Использование кинезиологического тейпирования у детей с нарушениями ОДА
методическая разработка по физкультуре по теме

Харчевникова Евгения Борисовна

Применение нового метода реабилитации - кинезиологического тейпирования у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который применяется совместно на уроках с адаптивной физической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kinezioteyp.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЙПИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА(НОДА)

               

В нашей школе используется разнообразные способы увеличения двигательной активности учащихся с ОВЗ. Я как учитель АФК заинтересовалась одним из новых методов – кинезиологическое тейпирование. Прошла специальный курс обучения и успешно внедряю данную методику в практику. Это новый, но уже популярный метод лечения и профилактики различных заболеваний ОДА.

Термин образован из двух слов «kinesio»(движение) и «tape»(лента). Это специальные хлопковые ленты, не содержащие латекс, с акриловым гипоаллергенным покрытием, схожие по эластичности с человеческой кожей.

Методика кинезиологического тейпирования пришла в широкую врачебную практику из спортивной медицины. Эта методика создавалась как способ поддержания нестабильных суставов, утомленных мышц. Но к настоящему времени, за 25 лет развития, спектр показаний кинезиотейпирования стал настолько широк и разнообразен, что о нем можно уже говорить, как об очень эффективном лечебном методе.

Тейпирование в настоящее время применяется в медицинской практике в отношении разного рода пациентов: от младенцев до людей пожилого возраста, от спортсменов олимпийского уровня до людей с выраженными функциональными ограничениями.

Сегодня тейпирование в педиатрии  – это эффективный в применении метод механического влияния на тонус мускулатуры детей в профилактике ортопедических, неврологических, соматических заболеваний всех возрастных групп (Клюйков,2010).

Методика находит применение в лечении следующих видов заболеваний:

- нарушения осанки, сколиоз, кривошея

- деформации конечностей

- повреждения нервных сплетений

-двигательные нарушения различного происхождения (ДЦП, паралич Эрба-Дюшенна, парезы конечностей и другое)

- деформации стоп (плоско-вальгусная деформация стоп, нейрогенное переднее приведение стоп, полая стопа и другое)

- нарушения мышечного тонуса

- отеки, лимфедемы, гематомы

Основным намерением разработки было поддержание процессов реабилитации и лечения детского организма при помощи специального материала (тейпа), нанесенного по особой технике, который не ограничивает подвижность ребенка.

       Эффекты, которые возникают в процессе тейпирования при НОДА:

•улучшение функции мышцы посредством регуляции ее тонуса

•уменьшение застойных процессов, отеков и гематом

•улучшение проприоцепции (кинестезии)

•увеличение стабильности суставов

•сокращение симптомов мышечной болезненности

•коррекция положения фасции, направления движения в суставах

•увеличение выносливости мышц во время нагрузки

Ребёнок приходит на занятие с наложенными мною на тело тейпами (по строго индивидуальной схеме) с уже скорректированным положением связок, с расслабленными или простимулированными мышцами. Тейпирование для детей с НОДА способствует более точному выполнению упражнений, делает занятия наиболее эффективными.

В нашей школе для учащихся создаются все условия для двигательной активности, что положительно влияет на их физическое и психо-эмоциональное состояние. Проводятся соревнования по разным видам спорта. В школе активно развиваются паралимпийские виды спорта: баскетбол на колясках, стрельба из лука, пауэрлифтинг, RaceRunner (трехколесный велосипед без педалей) и бочча. Ученики нашей школы успешно выступают на соревнованиях разного уровня и являются победителями и призёрами городских, всероссийских и международных соревнований.

RaceRunner- это спортивная дисциплина легкой атлетики для людей с НОДА. Упражнения на данных велосипедах улучшают опорность, способствуют коррекции походки и постановки стоп, а так же дают возможность развивать двигательные качества ребёнка, создавая условия для мотивации к увеличению двигательной активности. Примененние кинезиотейпирования позволяет снять спастику мышц в тугоподвижном суставе ребенка для выполнения беговых упражнений и наилучших толчков ногами, либо тонизировать мышцу при гемипарезе руки для самостоятельного захвата руля, без помощи специального оборудования. Поэтому дети, имеют возможность кататься на велосипедах без помощи, что влияет на их эмоциональное благополучие.

Так же расскажу вам о влиянии кинезиотейпов в игре бочча. Бочча - это паралимпийский вид спорта. В нашей школе бочча это доступный спорт для детей с серьезными нарушениями ОДА, передвигающихся только на колясках. Вот краткий перечень этих заболеваний: ДЦП, миопатия, травмы позвоночника, артрогриппоз верхних конечностей, неврологические повреждения двигательных функций всех четырех конечностей, ампутации. Естественно с такими заболеваниями, нашим детям приходится постоянно носить корсеты, ортезы и жесткие фиксаторы.

Кинезиотейпы во время игры в бочча благотворно влияют на поддержание мышечного тонуса ребенка. Тейпы позволяют укрепить и сделать позвоночник подвижнее, тем самым воздействуя на внутренние процессы поврежденного участка, позволяя игроку хоть какое -то время находится без специальной жесткой фиксации, которая не даст такой подвижности туловища при двигательных действиях.

Также в нашей школе особое внимание уделяется гидрореабилитации. Гидрореабилитация является педагогическим процессом обучения и воспитания учащихся в условиях водной среды, с целью формирования качественно нового уровня его двигательной активности.

Нашим детям в особенности полезны занятия в воде. На уроках мы используем гидромассажные ванны для рук, ног и всего тела. Действие струи направлено на улучшение общего состояния организма, повышению настроения и снижению болевого порога. Сочетание гидромассажа с кинезиотейпингом способствует: нормализации произвольных движений в суставах нижних и верхних конечностей, развитию мелкой и крупной моторики, тонизирует и детонизирует мышцы, расслабляет ткани костно- мышечного корсета.

Таким образом, применение кинезиотейпинга в сочетании с АФК, адаптивным спортом, массажами и гидрореабилитацией улучшает условия педагогического процесса, что в итоге положительно влияет на социализацию наших учащихся.

Литература:

  1. Клюйков А.И. Тейпирование и применение кинезиотейпа в спортивной практике. Методическое пособие / А.И. Клюйков; – М.: РАСМИРБИ, 2010. – 140 с
  2. Интернет ресурс: http://kinesiotaping.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».

Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и  детьми с нарушениями речи, в том чи...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Опыт работы по использованию иллюстрированных книжек для маленьких слепых детей благотворительного фонда "Иллюстрированные книжки..." в группе для детей с нарушением зрения.

Наш детский сад тесно сотрудничает с Благотвортельным фондом со дня его открытия. Книги, издаваемые фондом, очень помогают детям с нарушением зрения при ознакомлении с окружающим миром. Все книги очен...

Кинезиологическое тейпирование

Слова древнегреческого ученого Аристотеля гласят: «Ничто не истощает и не разрушает человека так, как продолжительное физическое бездействие». Действительно, спорт – это жизнь и все ...

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха...

консультация для воспитателей "Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения"

Материал предназначен для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения....