Дополнительная общеразвивающая программа "Бокс-клуб "Фанат"
рабочая программа по физкультуре ( класс) на тему

Гладков Фёдор Евгеньевич
Представляю: методическую разработку дополнительной общеразвивающей программы "Бокс-клуба "Фанат"; статью "Деятельность тренера по выявлению и сопровождению способных спортсменов в Бокс-клубе «Фанат» МБУ ДО «СДДТ» г. Архангельска"; презентацию «Индивидуальная дополнительная общеобразовательная программа Бокс-клуба «Фанат».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

муниципального образования «Город Архангельск»

«Соломбальский Дом детского творчества»

УТВЕРЖДЕНО

Решение Педагогического совета

Протокол № ____

«___»________________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «СДДТ»

______________Гораль И.В.

«___»_______________2014 г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

БОКС-КЛУБА «ФАНАТ»

(Продолжительность освоения программы -  3 года

Возраст обучающихся -  9-15  лет)

Составитель:

педагог дополнительного образования 

Гладков Федор Евгеньевич

г. Архангельск

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Дополнительная общеразвивающая программа Бокс-клуба "Фанат" программа направлена на обеспечение всесторонней физической подготовки обучающихся, формированию и развитию интереса к избранному виду спорта, на осознанное ведение здорового образа жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, нездоровой пищи.

          Актуальность данной программы обусловлена  следующими факторами:

Во-первых, забота о здоровье – одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. В связи с этим на современном этапе в системе образования много внимания уделяется здоровью обучающихся. Эта проблема многогранна, и одна из граней – профилактика заболеваний. Не просто создание условий, организация медицинской профилактики, но и формирование поведения с ориентацией на здоровье, обучение способам сохранения и формирования собственного здоровья.

Большое влияние на формирование здоровья детей оказывают факторы учебного заведения, поэтому профилактическая деятельность должна являться необходимым звеном воспитательной работы учреждения дополнительного образования детей.

   Во-вторых, развитие физической культуры и спорта в нашей стране является делом государственной важности. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важных средств воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

   Во-третьих, имеющийся к настоящему времени опыт работы передовых коллективов физической культуры свидетельствует о том, что при четкой организации работы спортивные секции являются базой для привлечения к регулярным занятиям избранным видом спорта широких масс школьников и подготовки в них квалифицированных спортсменов.

Цель программы – формирование личности обучающихся путем целенаправленной  специальной физической подготовки, повышения интереса к регулярным занятиям и росту спортивного мастерства, организации систематической воспитательной работы, укрепления здоровья.

            Задачи:

   Образовательные:

  • формирование специальных знаний, умений, навыков, необходимых для успешных занятий боксом;
  • формирование знаний по личной гигиене обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитание морально-волевых и этических качеств личности;
  • воспитание культуры здорового образа жизни;
  • воспитание коллективизма, взаимовыручки и  выносливости;
  • профилактика асоциального поведения.

Развивающие:

  • развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости).

   

 Задачи первого года обучения:

  • Привитие интереса к боксу и воспитание спортивного трудолюбия;
  • Укрепление здоровья и всесторонняя физическая подготовка;
  • Изучение основ техники и тактики боя на дальней дистанции (особое внимание  - формированию правильной техники);
  • Ознакомление с теоретическими сведениями;
  • Приобретение некоторого опыта участия в соревнованиях;
  • Выполнение норм 3 спортивного разряда.

 

 Задачи второго года обучения:

  • Дальнейшее повышения уровня всесторонней физической подготовленности; развитие основных (необходимых для боксера) качеств: силы, быстроты, выносливости; выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
  • Усвоение основных теоретических сведений в соответствии с требованиями программы;
  • Дальнейшее изучение и совершенствование техники боя на дальней и средней дистанции;
  • Выполнение норм 2 спортивного разряда;
  • Приобретение опыта участия в районных и городских соревнованиях, совершенствование тактических навыков и боевых качеств;
  • Приобретение  знаний и навыков практического судейства соревнований.

Задачи третьего года обучения:

  • Выполнение нормативов по общей специальной физической подготовке и специальных требований по технической подготовке;
  • Совершенствование техники боя на всех дистанциях;
  • Подтверждение норм II и выполнение норм I разрядов;
  • Накопление опыта участия в соревнованиях, совершенствование технико-тактических навыков и боевых качеств;
  • Приобретение опыта в самостоятельном ведении тренировки, составлении индивидуального плана тренировки;
  • Приобретение инструкторских навыков в организации и проведении учебно-тренировочных занятий.

Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от существующих образовательных программ. Программа предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и круглогодичной плановой учебно-тренировочной воспитательной работы.

При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий Бокс-клуба «Фанат» необходимо уделить должное внимание реализации в практике работы следующих основных положений:

  • непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;
  • четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года.;
  • определению для каждой группы занимающихся средств и методов физической технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии с их спортивной квалификацией и задач по росту спортивного мастерства
  • определению содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся
  • четкой организации воспитательной работы
  • организации врачебного и педагогического контроля
  • определению для каждой групп плана подготовки и участия в календарных соревнованиях
  • определению уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся.

Возраст обучающихся. В Бокс-клуб "Фанат" принимаются мальчики и юноши с 9 до 15 лет, желающие систематически заниматься боксом и допущенные к занятиям врачом.

Прием новичков в бокс-клуб "Фанат" проводятся в сентябре каждого года. Это, однако, не исключает возможности приема в секцию и в течение всего учебного года.

Для проведения занятий создаются учебные группы. Количество занимающихся в группе новичков - 15 человек, в группе 2 и 3-го годов обучения - 12 человек.

Кроме занятий по расписанию обучающимся  даются индивидуальные задания для самостоятельного, более детального, совершенствования отдельных приемов техники бокса, повышения физической подготовленности, укрепления здоровья и закаливания организма.

Во время организации и проведения занятий следует принимать меры для предупреждения травм и соблюдать санитарно-гигиенические требования к местам занятий, оборудованию, инвентарю и снаряжению занимающихся.

Все обучающиеся  Бокс-клуба "Фанат" обязаны проходить врачебный осмотр в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения РФ, не реже одного раза в шесть месяцев, а также перед участием в соревнованиях.

   Срок реализации: 3 года.

   Режим занятий: занятия проходят по 2 часа 3 раза в неделю -  204 часа в год.

   Формы поведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: соревнования, итоговые занятия, «открытые ринги».

Ожидаемые результаты и способ определения их результативности

Правильно поставленный учет позволяет педагогу (тренеру) определять недостатки и достижения в учебно-тренировочной работе и своевременно вносить необходимые поправки в планирование занятий отдельных групп.

В течение всего периода осуществляется так называемый текущий учет. Фиксируются следующие данные: посещение занятий, количество проведенных занятий и выполнение программы, успеваемость занимающихся, сдача норм и разрядных требований, участия в соревнованиях и состояния здоровья. Особое внимание следует обращать на воспитывающий характер учебного процесса. Большое значение имеет воспитание преданности своему коллективу, дисциплинированности, чувства долга, смелости, воли и упорства в достижении поставленных целей.

