Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление)
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Новикова Галина Захаровна

    Рабочая программа предлагает комплекс мероприятий, направленных на оздоровление воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdoroveyka_novikova_g.z.docx508.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    C:\Users\комп\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Облодка-2.jpg

    Пояснительная записка

      

    Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя  знания, установки,  нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

    Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация, а также учет  особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.  Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

     

    Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

    по спортивно-оздоровительному направлению

    внеурочной деятельности

     

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в Центре. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

    Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников с особенностями развития.

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит  образовательно-воспитательный  и коррекционно-развивающий характер и направлена на осуществление следующих целейи задач:

    Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников  с ОВЗ в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

    Основными задачами данного курса являются:

    • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
    • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
    • развитие сообразительности, творческого воображения;
    • развитие коммуникативных умений;
    • воспитание внимания, культуры поведения;
    • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
    • развить природные задатки  и способности детей;
    • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
    • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

     

    Формы проведения занятия

    и виды деятельности

    Тематика

    Игры.

    Народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.

    Беседы.

    Гигиена правильной осанки.

    Мой внешний вид – залог здоровья Школьные будни.

    Как защититься от простуды и гриппа.

    Тесты и анкетирование.

    Чему мы научились за год.

    Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье», «Мои отношения к одноклассникам», «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни».

    Просмотр тематических видеофильмов, презентаций.

    «Как сохранить и укрепить зрение».

    «Быстрое развитие памяти».

    «Человек».

    «Мышление и мы».

    Клещевой энцефалит.

    «Вредные и полезные растения».

    Экскурсии.

     «Сезонные изменения и как их принимает человек».

     «Природа – источник здоровья».

    «У природы нет плохой погоды».

    Дни здоровья, спортивные мероприятия.

    «Дальше, быстрее, выше».

    «Хочу остаться здоровым».

    «За здоровый образ жизни».

    Конкурсы рисунков, плакатов.

    В здоровом теле здоровый дух.

    «Моё настроение».

    Вредные и полезные растения.

    Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка».

    «Мы за здоровый образ жизни».

    Театрализованные представления, кукольный театр.

    Кукольный театр. Стихотворение «Ручеёк».

    Кукольный спектакль  К. Чуковский «Мойдодыр».

     

     Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

     

    Количество часов программы внеурочной деятельности

    и их место в учебном плане

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Здоровейка» предназначен для обучающихся 2-4 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю:     2-4  класс — 34 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности развития и здоровья детей с интеллектуальными нарушениями.

    Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из двух частей: 

    • 2 класс: «Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через игровые приемы» основные виды движения, прикладные умения и навыки.
    • 3,4 классы: «Если хочешь быть здоров»: ознакомление с правилами составления и проведения утренней гимнастики, проверка осанки, основы самоконтроля – самочувствие и болевые ощущения, профилактика простудных заболеваний, строение глаза и укрепление его мышц,  игры на воспитание гибкости, комплексы  физкультминуток.

     Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. 

    2.     Планируемые результаты освоения обучающимися

    программы внеурочной деятельности

    В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются  личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

    Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих базовых учебных действий (БУД):

    1.     Регулятивные БУД:

    • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);                                              
    • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;                              
    • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
    • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
    • принимать оценку деятельности.
    • оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов 

    2. Личностные БУД:

    • осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;                                        
    • способность осмысленно воспринимать социальное окружение, принимать своё место в нем, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли;  
    • положительно относиться  к окружающей действительности, быть готовым к организации взаимодействия с ней и эстетическому  ее восприятию;
    • воспринимать мир целостно, социально ориентированно в единстве его природной и социальной частей;                
    • самостоятельно выполнять учебные задания, поручения, договоренности;
    • понимать и принимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
    • готовность  безопасно и бережно вести себя в природе и обществе.

       3. Коммуникативные БУД:

    • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,  учитель – класс);                          
    • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;                                  
    • обращаться за помощью и принимать помощь;                          
    • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;                              
    • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми.

       4. ПознавательныеБУД:

    • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
    • устанавливать видо-родовые отношения понятий;
    • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
    • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
    • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на электронном носителе в виде презентации).

    Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

    обучающиеся в процессе реализации

    программы внеурочной деятельности

     

    В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся получат возможность узнать:

    • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
    • способы сохранения и укрепление  здоровья;
    • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
    • влияние здоровья на успешное обучение в школе;
    • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

    научатся:

    • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
    • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
    • заботиться о своем здоровье;
    • применять коммуникативные навыки;
    • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
    • принимать  решения по поводу личного здоровья совместно со взрослыми;
    • отвечать за свои поступки.

