Программа кружка "Поиграем вместе"
рабочая программа по физкультуре на тему

Курмаев Фатех Ханифович

Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды.   Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.   Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigraem_vmeste.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Утверждено

                                                   Приказом директора

                                                             МБОУ « Пожарская СОШ»

                                                            № 125 от 28 августа 2017г.

       

       

                                           

  Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

                                            «Поиграем вместе»

                   Срок реализации  :   1 год

                    Возраст 7-12лет

                                                                                              Составитель : Курмаев Ф.Х.

                                           

                                                          Камкино 2017.

                                               Пояснительная записка.

       Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

      Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения  недостатков в физическом развитии.                                                                                                                                                  Игра- является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды.                                 Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.                                    Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

          В школе и дома, выполняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

          Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

—  движение,

—  физическая раскованность и свобода,

—  общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

—  состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

—  наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил игра противоречит сама себе»,

—  легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—  ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»

      Педагогическая целесообразность.

  Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и

 физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

       1)  «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2)  возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3)  влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4)  чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

 

 Цели программы кружка «Поиграем вместе»:

  • оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

                                                    Задачи:

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

         снижать негативные последствия учебной нагрузки

               Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

На занятиях применяются разные формы  подвижных   игр : сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры, консультации, встречи с интересными людьми, беседы, диалоги.

В основу программы «Играем вместе» положены следующие принципы:

-принцип сознательности и активности.

 -принцип наглядности

-принцип систематичности и последовательности

- принцип доступности

                                  Материально-техническая база:

         Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;

Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком.

        Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

 

 

Содержание программы:

            Программа кружка «Поиграем вместе» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:   -34 часа в год.

Программа кружка «Поиграем вместе» состоит из двух частей: 

Теоретическая часть

 Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой .

Ценность  кружка , его задачи,  программа , темы.

 Понятие « подвижные   игры »

Понятие « Подвижные   игры ». В чем суть  подвижных   игр . Ценность их. Какие бывают  подвижные   игры .

 История возникновения  подвижных   игр 

Как возникли  подвижные   игры . Какие народы играли. Связь с олимпийскими играми.

 История возникновения национальных игр .

Место нашего проживания в регионе. Как возникли национальные игры. Отличие от простых  подвижных   игр . Зачем нужны национальные игры.

 Техника безопасности на занятиях и соревнованиях

Техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Для чего ее нужно помнить. Как ее применять

 Правила игр и техника безопасности в играх

Правила каждой игры. Техника безопасности в каждой игре. Целесообразность применения правил.

 Самостоятельный поиск игр детьми

Работа со справочной литературой. Усовершенствование правил игр, выбор разного применения тех или иных игр.

 

 

Практическая часть  включает  3 раздела:

 

 Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов

Подвижные   игры . Совушка. Волки во рву. Игра «Кто скорее соберется ».  «Салки.», «Лягушки и цапля»... Чехарда. Гуси – лебеди. Перемена мест. Шишки, желуди, орехи.. Два мороза. Кто дальше? Прыжки по полоскам. Лиса и куры. Зайцы, сторож и Жучка. Веселая змейка.  День ночь. Мышеловка. «Карлики и великаны», «Запрещенные движения».

: Мы веселые ребята. Вызов номеров. Домики и гномики. Через  ручеек. Пустое место. Кот идет. Птица без гнезда. Быстро по местам. Ловишки. Карлики и великаны. Бой петухов. Бездомный заяц. Воробушки и автомобиль. Светофор. Волк во рву . Кошки мышки. Два мороза.Возьми крепость. «Куры и лиса». «Лада».

: 

 

 Подвижные   игры  с применением спортивных снарядов

 

 «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки. Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли». Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?» Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки. Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда. Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку. Выбивной. Беги и собирай. Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки. Удочка. Не давай мяча водящему.

 

 

Прыжки через  длинную веревку. Охота на уток. Перебежки с выручкой. Мяч с четырех сторон. Салки с мячом. Метко в цель. Караси и щука. Охотники и утки. Передал – беги.  За флажками. Удочка. Горячая картошка. Выбивной. Футбол. Веселые эстафеты  с предметами.

