Использование современных систем физического воспитания в начальной школе
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Ахметдинова Лариса Фанильевна

В связи с большой популярностью и востребованностью инновационных направлений в области физической культуры при занятиях с детьми все большее значение приобретает углубленный ретроспективный анализ гимнастических, ритмико-пластических и танцевальных форм, применяемых в современном фитнесе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-методический материал30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей физической культуры

Использование современных систем физического воспитания в начальной           школе

                               Учитель физической культуры МОБУ лицей                                       Ахметдинова Л.Ф.

Г.О.Рошаль-2012

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Медики говорят, что абсолютно здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20 процентов. Здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы.

Если позаботиться вовремя о профилактике самых распространенных детских заболеваний, то и младший школьный возраст и подростковый период ребенок преодолеет без серьезных заболеваний. А в наше время это уже большое достижение. Самыми распространенными "школьными" заболеваниями считаются болезни органов пищеварения и опорно- двигательного аппарата, а также офтальмологические заболевания, которые, особенно в детстве, намного легче предупредить, чем лечить. Причем лечить всю оставшуюся жизнь.

Школа - огромная нагрузка на неокрепший опорно-двигательный аппарат: тяжелый ранец, длительная неподвижная поза, дефицит активных игр, а иногда и эмоциональные проблемы, заставляющие ребенка горбиться, приводят к нарушениям осанки.

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

На фоне изменившихся в последние годы социально-экономических и экологических условий, ухудшения качества жизни, выявляются отчетливые негативные сдвиги в состоянии здоровья населения России. Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в детском возрасте, снижают возможности реализации молодым человеком, вступившим в социально-активный период жизни, важнейших социальных и биологических функций. В связи с этим очевидна заинтересованность общества и государства в сохранении здоровья подростковой популяции в ближайшие и более отдаленные годы, в повышении интеллектуального, оборонного потенциала страны и воспроизводстве здорового будущего поколения.

Заставляют обращать на себя внимание серьезные изменения в физическом развитии детей и подростков - важнейшем показателе здоровья и индикаторе социально-экономического благополучия общества и экологической обстановки. В России повсеместно увеличивается частота дисгармоничного физического развития детей, возрастает дефицит массы тела, появляется низкорослость, снижаются функциональные показатели, ухудшается физическая подготовленность, с напряжением функционируют иммунная и сердечно-сосудистая системы, сдвигается на старшие возрасты половое созревание.

Одной из причин отставания в физическом развитии детей и подростков, возникновения самых разнообразных заболеваний является гиподинамия. Проблема недостаточной двигательной активности особенно актуальна для учащихся школ крупных городов в связи с интеллектуальной и информационной перегруженностью, наличием психоэмоциональных стрессов.

В последние годы стали появляться детские сады и школы с бассейнами. В любом бассейне существуют детские группы оздоровительного плавания. Однако только этим средством физического воспитания проблему гиподинамии не решить. В связи с этим совершенствование всей системы физического воспитания и, в частности, физического воспитания детей младшего школьного возраста, является одним из перспективных направлений улучшения состояния здоровья, повышения двигательной активности.

На современном этапе все более популярными становятся занятия фитнесом. Под «фитнесом» понимают систему занятий физической культурой, направленную не только на поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное развитие. Фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес - это увлекательные и полезные занятия для людей разных возрастов. В связи с большой популярностью и востребованностью инновационных направлений в области физической культуры при занятиях с детьми все большее значение приобретает углубленный ретроспективный анализ гимнастических, ритмико-пластических и танцевальных форм, применяемых в современном фитнесе.

Использование фитнес-программ способствует повышению интереса к занятиям физическими упражнениями детей и подростков, социализации и самоопределению подрастающего поколения, улучшает уровень физической подготовленности и физическое развитие, укрепляет здоровье.

На основании выявленных корреляционных связей между отдельными соматическими нарушениями и уровнем физической подготовленности младших школьников была разработана методика использования средств фитнеса, включающая упражнения, выполняемые в зале.