    Предполагаемые  результаты освоения программы внеурочной деятельности:

    1.Осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

    2.Социальная адаптация детей с ОВЗ, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

    3.Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

               Кроме того, в результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию  здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.              

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    2 класс

    «Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков через игровые приемы»

    п/п

    Содержание (раздел, тема)

    Количество   часов

    Дата проведения

    По плану

    По факту

    Раздел  Введение  «Вот мы и в школе». 16 часов.

    1.

    Весёлые физминутки

    6

    2.

    Здоровье в порядке - спасибо зарядке

    6

    3.

    Два притопа, три прихлопа (презентации под музыку)

    2

    4.

    В гостях у доктора Айболита

    2

    Моё здоровье в моих руках. 5 часов.

    5.

    Соблюдаем мы режим  быть здоровыми хотим

    1

    6.

    Подвижные игры на улице

    2

    7.

    Дыхательные упражнения

    2

    Игры на развитие психических процессов.  10 ч

    7.

       Игры на развитие восприятия

    Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров»,  «Волшебная палитра»

    2

    8

      Упражнения и игры на внимание

    Упражнение «Ладонь – кулак», игры  «Ищи безостановочно», «Заметь всё»,  «Запомни порядок».

    2

    9.

      Игры на развитие памяти.

    Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

    2

    10

      Игры на развитие воображения.

    Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

    2

    11

    Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка

    Игры «Баба Яга»,  «Три характера».

    2

    Итоговые мероприятия 3ч

    12

    Спартакиада «Мы-чемпионы»

    3

    3,4  классы

    «Если хочешь быть здоров»

    п/п

    Содержание (раздел, тема)

    Количество   часов

    Дата проведения

    По плану

    По факту

    «Центр - наш второй дом».  14 ч

    I

    Личная  гигиена

    4

    1

    Беседа «Мойдодыр»

    2

    2

    Оазис Здоровья

    2

    II

    «Утренняя» гимнастика

    6

    1

    Беседа «Энергия на весь день»

    2

    2

    На зарядку становись!

    2

    3

    Звуки природы (дыхательная гимнастика)

    2

    III

    Культура поведения.

    4

    1

    Беседа о культуре поведения.

    1

    2

    Поиграем в гости.

    2

    3

    Мы пешеходы и пассажиры.

    1

    «Я и мое здоровье».  10 ч

    IV

    Режим дня.

    2

    1

    Беседа о режиме дня.

    1

    2

    Я и мой день.

    1

    V

    Здоровый образ жизни.

    8

    1

    Беседа о здоровом образе жизни.

    1

    2

    Поиграем- отдохнем!

    2

    3

    Игры на свежем воздухе.

    3

    4

    Станция «Здоровье».

    2

    «Формирование представлений о физическом развитии

    здорового образа жизни». 10ч

    I

    Тема «Гигиена повседневного быта»

    2

    1.

    Режим дня школьника

    1

    1.

    Составление индивидуального режима дня

    1

    II

    Тема «Физическое развитие младшего школьника»

    2

    1.

    Рост и вес – главные показатели физического развития

    1

    2.

    Измерение своего роста и веса

    1

    III

    Тема «Формирование правильной осанки»

    2

    1.

    Осанка – стройная спина!

    1

    2.

    Будем улучшать осанку

    1

    IV

    Тема «Основы самоконтроля»

    1

    1.

    Настроение и желание заниматься

    1

    V

    Тема «Средства и методы сохранения здоровья»

    2

    1.

    Как мы дышим

    1

    2.

    Тренируем дыхание

    1

    VI

    Викторина «Мы – чемпионы»

    1

    3.     Список использованной литературы

     

    1.     Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

    2.     Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

    3.     Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

    4.     Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.

    5.     Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

    6.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.:Вако, 2004. – 124 c.

    7.     Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

    8.   Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

    9.   Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

    10.   Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

    11.  Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Волейбол» для учащихся 3 класса Составлено учителем физической культуры Михеевой Ольгой Николаевной с. Исаклы

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области     «...

    Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе. Кружок "Здоровейка"

    Программа направлена на формирование у личности ребенка стремления к занятиям физической культурой и спортом. Формирование четкой мотивации к совершенствованию себя, как полноценно-развитой личности....

    Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании»

    Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – о...

    Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Баскетбол» (5 класс)

    Рабочая программавнеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления«Баскетбол»(5 класс)...

    Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно - оздоровительное направление) "К веселым стартам готов"

    Программа «К веселым стартам готов» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Разработана данная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.Данная программа с...

    Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Баскетбол» для учащихся 5 класса

    Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное раз...

    рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) 8 класс

    рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) 8 класс...