Рабочая программа по физической культуре 5 класс
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Новиков Андрей Михайлович

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений  « Физическая культура» 5-11 классы  (Матвеев А.П.  – М.: Просвещение, 2008с 5*).

Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю  основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_5_klass.docx45.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений  « Физическая культура» 5-11 классы  (Матвеев А.П.  – М.: Просвещение, 2008с 5*).

Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю  основного общего и среднего (полного) образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.

          Помимо выполнения обязательного минимума содержания основных содержательных программ, в зависимости от региона его особенностей – климатических, национальных, а также от возможностей материальной физкультурно-спортивной базы включается и дифференцированная часть физической культуры.

   Данная программа рассчитана на условия типовых образовательных учреждений со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.

          При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний»и «Президентских спортивных игр».

Характеристика учебного предмета «Физическая культура»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

   Задачи:

  • укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

        Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

        Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.

        Содержание программного материала состоит из двух  основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек  заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

        Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.

Задачи физического воспитания учащихся 5 классов

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Сроки и этапы и реализации программы

Программа реализуется в течении одного учебного года. Программа рассчитана на 102 часа в год (3ч. в неделю)

Распределение учебного времени прохождения программного материала


№ п/п

Вид программного

материала

Количество часов

(уроков)

Четверть

1

2

3

4

1


Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

2

Спортивная игра волейбол

15

10

5

3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18

4

Легкая атлетика

21

11

10

5

Лыжная подготовка

20

20

6

  Спортивная игра баскетбол

19

16

3

8

Спортивная игра футбол

9

9

Итого

102

27

21

30

24

Формы и средства контроля

Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

          Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

         Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

           Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

 Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

          Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

  1. Знания

        При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

        С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка «5»за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.        

Оценка «4» за тот же ответ, если в  нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка «3» за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.        

Оценка «2»за непонимание и не знание материала программы.

2. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

Оценка «5»   за выполнение, в которомдвижение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно.чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.        

Оценка «4» за тоже выполнение, если при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Оценка «3» за выполнение, в котором  двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности, учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Оценка «2» за выполнение, в котором движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5» учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.        

Оценка «4»        учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.        

Оценка «3» - более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.        

Оценка «2»- учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

4. Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка «5» -        исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.        

Оценка «4» -        исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.        

Оценка «3»- исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному  приросту.        

Оценка «2» - учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

        При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

          Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике, лыжной подготовки – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

        Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура

класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

5

Челночный бег 4x9  м, сек

10,2

10,7

11,3

10,5

11,0

11,7

5

Бег 30 м, секунд

5,7

6,0

6,5

5,9

6,2

6,6

5

Бег 1000м, мин

4,30

5,00

5,30

5,00

5,30-

6,00

5

Бег 60 м, секунд

10,2

10,8

11,4

10,4

10,9

11,6

5

Бег 2000 м, мин

Без учета времени

 

5

Прыжки  в длину с места

170

155

135

160

150

130

5

Подтягивание на высокой перекладине

6

4

1

 

 

 

5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

17

12

7

12

9

3

5

Наклоны  вперед из положения сидя, см

9

5

3

12

9

6

5

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

35

30

20

30

20

15

5

Бег на лыжах 1 км, мин

6,30

7,00

7,30

7,00

7,30

8,00

5

Бег на лыжах 2 км, мин

14,00

14,30

15,00

14,30

15,00

18,00

5

Прыжок на скакалке, 15 сек, раз

34

32

30

36

34

32

Требования к уровню подготовленности обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 5 классов должны:

Знать и иметь представление:

-об истории современного олимпийского движения.

-о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения.

-о физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования).

-о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактики травматизма.

Уметь:

-выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;

-определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений).

-выполнять технические действия игры в футбол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным правилам;

-оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.

Демонстрировать следующие показатели:

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

Бег 30 м, секунд

5,2

5,8

6,3

5,8

6,0

6,5

Бег 1000м, мин

4,29

5,18

6,27

5,09

6,07

7,26

Бег 60 м, секунд

10,2

10,8

11,4

10,4

10,9

11,6

Прыжки  в длину с места

176

146

120

162

135

110

Подтягивание на высокой перекладине

6

4

1

- -

--

--

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

17

12

--

12

9

3

Наклоны  вперед из положения сидя, см

10

6

3

12

7

7

Подъем туловища за 30 сек. из положения лежа

29

18

11

26

17

10

Бег на лыжах 1 км, мин

6,30

7,00

7,30

7,00

7,30

8,00

Бег на лыжах 2 км, мин

14,30

15,00

15,30

15,00

15,30

16,00

Содержание программного курса

Основы знаний физкультурной деятельности

Естественные основы: Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

Культурно – исторические основы: Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Социально-психологические основы: Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

Легкая атлетика.

Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Бег на короткие, длинные, средние дистанции. Метание в цель и на дальность. Прыжки.

Баскетбол.

 Помощь в судействе. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Стойки и передвижения. Ведения, передачи и ловля мяча.

Гимнастика.

 Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. Акробатика. Кувырок вперед и  назад. Стойки. Опорные прыжки.

Лыжный спорт.

Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде  и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятии лыжами. Лыжные ходы. Спуски, подъёмы.

Футбол.

 Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Ведения, остановки, удары.

Волейбол.

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Материально- техническое оснащения учебного процесса

Стенка гимнастическая

Бревно гимнастическое

Козел гимнастический

Конь гимнастический

Перекладина (нестандартная)

Канат для лазания с механизмом крепления

Скамейка гимнастическая

Мост гимнастический подкидной

Гимнастические маты  

Мяч малый (теннисный)

Мяч гимнастический

Скакалка гимнастическая

Палка гимнастическая

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Мячи баскетбольные

Мячи волейбольные

Сетка волейбольная

Мячи футбольные

Лыжи, палки, ботинки

Аптечка медицинская

Спортивный зал - игровой

Секундомер  

Перечень учебно-методических средств обучения

1. Программа для общеобразовательных учреждений  «Физическая культура» 5-11 кл.

Матвеев А. П.  М.: Просвещение2008г.

2. Матвеев А.П.Физическая культура.5класс, М.: Просвещение, 2010г.

3.Матвеев А.П.Физическая культура.6-7 класс, М.: Просвещение, 2009г.

3. Физическая культура. 5-7 классы / под ред. Г.И.Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.

5.  Научно-методические журналы «Физическая культура в школе»

6.  Справочник учителя физической культуры  / авт.-сост. П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва.

    Учитель, 2008

8. Настольная книга учителя физической культуры. Москва. «Физкультура и спорт», 1998

9. Лыжный спорт в школе. Г.П. Богданов. «Просвещение», 2005

10. Тестовые вопросы и задания по физической культуре. П.А. Киселёв. «Глобус», 2010

Перечень электронно-образовательных ресурсов

http://www.niro.nnov.ru/ - сайт Нижегородского института развития образования

http://www.eidos.ru – центр дистанционного обучения “Эйдос”

http://www.allbest.ru/union/ - Союз образовательных сайтов - проекта Allbest.ru.

http://www.1september.ru/ – электронная версия газеты «Первое сентября»

http://www.nsportal.ru/  - социальная сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для обучающихся 5-го «Б» класса. Составитель: учитель по физической культуре

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...