Экспериментальная методика направлена на оздоровление, физическое укрепление и развитие организма ребенка в целом (исправление осанки, профилактику плоскостопия, формирование и развитие физической силы, ловкости, гибкости и др.).

Продолжительность занятия в зале 1 час. Занятия проводятся  поточным методом. В занятиях применяются общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию, осанку, развитие гибкости. В занятиях используют  упражнения на фитболах, танцевальные элементы, различные предметы: скакалки, мячи.

Подготовительная часть составляет 10-15% времени занятия. Здесь решаются  задачи подготовки организма к выполнению работы необходимой интенсивности. Выполняются  различные передвижения, бег, прыжки, а также дыхательные упражнения. Основная часть занятия (75-80%) предусматривает: увеличение функциональных возможностей занимающихся, развитие координации, силы мышц верхних и нижних конечностей, туловища, формирование навыков правильной осанки. Упражнения выполняются с большей интенсивностью и количеством повторений.

Широко используются фитболы для развития координации и силы мышц опорно-двигательного аппарата. В заключительной части (10%) используются эстафеты, включаются упражнения на равновесие, гибкость, дыхательные упражнения.

- занятия в зале с использованием ритмики, аэробики, стретчинга способствуют лучшему укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию гибкости, силы мышц плечевого пояса

"Аэробика" включает разминку, общеразвивающие упражнения и танцы.

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

  1. позиции ног,
  2. позиции рук,
  3. позиции в паре,
  4. позиции европейских танцев,
  5. позиции латиноамериканских танцев,
  6. линия танца,
  7. направление движения,
  8. углы поворотов.

РАЗМИНКА

Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:

  1. на носках, каблуках,
  2. перекаты стопы,
  3. высоко поднимая колени,
  4. выпады,
  5. ход лицом и спиной,
  6. бег с подскоками,
  7. галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  1. “линии”,
  2. “хоровод”,
  3. “шахматы”,
  4. “змейка”,
  5. “круг”.

Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

ТАНЦЫ

Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность, интерес. Улучшается память, внимание, настроение и внутренняя организация.

1. Обучение: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.

2. Понятие “аэробика”. Основные движения, понятия.

3. ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног.

4. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

5. Элементы ассиметричной гимнастики. Упражнения для развития тела.

6. Движения по линии танца. Тесты, оценивающие подвижность шейного отдела.

7. Перестроение для танцев. Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса.

8. Разучивание разминки. Тесты, оценивающие эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья.

9. Позиции рук. Основные правила.

10. Позиции ног. Основные правила.

11. Позиции в паре. Основные правила.

12. Танец “ Розовый слон". Элементы танца.

13. Красота движений.

14-15. Партерный экзерсис.

16. Разучивание танца “ Розовый слон”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов.

17. Закрепление.

18. Основные движения танца “ Папуасы ”. Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника.

19. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов. Танец “ Папуасы ”.

20. Повторение позиций в паре.

21. Проверка ориентации на танцевальной площадке. Танец “Карнавал”.

22. Закрепление. Танцы “Розовый слон”, “Папуасы”, “Карнавал”.

23. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

24. Музыкально-ритмические игры “Балетмейстер”, “Шаг”.

25. Танец “Ладошки”. Основные движения, переходы в позиции рук.

26. Элементы народной хореографии: ковырялочка, лесенка, елочка.

27-28. Разучивание элементарного бального танца. Понятие “либретто”.

29. Составление либретто на сказку “Буратино”. Закрепление.

30. Сказка – танец “Буратино”.

31-34. Музыкально-ритмические игры: “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”, “Охранник музея”.

35. Повторение позиций рук, ног, корпуса. Беседа о технике безопасности на уроке, при разучивании танцев.

36. Элементы ассиметричной гимнастики.

37. Разучивание разминки.

38. Упражнения на развитие координации.

