Хакасские национальные игры.
статья по физкультуре на тему

Этнопедагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-_o.v.chebodaeva.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Хакасские народные игры и состязания в воспитании учащихся лицея.»

«Khakass folk games and competitions in the education of pupils of the Lyceum.»

О.В. Чебодаева

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им. М.И. Чебодаева

Россия, Республика Хакасия, село Аскиз

olga_askiz@mail.ru

O.V. Chebodaeva

MBOSI "Askizsky Lyceum-boarding school" to them. M. I. Chebotaeva

Russia, the Republic of Khakassia, the village of Askiz

olga_askiz@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема ознакомления детей школьного возраста с хакасскими народными играми и состязаниями. Описываются наиболее популярные национальные игры и состязания, которые проводятся на праздниках хакасского народа.

Abstract. The article deals with the problem of familiarizing of school-age children with Khakas folk games and competitions. Describes the most popular national games and competitions that are conducted at festivals of the Khakass people.

Ключевые слова: хакасские народные игры и состязания, хакасские праздники.

Keywords: Khakas folk games and competitions, Khakassia holidays

Хакасские народные игры и состязания являются частью национальной культуры хакасского народа. Оригинальные игры, развлечения и спортивные состязания ранее проводились по праздникам и в свободное время. Позже многие из этих игр были забыты и ушли из жизни хакасов.

В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Такие игры служили и служат средством самопознания, физического и общего и общего развития, подготовка к трудовой деятельности и отдыха. Первые сведения о хакасских играх относятся к началу 18 века. Но наиболее ярко они сохранились в фотоархивах  С.Д. Майногашева, отснятые им во время экспедиций 1913-1914 гг.[1.,5.]

 В 1970-1990 годы регулярно проводились игры народов Сибири по национальным видам спорта.  Соревнования по конным скачкам, борьбе «Курес», поднятию камня стали традиционными во время проведения республиканского праздника « Тун Пайрам». .[1.,5.]

Однако новым этапом в развитии национальных хакасских игр можно считать середину 1990-х годов, когда в учебные программы общеобразовательных школ были включены народные игры как национально-региональный компонент. .[1.,5.]

В 1996 году был проведен первый детский « Тун Пайрам» в программу которого были включены соревнования по восьми хакасским состязаниям.

У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам, проводившийся в степных районах Хакасии. Тун-пайрам - это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая - начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун-пайрам был связан с почитанием скотоводства - основы традиционного хакасского хозяйства.
          К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого по хакасски - "ызых". "Ызых" освящался и считался хранителем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой "ирбен". К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Выборный старец краплением айрана на ритуальные костер, березки, коновязь благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.
          После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочная водка, перегнанная из айрана).
         Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.
         По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять её на следующий день запрещалось. После ритуальной части, как было сказано выше, устраивались спортивно-массовые мероприятия. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба (курес). В борьбе (курес) существуют определенные правила.
Соперники делятся по весовой категории. Сначала на поле выходят борцы легкого веса, которых постепенно сменяют все более сильные и ловкие. Борцы-соперники выходят на поле с разных сторон, обвязанные поясом (хур). Они подходят друг к другу и каждый из них дает возможность своему сопернику схватиться руками за пояс (хур). Судья дает сигнал и начинается схватка. Обычными приемами борцов являлись: захваты ногой, бросок через левое или правое бедро, броски через голову в положении "полулежа" (прогибом) и т. д. При проведении борцовских приемов борцы не должны выпускать из рук пояс (хур) соперника. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника. Первый раунд заканчивался, когда все пары сразятся по одному разу. Судьи разбивают всех победителей на пары и начинается второй раунд. Все повторяется сначала.
         Стрельба из лука - второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе  качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное время, и в военное. И в древности, и в наше время многие скотоводы были одновременно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука, как военное искусство, стала исчезать и сохранилась лишь как вид спорта.
Однако самая популярная часть праздника - это конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных для участия в скачках коней.

В настоящее время этот праздник проводится один раз в два года. В спортивную программу включаются состязания по одиннадцати видам спорта: «Тобит»-настольная игра; «Хазых»-игра в кости; «Хол пазызы»-рукоборье на земле; «Хайыс тартызы»-перетягивание ремня, закинутого на шею; «Хапчан тас»-бросок камня через плечо; «Аргамчы тастааны»-метание аркана; борьба «Курес»; «Агаснан тартыс»-перетягивание палки; « Охчаадан атыс» -стрельба из спортивного самодельного лука; «Пакпа ойнааны»- игра в кости; «Сыргайлыг чарыс»- бег с шестом с преодолением препчтствий.

Проведение таких праздников способствует развитию национальных видов спорта, возрождению культуры народов, населяющих Республику Хакасия, воспитанию патриотизма у школьников. .[1.,7.]

В этом году дети на празднике «Тун Пайрам» показали высокие результаты в хакасских состязаниях, те которые не участвовали в состязаниях, проявили интерес посещать кружки хакасских игр. Многие школьники принимали участие сразу в нескольких видах и занимали призовые места. Благодаря педагогам и организаторам, которые привлекают детей познавать хакасские игры и состязания, устраивают соревнования, поощряют победителей, интерес к познанию бата, традиций своих предков у детей увеличивается. Это проявляется тем, что количество участников в различных мероприятиях растет, хакасские праздники ученики ждут с нетерпением.

