Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха
методическая разработка

Денисова Елена Николаевна

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха» Выполнила: учитель –дефектолог первой квалификационной категории Денисова Елена Николаевна

Слайд 2

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Мы живём в то время, когда компьютер занял прочные позиции во всех областях науки , образования, производства, облегчая возможность получения любой информации, обработки её и применения в нужных целях. Сейчас практически каждый дефектолог, каждый учитель слуховой работы, каждый логопед имеет персональный компьютер в рабочем кабинете и всё глубже осваивает новые технологии , оценивая важность получения доступной информации и применения её в практических целях.

Слайд 3

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Учитель может принять участие в любом проекте, олимпиаде, конкурсе, выйдя на определённый сайт и выложив там свои работы. Может получить оценку своей работы в форме комментария или отзыва. Может поделиться опытом и перенять его , поделиться мыслями, размышлениями, творческими разработками и получить необходимую информацию любого направления педагогической деятельности, а затем использовать её в своей работе.

Слайд 4

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Компьютер является важным средством общения для учащихся, как в личной жизни, так и в учёбе. Сейчас практически каждый школьник может при направляющей деятельности учителя принять участие в любой интернет-олимпиаде различной предметной направленности, а также использовать компьютерные программы для получения информации разного характера, для общения и развлечений .

Слайд 5

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Совместная деятельность учителя и ученика принимает новые формы : у них строятся новые рабочие отношения, осваиваются новые формы деятельности на уроках, перестраивается содержание работы, меняются методы и приёмы в учебной деятельности, сама организация учебного процесса. При применении инновационных компьютерных технологий происходит развитие творческого потенциала и учителя, и ученика , повышается мотивация учащихся к овладению словесной речью, улучшаются их произносительные навыки, расширяется кругозор.

Слайд 6

Задачи использования компьютера в обучении детей Успешность обучения во многом определяется интересом учеников к изучаемому предмету. Использование компьютерных технологий играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушением слуха и обеспечивает решение ряда задач: Повышение качества знаний учащихся, развитие понятийного мышления. Компьютерные технологии позволяют показать отдельные фазы развития явления, выделить в сложном понятии те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности.

Слайд 7

Задачи использования компьютера в обучении детей Увеличение насыщенности содержания уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся. Дети имеют возможность работы в индивидуальном режиме. Обеспечение наглядного обучения. Создание условий для более полного учёта психофизиологических особенностей детей, имеющих проблемы в развитии. Учет и развитие возможностей их познавательной деятельности.

Слайд 8

Задачи использования компьютера в обучении детей Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения, поиск недостающей информации, сопоставление, обобщение, систематизация полученных знаний. Формирование информационной культуры и компетентности. Интенсификация образовательного процесса: - автоматизация процесса контроля знаний, - уменьшение времени подачи материала, - увеличение количества предлагаемой информации.

Слайд 9

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Уроки, разработанные с использованием компьютерных технологий целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая ее. В процессе проведения таких уроков появилась реальная возможность дифференцированного обучения . Работая в зоне ближайшего развития, каждый ребенок может почувствовать себя более успешным.

Слайд 10

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Важным для преподнесения учебного материала детям с нарушением слуха является применение на уроке наглядности. Причём наглядность на современном этапе обучения преподносится уже в большинстве случаев не в виде картинок и иллюстраций, а в виде слайдов , объединённых по признаку темы и вида деятельности. А также в виде презентаций , которые не являются самостоятельным видом наглядных пособий, а служат для более полного раскрытия темы занятия , то есть являются дополнением к уроку, давая учащимся понятие о том или ином факте, проявлении каких либо действий или чувств, служащие подтверждением правильной мыслительной деятельности школьников.

Слайд 11

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей При работе над текстом и речевым материалом на уроках в школе глухих и слабослышащих происходит закрепление орфоэпических правил и произносительной стороны речи. При этом у учащихся развиваются определённые психические процессы: внимание, память, мышление, абстрактное и ассоциативное (используется возможность сравнения, соотнесения), творческое воображение и эмоционально-волевая сфера, развивается более быстрое переключение с одного вида деятельности на другой.

Слайд 12

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей Слайды и презентации должны вызывать у школьников интерес и побуждать их к определённым мыслительным операциям. Учащийся должен получить удовлетворение от выполненных действий, что вызовет у него эмоциональный подъём и одновременно эмоциональную разрядку, так как он будет видеть результат своего труда .

Слайд 13

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей Работа с компьютером – это всего лишь фрагмент урока, но фрагмент достаточно важный для учащегося, так как именно при использовании компьютерных технологий он получает определённые знания в доступной для него форме , развивает умение не только элементарно пользоваться компьютером, но и работать в Office : находить нужный ему материал или инструмент для практической работы и пользоваться ими в учебных целях.

Слайд 14

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей Учащиеся в процессе работы над заданным текстом производят различные манипуляции, позволяющие им совершенствовать и закреплять навыки произносительной стороны речи. При закреплении орфоэпических правил школьники нотируют текст, то есть расставляют надстрочные знаки, обозначающие словесное ударение, безударное О в слове, подчёркивают двойные согласные, обозначают оглушение звонких согласных и озвончение глухих согласных, выделяют окончания прилагательных –ова, -ева и сочетания – тся, - ться на конце глаголов.

