Шахматное королевство
рабочая программа по теме

Мокшанова Алла Бенедиктасовна

Шахматное королевство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnoe_korolevstvo.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования города Москвы

 «Дворец творчества детей и молодёжи имени А. П. Гайдара»

Принята на заседании педагогического совета …

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор …..…

__________________(инициалы, фамилия)

Приказ № __________от

«___»_____________________20__ г.

                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Шахматное королевство». Интеллектуальные игры.

     Направленность программы: социально-педагогическая  

                                Уровень программы: ознакомительный

                                Возраст обучающихся: 5-7 лет

                                Срок реализации программы: 1 год.

        

Автор-составитель программы:

 Мокшанова Алла Бенедиктасовна,

педагог дополнительного образования

                                                         

                                                             

                                                           Москва- 2017 г. 

«Задача педагога по шахматам - формирование богатства человеческой личности в ребенке, обеспечивающая ему максимальные возможности старта в большую жизнь»

В. Г. Гончаров

                                       Раздел 1. Пояснительная записка

  1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы:  

социально-педагогическая.

  1. Уровень освоения программы: ознакомительный.

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

         В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой

ребёнок учится, развивается, растёт. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребёнка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания.

        Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем   возрасте: (А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М. Таль -7 лет).

В наше время психологи и педагоги доказали, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.

Благодаря шахматам особенно хорошо развиваются навыки управления временем. Игрок, имеющий ограниченный запас во времени на завершение игры, должен правильно распределять его. Так и в жизни, и во время занятий – дошкольникам необходимо эффективно использовать своё время.

Шахматная игра помимо прочего позволяет взглянуть на ситуацию с двух сторон. Для большинства детей, которые в основном сконцентрированы на самом себе, это умение - большое достижение. Ребёнок узнаёт, что ходы и фигуры противника так же важны, как и его собственные. Благодаря шахматам развивается навык дискуссии, в ходе которой участник должен учитывать аргументы обеих сторон. И умение распределять время, и умение оценивать проблему с разных позиций, крайне необходимы для будущих представителей многих профессий.

Если говорить о расчётах, применяемых в игре, то очевидно, что шахматы помогают развивать логическое и критическое мышление, столь необходимое в будущем проектировании своей деятельности.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и освоят быстро игру в шахматы. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой. Ведь математические понятия можно весело и интересно объяснить в контексте игры.

Б. Франклин писал в 1779 году, что шахматы – «это больше, чем праздное развлечение, ведь жизнь есть подобие шахматной игры». Он полагал, что игра в шахматы развивает дальновидность, осмотрительность, самообладание и спортивный дух.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

 По  мнению И. Г. Сухина сегодняшние дети умнее своих предшественников. Сегодня становится всё больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием. Их способность постигать сложный, современный мир проявляется очень рано - в 3-4 года. Исследования, проведенные современными российскими учёными-психологами Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, и др. свидетельствует, что возможности маленького человека велики и путём организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старшего возраста. В спортивном мире последнее время наметилась закономерность, что шахматные звёзды становятся всё моложе и моложе. Маленькие дети учатся играть в шахматы. Поэтому настоящая программа рассчитана на детей именно дошкольного возраста. Можно добавить, что дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Настоящая программа направлена на создание таких условий. Одно из условий эффективности занятий является правильное распределение детей по группам для реализации программы. Это особенно актуально, поскольку шахматное обучение дошкольников в большей мере используется  как средство подготовки детей к школе, развитие у них следующих качеств: усидчивость, внимательность,  исполнительность,  восприятие,   самостоятельность,  терпеливость, изобретательность,   выдержку   и   способствует  развитию   творческого   потенциала. При обучении шахматной игре у детей развивается ориентирование на местности, формируется аналитико-синтетическая  деятельность,  вырабатывается  способность запоминания, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, что очень важно для будущего школьника. Не случайно сегодня рассматривается вопрос о введении шахматного обучения в школах, как обязательного предмета.

Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места    случайности и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка. Шахматная игра дарит ребёнку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта удивительная игра становится средством воспитания и обучения, причём ненавязчивого, интересного, увлекательного.

        На занятиях вводятся физкультурные паузы, которые длятся от 5 до 10 минут. Они направлены на снятие напряжения, восстановление работоспособности, улучшение самочувствия.

        Помощником  в  проведении занятий  может  быть  вымышленный  персонаж:   Буратино, Карандаш, Незнайка, Чебурашка и т.д.

 1.4.Отличительные особенности программы:

Вы замечали, как играют дети в 5 лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими "Школу шахмат", В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. ”Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.

 Цель не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получат небольшие исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры, важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской.

Для закрепления учебного материала  даются детям "Загадки из тетрадки". Можно использовать такую последовательность выполнения большинства заданий:

• разрешите дошкольнику двигать фигурами и водить пальцем по шахматной доске. Но при этом пусть обязательно говорит, что и зачем он делает. Передвигать шахматные фигуры молча позвольте только тогда, когда малыш научится рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий;

• если задача не решается, подскажите ребенку. Подсказка должна следовать после безуспешных попыток решить задачу, а не перед ней;

• если дошкольник все же не может решить то или иное задание, не расстраивайтесь и не сердитесь на него, а покажите решение, и пусть он его повторит.

Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.

Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;

- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;

- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

1.5.Цель программы: обучение элементарным правилам шахматной игры.

1.6.Задачи программы:

      Учебные:

-   изучение правил шахматной игры.

-  приобретение умственных навыков (умение сосредоточиться, умение принимать

    решение).                                                                          

-  формировать интерес и к дальнейшему занятию шахматами.

      Развивающие:

-   развитие творческих и аналитических способностей, воображения ребенка.

-   привитие интереса и любви к игре.

-   тренировка памяти, мышления, умение работать в коллективе.

      Воспитательные:

-  воспитание выдержки,  усидчивости,  организованности,  самодисциплины  и

   целеустремлённости.                                        

-  воспитание стойкого интереса к шахматной игре, мотивированного поведения.

      Коррекционная:

-  помогает гипер -  активному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит

   непоседу  длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

      Эстетическая:

-  обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться  красивым

   комбинациям.

1.7.Категория обучающихся:

    Программа разработана для детей 5-7 лет. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).

1.8.Срок реализации программы - 1 год. (36часов).        

Возраст детей – 5 - 7лет (дошкольники).

1.9.Формы организации образовательной деятельности и режим занятий – занятия

 проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы- 8-10человек.

      Режим занятий:

Программа рассчитана на 36 занятий. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут.

1.10.Планируемые  результаты освоения программы:

    Занятия по шахматам позволяют малышам ближе узнать этот удивительный мир шахматного королевства; формируют начальные математические представления; в простой и доходчивой форме ребёнок знакомится с шахматными фигурами, доской, элементарными правилами и принципами игры. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - говорил А. Франс.

Прогнозируемый результат для дошкольников 5 – 6 лет

По окончании учебного года дети будут знать:

- шахматные термины: белое и чёрное поле; диагональ, горизонталь, вертикаль; центр;

  ход; начальное положение; взятие;

- названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка;

- правила хода и взятие фигур.

По окончании учебного года дети будут уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- ходить каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

- перемещаться по горизонталям, вертикалям, диагоналям;

- определять ценность фигур.

Прогнозируемый результат  для дошкольников 6 – 7 лет

 По окончании учебного года дети  будут знать:

- название всех шахматных фигур;

- основные правила и закономерности функций шахматных фигур;

- геометрию шахматной доски, шахматную нотацию;

- что такое мат одинокому королю.