39. Перестроение для танцев. Рисунок танца.

40. Позиции рук. Основные правила.

41. Позиции ног. Основные правила. Закрепление.

42. Танец “Мармеладный мишка”. Позиции в паре. Основные правила.

43. Прослушивание музыкальных произведений. Партерный экзерсис

44. Просмотр видеозаписи танцев. Партерный экзерсис.

45. Конкурс “Шумовых инструментов”, “Видеоклипов”. Закрепление.

46. Музыкально-ритмические игры “Коршун и курица”, “Магазин игрушек”.

47. Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

48. Народно-хореографический танец. Позиции ног, рук. Упражнения на выстукивания.

49. Отработка движений.

50. Закрепление.

51. Танец “Хип-хоп”.

52. Понятие “стиль танца”. Общеразвивающие упражнения.

53. Отработка построения “линии”, “угол”, “шахматы”.

54. Танец “Латина”. Основные движения. Позиции латиноамериканских танцев.

55. Отработка движений танца “Латина”. Тесты для оценки подвижности тазобедренных суставов.

56. ОРУ: перекаты стопы, носка. “Русский стиль” - основные движения.

57. “Русский стиль”. Позиции ног, рук. Отработка движений.

58. “Русский стиль”. Отработка.

59. “Русский стиль”. Отработка.

60. Закрепление танцев “Хип-хоп”, “Латина”, “Русский стиль”.

61. ОРУ. Партерный экзерсис

62. Закрепление танцев “Хип-хоп”, “Латина”, “Русский стиль”. Партерный экзерсис.

63. Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные).

64. Музыкально-ритмические игры “Я и мир вокруг нас”, “Шаг”, “Волк и заяц”.

65. Закрепление танцев “Хип-хоп”, “Латина”, “Русский стиль”.

66. Просмотр видеозаписи танцев разных стилей аэробики.

67. Многообразность и необычность движений разных стилей аэробики.

68. Урок-смотр знаний.

Методические аспекты освоения программы.

Основными являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Знакомство со стилем начинается с музыки, истории стиля, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно.

Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается “от пола”, и следует показать и объяснить в последовательности:

  1. куда наступает (как переносим вес);
  2. как ставим ногу (как работает стопа);
  3. что делает колено;
  4. как работают бедра;
  5. что делает корпус;
  6. как танцуют руки;
  7. куда направлен взгляд (что делает голова).

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ-3 ч.

  1. Понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом.
  2. Понятие о здоровом образе жизни, исторические аспекты развития фитнеса.
  3. Понятие « Аэробика»,простейшие методы самоконтроля.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – 60 ч.

  1. Общая физическая подготовка, развитие физических качеств и способностей: развитие гибкости, ловкости, координации движений, скоростно- силовых способностей.
  2. Строевые упражнения, повороты, перестроения из одной шеренги в две.
  3. Комплекс общеразвивающих упражнений разучиваемых с детьми без предметов, с мячом, обручем, скакалкой.
  4. Танцевальные комбинации, основу которых составляют движения русских народных танцев: русский шаг, припадание, присядка, «ковырялочка»- постановка ноги на носок ( пятку) с разворотом колена наружу ( внутрь), «гармошечка», « елочка», а также комбинации из упражнений базовой аэробики: обычная ходьба(march)приставной шаг (step-touch), переход одной ноги на другую в стойке ноги врозь(open-step), переход одной ноги на другую со сгибанием ноги вперед(knee-up), шаг ноги врозь- ноги вместе(v-step), мах неопорной ноги вперед (kick), переход с одной ноги на другую со сгибанием ноги назад (legcurl), ходьба ноги врозь- ноги вместе( straddle), скрестный шаг( cross- step), скрестный шаг в сторону(grapevine).
  5. Упражнения акробатики: перекаты и группировки из различных исходных положений, равновесия на одной ноге, квырок вперед и назад, стойки на лопадках, « гимнастический мост» с поворотами.
  6. Упражнения художественной гимнастики: пружинящие движения ногами и руками, « волнв» руками, повороты на обеих ногах на 180 и 360 градусов( скрестно и переступанием), упражнения с обручем( повороты обруча с наклонами, вращение на руке, вертушки на полу, вращение на туловище, прыжки через обруч).Упражнения со скакалкой( прыжки с вращением вперед и назад, с одинарным и двойным вращением). Упражнения с мячом ( перекатпо рукам и спине, перекат из руки в руку по груди, бросок двумя руками толчком без вращения в полете, бросок двумя руками подбивом без вращения в полете с ударом о пол, отбивы одинарные и многократные вертикальные).
  7. Подвижные игры и эстафеты под музыку: « Карлики-великаны», «Запрещенное движение, «Прыгни в обруч», Рыбак и рыбки» и др. Эстафеты « Кто быстрее», с применением мяча, или скакалки. Образно – ролевые игры, игры с игрушками.

