Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.
материал на тему

 Наталья Юрьевна Шепелина

   В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Борьба с фактором риска, предупреждение перенапряжения нервной системы необременительны, реально доступны и высокоэффективны каждому. В них важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим дня, режим труда и отдыха, закаливания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (педсовет 2003 – 2004 уч.г.).

Воспитатель: Шепелина Н.Ю.

2003 – 2004 уч.г.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.

  Цель: рациональная организация внеурочного времени – снятие усталости, утомления, создание положительного настроя на учебную деятельность.

  Способ достижения цели: создание условий, при которых удовлетворяются  возрастные потребности и желания ребёнка. Внеурочная деятельность для возвращения организма к природно заданному режиму функционирования, подбор педагогических действий для обучения в игровой деятельности.

   В настоящее время, пожалуй, любому грамотному человеку известно, как сохранить здоровье. Борьба с фактором риска, предупреждение перенапряжения нервной системы необременительны, реально доступны и высокоэффективны каждому. В них важную роль играют физкультура, правильное питание, рационально и разумно построенный режим дня, режим труда и отдыха, закаливания.

  Как же сохранить здоровье детей? Оздоровительная физкультура помогает бороться с переутомлением, стрессами, инфекциями, вредными привычками.  Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23 – 30 тысяч шагов, наблюдения свидетельствуют, что это многие делают только наполовину.

  Занятия физкультурой, подвижные игры крайне необходимы детям. Они не только тренируют сердце и сосуды, дают им запас прочности на долгие годы, но и развивают мышцы – «периферическое сердце», которое при необходимости приходит на помощь организму. Без определённой «дозы» движений мускульной работы невозможно нормальное функционирование органов и систем организма. Физкультура это не только физические упражнения, подвижные игры, гимнастика, это ещё и общественная и личная гигиена, гигиена труда и быта, правильный режим дня и отдыха. В воспитательный план группы входят следующие мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию.

  Утро в группе начинается с зарядки, которая помогает обрести заряд бодрости на целый день и быстрее восстановить работоспособность. Упражнения для зарядки подбираются  разнообразные. Дети с удовольствием делают те упражнения, которые им нравятся.

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки.

Утром рано умывались.

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровье, вот секрет

Всем друзьям физкультпривет.

Хомка, хомка – хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Шла коза по лесу, по лесу.

Нашла коза принцессу, принцессу.

«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем».

  Зарядка укрепляет здоровье, потому что даёт человеку ту нагрузку, без которой не может функционировать ни одна система организма. В группе проводятся закаливающие процедуры. Самой доступной и безопасной формой закаливания являются – воздушные (20 – 30 минут, проветривание спален перед сном и после сна), прогулки до занятий и после. Проводятся также следующие процедуры – мытьё ног, шеи, полоскание горла.

   Школьные занятия сочетают в себе большие нагрузки (психические, статические, динамические) на отдельные органы и системы и на весь организм в целом и поэтому требует проведения во время самоподготовки физкульминуток для снятия локального утомления и физкультминутки общего воздействия. Чтобы снять усталость во время самоподготовки проводят физкультурные паузы. В эти  паузы входят упражнения для формирования осанки, профилактики близорукости. Физкультминутки дают детям возможность размяться, переменить позу, переключить внимание.

   Вот некоторые из них (для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением).

«Олени»:                         А сегодня мы – олени,

Ветер рвётся нам навстречу.

Ветер стих – расправил плечи,

Руки снова на колени.

И теперь немного лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

Упражнение  для расслабления мышц шеи:

«Любопытная Варвара»:  

Любопытная Варвара,

                                         смотрит влево,

смотрит вправо.

А потом опять вперёд, тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена.

Упражнения для расслабления речевого аппарата – губ, челюстей и языка:

«Лягушка»:                     Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану, но нисколько не устану.

Губы не напряжены и расслаблены.

  Даже такой кратковременный активный отдых играет большую роль, повышает работоспособность.

   В группе проводятся часы общения и беседы по гигиене.

  • «Зачем Алёшке зубная щётка?»
  • «Гигиена зрения»
  • «Алкоголь и развивающийся организм»
  • «Табак завоёвывает мир»
  • «Последствия принятия наркотиков»
  • «Что такое режим дня»
  • «Профилактика детского травматизма и несчастных случаев в быту»

  Для развития мышления, воображения, зрительной памяти в группе проводятся КТД: лепка, аппликация, конструирование моделей, вышивка, вязание, что помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, а также помогает взаимовыручке и сплочению коллектива.

  Таким образом, мероприятия, проводимые в группе являются здоровьесберегающими.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»

Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы  –  интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...

Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, исскуство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих де...

Выступление на МО воспитателей с отчетом по теме самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе детей с ОВЗ».

Тема самообразования: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья». Цель самообразования:   Повысить свой пр...