Формы подведения итогов. В конце сезона подводятся итоги проделанной работы. Учитываются успеваемость в технике и тактике бокса, результаты сдачи норм и контрольных нормативов, результаты участия в соревнованиях, изменения в состоянии здоровья, физического развития и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п 

Названия разделов

Учебные группы

1 год 

2 год 

3 год 

Теоретическая часть

1 

Физическая культура и спорт в России. 

2 

1 

1 

2 

Краткий обзор состояния и развития бокса в России 

2 

1 

1 

3 

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на обучающихся 

2 

1 

2 

4 

Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена 

2 

2 

1 

5 

Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение травм, первая помощь, спортивный массаж. 

4

1 

1 

6 

Физиологические основы спортивной тренировки 

- 

- 

1 

7 

Общие основы методики обучения и тренировки. 

- 

- 

3 

8 

Общая и специальная физическая подготовка боксеров. 

- 

1 

1 

9 

Техника, тактика, методика их совершенствования 

2 

1 

2 

10 

Планирование спортивной подготовки 

- 

- 

1 

11 

Моральный и волевой облик спортсмена, вопросы психологической подготовки 

2 

1 

2 

12 

Правила соревнований и методика судейство 

1 

1 

2 

13 

Оборудование и инвентарь 

1 

1 

- 

14 

Зачёты 

5 

1 

1 

Итого часов                                                                                              23             12            19 

Практическая часть

1 

Общая физическая подготовка 

68 

67 

60 

2 

Специальная физическая подготовка 

34 

38 

36 

3 

Изучение и совершенствование техники и тактики 

68 

65 

62 

4 

Инструкторская и судейская практика 

- 

- 

5 

5 

Участие в соревнованиях 

9 

18 

18 

6 

Контрольные нормативы 

2 

4 

4 

Итого часов:                                                                                                      181          192          185 

Всего часов:                                                                                                      204           204           204 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Теоретическая часть

1.    Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура - составная часть российской культуры, одно из важнейших средств воспитания, укрепления здоровья и всестороннего физического развития российских людей, их подготовки к труду и защите Родины.

Задачи физкультурного движения в России. Важнейшие решения правительства по вопросам физической культуры.

Комитеты по физической культуре и спорту как органы государственного руководства физической культурой и спортом в стране.

Рост массового роста в России и достижений российских спортсменов. Успехи российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Краткая характеристика спорта и пути его дальнейшего развития в данной физкультурной организации.

Разрядные нормы и требования по боксу.

2.    Краткий обзор состояния и развития бокса в России.

Характеристика бокса. Значение и место его в российской системе физического воспитания.

Основные наиболее характерные этапы развития бокса в России. Изменения в правилах соревнований и разрядных нормах в связи с ростом массовости, совершенствование спортивной техники и методики тренировки.

Первые международные встречи российских спортсменов. Участие российских спортсменов в олимпийских играх, чемпионатах Европы, всемирных играх молодежи и других международных соревнованиях.

Состояние и задачи развития бокса в Бокс-клубе «Фанат».

3.    Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма.

Костно-связочный аппарат и мышцы. Их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении; состав и значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и обмен веществ.

Органы выделения. Влияние занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему. Совершенствование функции мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения, улучшение обмена веществ под воздействием физических упражнений.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, высокой трудоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Влияние занятий боксом на организм занимающихся.

4.    Гигиена, закаливание, питание и режим спортсмена.

Понятия о гигиене, гигиена физических упражнений, их значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом.

Личная гигиена занимающихся боксом; гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена одежды и обуви, гигиена сна, гигиена жилища. Общая гигиеническая характеристика мест занятий и соревнований по боксу.

Закаливание. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания и методика их применения. Закаливание солнцем, водой, воздухом, закаливание в процессе занятий боксом.

Питание. Значение питания как фактора обеспечения, сохранения и укрепления здоровья. Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных физических нагрузках и восстановлении энергетических затрат спортсмена. Назначение белков, углеводов, жиров, минеральных солей и витаминов. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы занимающихся боксом в зависимости от весовой категории, объема и интенсивности тренировочных нагрузок и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена.

5.   Врачебный контроль и самоконотроль, первая помощь, спортивный массаж.

Врачебный контроль и самоконтроль. Врачебный контроль как обязательное условие правильной постановки учебно-тренировочного процесса. Порядок осуществления врачебного контроля в спортивных секциях коллективов физической культуры.

Показания и противопоказания к занятиям боксом. Самоконтроль. Значение и содержание самоконтроля при занятиях боксом и другими видами спорта. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность. Понятие об утомлении и переутомлении. Меры предупреждения переутомления.

Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочного процесса. Травмы в боксе и их профилактика. Общая характеристика в боксе: легкие, средние и тяжелые.

Причины травм. Внешние, зависящие от комплекса внешних условий, связанных с плохим состоянием инвентаря, несоответствием мест занятий санитарно-гигиеническим нормам, недостатками в организации, проведении занятий и методике обучения и тренировки, несоответствием места соревнований требованиям, предъявляемым правилами соревнований, не четким или неквалифицированным судейством состязаний, пренебрежением средствами профилактики травм.

Внутренние: недостаточная физическая подготовка, неудовлетворительное состояние здоровья, нарушение режима тренировки, переутомление, перетренированность, перенапряжение, грубость боксеров во время учебно-тренировочных боев или на соревнованиях, невыполнение правил применения запрещенных ударов.

Перечень травм. Травмы верхних конечностей, пальцев, пястно-фаланговых сочленений, лучезапястного сустава, локтевого и плечевого суставов. Повреждение лица: переносицы, носовых хрящей, рассечение мягких тканей в области надбровных дуг, внутренней оболочки губ и щек, ушных раковин.

Нокаут и его физиологическая характеристика.

Предохранительные средства: зубной протектор, маска, защищающая надбровные дуги и ушные раковины, раковина, защищающая от случайных ударов ниже пояса, специальные бинты для сохранения кисти.

Оказание первой помощи при получении отдельных травм.

Общие меры по предупреждению травм: правильная организация и проведение занятий, составление расписания с учетом трудовой деятельности и общего режима сна, питания и отдыха; обеспечение занимающихся качественным инвентарем, тренировочным помещением, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, наблюдение за состоянием здоровья и самочувствия спортсменов, ведение боксерами дневника самоконтроля, отстранение от занятий боксеров с недолеченными травмами, недопустимость пользования запрещенными приемами, грубого ведения боя с нанесением сильных ударов во время тренировок; правильное составление пар для учебных, условных и вольных боев; о расследование каждого случая травм, нахождение ее причины.

Роль тренера в профилактике повреждений при занятиях боксом. Соблюдение дисциплины, проверка качества инвентаря, правильная организация и методика обучения и тренировки. Санитарно - гигиенических требований к занимающимся, к инвентарю, и оборудованию, совместная деятельность с врачом, личный пример, повседневная разъяснительная работа о профилактике травматизма.

Действие высокой температуры: ожог, тепловой удар, солнечный удар. Действие низкой температуры: обморожение, общее замерзание. Помощь пострадавшим.

Оказание первой помощи при обмороке, шоке и попадании инородных тел в глаза и уши.

Приемы искусственного дыхания. Переноска и перевозка пострадавших.

Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Самомассаж. Противопоказания к массажу.

6.   Физиологические основы спортивной тренировки.

Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания работоспособности и здоровья. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Основные физиологические положения тренировки боксеров и показатели тренированности различных по возрасту и квалификации групп занимающихся.

Особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения при выполнении различных физических упражнений. Особенности химических процессов в мышцах, понятие о кислородном долге.

Роль и значение центральной нервной системы в процессе занятий и соревнований по боксу.

Краткие сведения о восстановлении физиологических функций организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок и участия в соревнованиях по боксу.

Утомление как временное нарушение координации функций организма и снижения работоспособности; особенности возникновения утомления при занятиях и участии в соревнованиях по боксу. Методы и средства ликвидации утомления и ускорения процессов восстановления у боксеров.

7.   Общие основы методики обучения и тренировки.

Понятие об обучении и спортивной тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Понятия о методах и дидактических принципах обучения. Их применение в занятиях бокс-клуба «Фанат». Значение моральной, волевой, психологической подготовки и всестороннего физического развития в процессе обучения и тренировки боксеров.

Роль систематической круглогодичной тренировки в повышении спортивного мастерства. Планирование учебно-тренировочного процесса. Перспективное и годовое планирование. Задачи и содержание занятий по боксу в различные периоды тренировки.

Особенности учебно-тренировочных занятий перед соревнованиями. Методы сохранения спортивной формы в периоды между соревнованиями (боями). Понятие об индивидуальном плане и графике тренировочных занятий боксеров, число занятий в неделю, физические нагрузки для различных групп занимающихся.

Урок как основная форма организации и проведения занятий секции. Понятие о построении урока, его содержании, физической нагрузке. Разминка боксера, ее значение и содержание на тренировочных занятиях и соревнованиях.

Ежедневная утренняя гимнастика боксера, ее содержание в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена.

8. Техника, тактика и методика их совершенствования.

Краткая характеристика показателей, определяющих спортивное мастерство боксера: техника, тактика, физическая и волевая подготовка. Взаимосвязь этих показателей в процессе подготовки боксера.

Общая и специальная физическая подготовка, ее значение для достижения высокого спортивного мастерства. Средства и методы развития координации, быстроты, ловкости, силы и выносливости. Техника бокса. Классификация боксерских ударов и защитных действий в разных дистанциях боя. Контрудары ответные и встречные, защита от контрударов. Ложные действия и их применение.

Тактика боя. Значение тактики в боксе. Подготовительные действия - подготовка, маневрирование, обманные действия и разведка боем. Наступательные действия: атаки и контратаки.

9. Общая и специальная физическая подготовка боксеров.

Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки боксеров.

Значение развития ловкости, быстроты, специальной выносливости, силы и координации движений в овладении спортивным мастерством и метода их развития. Упражнения в равновесии , с предметами, набивными, гандбольными и теннисными мячами, с отягощениями, скакалкой, палкой, булавами, обручами, на гимнастических снарядах, прыжки с разбега в длину и в высоту, толкание ядра и метание предметов. Подвижные и спортивные игры.

Специальные упражнения в развитии ловкости и специальные упражнения, стоя на месте и на ходу. Спортивные игры (баскетбол, ручной мяч и теннис).

10. Планирование спортивной тренировки.

Роль четкого планирования как основного элемента управления тренировкой спортсменов. Основные требования к планированию процесса тренировки боксеров. Виды планирования (перспективное, текущее, оперативное). Документы перспективного планирования и их основное содержание. Текущее (годовое) планирование. Индивидуальное планирование тренировки спортсменов.

Периодизация круглогодичной тренировки. Задачи и средства подготовительного, соревновательного и переходного периода.

Документы текущего (годового) планирования и их содержание. Документы оперативного планирования. Педагогический контроль.

11. Мораль и волевой облик спортсмена. Психологическая подготовка боксера.

Высокий уровень развития моральных и волевых качеств - одно из основных требований, предъявляемых к боксерам.

Воспитание воли боксера: активности, дисциплины, трудолюбия, соблюдения режима, внимания, терпения, настойчивости. Развитие специализированных восприятий, внимания, мышления, быстроты реакций. Развитие умения ориентироваться на ринге, чувства положения тела, свободы движений, чувства удара, дистанции и времени. Особенности проявления волевых качеств у боксеров, их связь с эмоциональной устойчивостью. Методы и средства развития волевых и психологических качеств боксера.

Психологическая характеристика предсоревновательного, соревновательного и переходного периодов в обучении и тренировке.

12. Правила соревнований, их организация и методика судейства.

Допуск участников к соревнованиям. Возрастные и разрядные деления участников. Весовые категории. Порядок взвешивания. Заявка, врачебно-контрольная карточка, личные документы участника, костюм участника и взвешивание. Жеребьевка и составление пар. Права и обязанности участников, секундантов, представителей и капитанов команд. Продолжительность боя. Правильные и запрещенные удары и действия. Судейская коллегия, права и обязанности каждого члена судейской коллегии.

Поведение участников с выходом на ринг. Ритуалы приветствия перед боем и после боя. Этика, внимание и вежливость участников.

Практическая часть

  1. Общая физическая подготовка (для всех групп занимающихся).

Основная задача применения средств физической подготовки - общее физическое развитие, равномерное развитие мышечной системы, укрепление костно-связочного аппарата, развитие большой подвижности в суставах, координации движений и умения сохранять равновесие, а также улучшение функций сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

В зависимости от методики применения одно и то же упражнение может способствовать преимущественному развитию тех или иных физических качеств у занимающихся или одновременно ряда качеств.

Строевые упражнения: общее понятие о строе и командах. Повороты на месте и в движении. Рапорт. Расчет на месте. Способы перестроения на месте и в движении. Размыкание и смыкание строя. Перемена направления движения. Остановки во время движения шагом и бегом. Изменение скорости движения.

Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног, упражнения для рук, туловища и ног, ходьба и бег. Упражнения с предметами: с короткой скакалкой, с длинной скакалкой, с гимнастической палкой, упражнения с теннисными мячами, упражнения с набивными мячами, упражнения с булавами, упражнения с баскетбольным мячом, упражнения с гантелями, акробатические упражнения.

Упражнения на гимнастических снарядах: упражнения на гимнастической стенке, лазание по канату и шесту, упражнения в равновесии, упражнения на перекладине, брусья параллельные, кольца, спортивные и подвижные игры, легкоатлетические упражнения, плавание, лыжи, коньки, туризм, гребля.

