Развитие скоростных качеств повторным методом (Футбол)
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме

Волошин Александр Олегович

В данной работе мы рассмотрим, что же подразумевает под собой понятие "скоростные качества", динамику их развития в подготовке футболиста и развитие данного качества с помощью повторного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

 Детский оздоровительно – образовательный центр «Кристалл»

Методическое пособие

«Развитие скоростных качеств повторным методом (футбол)»

                                             Подготовил:

                                                                   педагог дополнительного

                                                                 образования по футболу

                                                 Волошин А.О.

пгт. Кавалерово

 2018г.

ПЛАН РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

1. Понятие «скоростные качества»                                                                      5    

2. Динамика развития скоростных качеств футболиста                                    7  

3. Развитие скоростных качеств повторным методом                                       9  

ВЫВОДЫ                                                                                                              13    

Литература                                                                                                            14    

ВВЕДЕНИЕ

В связи со слабым уровнем подготовленности футболистов, возникла потребность в систематическом пополнении команд участвующих во все различных первенствах, пусть то будет: первенство России, краев и областей, в плоть до соревнований внутри поселков и деревень, футболистами высокой квалификации, которая обязывает заботиться о планомерном воспитании новых резервов на уровне современных требований и стандартов.

Все различные требования к уровню подготовленности футболистов постоянно повышались и повышаются, поэтому необходимо внедрять в практику футбола не различные, а наиболее эффективные, научно-обоснованные средства и методы тренировки.

 Наряду с различными аспектами подготовленности футболистов, это касается и подготовки физической, является воспитание, таких двигательных способностей как силы и скорости.

Методика воспитания двигательных способностей включает  себя совокупность средств, методов, режимов мышечной работы, а также интенсивность и длительность интервалов отдыха.

Рациональное применение разнообразных методов и средств в различных по направленности этапов подготовки – задача чрезвычайно актуальная и требует постоянного экспериментального поиска.

В циклических видах спорта тренировочная нагрузка относительно полно характеризуется следующими компонентами:

- интенсивностью упражнения,

- продолжительностью упражнения,

- продолжительностью интервалов отдыха,

- характером отдыха,

- числом повторений.

В месте с этими показателями в футболе тренировочная нагрузка может варьироваться путем изменения количества игроков, размерами площадки и степенью координационной сложности упражнений.

Влияние тренировочных воздействий на организм футболистов обусловлено сочетанием знаний перечисленных компонентов. При определенном совмещении между ними физиологической системы организма будут отвечать соответствующими по величине и характеру реакциями. Согласно этому, одной из задач теории и практики спортивной тренировки является определение таких сочетаний компонентов нагрузки, которые наилучшим образом расширили бы функциональные возможности футболистов.

Вместе с тем, нельзя забывать о постоянном технико-тактическом совершенствовании игроков, о неразрывном единстве физической и технической подготовки.

Существует множество литературных источников, в которых каждый автор по своему подходит к данной проблеме ее решения.

ПОНЯТИЕ «СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА»

Термин «Скоростные качества» очень широкое понятие, имеющее разнообразное количество формулировок и форм.

Лаптев А.П. и Сучилин А.А. [3] считают, что «скоростные качества футболиста – это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени»;

Сушков М. [7] считает, «скоростные качества» - способность футболиста, выполнять двигательные действия за минимальный отрезок времени»;

Кирилов А.А. [2] считает, «скоростные качества – способность игрока совершать двигательные действия за минимальный отрезок времени»;

Тюленьков С.Ю. и Федоров А.А. [8] «под скоростными качествами понимают комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время».

Отсюда видно, что формулировка термина «скоростные качества», у каждого автора своя, но наиболее полной можно считать формулировку Тюленькова С.Ю. и Федорова А.А. [8].

Согласно Тюленькова С.Ю. и Федорова А.А. [8], «уровень проявления скоростных качеств зависит от состава мышечных волокон, эффективности межмышечных и внутримышечной координации, мобильности нервных процессов, мощности и емкости креатинфосфатной энергетической системы».

«Скоростные качества футболистов складываются из комплекса различных скоростей:

- скорости старта;

- скорости стартового разгона;

- абсолютной скорости.

Скоростные качества футболиста в игре определяют скорость передвижения на поле. Скорость передвижения игрока зависит от того, насколько он способен стартовать, разгонятся после старта, набирать абсолютную скорость.

Стартовать футболисту приходится как в простых, так и в сложных игровых ситуациях. В простой ситуации старт чаще всего выполняется при игре в «стенку», при перехвате мяча вверху или внизу у стоящего соперника, при нанесении ударов по воротам после откидки мяча партнером со штрафного или свободного удара. Для отработки стартов в простых ситуациях применяют упражнения, способствующие увеличению «взрывной» силы ног:

- рывки на короткие дистанции, прыжки толчком на одной или обеих ног;

- рывки по сигналу на начало движения объекта (передача, бросок мяча и д.р.);

- игровые упражнения с мячом;

- спортивные и подвижные игры.

Стартовый разгон  зависит от способности футболиста быстро набирать скорость на дистанции, что обеспечивается за счет частоты движения ног, за счет длины шагов и времени отталкивания. Согласно научным данным, частота движения ног менее поддается тренировке, чем два остальных компонента. Поэтому больше внимания целесообразно уделять упражнениям, способствующим увеличению длины шагов и уменьшению времени отталкивания. В качестве средств используют упражнения, направленные на развитие «взрывной» силы ног.

Абсолютная скорость важна при переключении футболиста с медленной скорости, на более высокую скорость, например, при «открывании» на свободное место при персональной опеке. Надежное средство при совершенствовании абсолютной скорости – беговые упражнения на дистанции 15 – 50м с хода». (Лаптев А.П., Сучилин А.А., 1983г.).

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТОВ

Прежде чем говорить о развитии скоростных качеств у футболистов, нужно изучить ее динамику, чтобы определить наиболее высокие темпы прироста с учетом возрастных особенностей.

«Время бега уменьшается по сравнению с исходными данными (взятыми у 10 летних и у 18 летних футболистов), по существу, достигает уровня игроков команды мастеров. За время подготовки в спортивных школах, улучшение результатов бега достигает 25% . Тот факт, что происходит стабилизация скорости бега у 17 – 18 летних футболистов, на уровне взрослых квалифицированных спортсменов, говорит о том, что в дальнейшем значительного прироста этого физического качества не предвидится и можно лишь совершенствовать его в процессе круглогодичной тренировки. С практической точки зрение это важно еще и потому, что уже в таком возрасте можно отбирать футболистов в команды мастеров по показателям характеризующие скоростные качества.

С возрастом скорость бега меняется не равномерно. Так, в беге на 50 метров прирост у детей 10 – 13 лет составляет 17%.

Приведенные цифры красноречивые свидетели того, что именно этот возраст можно считать самым предпочтительным, с точки зрения развития скоростных качеств. На период же с 14 – 18 лет приходится около 8% прироста скорости. Однако даже столь малоприятное заключение для специалистов не повод для отрицания необходимости заниматься развитием скорости бега в этот период жизни футболиста. Развивать скорость бега нужно и после 14 лет, особенно тщательно выбирая средства тренировки в соответствии с требованиями каждой возрастной группы. Наибольший прирост скорости бега, (в среднем от 7 до 9 %) отмечен у детей 12 – 13 лет» (Кирилов А.А. 1984г.).

Анализ динамики развития скоростных качеств у футболиста показывает, что с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, скоростные качества имеют тенденцию к росту.

На этапе естественного наибольшего прироста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества; наиболее благоприятный возраст для развития скорости бега 10 – 13 лет.

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОВТОРНЫМ МЕТОДОМ

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенным интервалом отдыха, в течении которого достаточно полно восстанавливается работоспособность (Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. 2000г.).

