м (5х6м), бег 92 м.) Для НП- 1 – выполнение норм по физической, технической и тактической подготовки ( не менее 40 % всех видов (прыжок в длину с места, высота подскока по Абалакову, бег 30 м, бег 30 м (5х6м)., бег 92м ; метание набивного мяча ); испытания на точность передачи, подач, нападающих ударов, приемов, действия при передачах, в нападении, командные действия в защите.

Техника нападения.

Перемещения и стойки. Перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений. Сочетание перемещений и технических приемов.

Передачи: Передача мяча сверху двумя руками; над собой - на месте и после перемещений различными способами; с набрасыванием партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 1-3-2, стоя на месте в тройке на одной линии, встречная передача в прыжке в зонах 3-4, 3-2, 2-3.

Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и прыжке, после перемещения. У сетки в прыжке «на сторону соперника».

Подачи: нижняя прямая (боковая) подача подряд 15-20 попыток; подача мяча держателе (подвешенного на шнуре); в стену – расстояние 6 м, 9 м; через сетку – расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки, в дальнюю и ближнюю от сетки половину.

Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах – стоя и в прыжке: бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.Удар из зоны 4 с передач из зоны 3, удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.

Техника защиты.

Перемещения и стойки; то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро. Перемещения различными способами в сочетании с техническими приемами в нападении и защите.

Прием сверху двумя руками; прием мяча после отскока от стены (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); в парах направленного удара; прием нижней прямой подачи.

Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером – на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается;  прием подачи  нижней, прямой, верхней прямой.

Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и перекатом на бедро и спину: с набрасывания партнера в парах; от нижней прямой подачи.

Блокирование: одиночное блокирование резиновых мячей «механическим блоком» в зонах 3,2,4; «ластами» на кистях – стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре), то же удар с передачи.

    Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенннных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон  подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

    Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

Спортивные методы включаются: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;  метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

        Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения  показом наглядного материала и показом приемов работы.

        Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются воспитанниками в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий.

        Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований  индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема.

    В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает  обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

    Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и  основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений.

     В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и  разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

    Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

Воспитательная работа.

 Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания с учетом особенностей физкультурно-спортивной, соревновательно-тренировочной деятельности.

   Планирование воспитательной работы в спортивной школе должно осуществляется в трех основных формах: годовой план воспитательной работы, календарный (на месяц) и план работы тренера. Воспитательную работу следует планировать с учетом возраста, пола, спортивной подготовленности юных спортсменов, реальных условий деятельности спортивной школы.

Годовой план воспитательной работы спортивной школы содержит следующие разделы:

  1. общая характеристика состояния воспитательной работы в спортивном коллективе. В этом разделе излагаются общие сведения об учащихся, об уровне их мировоззренческих представлений; об отношении юных спортсменов к учебе; об отношении к труду; уровне подготовленности поосновным разделам тренировки и соревнований.

2.  Воспитательные задачи. В данном разделе формулируются основные задачи воспитания в учебном году.

  • Воспитание черт спортивного характера;
  • Формирование должных норм общественного поведения
  • Пропаганда здорового образа жизни  
  • Воспитание патриотизма

3.Основное содержание работы по реализации поставленных задач (примерные формы деятельности и занятий учащихся);

1) организационно-педагогическая работа - выборы старост групп, ученического самоуправления, соблюдение режима дня учащимися.

2) формирование основ мировоззрения социальной активности - планирование лекций,  докладов, вечеров; намечаются мероприятия вне спортивной школы;

3) воспитание сознательного отношения к учению, культуре умственного труда – контроль за успеваемостью по общеобразовательным предметам и активности в общественной работе;

4) воспитание сознательного отношения к труду, общественно полезной работе и бережного отношения к общественному достоянию – планирование субботников, докладов и бесед о труде; экскурсии на предприятия;

5) нравственное воспитание и воспитание в духе спортивной этики – планирование докладов, форм, методов и средств воспитания нравственного поведения юных спортсменов;

6) физическое воспитание – планируются мероприятия по дальнейшему расширению знаний в области физической культуры и спорта; пропаганда здорового образа жизни в районе;

7) работа с родителями и связь с общественностью – подключение родителей к участию в спортивной жизни своих детей, посещение соревнований, учебных занятий и родительских собраний. Судейство районных соревнований.

Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка подразделяется на общую и к конкретному соревнованию.

   1.Общая психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой на протяжении всего многолетнего периода спортивной подготовки, в ее задачи входит:

1) воспитание высоконравственной личности спортсмена;

 2) развитие процессов восприятия;

 3) развитие внимания: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения;

 4) развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения;

 5) развитие способности управлять своими эмоциями;

 6) развитие волевых качеств.

  1.Воспитание личности спортсмена и формирование спортивного коллектива. В процессе учебно-тренировочной работы воспитывается характер, нравственные качества, идейная убежденность, коллективизм, мотивация положительного отношения к спорту и другие качества личности. Важным фактором развития личности служит самовоспитание, организация которого должна направляться тренером. Решение данной задачи органически связано с воспитательной работой.

   2.Развитиепроцессов восприятия. Специфика волейбола требует совершенствования умения пользоваться периферическим зрением, глазомера, точности восприятия движений, специализированных восприятий.

   Точность глазомера и периферического зрения находится в прямой зависимости от состояния тренированности. При проведении упражнений на развитие данных зрительных восприятий имеет освещение и влияние цвета. Лучше других воспринимается белый цвет, затем желтый и зеленый. При длительном восприятий темных цветов утомление наступит быстрее.

   Путем побора  специальных упражнений и в процессе игры надо стремиться развивать у волейболистов комплексные специализированные восприятия: «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени».

3.Развитие внимания. Успешность технических и тактических действий волейболистов зависит от уровня развития объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с             несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключения внимания с объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты и второстепенные.

4.Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения. У волейболистов необходимо развивать наблюдательность – умение быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке; сообразительность- умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия; инициативность- умение быстро и самостоятельно определять тактические замыслы соперника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий.

5.Развитие способности управлять эмоциями. Эмоциональное состояние оказывает большое влияние на активность волейболистов как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и на эффективность соревновательной деятельности. Обучение юных волейболистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний требует систематических занятий, чтобы учащийся полностью овладел этими приемами в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

6. Воспитание волевых качеств. Воспитание волевых качеств- важное условие преодоления трудностей, с которыми сталкивается спортсмен в процессе тренировочно-соревновательной деятельности.

   Основные волевые качества, которыми должен обладать волейболист – это целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность  и смелость, инициативность и дисциплинированность.

  Целеустремленность и настойчивость выражаются  в ясном осознании целей и задач, стоящих перед занимающимися, активном и неуклонном стремлении к повышению спортивного мастерства, в трудолюбии.

  Выдержка и самообладание выражаются в преодолении отрицательных, неблагоприятных  эмоциональных состояний.

   Решительность и смелость выражаются в способности своевременно находить  и принимать обдуманные решения в ответственные моменты игры и без колебания приводить их в исполнение.

  Инициативность и дисциплинированность выражаются в способности спортсмена вносить в игру творчество, не поддаваться влиянию других людей и их действий.

   Воспитание дисциплинированности достигается всей организацией процесса обучения и тренировки.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям (игра) состоит в следующем:

  1. осознание игроками задач на предстоящую игру;
  2. изучение конкретных условий предстоящих соревнований (время и место игр, освещенность, температура ит.п.);
  3. изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действиям с учетом этих особенностей;
  4. осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент.
  5. преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
  6. формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнении поставленных задач в предстоящей игре.

    Спокойное, ровное, уверенное поведение тренера является одним из важных моментов, направленных на создание психологической мобилизации команд к предстоящей игре, а также в процессе самой игры.

   Во всех случаях разговор тренера со спортсменами, его указания должны быть лаконичными, краткими и яркими, тон должен быть уверенный и спокойный. Тренеру  никогда не следует кричать на игроков команды, давать им нагоняй, особенно во время игры.

Список литературы

  1. Ю.Д. Железняк. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  2. С.В. Титов. Волейбол. Правила соревнований В.Ф.В.- М.: 1994.
  3. Программа Спортивные кружки и секции. - М.: Просвещение, 1986 .
  4. Ю.Д. Железняк. Спортивные игры. Техника, тактика обучения. –М.: Академия, 2001.
  5. Н.В. Решетников. Физическая культура.- М.: Мастерство, 2002.
  6. Физическая культура студента. - М.:, Министерство образования России, 2002.
  7. А.А. Дмитриев. Физическая культура в специальном образовании.- М.: Академия, 2002.
  8. О. Чехов .Основы волейбола.- М.: Физкультура и спорт, 1979.
  9. Спорт в школе. Газета М. Тарасова.
  10. А.А. Арьянс Волейбол. Учебник для ВШ.- М.: ФК и С, 1983.
  11. Н.Н. Книжников. Правила соревнований по волейболу. - М.:ФК и С, 1998.
  12. Ю.Д. Железняк. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (ПФСС).- М.: Академия, 2002 .
  13. Платонов В. П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.-Киев,1997
  14. Системы подготовки спортивного резерва.- М., 1999
  15. Современная система спортивной подготовки/Под ред. Ф. П. Суслова, Б. Н. Шустина.-М.,1995
  16. Спортивная медицина: справочное издание- М., 1999Спортвиные игры/ Под  ред. Ю.Д. Железняка, Ю. М. Портнова.-М.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...