2.   Специальная физическая подготовка (для всех групп занимающихся).

Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств, специфичных для боксеров. Она должна осуществляться в тесной связи с овладением и совершенствованием приемов техники бокса.

Упражнения для развития специальной силы, быстроты, выносливости необходимо чередовать с упражнениями на расслабление.

Виды упражнений:

1.   упражнения для развития специальных силовых качеств,

2.    упражнения для развития силы,

3.     упражнения для постановки ударов,

4.    упражнения для развития специальной выносливости,

5.    упражнения для развития специальной ловкости.

3.   Изучение и совершенствование техники и тактики.

1 год обучения

Техника и тактика ведения боя на дальней дистанции.

Изучение основных положений боксера (боевая левосторонняя и правосторонняя стойка, боевые положения, передвижения, дистанция ударов и защиты). Положение кулака при ударах, ударное место и направление кулака в момент прямых, боковых ударов и ударов снизу.

Защита. Подстановка правой ладони или левого плеча, шаг назад без поворота и с поворотом, уклоны назад вправо и влево, отбивы правой рукой влево и вправо, нырок (вниз), комбинированные защиты, подставки с уходами. Атаки одиночным прямым ударом в голову левой рукой, применение одной из защит от него и контрудары в ответной форме левым прямым в голову. Условный бой на дальней дистанции прямыми ударами левой и защиты от них.

Прямой удар левой в туловище. Техническое достоинство удара, положение кулака при ударе на месте и при передвижении. Защиты: подставка согнутой в локте левой или правой руки, отбив правой ладонью влево, уход назад, комбинированная защита. Атака и контратака одиночными ударами левой в голову или туловище и защитные действия. Атаки прямым ударом левой в туловище, применение одной из защит и контрудар левой в голову в ответной форме. Атаки одиночными ударами левой в голову и туловище, защиты от них и контратаки в ответной форме. Атаки одиночными ударами левой в голову и туловище, защиты от них и контратаки в ответной или встречной форме ударом в голову или туловище. Условный бой на дальней дистанции в атаках прямыми ударами и контрударами левой в голову и туловище.

Прямой удар правой рукой в туловище. Технические достоинства удара, положение кулака при ударе, его направление, удары на месте и при передвижении. Защиты: подставка согнутой левой руки, отбив левой рукой, уход назад, комбинированные защиты. Атаки одиночными ударами левой или правой в туловище и защитные действия от них. Атаки и контратаки одиночными ударами в разных сочетаниях прямыми ударами левой и правой в голову, прямыми ударами левой и правой в туловище, туловище и голову. Защиты от них и одиночные контрудары в голову или туловище левой или правой рукой.

2 год обучения

Совершенствование приемов боя одиночными прямыми и боковыми левой и правой в голову и туловище, защиты от них и контрдействия - ответные и встречные. Совершенствование приемов боя в средней дистанции. Боковые одиночные удары в голову, снизу в голову и туловище, защиты от них и одиночные ответные контрудары.

Совершенствование техники и тактики ведения боя на дальней дистанции двумя и тремя атакующими и контратакующими ударами в разных сочетаниях и ответной и встречной форме. Маневренность и обманные действия. Совершенствование техники и тактики ведения боя на дальней и средней дистанциях. Маневренность. Атаки контратаки двумя, тремя и сериями ударов в голову и туловище в разных сочетаниях (прямых с боковыми и снизу).

Специальные упражнения в защитных действиях на дальней и средней дистанциях во время атак и контратак. Изучение и совершенствование техники и тактики ведения ближнего боя.

3 год обучения

Совершенствование техники и тактики ведения боя на дальней, средней и ближней дистанциях. Тактика ведения боя с боксерами разного стиля и манеры: активно действующего короткими сильными ударами, боксирующего на дальней, средней или ближней дистанциях контратакующего и обыгрывающего стиля. Техника и тактика проведения сложных форм боя; вызов на атаку с последующей контратакой.

Соревнования. Участие в соревнованиях, в товарищеских матчевых встречах, первенствах города, района, спортивного общества.

Судейская практика. Судейская практика включает: приобретение навыков судейства сбоку, работу судьи при участниках, секундометриста и секретаря соревнований. Сдача зачетов на присвоение звания судии III категории.

Совершенствования спортивного мастерства. Техническое и тактическое совершенствование в атаках, контратаках, ложных действиях во всех дистанциях с партнерам разного стиля и манеры ведения боя: против наступающего, активно действующего, контратакующего, обыгрывающего, разнообразного стиля с боксерами, ведущий бой на дальней, средней или ближней дистанциях, высокого или низкого роста, боксерами-левшами и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методический комментарий для педагога

Имеющаяся практика работы по спорту в большинстве физкультурных организаций страны и построение годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых чётко определены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразности деления года на 2 цикла, каждый из которых, в свою очередь, делится на 3 периода: подготовительный,  соревновательный и переходный.

Для групп новичков можно учебный год не делить на периоды и циклы, учитывая; что основная направленность занятий этих групп в первом году обучения имеет в основном подготовительный характер.

Для спортсменов 3-его года обучения, занимающихся по индивидуальным плана в году может быть и больше циклов, в зависимости от календарного плана спортивных соревнований и подготовки спортсмена к конкретным состязаниям текущего года.

В каждом цикле следует планировать, к какому времени боксеру нужно достичь высокого уровня спортивной подготовленности и последующего перехода к активному отдыху.

Подготовительный период.

Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. В ход тренировочных занятий этого периода опробываются новые методические приемы и средства общей и специальной подготовки, устанавливаются новые приемы техники и тактически действия.

Содержание и методика в подготовительном периоде осенне-зимнего и весенне-летнего циклов имеют много общего. Изменения происходят только в средствах общей физической подготовки в связи с изменением времени года.

Для более четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы подготовительный период целесообразно разделить на два: I этап – общеподготовительный, II этап - предсоревновательный.

Первый этап: Основное внимание на первом этапе должно быть уделено разносторонней общей физической подготовке - 40 - 45% тренировочного времени, технической подготовке - 30 - 45% и тактической - 20 - 25% общего времени. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) совершенствуется техника боевых приемов и тактических действий , развиваются волевые качества, значительное внимание уделяется психологической подготовке боксеров.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатика, упражнения с отягощениями, кроссы, бег на дорожках, прыжки, различные подвижные и спортивные игры, упражнения в условных боях.

В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие общую основу спортивной деятельности.

Основные формы тренировки на этом этапе - специализированные и комплексные занятия по физической специальной и технической подготовке с постепенным увеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшей степени их интенсивности. Продолжительность первого этапа в зависимости от физического состояния занимающихся 1 -2 месяца.

Второй этап: Основная задача второго этапа - повышение уровня тренированности, развитие специальных качеств и навыков, специфичных для боксеров, осуществляемая по всем разделам подготовки, приобретение спортивной формы и втягивание спортсменов в специфическую соревновательную работу.