Прежде чем говорить о развитии скоростных качеств у футболистов повторным методом, нужно выбрать автора, по методу которого мы будем развивать данные качества.

 У каждого автора на сей счет, существует свое мнение по поводу развития данных качеств. Это относится к продолжительности, максимальному количеству повторений и время отдыха между повторениями.

Вот, например Лаптев А.П. и Сучилин А.А. [3] считают: «при развитии скоростных качеств основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70 – 90% от максимальной силы). Режим энергетического обеспечения скоростной работы – анаэробный алактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ) длительность однократной работы не должна превышать 15 – 20 секунд, количество повторений в серии 10 – 16 при интервалах отдыха 40 – 90 секунд. Считается, что при большом количестве повторений активизируется гликолитический ресинтез АТФ».

Тем не менее, «в спортивной практике получила достаточно широкое распространение тренировка в виде 5 – 7 повторений длительностью 10 – 20 секунд при интервалах отдыха 30 – 60 секунд» (Кирилов А.А. 1984г.).

Тюленьков С.Ю. и Федоров А.А. [8] считают: «интенсивность однократного выполнения тренировочного задания  близка к максимальной, однако из-за, кратковременной работы ЧСС не превышает 180 уд/мин.;

- продолжительность однократного выполнения упражнения составляет 5 – 15 секунд, так как мощность анаэробного алактатного процесса достигается уже в первые секунды работы, когда еще не гликолиз, не дыхание не успевают сколько-нибудь увеличивать свою мощность;

- максимальное количество повторений не должно превышать десяти, а минимальное двух;

- время отдыха между повторениями составляет от 40 – 120 секунд.

Общее время при повторном методе тренировки не должно превышать 20 минут.

При развитии скорости бега с помощью повторного метода необходимо соблюдать следующие характеристики:  

1. Интенсивность упражнений должна быть максимальной, чтобы противостоять «стабилизации» скорости, можно использовать ряд методических приемов:

- бег в облегченных условиях (бег под гору);

- чередование рывков в усложненных условиях (в гору, с прыжками, под гору и т.д.);

2. Длительность выполнения рывка зависит от пробегаемого расстояния (10 – 20 метров стартовая скорость и 50 – 60 метров дистанционная скорость);

3. Длительность пауз отдыха зависит от длины пробегаемой дистанции. В беге на 15 – 20 метров она должна составлять 15 – 20 секунд, а в беге 50 – 60 метров 90 – 120 секунд. Уменьшение длительности интервалов отдыха приводит к утомлению, а увеличение интервалов отдыха приводит к уменьшению возбудимости ЦНС;

4. Характер пауз отдыха – легкая пробежка, ходьба жонглирование или передача мяча.

Упражнения должны быть хорошо освоены и достаточно доступны в технико-тактическом плане, чтобы юный футболист мог на дистанции развивать максимальную скорость.

В скоростных упражнениях должны участвовать не более двух человек. Наблюдения показывают, что если эти упражнения выполнять группой по 6 – 10 человек, то с максимальной скоростью бегут только 2 – 3 человека, а остальные на 80 – 90%».

«В занятия включаются специальные упражнения, направленные на развитие скоростных качеств, рассчитанные на улучшение сократительной способности мышц, их эластичности и силы, подвижности в суставах.

Наиболее распространенным в спорте средством развития скоростных качеств является повторный бег с максимальной скоростью на короткие отрезки дистанции, выполняемый из различных стартовых положений, под уклон, толчками, семенящий и т.д.» (Палфаи Я. 1973г.).

Согласно данным Гриндер К. [1] «при дозировании количества повторений упражнения и их длительности обычно исходят из следующего, основного для развития скоростных качеств требования: каждое последующее упражнение должно выполнятся с предельной для спортсмена скоростью. Ее снижение при повторном выполнении упражнения свидетельствует о нецелесообразности продолжать упражнение, так как со снижением скорости бега значительно уменьшается эффективность специально тренировки.