Слайд 15

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей Над основными правилами произношения школьники работают следующим образом : расставляют паузы в предложениях и фрагментах прозаических и стихотворных текстов; обозначают слитность слов в предложениях; выделяют (подчёркивают) важные по смыслу слова, то есть определяют логическое ударение в предложении; обозначают стрелками повышение и понижение интонации в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях.

Слайд 16

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей Для выполнения перечисленных видов работ применяются символы, то есть различные графические знаки, предлагаемые компьютерной программой, используемые в учебниках «Произношение» и дающие возможность учащимся практическим путём закрепить полученные ранее знания и более осмысленно применять их в самостоятельной речи, используя такой приём, как самоконтроль речи. Использование данных видов работ создаёт мотивацию для более вдумчивого чтения, стимулирует учащихся к правильному произнесению речевого материала, предъявленного на уроке учителем и для более эмоционального интонированного чтения .

Слайд 17

Работа с компьютером на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей Следует отметить важность применения любых компьютерных технологий на уроках при обучении глухих и слабослышащих школьников, учитывая перспективность обучения, так как в процессе освоения компьютерных технологий у учащихся формируются следующие навыки и умения : - способность использовать полученные навыки и умения при работе с компьютером на уроках; - применять методы переработки полученной информации и использовать её в практических целях; - использовать компьютерные программы с целью успешной социализации; - применять разработанные инновационные технологии в учебной деятельности.

Слайд 18

Примеры заданий для работы на компьютере на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей 1. Прочитайте слоги.

Слайд 19

компьютер умножение подарок пляж глаз слог __ __ __ __ __ __ __ Примеры заданий для работы на компьютере на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей 2. Прочитайте с опорой на орфоэпические знаки:

Слайд 20

Примеры заданий для работы на компьютере на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей 3. Найдите слова, в которых ударение поставлено неправильно: 4) позв о нит, 5) деф и с, 6) н а звала. ж а люзи, кух о нный, бал о ванный,

Слайд 21

Примеры заданий для работы на компьютере на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей 4. В каком ряду все согласные звуки имеют пары по глухости – звонкости? [ б ], [ ф ], [ ш ] , [ м ] [ в ], [ н ], [ з ] , [ л ] [ п ], [ к ], [ д ] , [ в ] [ ж ], [ р ], [ с ] , [ т ]

Слайд 22

Примеры заданий для работы на компьютере на уроках в школе для глухих и слабослышащих детей 5. Прочитайте предложения. полз по мокрым камням. У Васи сильно болит . Под деревом рос . Папа купил Боре и .

Слайд 23

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха На уроке с применением компьютера появилась возможность компенсировать недостаточное количество информационного материала , что делает урок более разнообразным, интересным, увлекательным. При применении компьютерных программ подбирается индивидуальный образовательный маршрут для школьников с нарушениями слуха. Положительные эмоции, вызванные умением учащихся получать определённый результат в процессе выполнения заданий, активизируют их речевую деятельность, мотивируют к общению, что является основной задачей урока.

Слайд 24

Использование компьютера в обучении детей с нарушением слуха Одним из главных аргументов в пользу применения компьютерных технологий на уроках является увлеченность учеников , которую они испытывают работая за компьютерами. Заметно увеличивается время, в течение которого дети готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения упражнения. Ученики начинают понимать, что любое самое трудное задание может быть выполнено верно, мультимедийные программы помогут ему в обучении. Дети перестают бояться совершать ошибки, пытаются рассуждать, отыскивая правильный ответ. Это является залогом успеха в обучении .

Слайд 25

Литература 1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1984. 2. Богданова Т.Т. Сурдопсихология. – М., 2002. 3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. 4. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. – Дефектология, 1995, № 3. 5. Интегрированное обучение и воспитание //Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/под ред.Е.А.Стребелевой . – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.119-122. 6. Королёва И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2009. 7. Королёва И. В., Янн П. Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов. – СПб.: КАРО, 2011. 8. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы. – Дефектология, 1994, № 5. 9. Лебедева О. В. Особенности работы учителя-дефектолога 2 – 3-й ступени обучения в школе для детей, имеющих нарушения слуха и речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Антология, 2012. 10. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., Просвещение, 1969. 11. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 12. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М. Коррекционная педагогика, 2004, № 2. 13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 О коррекционном и инклюзивном образовании детей. 14. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1981. 15. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике. Межвузовский сборник научно-методических трудов, М., 2001. 16. Скороходова. О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окру­жающий мир. – М., Педагогика, 1972. 17. Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. – М., 2009. 18. ФГОС НОО для глухих детей. 19. ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей. 20. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом.

Специальные средства и методы  обучения детей с нарушенным слухом (из опыта работы)...

Частные вопросы методики обучения детей с нарушением слуха на уроках информатики в 5 классе.

Результатом образования являются сегодня не столько предметные знания, сколько универсальные способы деятельности, т.е. более широкое понимание общеучебных умений и навыков, которые формируются ...

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида.

Специальные средства и методы обучения детей с нарушенным слухом в коррекционных общеобразовательных школах I, II вида....

использование технических средств в обучении детей с нарушением слуха

Проблемы реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является одной из актуальных проблем социальной защиты инвалидов. Технические средства обучения- совокупность специальных средств и приспособлений, п...

Использование разных форм речи в процессе обучения детей с нарушением слуха.

Использование  разных  форм  речи  в  процессе  обучения детей с нарушением слуха....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

В статье рассматриваются приемы работы с учебно-методическим комплектом «Планета знаний» на уроках окружающего мира при обучении детей с нарушениями слуха. Приведены фрагменты конспектов у...