По окончании учебного года дети будут уметь:

- слушать, понимать и выполнять требования педагога;

- перемещать фигуры по горизонталям, вертикалям, диагоналям;

- играть друг с другом в элементы (одна или несколько фигур) шахматной игры;

- ставить мат королю;

- ориентироваться на  шахматной доске;

- играть простые партии;

- доброжелательно относятся друг к другу, к своему шахматному партнеру;

- заучивать наизусть небольшие по размеру стихотворения на шахматную тематику.

Раздел 2. Содержание программы

2.1.  Учебный (тематический) план

5 – 6 лет

№ п/п

Названия   раздела (модуля), темы

Всего учебных часов

Теория

Практика

Формы аттестации

(контроля)

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

         1

      1

        -

    Открытые

      занятия

2

«В стране шахматных чудес»

         1

      1

        -

3

«Волшебная доска»

         6

      2

       4

4

Шахматные фигуры

         8

      3

       4

5

Действия шахматных фигур на доске

         8

      2

       6

6

Ценность шахматных фигур

         3

      1

       2

7

Практические занятия «Фрагменты шахматной игры»

         8

      -

       8

8

Итоговое занятие

         2

      -

       2

Итого

        36

     9

      27

Каждое занятие по шахматам включает следующие формы и методы работы:

     - подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры,

       упражнения, задания;

    -  чтение художественной литературы;

    -  игры;

    -  соревнования;

    -  самостоятельная деятельность детей.

                               2.3.Содержание учебного (тематического) плана:

Тема 1.Вводное занятие. (1 час)

Теория. Знакомство с детьми. Инструктаж по технике  безопасности при проведении занятий.

Тема 2. «В стране шахматных чудес».(1 час)        

Теория. Понятия «шахматы», «фигуры». История возникновения. Сказка: «Как появились шахматы».

Тема 3. «Волшебная доска».(6 часов)

Теория(2ч). Расположение шахматной доски. Линии шахматной доски: горизонталь, вертикаль, диагональ.

Практика(4ч).Упражнения на правильное расположение шахматной доски: «Правило левой руки и черного квадрата». Упражнение на освоение линий шахматной доски: «Целая - разрезная», «Разрезная - целая», «Спрячь горизонталь», «Спрячь вертикаль», «Спрячь диагональ».

Тема 4. Шахматные фигуры.(7часов)

Теория(3ч).  Знакомство с шахматными фигурами: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король.

Практика(4ч). Упражнения на освоение обозначений шахматных фигур, мест расположения, цвета поля, центра шахматной доски. Игры: «Назови поле», «Спрячь поле», «Собери шахматную доску из горизонталей, вертикалей, полей», «Покажи центр шахматной доски», «Пробегись по шахматной доске фигурой», «Встань на поле», «Назови фигуру».

Тема 5.Действия шахматных фигур на доске. (8 часов)

Теория(2ч). Шахматная доска. Ход каждой фигуры. Взаимодействие с другими фигурами.

Практика(4ч). Игры: «Живые шахматы»; «Почтальоны»; «Найди меня»; «Клубничные поляны»; «Чудесный мешочек»; «Чего не стало?»; «Что изменилось?».

Тема 6. Ценность шахматных фигур.(3 часа)

Теория(1ч). Шахматные фигуры и их ценность: слон и конь= 3 пешки; ладья= 5 пешек; ферзь=9 или 10 пешек и т. д.

Практика(2ч). Выполнение заданий на место расположения и движение фигур «Дойди до короля»; «Кто дороже?»; «Войди в «домик»; «Построй своё королевство»; «Обойди шахматную доску»; «Маленькая и большая».

Тема 7.Практические занятия «Фрагменты шахматной игры».(8 часов)

Практика(8ч). Выполнение заданий: Король против Короля; взятие разных фигур. Эстафета на закрепление хода всех фигур и каждой в отдельности. Игры: «Собери урожай»; «Шахматный мешочек»; «Конь обедает»; «Путаница»; «Угадай»; «Расскажи обо мне».

Тема 8.Итоговое занятие (2 часа).

Практика(2ч). Подведение итогов года. Задание на лето. Тема занятия: «Малыши играют в шахматы».