 

Гонка мячей по кругу (волейбольные мячи). Выиграть время (мешочки с песком).  Подвижная  цель (волейбольный мяч). Охотники и утки (волейбольный мяч). Попади в мяч (волейбольный и малый мячи). Салки – ноги от земли (скамейка, гимнастическая стенка, маты). Альпинисты (гимнастическая стенка, бревно, маты). Эстафета с лазанием и перелезанием (бревно, гимнастическая стенка). Футбол( футбольный мяч). Крепость. Эстафета «под обстрелом». Попади в городок. Игра с веревкой. Перетягивание каната. Кто самый ловкий? Пионербол. Побеждают ловкие. Эстафета на горке.

 

Бег за флажками (флажки). Перебежки с выручкой (кегли). Удочка (веревочка с мешочком на конце или скакалка). Снайперы (малые мячи, городки). Охотники и утки (малый мяч).Эстафета склюшками. Недавай мяч водящему. Футбол. Пионербол. Лапта.Мини-футбол.

 

                               Знания и умения:

 Знать:

       историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;

       основы техники безопасности во время занятий ;

       роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

       правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;

       методику судейства соревнований по спортивным играм;

       характерные спортивные травмы и их предупреждение;

       правила оказания первой доврачебной помощи;

       правила спортивных игр (футбол, баскетбол, лапта);

       понятие о силе воли и спортивном характере;

 Уметь:

       выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

       осуществлять индивидуальные и групповые действия в  подвижных  играх ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ;

       активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

       общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

       бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

       обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий  подвижными   играми ;

       видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

       оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

       управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

       объяснять в доступной форме правила (технику) выполнения  подвижных  игр , двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

       оказывать первую доврачебную помощь;

       анализировать технику своего бега и определять ошибки;

       подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;

       работать в составе судейских бригад школьных соревнований;

       владеть терминологией по изучению спортивных и подвижных игр;

Формы учета знаний и умений :

 Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: День Здоровья, игра «Зарница».

 

Учебно-тематический план 

 

№ п/п

 

Наименование разделов и дисциплин

теория

 практика

 всего

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой Понятие « Подвижные   игры ». История возникновения  подвижных   игр. Правила игр и техника безопасности в играх.

 

    1

       1

      1

       

   1

II

История возникновения национальных игр.  Техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

III

Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов.

 

     

      5

    5

IV

Подвижные игры народов.

Правила игр и техника безопасности в играх.

 

       1

      6

       7

V

Подвижные   игры  с применением спортивных снарядов.

 

      14

   14

   1

   3

     4

VI

Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование.

   2

      2

VII

Соревнования

    4

   30

   34

 

Итого: 

 

 

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов и дисциплин

теория

практика

дата

I

Введение. Знакомство с  кружком  и его  программой Понятие « Подвижные   игры ». История возникновения  подвижных   игр. Правила игр и техника безопасности в играх.

 

1

  5.09

II

История возникновения национальных игр.  Техника безопасности на занятиях и соревнованиях.

1

III

Подвижные   игры  без применения спортивных снарядов.

 

 

5

12.09

1.

Подвижные   игры .Караси и щуки.. Волки во рву.

 

1

2.

Игра «Кто скорее соберется», «Лягушки и цапля».

 

1

19.09

3.

Салки. Совушка.

 

1

26.09

3.10

4.

Правила игр и техника безопасности в играх..Паровоз . Чехарда.

 

1

5.

Гуси – лебеди. Перемена мест

Шишки, желуди, орехи.

 

1

10.10

IV

Подвижные игры народов .

Правила игр и техника безопасности в играх.

 

7

1.

Русская лапта. Татарская лапта Пятнашки.

 

1

17.10

2.

Кто первый? Иголка, нитка и узелок.

 

1

24.10

3.