Физическая подготовка занимает 25 - 30% общего времени и способствует в основном дальнейшему развитию качеств в общей тренированности. Повышается удельный вес средств специальной физической подготовки:

техническая подготовка — совершенствование технических навыков в более усложненной обстановке - занимает 35 - 40% общего времени тактическая подготовка - совершенствование тактических навыков в условнных боях и встречах с различными по боевым особенностям партнерами - занимает примерно 35-40   % общего времени.

Основные средства на этом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки для дальнейшего совершенствования физических качеств, специальные упражнения в технике и тактике (условные бои).

В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, применению индивидуальных средств тренировки, где требуется мобилизация и напряжение всех сил боксера.

Теоретическая подготовка посвящается изучению материалов по общим основам тренировки.

Для спортсменов старших разрядов желательно организовать выступления на теоретических занятиях с сообщениями на различные темы технической и тактической подготовки боксеров.

Основные формы тренировки на втором этапе - специальные комплексные занятия по физической, технической подготовке с применением индивидуальных и групповых методов работы. Возрастает удельный вес соревновательного и интервального методов тренировки.

Стабилизируется общий объем тренировочной нагрузки и продолжается повышение интенсивности выполнения упражнений.

Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, координации движений и специальной выносливости.

На втором этапе большое внимание уделяется специальной тренированности, которая достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости и выносливости с учетом возраста и пола занимающихся.

В конце этого этапа поводятся контрольные испытания по физической подготовке, контрольные бои, в которых проверяется технико-тактическое мастерство боксёров.

Соревновательный период.

В этом периоде боксер активно участвует в основных состязаниях, сохраняя и  совершенствуя свою тренированность.

Соревновательный период состоит из ряда микропериодов, определяемых календарём соревнований. В каждом из них боксер готовится к состязаниям, участвует в них и отдыхает. Но на всем протяжении соревновательного периода он неуклонно совершенствует технические навыки , тактические приемы, развивает физические (силу, ловкость, быстроту выносливость) и волевые (инициативность, уверенность, смелость, решительность и стойкость) качества.

Физическая подготовка направлена на достижение максимальной тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности. Общий удельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется на уровне предсоревновательного этапа.

Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование быстроты и стабильности применения приемов в сложных боевых условиях. Ее удельный вес как и в предсоревновательныом этапе подготовки.

В тактической подготовке совершенствуются тактические действия против боксёров, отличающихся той или иной направленностью своей тактики.

Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию, психологическую готовность спортсмена к каждому бою и соревнованию в целом.

В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитие волевых качеств, связанных с непосредственным участием боксеров в соревнования: воли к победе, выдержки, смелости, решительности, воли в преодолении отрицательных состояний (психологических барьеров), неуверенности в бою, боязни действовать решительно и активно в  наиболее ответственные моменты боя, подавленности, связанной с отдельными поражениями.

Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в предсоревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному выступлению в соревнованиях.

Основные средства на этом этапе: упражнения специальной физической подготовки, совершенствование в технике и тактических действиях с партнерами, различные манеры боя. Наибольший удельный вес должны занимать условные и вольные бои, работа ей отдельных недостатков техники.

Переходный период.        

Этот период в основном посвящен активному отдыху спортсмена.

Основные задачи: постепенное снижение нагрузки и переход к активному отдыху. В переходном периоде следует предусмотреть сохранение уровня общей физической подготовленности , обеспечить активный отдых и укрепление здоровья боксеров.

В переходном периоде широко используются средства с преимущественным применением игрового метода.

Приложение 1

Способы определения результативности обучающихся бокс-клуба «Фанат»

Контрольные нормативы по общей физической подготовке

Большое значение для организации учебно-тренировочного процесса имеет контроль за уровнем всех видов подготовки боксеров. Процесс повышения уровня физической подготовки и развития отдельных физических качеств немыслим без систематического педагогического контроля.

Действенным средством контроля является выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке.

1 год обучения

1.   Бег 100м..................14,5

2.   Бег 800 м..................2.40,0

3.   Прыжки в длину с/р...........4,00м

4.   Подтягивание на перекладине......8 раз

5.   Отжимание в упоре лежа........10 раз

6.   Толкание ядра весом 5 кг при весе боксера

до 60 кг................7,5 м

до 71 кг................8,5 м

свыше 71 кг..............9,8 м

2 год обучения

1.   Бег 100м..................14,00

2.    Бег 1500м.................5.30,0

3.    Прыжки в длину с/р...........4,30м

4.   Подтягивание на перекладине.

при весе боксера

до 60 кг................10 раз

до 71 кг................8 раз

свыше 71 кг..............6 раз

5.    Отжимание в упоре лежа........12 раз

6.    Толкание ядра весом 7,257 кг.

При весе боксера

до 60 кг................6,50 м

до 71 кг................7,50 м

свыше 71 кг..............8,50м

3 год обучения

1.   Бег 100м..................13,6

2.    Бег 1500м.................5.10,0

3.   Прыжки в длину с/р...........4,50м

4.   Подтягивание на перекладине

При весе боксера

до 60 кг................12 раз

до 71 кг................10 раз

свыше 71 кг..............8 раз

5.   Толкание штанги (не кол-во раз) . . 60 % к собственному весу

6.   Толкание ядра весом 7,257 кг.

при весе боксера

до 60 кг................7,50 м

до 71 кг................8,50 м

свыше 71 кг..............9,50м

Контрольные упражнения по технической подготовке

1  год обучения.

1.   Передвижение в боевой стойке одиночными и слитными шагами в различных направлениях (без партнера).

2.   Передвижение перед партнером на дальней дистанции для определения боевого расстояния, с которого возможно нанести противнику удар с шагом вперед.

3.  Атака и контратака одиночными, двойными ударами и защитные действия (приемы) на дальней дистанции.

2 год обучения.

1.   Передвижение перед партнером в собранной боевой стойке на средней дистанции для определения расстояния, с которого можно нанести партнеру удар без шага.

2.   Различные сочетания ударов и защит на средней дистанции.

3.   Вход в среднюю дистанцию

4.    Приемы боя против левши на дальней и средней дистанциях.

3 год обучения.

1.    Приемы и способы боя в ближней дистанции.

2.   Выход из угла и от канатов ринга.

3.   Ведение боя с боксёрами, отличающимися той или иной направленностью своей тактики.

Контрольные и технические нормативы устанавливаются в соответствии с характеристикой боксера:

какими ударами и защитами предпочитает пользоваться боксер, какие именно приемы удаются ему лучше других

какая боевая манера более свойственна данному боксеру, что успешнее для него - атаки или контратаки, бой на дальней, средней или ближней дистанциях, одиночные, двойные или серийные удары.

Организационно-методические указания

Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень здоровья занимающихся, овладения техникой и тактикой бокса, воспитание моральных и волевых черт характера, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и на этой основе - достижение высокого спортивного мастерства.