Когда спортсмен, пробежавший тот или иной отрезок дистанции с предельной скоростью, не в состоянии без отдыха пробежать последующие отрезки дистанции с такой же скоростью, ему дается отдых, достаточный для восстановления. Это позволяет спортсмену повторить упражнение с прежней и даже большей скоростью (вследствие врабатываемости).

Длительность интервалов отдыха для каждого спортсмена строго индивидуальна и зависит от многих факторов (предыдущей работы и отдыха, условие внешней и внутренней среды и пр.).

Развитие и совершенствование скоростных качеств возможно лишь при постоянном применении скоростных упражнений. Отсутствие их на каких-либо этапах подготовки сразу же приводит к снижению скорости бега.

Согласно данным Озолина Н.Г., Ванцова В.И. [4] «чтобы избежать явлений стабилизации скорости при повторном выполнении упражнения, рекомендуется выполнять их со скоростью, превышающей установившуюся скорость, так как известно, что рост результатов бегунов на короткие дистанции часто приостанавливается вследствие закрепления у них определенного темпа движений.

Для развития скоростных качеств необходимо уметь чередовать напряжение с расслаблением. Обычно овладение умением расслабляться происходит в процессе движений, выполняемых в полную силу, с постепенным доведением их до максимальной интенсивности. Повторение упражнений с предельной скоростью требует значительных волевых усилий, в связи, с чем обращается внимание на воспитание у спортсмена воли».

ВЫВОДЫ

При применении повторного метода, для развития скоростных качеств, интервалы отдыха между пробежками должны составлять, с одной стороны быть настолько длинными, чтобы показатели вегетативных функций успели восстановиться, а с другой – настолько короткими, чтобы возбудимость нервно-мышечного аппарата не сумела существенно снизится; движения должны выполняться с предельным усилием, чтобы как можно быстро добиваться максимальной скорости, упражнения для развития скоростных качеств дают больший эффект, если их выполнять на фоне оптимального, «свежего» состояния ЦНС, потому планировать их надо на разминку или начало основной части тренировки.

Ограничиваться применением повторного метода при воспитании скоростных качеств у футболиста не следует. Необходимо применять всевозможные подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, а также эстафеты, которые характеризуются постоянно варьирующимися условиями проявления скоростных возможностей, что позволяет эффективно воздействовать на их развитие.  

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гриндер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. Пер. с нем. В.П. Котелкина. – М.: ФиС, 1976.

2. Кирилов А.А. Воспитание скорости бега у юных футболистов. Футбол: Ежегодник – 1984 – М.: ФиС.

3. Лаптев А.П., Сучилин А.А. Юный футболист. – М.: ФиС, 1983.

4. Озолин Н.Г. Ванцов В.И. Легкая атлетика. – М.: ФиС, 1979.

5. Палфаи Я. Подготовка молодого футболиста. – М.: ФиС, 1973.

6. Полишкин М.С., Рыжкин В.А. Футбол: Учебник для ИФК. – М.: Физкультура, образование и наука, 1979.

7. Сушков М.П. Футбол. – М.: ФиС, 1960.

8. Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки. М: Тера – Спорт, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ВЫБЕГАНИИ С НИЗКОГО СТАРТА, ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ и ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ

Урок-презентация предназначен для совершенствования техники положения низкого старта и прыжков в высоту....

Развитие скоростных качеств учащихся

Развитие скоростных качеств учащихся через подвижные игрыпредложены подвижные игры для учащихся младшего и  среднего звена...

Развитие скоростных качеств у пловцов 10-14 лет

Краткие рекомендации по развитию скоростных качеств пловцов...

Развитие скоростных качеств посредством подвижных игр.

Бег, как и ходьба,— самый естественный вид движений человека. Умение бегать лежит в основе большинства ви­дов спорта. Разве можно сдать нормы ГТО, стать хорошим футболистом, баскетболистом или гандбол...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...

Презентация "Развитие скоростных качеств"

В данной презентации находится материал о развитии скоростных качеств у обучающихся....