Программа "Мы вместе!" по гражданско-патриотическому воспитанию
рабочая программа по теме

Программа "Мы вместе!" по гражданско-патриотическому воспитанию рассчитана на детей младшего школьного возраста. Основной целью является воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_my_vmeste.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

Вид

Общеразвивающая

Цель

Воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны.

Область применения

Учреждения социальной защиты для несовершеннолетних

Целевая группа

Младший школьный возраст

Форма и методы

  1. мероприятия, посвященные важным историческим событиям; деловые игры; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки; трудовые дела;
  2. метод беседы, коллективные творческие дела, просмотр видеофильмов и т.д.

Нормативно - правовое обоснование

  1. Постановление Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г.»
  2.  Семейный кодекс РФ
  3. Конвенция о правах ребенка

Срок реализации

Учебный год

Пояснительная записка

 Сегодня государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» признана актуальной и перспективной. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Младший школьный возраст является фундаментом для общего развития ребенка, в том числе и для гражданско-патриотического воспитания.

Предлагаемая программа «Мы вместе!» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.

Реализация программы рассчитана на учебный год.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.

Цель программы:  воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.

Задачи:  

  1. Ознакомление детей с символами государства, республики (герб, гимн, флаг).
  2. Углубление знаний воспитанников о Родине, своём крае, месте рождения.
  3. Воспитание гражданского самосознания.
  4. Обогащение знаний об историческом прошлом страны.
  5. Формирование черт характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином своей страны.

Принципы реализации программы:

  1. Доступность изложения материала.
  2. Последовательность и систематичность.
  3. Наглядность.
  4. Вариативность.

 

В содержании программы выделяются 4 направления:

  1.  1 направление  " Растим патриота и гражданина России".

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

- воспитать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

- сформировать культуру проявления гражданской позиции;

- сформировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

  1. 2 направление «Мой край родной».

Цель: воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

- изучить историю родного края;

- сформировать экологическое поведение;

- воспитать у детей младшего школьного возраста позицию «Я – гражданин Мордовии!»

  1. 3 направление «Связь поколений».

Цель: осознание детьми ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

Задачи:

- воспитать гордость за свою Родину, народных героев;

- сохранить историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

- способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

  1.   4 направление «Я и моя семья».

Цель: осознание детьми семьи, как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

- воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Реализация программы предусматривает использование источников, указанных в прилагаемом списке литературы.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит формировать:

- систему краеведческих знаний;

-  устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России;

-  уважительное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

-  бережное отношение к родной природе;

 -  посильное служение Отечеству;

-   активную жизненную позицию;

- интерес к познаниям;

- бережное отношение к результатам труда;

- осознание значимости труда;

-  уважительное  и доброжелательное отношение к людям.

Тематический план

Тема

Теория

Практика

1

Беседа «Поведение в общественных местах»

1

2

«Моя семья»

1

3

«Настроение»

(беседа с элементами игры)


1/2


1/2

4

«Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры)


1/2


1/2

5

Игра-путешествие «Спешите делать добро!»


1

6

«Знакомство с государственными символами России и Мордовии (герб, флаг, гимн)»


1/2


1/2

7

Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие)


1

8

Посещение спортивных объектов г. Саранск

1

9

«Праздник загадок» (развлекательное мероприятие)


1

10

«Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа)

1

11

Республика, в которой я живу

(игра-путешествие по карте Республики Мордовия)


1

12

Поездка в музей Боевого и Трудового подвига

1

13

«Как не стать жертвой преступления» (беседа)

1

14

«Мы крутим глобус» (викторина)

1/2

1/2

15

«Зачем человеку семья?» (час размышлений)

1

16

«Как украсить дом к Новому году?» (час творчества)

1

17

«Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу)

1

18

«Здравствуй, Зимушка-Зима!» (развлекательное мероприятие)


1

19

«Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие)


1

20

«Книги – спасибо за то, что вы есть!»

1

21

Конвенция о правах ребенка

1

22

Спортивная гордость Мордовии (фотоматериал)

1

23

«Самый-самый» - конкурс для мальчиков.

1

24

«Добрые слова о моей игрушке» (час общении)

1

25

«Правда и Ложь» (познавательно-воспитательная беседа)


1/2


1/2

26

«Наши девочки самые прекрасные» (развлекательное мероприятие)

1

27

Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С.Михалкова)


1


28

«Путешествие в страну Витаминию» (игровая программа)

1/2

1/2

29

«Береги родную природу!» (конкурс рисунков)


1

30

«Гражданство»

1

31

«Нам космос покоряется»  (викторина)

2

32

«В гостях у Мойдодыра» (игра посвященная Дню Земли.

1

33

Памятники культуры и архитектуры г. Саранска (фотоматериал)

1

34

«Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа)

1

35

Путешествие по экологическому букварю.