Воспитательная работа проводится по планам мероприятий коллектива физической культуры, спортивного клуба, но главным образом осуществляется непосредственно в процессе занятий и участия в соревнованиях.

Теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде кратких бесед (15-20 минут). Теоретические темы необходимо проводить с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов.

Как правило, на всех тренировочных занятиях следует широко применять средства и упражнения общей и специальной физической подготовки. Занятия, целиком посвящённые общей физической подготовке, должны проводиться во все периоды учебно-тренировочной работы и в особенности в подготовительном и переходном периодах. Чтобы добиться технического мастерства, недостаточно только заниматься боксом. Необходимо регулярно сочетать учебно-тренировочные занятия по боксу с занятиями другими видами спорта: лёгкой атлетикой, гимнастикой, плаванием и особенно спортивными играми.

Для закрепления того или иного приёма необходимо применять:

- ослабленное (по заданию) сопротивление партнёра;

- упражнения с более слабым партнёром;

- упражнения с постоянным (на определённые периоды) партнёром (привычные условия);

- упражнения с более сильным партнёром;

- упражнения со сменой партнёров (разные условия).

Содержание материала на занятиях должно строиться так, чтобы на каждом из них обучающиеся осваивали что-то новое, постоянно приучать их к преодолению трудностей, что способствует воспитанию волевых качеств.

Проверку по специальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить в начале и конце года. Для этого могут быть выделены специальные занятия. Для учёта теоретических знаний желательно проводить беседы с обучающимися по пройденным материалам и принимать меры в части самостоятельного ознакомления спортсменов с литературой по тематике теоретической подготовки.

Для учета физической, технической, и тактической подготовленности боксёров следует проводить:

1.    Наблюдения за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий.

2.    Проверку выполнения отдельных приёмов техники бокса.

3.   Выполнение установочных контрольных нормативов.

4.   Наблюдения и систематический анализ условных и вольных боёв обучающихся. Следует уделять значительное внимание разбору предстоящих соревнований и анализу проведённых встреч.

Таблица рекордов Бокс-клуба «Фанат»

№ п/п 

Вид спорта, упражнение 

Рекорд на «   »               200 г. 

Вновь установленные рекорды за 200__г 

Дата 

Рекордный результат 

Кем установлен 

Дата 

Рекордный результат 

Кем установлен и на какие соревнования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 

Мониторинг образовательной деятельности обучающихся бокс-клуба «Фанат»

Протокол результатов мониторинга образовательной деятельности обучающихся

Ф.И. обучающегося

№ группы

Год обучения

Первое полугодие

Итоги за год.

Дата

Форма

Содержание занятия

Уровень освоения программы

Дата

Форма содержание занятия

Уровень освоения программы

Т

П

Т

П


Таблица  показателей мониторинга

образовательной деятельности обучающихся

МОУ ДОД СДДТ

Показатели

Критерии

Уровни освоения программы.

Средства мониторинга

Низкий

(н)

0-2 балла

Ниже среднего (н/с)

3-4 балла

Средний

(с)

5-6 баллов

Выше среднего (в/с)

7-8 баллов

Высокий

(в)

9-10 баллов

Очень высокий (о/в)

Более 10 баллов

1.Теоретическая подготовка обучающегося

1.1 Теоретические знания , предусмотренные программой бокс-клуба «Фанат»

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Овладение

менее чем 20% объёма знаний, предусмотренных программой

Овладение менее ½ объёма знаний предусмотренных программой

Овладение ½ объёма

знаний предусмотренных программой

Овладение ¾ объёма знаний предусмотренных программой

Освоение практически

всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период

Освоение

всего объёма знаний, предусмотренных программой, самостоятельное изучение дополнительного теоретического материала по курсу, не входящего в программу.

Методы:

наблюдение,

тестирование, анкетирование; итоговые занятия.

1.2 Владение специальной (спортивной) терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологией.

Не знает специальных терминов, в речи  их не употребляет.

Знает минимум специальных терминов, при употреблении путает понятия.

Знает термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой

Знает достаточно специальных терминов, старается, использовать в речи, но допускает неточности

Специальные термины употребляет осознан-

но и в полном соответствии с их содержанием,

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, самостоятельно овладевает терминологией, не предусмотренной программой.

2.Практическая подготовка обучающегося

2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой  бокс-клуба «Фанат»

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Не овладел умениями и навыками предусмотренными программой Не выполняет контрольные нормативы по общей физической подготовке. Не участвует в соревнованиях

Овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков Частично выполняет контрольные нормативы по общей физической подготовке. Не участвует в соревнованиях

Овладение ½ предусмотренных умений и навыков, выполнение упражнений  с помощью тренера. Частично выполняет контрольные нормативы по общей физической подготовке. Не участвует в соревнованиях

Овладение более половины предусмотренных программой умений и навыков, выполнение необходимых упражнений под присмотром тренера. Не стабильные показатели контрольных нормативов по общей физической подготовке. Участие в соревнованиях локального уровня

Овладение практически всеми умениями

и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

Выполнение практических заданий самостоятельно. Хорошо справляется с контрольными нормативами по общей физической подготовке. Участвует в соревнованиях локального и городского уровня.

Овладение всеми умениями

и навыками, предусмотренными программой на должном уровне, самостоятельная работа по овладению умениями и навыками не предусмотренными программой. Показатели контрольных нормативов высокие, участие в соревнованиях локального, городского, областного и др. уровней.

Методы: наблюдение, тестирование, демонстрации, практические, игровые, соревнования.)

2.2 Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий.

Не может выполнить простейшие практические задания тренера.

Выполняет практические задания на основе показа с помощью тренера

Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца.

Выполняет практические задания, пользуясь словесной терминологией.

Осуществляет достаточный творческий

подход в выполнении практических заданий, проявляет нестандартность мышления.

Высокий творческий уровень при выполнении практических заданий, применяет новые технологии, не предусмотренные программой.

Приложение 3

Критерии оценки личности обучающихся бокс клуба «Фанат»

Отношение к себе и к людям, к делу (мотивация)

Низкий уровень

1 – 3 балла

1.Находится на занятиях без желания. Не принимает участия в коллективных занятиях. Не проявляет старательность, тренировку не доводит до конца, присутствует больше как наблюдатель.

2.Пришел в бокс-клуб «за компанию». Не может определиться – зачем ему это надо. Берется за тренировку с желанием, но не доводит  до конца, присутствует ради общения.

3.В бокс-клуб привели родители. Редко, под влиянием внешних факторов, проявляет интерес к тренировкам. Изредка проявляет старательность, чтобы избежать осуждения.

Средний уровень

4- 6 баллов

4.Периодически стремится к активности, побуждаемый выделиться среди других. Участвует в тренировке, пытается справиться с трудностями, но не хватает знаний, умений, выносливости, силы воли.

5.Часто стремится к совместным тренировкам  в целях общения с друзьями и самовыражения. Может работать с интересом, особенно если захочет выделиться перед другими.

6.Регулярно стремится к тренировочной деятельности, старается хорошо выполнить задание тренера. Тренируется добросовестно, ждет одобрения педагога.

Высокий уровень

7 – 10 баллов

7. Участвует в учебном процессе, появляется мотив самореализации. Тренируется добросовестно, старательно доводит работу до конца, хочет сделать кому-нибудь приятное.

8. Участвует в учебном процессе, потому что получает от этого удовольствие. .Любые указания тренера выполняет старательно и до конца, считает, что иначе нельзя. Проявляет интерес к соревновательной деятельности.

9. Участвует в соревновательной деятельности, побуждаемый потребностью и самореализацией. Ответственно подходит к любой тренировке. Проявляет изобретательность, нестандартность мышления. Активно участвует в соревновательной деятельности.

10. Активно стремится к соревнованиям, имеет большой творческий потенциал. Может возглавить соревновательную  группу.

Ф.И. спортсмена

№ группы

Год обучения

Уровни

низкий

средний

высокий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Приложение 4

Материально-техническое обеспечение

1.   Ринг размером от 4x4 до 6x6 м.

2.    Мешки боксерские от 15 до 40 кг (разных размеров).

3.   Груши боксерские насыпные разного веса.

4.    Настенная подушка.

5.   Перчатки боксерские весом 300 г.

6.   Лапы тренерские.

7.   Маски боксерские.

Приложение 5

Примерный план учебно-тренировочного занятия

Содержание

Время

Примечание

Подготовительная часть

5 мин 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на следующем занятии 

дать ответную контратаку 

после защиты нырок 

Работа в парах и на снарядах 

 

 

 

 

 

 

1 Построение, объяснение цели и задачи 

занятия 

Задача всестороннее физическое развитие, 

повышение уровня физической подготовки 

Цель овладение основами техники бокса 

(защита, нырок) 

Основные средства имитационные упражнения 

без партнера и с партнером, работа в пэрах, 

упражнение на развитие силы 

Основная часть

 

. 

Разминка (ОРУ, имитация передвижения, ударов 

и защит) 

20 мин 

 

 

 

Упражнения с партнером 

 

"пятнашки" 

1 мин 

 

"пуш-пуш" 

1 мин      | 

удары с сопротивлением 

1 мин 

 

сохрани дистанцию 

2*1 мин 

 

"борьба" 

1 мин 

 

Защита, нырок 

 

 

у стенки 

6 мин 

 

под руку партнера 

2*2 мин. 

_

под удары партнера 

2*3 мин 

 

Бой с тенью 

 

 

1 раунд бок. Лев. в голову 

2 мин 

 

2 раунд бок. Пр. в голову 

2 мин 

 

3 раунд бок. лев. пр. в голову 

2 мин. 

 

 Работа в парах 

 

 

Бок. Лев. в голову и защита от него 

2*3 мин. 

 

Бок. Пр. в голову и защита от него 

2*3 мин. 

 

Бок. Лев. и пр. в голову и защита от него 

2*3 мин 

 

Упражнения на развитие силы.(отжимания,

выпрыгивания, прогибы пресс) 

10 мин 

 

 

_ 

Упражнения на расслабление и растягивание 

5 мин 

 

Заключительная часть:

 

 

построение 

2 мин

 

указание основных ошибок 

 

 

Организационные  моменты 

 

 

Список литературы

1.   Градополов К.В. Тренировка боксера. Пособие для боксера и тренеров. ФиС, 1960.

2.   Джероян Г.О. Тактическая подготовка боксера. ФиС, 1970.

3.   Клевенко В.М. Быстрота в боксе. ФиС, 1968.

4.   Казаков М.Б. Врачебный контроль в боксе. ФиС, 1957.

5.   Матвеев Л.Н. Проблема периодизации спортивной тренировки. ФиС, 1970.

6.   Яковлев Н.Н. Питание спортсмена. ФиС, 1967.

7.   Огуренков Е.И. Современный бокс. ФиС, 1969.

8.   Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. ФиС, 1970.

9.   Родионов А.В. Психология спортивного поединка. ФиС, 1968.

10. Степанов А.И. О тактике бокса. Латв. гос. изд - во, 1963.

11. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.

12. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. М., 1976.

13. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1979.



Предварительный просмотр:

Деятельность тренера по выявлению и сопровождению способных спортсменов в Бокс-клубе «Фанат» МБУ ДО «СДДТ» г. Архангельска

Гладков Фёдор Евгеньевич,

 педагог дополнительного образования,

педагог-организатор

Бокс-клуба «Фанат» МБУ ДО «СДДТ»

Развитию спорта в нашей стране в настоящее время уделяется большое внимание. Это естественно, так как спорт является эффективнейшим средством физического воспитания подрастающего поколения. Бокс - этот увлекательный и сложный вид спорта - завоевывает себе все новых и новых поклонников.

Бокс-клуб "Фанат" находится в Северном округе г. Архангельска (поселок Первых Пятилеток) и функционирует уже 18 лет. Клуб однопрофильный. Основное направление – бокс. В клубе занимаются ребята Северного округа, Маймаксы и Соломбалы - подростки и старшие школьники в возрасте 11-18 лет.

Родители приводят ребёнка в бокс-клуб с надеждой, что он вырастет здоровым, смелым, умным и физически выносливым. Моя задача - заинтересовать ребенка и создать предпосылки для дальнейшего занятия боксом; не «сломать» в начале его обучения, а дать проявить себя, выявить особенности и способности, на которые можно будет опираться в дальнейшей работе с ним.

Практически с первых занятий группы мною ведется интенсивная работа по выявлению наиболее способных детей. В первую очередь я обращаю внимание на следующие критерии:

1) заинтересованность и увлеченность боксом;

2) смелость, решительность, самообладание;

3) целеустремленность (упорство) в процессе овладения навыками и преодоления трудностей тренировки;

5) скорость реакции и движений;

6) быстрота овладения специальной координацией движений боксера;

7) расслабленность и непринужденность в ситуациях ударно-защитного противоборства;

8) преодоление страха перед соревнованием, перед ударом.

        Три основных качества, которые я воспитываю прежде всего в ребенке  - это скорость, сила, выносливость. Я должен выяснить, что у него отстает, и те качества, которые развиты хорошо, я должен  развить до совершенства, а отстающие «подтянуть». Для этого я  провожу диагностику личных физических качеств спортсмена через сдачу контрольных нормативов. Например: юный боксер должен отжиматься 30 раз, а отжимается в начале года только15. Я разрабатываю ему специальный комплекс упражнений, который он выполняет в течение трех месяцев. По истечении этого срока я делаю контрольный замер. Если он отжимается уже 25-30 раз – прогресс налицо. Или еще пример - замер бега на 1 км. Начинающий спортсмен бежит эту дистанцию за 7 мин, а должен бежать за 5 мин. Я составляю для него специальный тренировочный маршрут, который направлен на развитие силы ног и  провожу активную кроссовую работу. Так как у данного спортсмена  не хватает функциональной подготовки (нехватка дыхания), я подбираю ему беговые упражнения, и заставляю заниматься игровыми видами спорта (футбол, баскетбол). Моя задача – развить эти недостающие для спортсмена качества.