                                               Учебный (тематический) план

                                                                 6 – 7 лет

№ п/п

Названия раздела (модуля), темы

Всего учебных часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1

Вводное занятие. Инструктаж по  технике безопасности.

         1

        1

        -

Открытые

  занятия

2

Шахматы. История возникновения

        1

       1

        -

3

Геометрия шахматной доски

        6

       2

       4

4

Шахматная нотация

        3

       1

       2

5

Виды шахматной доски.

        2

       1

       1

6

Шахматные фигуры, их действие и взаимодействие на шахматной доске

       13

      5

        8

7

Практические занятия «Элементы шахматной игры»

        8

      -

       8

8

Итоговое занятие

        2

       2

Итого

       36

     11

      25

                                  Содержание учебного (тематического) плана:

Тема 1.Вводное занятие.(1 час)

Теория. Знакомство с детьми. Правила техники безопасности в учебном классе. Правила поведения в здании Центра  и по дороге от дома до Центра творчества.

Тема 2.Шахматы. История возникновения.(1 час)

Теория. Понятия «шахматы», «фигуры». История возникновения. Сказка: «2 принца».

Тема 3.Геометрия шахматной доски.(6 часов)

Теория(2ч). Расположение шахматной доски между партнёрами. Линии шахматной доски: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практика(4ч). Упражнения на правильное расположение шахматной доски: «Правило левой руки и черного квадрата». Упражнения на освоение линий шахматной доски: «Целая - разрезная»; «Разрезная - целая»; «Спрячь горизонталь»; «Спрячь вертикаль»; «Спрячь диагональ»; «Найди центр»; «Шахматная мозаика».

Тема 4.Шахматная нотация.(3 часа)

Теория(1ч). Понятие «шахматная нотация». Обозначение линий и полей.

Практика(2ч). Упражнения на освоение обозначений шахматных полей, средней линии, цвета поля, центра шахматной доски. Игры: «Назови поле»; «Спрячь поле»; «Собери шахматную доску из горизонталей, вертикалей, полей»; «Покажи центр шахматной доски»; «Пробегись по шахматной доске»; «Встань на поле»; «Назови цвет поля».

Тема 5.Виды шахматной доски.(2 часа)

Теория(1ч). Шахматная доска. Настольная шахматная доска, демонстрационная, магнитная.

Практика(1ч). Напольная игра «Живые шахматы»; «Почтальоны»; «Шахматный мешочек»

Тема 6.Шахматные фигуры, их действие и взаимодействие на шахматной доске.(13часов)

Теория(5ч). Шахматные фигуры и их обозначение: Король - Кр, Ферзь - Ф, Ладья - Л, Слон - С, Конь - К, Пешка - П. Ценность фигур.

Место расположения на доске. Движение. Угроза. Нападение. Снятие фигуры с доски. Защита своих фигур. Объявление шаха и мата. Ничья.

Практика(8ч). Выполнение заданий на место расположения и движение фигур «Замок Королей»; «Захвати поле»; «Войди в «домик»; «Построй свою страну»; «Обойди шахматную доску»; «Магазин». Отработка элементов угрозы, нападения, снятие фигуры с доски, защита своих фигур: «Объяви шах Ферзем, Ладьей, Конем, Слоном»; «Нападение сразу на две фигуры Ферзем, Ладьей, Конем, Слоном»; «Защити свои фигуры Ферзем,  Ладьей, Конем, Слоном». Объявление шаха, мата, ничьей.

Тема 7.Практические занятия «Элементы шахматной игры».(8 часов)

Практика(8ч.) Выполнение заданий: Король против Короля; взятие разных фигур. Выполнение одноходовых шахматных задач: «Мат Ферзем»; «Мат Ладьей» и т. д.

Тема 8.Итоговое занятие.2 ч.

Практика. Подведение итогов года. Задание на лето.  Тема занятия: «Сказка о шахматах».