1/2

1/2

36

«Наша Родина – Россия» (музыкально-поэтическое занятие)

1/2

1/2

37

Экскурсия в Краеведческий музей им. И.Д. Воронина

1

38

Посещение Национального театра Республики Мордовия

1

Итого

38

Содержание

1. «Поведение в общественных местах» (беседа).

Цель: показать, что человек проявляет уважение к себе своим поведением в общественных местах и своим отношением к людям, которые его окружают; изучить основные правила поведения в общественных местах.

Основные понятия: поведение, отношение, общественные места, уважение.

2. «Моя семья»

Цель: воспитать ласковое, чуткое отношение к самым близким людям (своей семье); чувство семейной сплоченности.

Основные понятия: семья, сплоченность, близкие люди.

3. «Настроение» (беседа с элементами игры).

Цель: развить у детей умение выражать свое настроение, чувствовать состояние другого.

Основные понятия: настроение, радость, грусть, гнев, удивление, эмоциональное состояние.

4. «Все люди разные, но права у них одинаковые» (беседа с элементами игры).

Цель: дать детям представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав

Основные понятия: права, национальность, равенство.

5. «Спешите делать добро!» (игра-путешествие)

Цель: закрепить с детьми понятие «добро»; совершенствовать навыки доброго отношения к людям, животным и всему живому на Земле.

Основные понятия: добро, отношение,

6. «Знакомство с государственными символами России и Мордовии (герб, флаг, гимн)»

Цель: познакомить детей с государственными символами России и Мордовии (герб, гимн, флаг), с историей их возникновения, воспитать чувство гордости за свою страну.

Основные понятия: герб, гимн, флаг, государственные символы.

7. «Праздник урожая в кафе «Осеннее»» (развлекательное мероприятие)

Цель: закрепить знания детей об осени, ее признаках и осенних дарах.

Основные понятия: урожай, осень, дары.

8. Посещение спортивных объектов г. Саранск

Цель: познакомить детей со спортивными объектами города; показать их значимость в воспитании детей.

Основные понятия: объекты, спортсмены, чемпионы, достижения.

9. «Праздник загадок» (развлекательное мероприятие)

Цель: создать праздничное настроение и расширить кругозор детей.

Основные понятия: инструмент, домашний обиход, транспортное средство, животное, игрушка.

10. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа)

Цель: обсудить с детьми значение любви в жизни человека.

Основные понятия: любовь, значение, смысл, родители.

11. Республика, в которой я живу (игра-путешествие по карте Республики Мордовия)

Цель: познакомить детей с картой Республики Мордовия.

Основные понятия: карта, города, районы, реки, озера.

12.«Как не стать жертвой преступления» (беседа)

Цель: обсудить с детьми проблемы личной безопасности, развить способность к размышлению, умению делать выводы.

Основные понятия: преступление, безопасность, ограбление, похищение, жертва.

13. «Мы крутим глобус» (викторина)

Цель: сформировать познавательный интерес; воспитать коммуникативные умения детей

Основные понятия: глобус, флаг, страна, экватор.

14. «Зачем человеку семья?» (час размышлений)

Цель: сформировать и скорректировать представления детей о семье; способствовать сплочению детей и их родителей.

Основные понятия: семья, сплоченность, взаимоотношения.

15. «Как украсить дом к Новому году?» (час творчества)

Цель: познакомить детей с разнообразием игрушек выполненных из подручного материала; воспитать усидчивость, аккуратность.

Основные понятия: игрушка, бумага, ножницы, клей.

16. «Дружба начинается с улыбки» (игра-шоу)

Цель: помочь детям лучше узнать друг друга, способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки.

Основные понятия: дружба, друг, приятель, взаимоотношения.

17. «Здравствуй, Зимушка-Зима!» (развлекательное мероприятие)

Цель: создать радостное настроение у детей.

Основные понятия: зима, настроение, развлечения.

18. «Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие)

Цель: развить интерес и любознательность, интеллектуальные умения детей, воспитать доброжелательность, инициативность, активность.

Основные понятия: сказочные герои, мультфильмы, дружба, сплоченность, добро, зло.

19. «Книги – спасибо за то, что вы есть!»

Цель: воспитать бережное отношение к книгам; привить любовь к художественной литературе.

Основные понятия: художественная литература, бережное отношение.

20. Конвенция о правах ребенка

Цель: дать представление детям о «Конвенции о правах ребенка».

Основные понятия: конвенция, права.

21.Спортивная гордость Мордовии (фотоматериал)

Цель: познакомить воспитанников с Олимпийскими чемпионами из Мордовии по фотографиям.

Основные понятия: гордость, Олимпийские чемпионы, слава, чемпионы мира, Олимпийский рекорд.

