Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе
статья по физкультуре на тему

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, исскуство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx443.36 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе

                       


1.Актуальность темы

Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема  национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги но и представители широкой общественности и политики. Сегодня 20-25 % школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. В лицее для одаренных детей, где число уроков достигает девяти, сохранение здоровья детей выходит на первый план.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет .В нашем случае дети,  начиная с 7 класса, проживают в пришкольном интернате. Для ребенка от 14 до 18 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 90% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, исскуство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

        Задача нашего лицея не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого – педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно – образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а длительное пребывание в школе вполне достаточно для формирования у  него мотивов здоровья.

Содержание школьного воспитания не раскрывает в полной мере проблему здорового образа жизни,  факторов влияющих на состояние здоровья человека.

 Воспитательный процесс предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное  образование.


1.1. Цели и задачи воспитательного процесса

Основным составляющими воспитательного процесса  являются цели:

-        отношению к здоровью как к ценности.

-        формирование представления о себе как здоровом человеке.

-         переживание возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать - тревогу).

-        овладение знаниями и представлениями об опасностях окружающей среды  угрожающих здоровью человека

-        понимание необходимости осознания и соблюдения правил гигиены в целях укрепления и сохранения здоровья

-        понимания причин ухудшения здоровья населения страны

-        формирование культуры здоровья

-        понимание потребности здорового образа жизни

-        развивать умение работать с различными источниками информации

-  сочетание развития склонностей и способностей подростков в воспитании у них культуры здоровья, гигиенической и экологической культуры.

1.2. Организация воспитательного  процесса

В основе организации воспитательного  процесса  лежат следующие принципы:

-        заинтересованность к изучению данного направления

-        добровольность и готовность к диалогу

-        взаимное доверие и уважение к любому мнению, точке зрения

Формы работы:

-        беседы, семинары, дискуссии


2. Тематическое наполнение программы

Блок I «Здоровье человека»

Здоровье человека как состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье как медико-биологическая и социальная категория. Социальная значимость, возможность самореализации в общественно полезной деятельности – важнейшее условие жизни и здоровья человека. Социальная значимость проблем здоровья, их сопряжённость с задачами охраны окружающей среды. Системы здорового образа жизни. Древнеиндийская медицина, Тибетская медицина. Научные основы здорового образа жизни.

Блок I I «Естественная среда и здоровье человека»

Природная среда как фактор здоровья. Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных  факторов на здоровье человека. Медицинские и гигиенические требования урбанизации в эпоху НТП. Влияния ускоренного и регламентированного ритма жизни, усиление нервно-эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – «концентратор» загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. «Болезни цивилизации (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т. д.), их влияние на психическое и физическое здоровье. «Химизация» организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.

Блок I I I «Я и моё здоровье»

Современная наука гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена как набор практических рекомендаций, обычаев и  навыков. Личная гигиена – комплекс рекомендаций,  направленных в адрес каждого человека.  Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств, для ухода за кожей и волосами. В лицее созданы все условия для соблюдения всех гигиенических правил. В каждой комнате общежития имеется ванная комната с душевой кабиной.  Гигиена одежды и обуви безусловно контролируется воспитателями. К услугам обучающихся современные стиральные машины-автоматы. Сезонные требования к одежде и обуви периодически осуществляются.

Гигиена жилища. Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Проверка всех перечисленных характеристик ежедневна.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания. Сбалансированное питание- первейшая задача работников школьной столовой.

Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность -   кальция, калия, фосфора, магния и др.  Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы определяющие усвояемость пищи. Влияние НТП на  характер питания. Влияние алкоголя, никотина, наркотический и др. веществ на состояние здоровья. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни признаки, предупреждение и борьба с ними. Информация по данной тематике доносится до обучающихся на уроках, на воспитательных мероприятиях.

Блок IV Научные «Основы труда и отдыха»

Режим труда и отдыха. Работоспособность -  важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течении дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.

Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гипподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушения сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приёмы, способствующие повышенную продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия. Как способы закаливания могу назвать ежедневные прогулки по парку. Занятия на турнике во дворе интерната, утренние пробежки по свежему воздуху, входящая в моду скандинавская ходьба.

.


План воспитательных мероприятий.

2013 – 2014 учебный  год

1. Беседа «Витамины и здоровье»

2. Практическое занятие « Правила безопасного поведения на дорогах»

3. Пропаганда здорового образа жизни « Наше здоровье – в наших руках»

4. Лекция « Половое воспитание учащихся и правила личной гигиены».


2014 – 2015 учебный год

1. Внеклассное мероприятие « Секреты здоровья»

2. Санбюллетень «Профилактика вирусных заболеваний»

3. Диспут «Вред и польза диет»

4. Игра «Здоровый образ жизни»


2015 – 2016 учебный год

1. Суд над сигаретой.

2. Всемирный день борьбы со СПИДом.

3. Беседа « Правильное и неправильное питание»

4. Лекция « Наследственные заболевания человека»

2016– 2017 учебный год

1) Санбюллетень. Первая помощь при головной            боли

2)Грамотное составление режима дня. Индивидуальные беседы.

3)КВН. Здоровье не купишь.

4)Возможные последствия весенней гололедицы. Презентация.

                                                                                                                     

2017 – 2018 учебный год

1)КВН. Как сохранить здоровье?

2) Театрализованная постановка «Суд над сигаретой»

3)Санбюллетень. Грипп.

4)Презентация. Вредные привычки.


Методическое сопровождение:

  1. Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: Феникс – 2002г.
  2. Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. - Почему это опасно. – Москва: Просвещение – 1989 г.
  3. А. Шевелев. Спид-загадка века.  – Москва: Советская Россия – 1988 г.
  4. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – Гигиена и здоровье. – Пособие для учащихся – Москва: Просвещение – 1983 г.
  5. М.М. Амосов. - Раздумье о здоровье – Москва: Физкультура и спорт – 1987 г.
  6. И.П. Берёзин, Ю.В. Дергачёв. – Школа здоровья. – Москва. «Московский рабочий» - 1989 г.
  7. Г.П. Зарубин. - Окружающая среда и здоровье. – Москва: Знание – 1977 г.
  8. И.Д. Зверев -  «Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиена человека» - Москва: Просвещение – 1971г.
  9. М.Д. Аксёнова. – Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5е издание. – «Аванта +» - 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»

Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы  –  интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.

 В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Борьба с фактором риска, предупреждение перенапряжения нервной системы необременительны, реально д...

Выступление на МО воспитателей с отчетом по теме самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе детей с ОВЗ».

Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель самообразования:   Повысить свой пр...