ИТОГОВЫЙ  РАЗДЕЛ-5ч.

  1. Контрольные упражнения для оценки уровня физической подготовленности детей.
  2. Показательные выступления. Демонстрация детьми родителям и педагогам практических умений, приобретенных за год занятий.
  3. Контроль теоретического и практического освоения программы на аттестационном занятии в конце учебного года.
  1. Краткое описание этапов занятий и выполняемых упражнений.

Занятие по аэробике состоит из следующих этапов: Разминка, основная (аэробная часть), заключительная часть.( + дыхательные упражнения).

Упражнения для развития чувства ритма, координацию движений, быстроту реакции,развитие памяти и ориентировки: отстукивание или похлопывание заданного ритма; ходьба с хлопками в различном темпе; ходьба с акцентом на первый счет, выполнение движений в заданном темпе после прекращения музыки; движении в одном ритме с проговариванием слов пи-ли пи-ла, ру-би то-пор, сту-чи мо-ло-ток и т.д., на четный счет-выполнение движений, на нечетный- остановка; ходьба с замедлением, ускорением, переходом на бег; передвижение в соответствии с характером музыки; понятие о первой, второй и третей позиции; полуприседания в этих позициях; парные, групповые упражнения под музыку; прыжки в первой позиции, движение галопа и польки по кругу, упражнения под музыку вальса, польки, марша; переменный шаг в сторону и вперед; выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, звучащую в различном темпе; упражнения с предметами под музыку; прыжки со сменой положения ног, с поворотом на 90, 180 градусов; сочетание различных движений, выполняемых в различном темпе и ритме; сочетание шагов польки, галопа, переменных шагов; шаги вальса вперед и назад с поворотом кругом; прыжки с короткой скакалкой; упражнения с предметами( гимнастической палкой, обручем, мячами, кубиками, флажками и пр.)Упражнения с мячами: подбрасывание и ловля мяча одной или двумя руками, удары мяча о пол и ловля одной рукой,удары мяча о стенку и ловля его двумя руками, ведение мяча на месте; перебрасывание мяча друг другу и ловля его после хлопка, по коленкам, за спиной.Подбрасывание мяча правой рукой, ловля правой рукой, тоже самое левой рукой;чередование бросков првой илевой рукой, а ловля наоборот левой и правой.Упражнения с гимнастической палкой: горизонтально вперед, вверх, перед грудью, вниз; палка вертикально перед грудью; сгибание и выпрямление рук с палкой на грудь вперед, на грудь вверх, на грудь за голову, на грудь вниз; наклоны туловища вперед- назад- палка горизонтально вперед, вверх, вниз; повороты туловища с движениями рук с палкой вперед, вверх, перед грудью, за голову; повороты туловища с положением палки на локтевых сгибаз за спиной; наклоны туловища с положением палки на локтевых сгибах за спиной; перешагивание через палку вперед и назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

«Особенности системы физического воспитания в специальной школе с задержкой психического развития в начальных классах»

Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы специальной школы. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компен...

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...