22. «Самый-самый» - конкурс для мальчиков.

Цель: Способствовать осознанию мальчиками того, что они являются будущими защитниками своего Отечества; развить нравственный, эстетический и коммуникативный потенциал детей.

Основные понятия: защитник, мужество, отечество.

23. «Добрые слова о моей игрушке» (час общения)

Цель: дать возможность воспитанникам вспомнить о своей любимой игрушке.

Основные понятия: доброта, игрушка, бережное отношение.

24. «Правда и Ложь» (познавательно-воспитательная беседа)

Цель: познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культурного общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы; воспитание нравственных качеств («честность», «справедливость»).

Основные понятия: правда, ложь, честность, справедливость.

25. «Наши девочки самые прекрасные» (развлекательное мероприятие)

Цель: привить уважение к девочкам.

Основные понятия: уважение, хозяйственность, прилежность, красота.

26. Читательская конференция «Будь человеком!» (по произведениям С. Михалкова)

Цель: совместно с детьми прочитать стихи С. Михалкова и определить, почему они объединены одним общим названием  «Будь человеком!»; воспитать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Основные понятия: человек, уважение, дружба.

27. «Путешествие в страну Витаминию» (игровая программа)

Цель: пропаганда здорового образа жизни среди детей, расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека.

Основные понятия: витамины, польза, здоровье.

28. «Береги родную природу!» (конкурс рисунков)

Цель: воспитать любовь к родной природе, развить творческие способности.

Основные понятия: природа, бережное отношение, Красная книга Мордовии.

29. Гражданство

Цель: дать представление о различиях между понятиями «Права ребенка» и «Права гражданина».

Основные понятия: гражданство, права.

30. «Нам космос покоряется»  (викторина)

Цель: развить чувство патриотизма, расширить кругозор детей; познакомить детей с космонавтами-жителями Мордовии

Основные понятия: космос, космонавты, патриотизм.

31. «В гостях у Мойдодыра» (игра посвященная Дню Земли).

Цель: расширить представления детей о празднике.

Основные понятия: чистота, отношение.

32. Памятники культуры и архитектуры г. Саранска (фотоматериал)

Цель: Познакомить детей с памятниками культуры и архитектуры города; воспитать бережное отношение к памятникам родного края.

Основные понятия: культура, архитектура, памятники.

33. «Никто не забыт, ничто не забыто» (беседа)

Цель: расширить представления детей о событиях Великой отечественной войны и судьбах людей военного времени; воспитать у детей уважение к Ветеранам войны и историческому прошлому своей Родины

Основные понятия: ветеран, война, победа, уважение, гордость.

34. Путешествие по экологическому букварю.

Цель: воспитать чуткое и бережное отношение к природе; развить память, внимание и любознательность детей.

Основные понятия: экология, бережное отношение.

35. «Наша Родина – Россия» (музыкально-поэтическое занятие)

Цель: расширить представление детей о Родине «большой» и «малой», воспитать чувство гордости за свою страну

Основные понятия: Родина, мужество, гордость.

36. Экскурсия в Краеведческий музей им. И.Д. Воронина

Цель: познакомить детей с экспонатами музея; прививать интерес к культуре мордовского народа

Основные понятия: экспонаты, культура.

37. Посещение Национального театра Республики Мордовия

Цель: прививать интерес к культуре

Основные понятия: спектакль, антракт.

38. Поездка в музей Боевого и Трудового подвига

Цель: знакомство детей с экспонатами музея, воспитать бережное отношение к историческим памятникам.

Основные понятия: исторические экспонаты.

Методическое обеспечение

Необходимыми условиями для реализации программы является:

- занятия познавательного характера по гражданско-патриотическому направлению (беседы, часы общения, викторины, экскурсии и т.д.);

- наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядные пособия, стилизованные уголки и т.д.);

- взаимосвязь с внешними организациями (музеи, кинотеатры, спортивные объекты г. Саранск, городские детские библиотеки, студенты ВУЗов и т.д.).

Список литературы

I. Статьи из сборников

1. Аверина Н.В. Патриотизм – основа духовного возрождения России //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт – Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2011. – С.  5 – 7.

2. Соломыкина Н.Я., Веселова Т.К., Киселева М.В. Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, как часть духовного воспитания личности //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт – Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2011. – С.  74 – 80.

3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн./Сост. Т.В.Шепелева.-Волгоград:Учитель,2005.-70с.

4. Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003,240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

5. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Стапанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

6. Учебное издание «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А.

II. Статьи из журналов

1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального

 общения –российский путь развития//Воспитание школьников–2002-№7

2. Родина -  это часть тебя, а ты  - часть ее//Воспитание школьников – 2005-№5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»

АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...