Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа предлагает комплекс мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroveyka_novikova_g.z.docx | 508.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация, а также учет особенностей детей с интеллектуальными нарушениями. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в Центре. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников с особенностями развития.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный и коррекционно-развивающий характер и направлена на осуществление следующих целейи задач:
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников с ОВЗ в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Формы проведения занятия и виды деятельности | Тематика |
Игры. | Народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры. |
Беседы. | Гигиена правильной осанки. Мой внешний вид – залог здоровья Школьные будни. Как защититься от простуды и гриппа. |
Тесты и анкетирование. | Чему мы научились за год. Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье», «Мои отношения к одноклассникам», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». |
Просмотр тематических видеофильмов, презентаций. | «Как сохранить и укрепить зрение». «Быстрое развитие памяти». «Человек». «Мышление и мы». Клещевой энцефалит. «Вредные и полезные растения». |
Экскурсии. | «Сезонные изменения и как их принимает человек». «Природа – источник здоровья». «У природы нет плохой погоды». |
Дни здоровья, спортивные мероприятия. | «Дальше, быстрее, выше». «Хочу остаться здоровым». «За здоровый образ жизни». |
Конкурсы рисунков, плакатов. | В здоровом теле здоровый дух. «Моё настроение». Вредные и полезные растения. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка». «Мы за здоровый образ жизни». |
Театрализованные представления, кукольный театр. | Кукольный театр. Стихотворение «Ручеёк». Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр». |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначен для обучающихся 2-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 2-4 класс — 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности развития и здоровья детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из двух частей:
- 2 класс: «Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через игровые приемы» основные виды движения, прикладные умения и навыки.
- 3,4 классы: «Если хочешь быть здоров»: ознакомление с правилами составления и проведения утренней гимнастики, проверка осанки, основы самоконтроля – самочувствие и болевые ощущения, профилактика простудных заболеваний, строение глаза и укрепление его мышц, игры на воспитание гибкости, комплексы физкультминуток.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих базовых учебных действий (БУД):
1. Регулятивные БУД:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
- принимать оценку деятельности.
- оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
2. Личностные БУД:
- осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
- положительно относиться к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
- понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.
3. Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель – класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми.
4. ПознавательныеБУД:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения понятий;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на электронном носителе в виде презентации).
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся получат возможность узнать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешное обучение в школе;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
научатся:
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- принимать решения по поводу личного здоровья совместно со взрослыми;
- отвечать за свои поступки.
Предполагаемые результаты освоения программы внеурочной деятельности:
1.Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
2.Социальная адаптация детей с ОВЗ, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
3.Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Кроме того, в результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
«Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через игровые приемы»
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
Раздел Введение «Вот мы и в школе». 16 часов. | ||||||
1. | Весёлые физминутки | 6 | ||||
2. | Здоровье в порядке - спасибо зарядке | 6 | ||||
3. | Два притопа, три прихлопа (презентации под музыку) | 2 | ||||
4. | В гостях у доктора Айболита | 2 | ||||
Моё здоровье в моих руках. 5 часов. | ||||||
5. | Соблюдаем мы режим быть здоровыми хотим | 1 | ||||
6. | Подвижные игры на улице | 2 | ||||
7. | Дыхательные упражнения | 2 | ||||
Игры на развитие психических процессов. 10 ч | ||||||
7. | Игры на развитие восприятия Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра» | 2 | ||||
8 | Упражнения и игры на внимание Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | 2 | ||||
9. | Игры на развитие памяти. Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 2 | ||||
10 | Игры на развитие воображения. Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай». | 2 | ||||
11 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка Игры «Баба Яга», «Три характера». | 2 | ||||
Итоговые мероприятия 3ч | ||||||
12 | Спартакиада «Мы-чемпионы» | 3 |
3,4 классы
«Если хочешь быть здоров»
№ п/п | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
«Центр - наш второй дом». 14 ч | ||||||
I | Личная гигиена | 4 | ||||
1 | Беседа «Мойдодыр» | 2 | ||||
2 | Оазис Здоровья | 2 | ||||
II | «Утренняя» гимнастика | 6 | ||||
1 | Беседа «Энергия на весь день» | 2 | ||||
2 | На зарядку становись! | 2 | ||||
3 | Звуки природы (дыхательная гимнастика) | 2 | ||||
III | Культура поведения. | 4 | ||||
1 | Беседа о культуре поведения. | 1 | ||||
2 | Поиграем в гости. | 2 | ||||
3 | Мы пешеходы и пассажиры. | 1 | ||||
«Я и мое здоровье». 10 ч | ||||||
IV | Режим дня. | 2 | ||||
1 | Беседа о режиме дня. | 1 | ||||
2 | Я и мой день. | 1 | ||||
V | Здоровый образ жизни. | 8 | ||||
1 | Беседа о здоровом образе жизни. | 1 | ||||
2 | Поиграем- отдохнем! | 2 | ||||
3 | Игры на свежем воздухе. | 3 | ||||
4 | Станция «Здоровье». | 2 | ||||
«Формирование представлений о физическом развитии здорового образа жизни». 10ч | ||||||
I | Тема «Гигиена повседневного быта» | 2 | ||||
1. | Режим дня школьника | 1 | ||||
1. | Составление индивидуального режима дня | 1 | ||||
II | Тема «Физическое развитие младшего школьника» | 2 | ||||
1. | Рост и вес – главные показатели физического развития | 1 | ||||
2. | Измерение своего роста и веса | 1 | ||||
III | Тема «Формирование правильной осанки» | 2 | ||||
1. | Осанка – стройная спина! | 1 | ||||
2. | Будем улучшать осанку | 1 | ||||
IV | Тема «Основы самоконтроля» | 1 | ||||
1. | Настроение и желание заниматься | 1 | ||||
V | Тема «Средства и методы сохранения здоровья» | 2 | ||||
1. | Как мы дышим | 1 | ||||
2. | Тренируем дыхание | 1 | ||||
VI | Викторина «Мы – чемпионы» | 1 |
3. Список использованной литературы
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.:Вако, 2004. – 124 c.
7. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
8. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
9. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
10. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
11. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Волейбол» для учащихся 3 класса Составлено учителем физической культуры Михеевой Ольгой Николаевной с. Исаклы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области «...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе. Кружок "Здоровейка"
Программа направлена на формирование у личности ребенка стремления к занятиям физической культурой и спортом. Формирование четкой мотивации к совершенствованию себя, как полноценно-развитой личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании»
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – о...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» (5 класс)
Рабочая программавнеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления«Баскетбол»(5 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно - оздоровительное направление) "К веселым стартам готов"
Программа «К веселым стартам готов» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Разработана данная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.Данная программа с...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Баскетбол» для учащихся 5 класса
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное раз...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...