Конспект урока по шахматам.
план-конспект урока по физкультуре на тему

Яворский Владимир Михайлович

Освоение шахматного тактического приема «перекрытие, контрнападение» с использованием различных шахматных фигур, применение этого приема  во время шахматной партии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_shahmatam.docx408.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по  шахматам.

 

ФИО педагога:  Яворский Владимир Михайлович

Школа,город:  ГБОУ СОШ№1393

Название образовательной программы: «Шахматы в школе»
Год обучения
: 2-й
Раздел программы:
 « Защита в шахматной партии»
Тема занятия:
 « Перекрытие, контрнападение»
Цель занятия:
 Совершенствование навыков игры в шахматы путем изучения   тактического приема «перекрытие, контрнападение »  

Задачи шахматного урока

Обучающие:
Освоение шахматного тактического приема «перекрытие, контрнападение» с использованием различных шахматных фигур, применение этого приема  во время шахматной партии.

Развивающие:
Развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Умение общаться с противником во время шахматной партии.

Воспитательные:
Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств и симпатии у учащихся во время шахматной игры.

Форма проведения шахматного занятия

Создание интереса к предлагаемой теме  через решение шахматных задач и этюдов в ходе совместного обсуждения. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы и приемы во время урока шахмат

Объяснение с использованием компьютерной шахматной программы, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске примера «перекрытие, контрнападение ».

Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания  на анализ шахматных задач по  данной теме.  

При закреплении изученного материала:  решение шахматных задач по теме «перекрытие, контрнападение», проверка учащимися друг у друга правильности решения задач, творческая разработка собственных задач по теме.

Группа делится на две команды пополам. Выбирается капитан команды. Дети придумывают название команды. Участники одной команды рассаживаются за один стол. При решении конкурсных шахматных комбинаций каждый участник зарабатывает очки для своей команды. Капитаны команд совместно проверяют правильность решения задач противника. В конце  подводятся  итоги и объявляется команда, победившая в конкурсе решения задач.  Затем проводится шахматный турнир между командами. Объявляется команда, победившая во втором этапе соревнований. Проигравшая команда поздравляет победителей.

Дидактический материал (наглядные пособия, мультимедиа системы и др.)

Большая демонстрационная магнитная доска, мультимедиа системы, карточки с шахматными задачами,  шаxматные учебники:   наборы шахматных фигур и шахматных досок, шахматные часы.

Ожидаемый результат занятия

Учащиеся освоят шахматный тактический прием «перекрытие, контрнападение»,  научатся применять во время шахматной партии этот прием.

План проведения занятия

 № п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Построение, приветствие

1

2

Проверка и закрепление знаний и умений, изученных ранее

Проверка домашнего задания  

5

3

Постановка целей занятия

Тактический прием «перекрытие, контрнападение»

1

4

Организация  творческой среды для восприятия новой информации

Разбиваем всех обучающихся на две команды, каждая команда выбирает капитана и свое название, рассаживаем по командам

3

5

Новая информация

Объяснение нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски.

 На прошлом уроке, мы познакомились с такими понятиями как атака, нападение и контрнападение. А что делать, когда нас атаковали? Какие предпринять меры для защиты? Оказывается в игре «Шахматы» есть не только приемы нападения, но и приемы защиты. Сегодня, я покажу вам, как уйти от фигуры, которая вас атаковала, как поддержать другую фигуру, как перекрыть действия атакующей фигуры или сделать ответное нападение. А как вы думаете, что обозначает слово защита?

- Защита – принятие мер против нападения противоположного войска. При защите редко удаётся нанести ответное двойное или комбинированное нападение.

  • Уход от нападения. Самый простой способ. Белая ладья нападает на черного коня. Он  уходит на безопасное поле. Пример:

http://www.chessvideos.tv/bimg/9lowbvtbvnmm.png


K:a7
Чёрный конь ушёл от атаки белой ладьи. 

 (Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

  • Защита фигуры другой фигурой. Мы защищаем атакуемую фигуру или пешку другой фигурой или пешкой, чтобы противнику было невыгодно её брать. Белая ладья нападает на черного коня. Как вы думаете:

-Какие действия могут предпринять черные фигуры?   (Ответы детей)

http://www.chessvideos.tv/bimg/8in26ue7full.png


Kp:a6
Чёрные защитили коня королём.

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

  • Взять атакованную фигуру под защиту другой фигурой.  На слона d3 напали. Какой фигурой его можно защитить?  (Ответы детей)

Его можно защитить ладьей с поля е1.

Атака в шахматах, защита в шахматах
Почти при любом нападении, есть хоть один из способов защиты.

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

  • Закрыться, если атаковала линейная фигура, по линии атаки другой своей фигурой. Ребята, какая фигура напала?   (Ответы детей)

Какой фигурой можно закрыться от Лc8?    (Ответы детей)

От ладьи  с8, что напала, можно закрыться ладьей  а2,  на поле  с2.

Атака в шахматах, защита в шахматах

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

Такой способ  не всегда может  работать, если между атакующей и атакуемой фигурой нет свободных полей или конь - единственная атакующая фигура.

Может случиться, что на одну фигуру или пешку нападают сразу несколько вражеских фигур. В таком случае количество защит должно как минимум равняться количеству нападений. Например:

http://www.chessvideos.tv/bimg/1xmfft1i0mh.png


На чёрного коня нападают белые слон и ладья, а защищает один король. Чёрные могут сыграть  С:с6, уравнивая количество защит и нападений.
Однако при использовании такого метода следует учитывать относительную ценность фигур.

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

15

6

Первичная проверка понимания

Работа по заранее заготовленным карточкам с диаграммами шахматных позиций

5

7

Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной работы  внутри команды

Конкурсное решение задач по теме с использованием  «шахматного решебника»

5

8

Творческое применение приобретенных знаний

Пример творческого применения приема «перекрытие, контрнападение ».

  • Уничтожение атакующей фигуры.  Если есть возможность  избавиться

от атакующей  фигуры  можно, просто ее взять. Пример:

http://www.chessvideos.tv/bimg/3ajndtwrxjs4c.png


Чёрные могут сыграть 
 Kp:h5

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

Особыми атакующими фигурами являются пешка и конь – это нелинейные фигуры и от них нельзя закрыться. А значит при их атаке, уменьшается число возможных защит. Особенно это ощутимо при защите короля, остается всего два варианта защиты: бежать от шаха или побить фигуру.

Атака в шахматах, защита в шахматах

Черный ферзь нападает на белого короля. Белые могут сыграть: Л:d1 или Кр:d1

(Дети прорабатывают на своих шахматных досках способ защиты)

5

9

Подведение итогов конкурса

Подсчет очков, проверка   правильности решения задач в парах, из участников разных команд, объявление команды- победительницы

3

10

Обобщение изученного на занятии

Общая беседа

1

11

Завершение занятия

Домашнее задание  к следующему занятию

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...