. Русская лапта. Татарская лапта Пятнашки

 

1

31.10

4.

Снежинки, ветер и мороз. Казачья игра «Лошадки»

 

1

14.11

5.

». Отобрать палочку. Перетягивание каната.

 

1

21.11

6.

Всадники. Казачья игра «Надень папаху».

 

2

28.11

5.12

V

Подвижные   игры  с применением спортивных снарядов.

 

 

14

1.

Игра «С мячом под дугой», Попрыгунчики – воробушки.

 

1

12.12

2.

Эстафеты. Игра «Кто быстрее перенесет кегли»

 

1

19.12

3.

Игры со скакалками. «Кто быстрее?», «Кто дальше?», «Кто умеет?»

 

2

19.12.

9.01

4.

Техника безопасности на занятиях. Мяч соседу. Через кочки и пенечки.

 

1

16.01

5.

Правила игр и техника безопасности в играх. На санках с пересадкой. Снежные круги. Веселые поезда.

 

2

23.01

30.01

6.

Метко в цель. Перетягивание каната. Отобрать палочку .Татарская лапта

 

2

6.02

13.02

7.

Выбивной. Беги и собирай.Ппионербол

 

1

20.02

8.

Мяч – соседу. Через кочки и пенёчки.

 

2

27.02

6.03

9.

Удочка. Не давай мяча водящему.Охотники и утки.

 

2

13.03

20.03

VI

Самостоятельный поиск игр детьми. Тестирование.

1

3

 27.03

3.04

10.04

VII

Соревнования

 

2

1.

Техника безопасности на соревнованиях.

17.04

2.

Техника безопасности на соревнованиях. Игра «Зарница».Татарская лапта

 

2

24.04

25.04

 

ИТОГО

5

    29

 

  

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. М. Н. Жуков « Подвижные   игры », Москва АКАДЕМА, 2000 г. 
  2. М. В. Былеева, И. М. Коротков « Подвижные   игры », изд. Пятое, Москва, ФИС, 1982 г. 
  3. В. И. Прокопенко «Самобытные игры нанайцев», Хабаровск, 1988 г. 
  4. И. М. Коротков « Подвижные   игры  в школе», Москва «Просвещение», 1979 г. 
  5. Сборник образовательных  программ  для учреждений доп. образования, I часть, Хабаровск, 2000 г.??? 
  6. М. А. Васильева «Руководство играми детей в школьных учреждениях», Москва, «Просвещение», 1986 г. 
  7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4  классов  общеобразовательной школы, Москва, 1992 г. 
  8. П. П. Миненко, В. И. Галкин, А. С. Дорошенко «Система физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в режиме учебного и продленного дня общеобразовательного учреждения», Хабаровск, 2000 г. 
  9. Е. Н. Литвинов и др. «Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов», М;, «Просвещение», 1997 г. 
  10. О. И. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду», М;, «Просвещение», 1992 г. 
  11. «Физическая культура в семье» (сост. А. А. Светов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая программа клуба "Вместе"

Программа по по социальной дезадаптации, направленная на развитие социальной компетентности и личностный рост.   ...

Конкурсная программа "Мы вместе"

Конкурсная программа для воспитанников детского дома, являющихся родственниками. Мероприятие посвященно Дню Семьи....

Программа "Мы вместе!" по гражданско-патриотическому воспитанию

Программа "Мы вместе!" по гражданско-патриотическому воспитанию рассчитана на детей младшего школьного возраста. Основной целью является воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, люб...

Программа "Мы вместе"

Программа по совместной работе учителя музыки и родителями учащихся....

План-конспект занятия "Введение в программу "Играем вместе"

Занятие проводилось в рамках Республиканского конкурса "Сердце отдаю детям" в г.Йошкар-Ола...

Программа "Мы - вместе!"

Программа социально-педагогического сопровождения образовательного процесса "Мы - вместе!"...

Программы "Играем вместе" и "Учимся отдыхая..."

Данные программы реализуются в воспитательной работе в сфере дополнительного образования....