                  Раздел 3.Формы контроля  и оценочные материалы        

        Для осуществления контроля за усвоением программного материала проводятся итоговые занятия в 1-ой половине года и в конце учебного года; игровые программы; выставки;  конкурсы, где ребята принимают активное участие. В течение года темы программы могут корректироваться.

      Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы

4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

  1.  Разработка тем занятий
  2. Лекционные материалы
  3. А. Костенюк, Н. Костенюк «Как научить шахматам», М., 2008 г., 143 стр.
  4. Фотографии и слайды
  5. Копилка стихов, загадок, сказок
  6. Шкатулка шахматных игр и упражнений
  7. Сценарии игровых занятий
  8. Демонстрационные материалы

4.2.  Материально - технические условия реализации программы

  1. Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
  2. Индивидуальные шахматные доски с набором шахматных фигур
  3. Игрушки, кубики, мозаика
  4. Шаблоны горизонталей, вертикалей, диагоналей
  5. Карточки
  6. Фишки
  7. Тетради
  8. Карандаши, ластики
  9. Чудесный мешочек
  10. Диаграммы
  11. Пластилин
  12. Ноутбук
  13. Мультимедийное оборудование
  14. Просторное помещение для занятий

                                    Список использованной литературы:

                                           Литература для педагога:

  1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (Дата обращения 06.06.2016)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от  02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - http://government.ru/docs/14644/ (Дата обращения 06.06.2016).
  4.   Бретт Ник  «Как играть в шахматы?» М., Слово,1999г., 150 стр.
  5.  Бардвик Тодд «Шахматы для детей», Питер. 2012 г., 138 стр.
  6.  Гришин В. Г. «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г., 158 стр.
  7.  Меркулова М. М. «Авторская образовательная программа», 2012 г., 233 стр.
  8.  Сухин И. Г. «Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г., 155 стр.
  9.  Сухин И. Г. «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г., 118 стр.
  10.  Сухин И. Г. «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет», М. Новая школа, 1994 г., 135 стр.

                     Литература, рекомендованная для детей и родителей:

  1.  Дерябина С. Я. «Шахматы для малышей», М., 2011 г., 150 стр.
  2.  Конотоп В. А.; Конотоп С. В. «Тесты по шахматам для начинающих шахматистов», Москва, 2005 г., 185 стр.
  3.  Костров В.; Рожков П. «1000 шахматных задач. Решебник», СПб. 2006 г., 135 стр.
  4.  ЧандлерМ.; Миллиган Х. «Шахматы для детей», М., 2011 г., 145 стр.

Интернет – ресурсы:                        

  1. http://infourok.ru/
  2. http://moscowchess. org/
  3. http://chess 555.narod.ru/
  4. http://dop-obrazovanie.com/
  5. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/
  6. http://www.chessm.ru/suhin-ig/
  7. http://uroki-online.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматное королевство

Внеклассное мероприятие по математике...

Авторская программа «Добро пожаловать в шахматное королевство!»

Направленность дополнительной образовательной программы «Добро пожаловать в шахматное королевство!» по содержанию является спортивно-технической; по функциональному предназначению – специальной; по фо...

Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».

Цель: Формирование интереса к шахматной игре.Задачи:1.      Познакомить детей с историей шахмат.2.      Знакомство с шахматной доской, фигурами, первы...

Конспект занятия № 1 (7-10 лет, 1 год обучения). Тема. «В стране шахматного королевства».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения шахмат, названием фигур и начальным положением шахмат на доске, способствовать развитию интереса к игре в шахматы....

Шахматное королевство

"Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии…"Тигран Петросян, 10й чемпион мира по шахматам Шахматное сражение – самое благородное, которое человечество когд...

Интегрированный урок по английскому языку и шахматам "Шахматное королевство"

Good day, dear children and guests! Добрый день! Дорогие ребята и гости.Today we have an unusual day. Сегодня у нас необычный день.Today we have an unusual English lesson. Сегодня у нас необычное заня...

Мероприятие «Путешествие в "Шахматное королевство»

Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку...