Программа внеурочной деятельности для 5 классов ФГОС
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Программа по физкультуре для проведения занятий внеурочной деятельности (ВУД)  по ФГОС для 5-ых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_fiz-ra.docx43.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №120

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

___________________________________________________________________________________

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для 5 классов

направленность

Физкультурно-спортивная

название курса

Мы выбираем спорт

Составил(а):

ФИО учителя

Жукова Ирина Алексеевна

(физическая культура)

Санкт-Петербург

2015 год

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Мы выбираем спорт»  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
  5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга от «31» августа 2015 года;
  6. Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
  7. «Внеурочная деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, М.: Просвещение, 2011

Направленность программы курса внеурочной деятельности

Данная программа  внеурочной деятельности имеет спортивно-оздоровительную  направленность.

Курс предназначен для учащихся 5А и 5Б классов ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель программы

Целью курса по внеурочной деятельности  является развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей учащихся

Задачи программы

Задачи программы:

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

  1. Общая характеристика курса ВД

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа курса «Мы выбираем спорт»»   ориентирована на  достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащимися 5 классов. В основе преподавания данного курса лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- овладение универсальными учебными действиями;

- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

На занятиях дети получают теоретические  и практические знания, учатся овладевать технически и тактическими приемами игры. В процессе игры  у детей происходит воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, включающий учебники и пособия предметной линии учебников под редакцией М.Я. Виленского, В.И. Ляха.

Состав УМК:

  1. Стандарт основного общего образования по физической культуре;
  2. Рабочая программа по физической культуре;
  3. Физическая культура. 5-7 классы/ Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных организаций;
  4. М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин, Т.Ю. Торочкова. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы.
  5. В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы (серия «Текущий контроль»).


  1. Основное содержание курса ВД

Курс внеурочной деятельности «Мы выбираем спорт»  входит в  спортивно-оздоровительное направление плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 120 Выборгского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.

В 5-х классах на курс внеурочной деятельности «Страна здоровья» отводится 68 часа в год (2 час в неделю, 34 учебные недели).

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Футбол

24

Подвижные игры

20

Волейбол

24

                                                                                              Итого:

68 часов

       Содержание программы внеурочной деятельности способствует созданию условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

       Содержание  курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга .


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД

Содержание программы внеурочной деятельности  «Мы выбираем спорт» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы №120 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Личностные результаты        

• формирование уважительного отношения к культуре других народов;

• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств её осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема (содержание)

Вид деятельности*, необходимые материалы

Количество часов

Дата проведения

Раздел: Футбол

Техника безопасности на занятиях по футболу. Основные приемы передвижения

Выполняют упражнения по освоению приемов игры. Соблюдают ТБ

Свисток

1

Основные приемы передвижения

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток

1

Основные приемы передвижения. Удар внутренней стороной стопы

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч, конусы

1

Основные приемы игры. Удар внутренней стороной стопы

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч, конусы

1

Основные приемы игры. Удар внутренней стороной стопы

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч, конусы

1

Основные приемы игры. Остановка катящего мяча подошвой.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч

1

Основные приемы игры. Остановка катящего мяча подошвой.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч

1

Основные приемы игры. Остановка катящего мяча подошвой.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч

1

Основные приемы игры. Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры.

Свисток, футбольный мяч

1

Основные приемы игры. Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы.

Совершенствуют приемы игры.

Свисток, футбольный мяч

1

Основные приемы игры. Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы.

Совершенствуют приемы игры.

Свисток, футбольный мяч

1

Ведение мяча

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ, учатся контролировать действия при работе с мячом

Свисток, конусы малые, футбольный мяч

1

Ведение мяча

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ, учатся контролировать действия при работе с мячом

Свисток, конусы малые, футбольный мяч

1

Ведение мяча

Выполняют упражнения, соблюдают ТБ, учатся контролировать действия при работе с мячом

Свисток, конусы малые, футбольный мяч

1

Удар внутренней частью подъема

Выполняют упражнения по освоению ударов по мячу

Свисток,  футбольный мяч

1

Удар внутренней частью подъема

Выполняют упражнения по освоению ударов по мячу

Свисток,  футбольный мяч

1

Удар внутренней частью подъема

Выполняют упражнения по освоению ударов по мячу

Свисток,  футбольный мяч

1

Остановка мяча

Осваивают приемы остановок мяча

Свисток,  футбольный мяч

1

Остановка мяча

Осваивают приемы остановок мяча. Соблюдают ТБ, взаимодействуют во время выполнения упражнений

Свисток,  футбольный мяч

1

Остановка мяча

Осваивают приемы остановок мяча. Соблюдают ТБ, взаимодействуют во время выполнения упражнений

Свисток,  футбольный мяч

1

Технические приемы игры

Выполняют комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Свисток,  футбольный мяч, малые футбольные ворота

1

Технические приемы игры

Выполняют комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Свисток,  футбольный мяч, малые футбольные ворота

1

Тактика игры

Участвуют в учебной игре

Свисток,  футбольный мяч, малые футбольные ворота

1

Тактика игры

Участвуют в учебной игре

Свисток,  футбольный мяч, малые футбольные ворота

1

Техника безопасности на занятиях по подвижным играм. ОРУ. Игра «День и ночь», «Часовые и разведчики»

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Третий лишний».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Вышибалы».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, надувной или резиновый мяч

1

ОРУ. Игра «Пустое место», «Внимание».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Караси и щука».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, скакалка

1

ОРУ. Игра «Бездомный заяц», «Тише едешь, дальше будешь».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Пятнашки», «Сова».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Эстафеты.

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольные мячи, эстафетные палочки, конусы, малые теннисные мячи, обручи

1

ОРУ. Игра «Пятнашки на выбывание», «Встречные перебежки».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Запрещенное движение». Игра «К своим флажкам».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, конусы

1

ОРУ. Игра «Вышибалы».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, надувной или резиновый мяч

1

ОРУ. Игра «День и ночь», «Светофор».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Игра «Третий лишний», «Внимание».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток

1

ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Не урони».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольные мячи, малые теннисные мячи

1

ОРУ. Игра «Поймай мяч», «Невод».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольные мячи, скакалка

1

ОРУ. Игра «Вызов», «Гонка мячей по кругу».

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

ОРУ. Игра ««Ловец с мячом».  

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

ОРУ. Эстафеты парами.

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

ОРУ. «Вышибалы»

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, резиновый или надувной мяч

1

ОРУ. «Перестрелка»

Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, резиновый или надувной мяч

1

Техника безопасности на волейболе. Основная стойка

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток

1

Основная стойка

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ

Свисток

1

Стойка при перемещениях

Выполняют технику перемещения по площадке без мяча, с мячом

Свисток, волейбольные мячи

1

Стойка при перемещениях

Выполняют технику перемещения по площадке без мяча, с мячом

Свисток, волейбольные мячи

1

Передача мяча сверху двумя руками.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Передача мяча сверху двумя руками.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Передача и прием мяча после передвижений.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Передача и прием мяча после передвижений.

Совершенствуют передачи и приемы мячей

Свисток, волейбольные мячи

1

Техника приёма мяча в парах, в четвёрках.

Совершенствуют передачи и приемы мячей, взаимодействуют во время выполнения упражнений, соблюдают ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

Техника приёма мяча в парах, в четвёрках.

Совершенствуют передачи и приемы мячей, взаимодействуют во время выполнения упражнений, соблюдают ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

Подача мяча у стенки, работа рук, ног на приёме мяча.

Совершенствование двигательных действий при приеме и передаче  мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Подача мяча у стенки, работа рук, ног на приёме мяча.

Совершенствование двигательных действий при приеме и передаче  мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Нижняя прямая подача

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Нижняя прямая подача

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Техника нападения у сетки.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи, волейбольная сетка

1

Техника нападения у сетки.

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи, волейбольная сетка

1

Перемещение в защите, нападение без мяча

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Перемещение в защите, нападение без мяча

Выполняют упражнения по освоению приемов игры

Свисток, волейбольные мячи

1

Работа мячом в паре, тройке, в колонах

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, взаимодействуют во время выполнения упражнений, соблюдают правила ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

Работа мячом в паре, тройке, в колонах

Выполняют упражнения по освоению приемов игры, взаимодействуют во время выполнения упражнений, соблюдают правила ТБ

Свисток, волейбольные мячи

1

Верхняя прямая подача

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Верхняя прямая подача

Выполняют упражнения по освоению подачи мяча

Свисток, волейбольные мячи

1

Тактика игры

Участвуют в учебной игре, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольная сетка, волейбольный мяч

1

Тактика игры

Участвуют в учебной игре, соблюдают правила игры и ТБ

Свисток, волейбольная сетка, волейбольный мяч

1


  1. Планируемые результаты изучения курса ВД

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности  «Мы выбираем спорт» учащиеся 5 класса:

    получат представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  •  о способах изменения направления и скорости движения;
  •  о народной игре как средстве подвижной игры;
  • об играх разных народов;
  • о соблюдении правил игры

   будут уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  •  играть в подвижные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  •  выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры

        Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры  самостоятельно.

     Ученик научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями
  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приёмы;
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебно-методическая литература:

       1.1. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха: Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского.

  • М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. Методические рекомендации. 5—7 классы.
  • В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы (серия «Текущий контроль»).
  • Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»).
  • Г А.  Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам)
  • Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»)

1.2. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению.

1.3. Методические издания по физической культуре для учителей

1.4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

2. Технические средства обучения

2.1. Мультимедийный компьютер

2.2. Сканер

2.3. Принтер лазерный

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

3.1. Мяч малый (теннисный)

3.2. Палка гимнастическая

3.3. Обруч гимнастический

3.4. Корзина для переноски мячей

Подвижные и спортивные игры

3.5. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

3.6. Мячи волейбольные

3.7. Стойки волейбольные универсальные

3.8. Сетка волейбольная

3.9. Табло перекидное

3.10. Ворота для мини-футбола

3.11. Сетка для ворот мини-футбола

3.12. Мячи футбольные

3.13. Компрессор для накачивания мячей

3.14. Легкий резиновый мяч

Измерительные приборы

3.15. Секундомер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс

Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАНДБОЛ» по ФГОС для 5-9 классов

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ГАНДБОЛ»  по ФГОС для 5-9 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности ИИКТ по ФГОС 5 класс ("Информатик") на 2015-2016 уч.г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по ИИКТ по ФГОС в 5 классе - "Информатик"....

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)

Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс ФГОС "Риторика"

Пояснительная записка к рабочей программе по риторикеДанная программа курса  «Риторика» регионального компонента базисного учебного плана  разработана для 5 класса на основе Программы по рит...

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс

Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и  Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 9 класс (ФГОС)

Новая форма экзамена (ОГЭ) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оце...