Таким образом, в начале учебно-тренировочного года (август-сентябрь) у спортсмена закладывается фундамент общей физической подготовки (развитие силы и выносливости). Вслед за этим этапом следует этап специальной физической подготовки (развитие качеств, необходимых в бою) – все упражнения приближаются к специальным движениям боксера и с помощью этих упражнений развиваются скоростно-силовые качества тех мышц, которые участвуют в боксерских движениях (удары, защиты, передвижения). Затем (3 этап) идет боксерская работа (на снарядах, в парах, на лапах и т.д.). Завершающим этапом является этап соревнований. По результатам соревнований корректируется индивидуальный план подготовки, анализируются слабые и сильные стороны спортсмена, пути их развития (подбор упражнений: упор делается на развитие «любимых» комбинаций и приемов).

После первых официальных выступлений начинается настоящая индивидуальная подготовка спортсмена, где вырабатывается свой стиль и манера боя. Составляется план индивидуальной подготовки спортсмена.

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, я действую примерно по такой схеме (приложение 1):

• определяю уровень физического развития учащегося (диагностика, Архангельский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины, дневник наблюдений);

• очерчиваю долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

• определяю время, которое должен затратить учащийся на освоение базовой и специальной программы;

• определяю сою роль как тренера;

• разрабатываю план тренировок;

• определяю содержание тренировочного процесса;

• определяю способы оценки успехов учащегося.

После анализа конкретного соревнования делается упор на развитие определенных качеств: общей физической подготовки, технико-тактической подготовки, развитие морально-волевых качеств, медицинское сопровождение.

У каждого тренера есть модель, к которой он должен подвести спортсмена. Для этого необходимо поставить задачи, в ходе решения которых  будущий чемпион должен физически окрепнуть, вооружиться знаниями  и умениями, навыками по технике и тактике. На этом этапе идет подбор индивидуальных, конкретных приемов и комбинаций, наиболее эффективных именно для этого спортсмена.

Пример сопровождения спортсмена (индивидуальный маршрут).

Спортсмен высокого роста. Его плюсы:

- хорошо передвигается по рингу,

- неплохое чувство дистанции,

-  в основном работает прямыми ударами,

 - часто работает «вторым номером».

Минусы:

- часто устает к третьему раунду (недостаточная выносливость),

- не выдерживает темп боя,

- мало использует джэб,

- на средней дистанции недостаточно использует хуки и аперкоты,

- не умеет клинчевать.

 Я смотрю его технику и вижу, что из-за своей слабой физической подготовки он не может остановить прямыми ударами противника, и его противник прорывается на ближнюю дистанцию, в которой этому высокому бойцу работать неудобно. Исходя из антропометрических данных спортсмена (знание анатомо-физиологических и психологических особенностей юношей необходимо тренеру. Без этого знания невозможно правильно построить и обосновать методику подготовки юных боксеров, нельзя правильно организовать учебно-тренировочные занятия), составляю программу работы:

1. Повысить уровень физической подготовки.

 2. Развивать силу и выносливость.

 3. Научить работе на средней и ближней дистанции (работа хуками, аперкотами и защите от них), умению сковывать противника на ближней дистанции.

4. Продолжать развитие ведения боя на дальние дистанции, умения защищаться сайд-стэпами, контратаковать встречными одиночными и серийными ударами.

 5. Настраивать перед боем (формирую оптимальное боевое состояние).

 6. Отрабатывать тактические варианты ведения боя с разными по тактике противниками (низкий, высокий, левша, правша, темповик и т.д.).

 7. Обучать умению анализировать действия противника и свои действия во время разбора боев, во время тренировок, боев и составления планов на бой (если известен соперник).

Проходит индивидуальная подготовка спортсмена, вырабатывается свой стиль, манера боя. Выясняются его сильные-слабые стороны и в ходе тренировочного процесса боксера развиваю те качества, которые у него развиты лучше

При разработке индивидуального образовательного маршрута я использую принцип логарифмической спирали. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.

Важной составляющей работы любого тренера со спортсменами является этап подготовки и участия в соревновательной деятельности. Соревнования требуют от боксеров умения мгновенно оценивать обстановку, молниеносно принимать решения, большой физической подготовленности и, главное, сильного характера. Но, в то же время, турниры способствуют формированию таких качеств как сила воли, дисциплина, целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, решительность, смелость, инициатива, способность принять быстро решения в сложных ситуациях.

Мне, как тренеру, необходимо:

– четко дозировать объем и интенсивность нагрузок с интервалами отдыха;

– заявлять боксера для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности;

– обеспечивать психологическую поддержку перед выступлением в соревнованиях, в секундировании и т.д;

– уметь применять приёмы психорегуляции предстаротовых состояний и других спортивных переживаний (идеомоторный метод, приемы отвлечения, расслабления, аутогенной тренировки, самовнушения);

– обеспечивать положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях;

– оценивать степень умения использования боксёром техники защитных действий, нейтрализующей удары противника, степень тренированности, степень возможности на протяжении всего боя сохранить высокую работоспособность;

– учитывать физическую форму и состояние здоровья спортсмена (я не могу самостоятельно оценивать уровень физического состояния спортсмена, в этом мне помогают врачи Архангельского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины).

После каждого соревнования все бои просматриваются и анализируются, подмечаются плюсы и минусы (сильные и слабые стороны свои и противника), вырисовывается идеальный вариант боя для конкретного бойца, составляются индивидуальные планы тренировок (как это было показано выше).

Таким образом, деятельность тренера по выявлению и сопровождению способных спортсменов в секции бокса - это длительный и трудоемкий совместный процесс тренера и спортсмена. Выдающиеся результаты не могут быть достижимы без кропотливой индивидуальной работы, без психологического взаимопонимания и создания комфортной атмосферы в экстремальных условиях изнурительных тренировок и боксёрского поединка. Роль тренера в подготовке юношей-боксеров велика. Она должна сочетать в себе воспитательную и формирующую характер подготовку. При этом тренер должен четко представлять себе индивидуальные особенности своего подопечного и, соответственно им, вырабатывать линию подготовки каждого спортсмена в отдельности.

Приложение 1

Ведение боевого листка спортсмена Бокс-клуба «Фанат»

Число

Наименование соревнований

Место проведения

ФИО противника, организация

Кол-во боев

Кол-во побед

Показанный результат

Мониторинг образовательной деятельности обучающихся бокс-клуба «Фанат»

Протокол результатов мониторинга образовательной деятельности обучающихся

Ф.И. обучающегося

№ группы

Год обучения

Первое полугодие

Итоги за год.

Дата

Форма

Содержание занятия

Уровень освоения программы

Дата

Форма содержание занятия

Уровень освоения программы

Т

П

Т

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...