Кроме праздника «Тун Пайрам», у молодых спортсменов по национальным видам спорта есть возможность  проявить себя на республиканском фестивале молодежи по национальным видам спорта «Чиит Пайрам»

Соревнования проводятся с целью сохранения и развития традиционных хакасских видов спорта и международных видов, пропаганды физической культуры и здорового образа жизни среди населения Республики Хакасия, привлечение молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом, укрепление дружественных связей среди молодежи Республики Хакасия.

Соревнования проходят по таким видам спорта: «курес» (борьба), перетягивание каната, перетягивание палки, хазых, волейбол, мини-футбол.

Организаторами является Хакасская молодёжная общественная организация «Асхыр», при поддержке министерства национальной и территориальной политики Хакасии, министерства спорта и  экономики.

На празднике «Чыл Пызы» ( хакасский новый год, дословно переводится как «голова года»)  так же хакасские спортсмены могут продемонстрировать умение побеждать в национальных видах спорта. Этот праздник проводится 22 марта.

Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни приобретает в настоящее время особое значение. Поскольку общая политика нашего государства направлена на заботу о человеке, о развитии его физического, интеллектуального, нравственного и духовного потенциала, создание благоприятных условий для активизации творческих сил.

История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций народного воспитания. У народов Хакасии издавна сложилась своеобразная по содержанию, формам и методам система народной педагогики. Она способствовала коренным народам сохранить себя из поколения в поколение.

  В современном обществе национальные виды спорта, национальные физические упражнения и игры народов Хакасии, получили дальнейшее развитие, как отдельное направление в общей системе физической культуры и спорта. Наша многонациональная республика становится примером бурного развития и совершенствования, неродных традиций, как инициатор крупных спортивных мероприятий. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью. Общей культуры нашего народа.

Национальные виды спорта, игры, упражнения можно использовать как прикладной вид спорта для занятий другими видами спорта. Народные игры хакасов имеют давнее историческое происхождение. Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают народные мечты, стремление, заглушаемые ежедневными житейскими заботами. Хакасские народные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры нашего народа. Разнообразные игры на быстроту, силу ловкость, выносливость всегда были популярны.

Для качественных тренировок по хакасским спортивным играм и состязаниям я ставлю перед собой задачу создания условий для достижения обучающимися необходимого уровня подготовки. Для осуществления задач использую различную литературу, методические пособия,  изготавливаю инвентарь. Ввожу спортивные игры в школьную программу в рамках национально-регионального компонента, провожу кружки.

Национальные виды спорта в школьной программе по физкультуре, по моему мнению, должны быть обязательны. Они имеют огромное воспитательное, оздоровительное, общеобразовательное, общеразвивающее значение. Воспитательное значение национальных видов спорта, упражнений и игр, огромно. Народ, придумавший, эти виды всегда отличался скромностью, воспитанностью, гостеприимностью.

Национальные виды спорта воспитывают морально-волевые качества. Национальные виды спорта в школьной программе по физкультуре, стремление к победе, учится преодолевать трудности. Национальные виды спорта, упражнения и игры развивают скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает костно-мышечный аппарат, гармонично развивает все группы мышц, особенно в подростковом возрасте, когда идет переломный период в развитии двигательной функции ребенка.

К 11–12 годам учащиеся в основном обладают базовыми двигательными действиями в беге, в прыжках, метании, лазанье, национальных прыжках, играх. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития, координационных (ориентирование в пространстве быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность). Воспроизведение и дифференцирование силовых, временных и пространственных параметров движений и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей учащихся, а также все их сочетание. В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (л/атлетика, с/игры, гимнастика, единоборства, лыжи, национальные виды спорта, прыжки). Углубляются знания по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен веществ) на развитие волевых и нравственных качеств. Усвоению знаний учащихся надо контролировать на основе наблюдения, устного или письменного опроса, специальных заданий по применению теоретического материала на практике. Для того чтобы содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, уроки необходимо проводить преимущественно на свежем воздухе. Костюм учащихся должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. Особенно эффективны национальные прыжки на песке, лужайке. С началом учебного года проводим уроки с 5 по 11 классы на свежем воздухе, в зале занимаемся лишь в том случае, когда на улице непогода.

Приучая к самостоятельным занятиям физической культурой, мы учителя физкультуры должны сами подавать пример здорового образа жизни. Здоровый образ жизни не должен идти сверху с приказами или указами, ребенок должен достичь своим сознанием, что это ему нужно, что без этого он не сможет достичь в жизни то, о чем мечтает. В этом ему должны помочь учителя физкультуры и его близкие люди, мать, отец, братья и сестры.

На занятиях должен быть организован коллективно-распределенная деятельность с регулярной сменой ролевых функций и с постепенным переходом к автономной работе учащихся в процессе, которой они действуют по формуле “Я сам учусь и тренируюсь!”, а не “Меня учат и тренируют”. Такой способ обучения способствует увеличению числа учащихся, самостоятельно и систематически занимающихся физической культурой. Задача учителя в данное время мне кажется, заключается в том, что не тренировать и развлекать, а учить тренировать и развлекать средствами физической культуры, отвлекать от вредных привычек, курения, алкоголя, наркотиков. Вести здоровый образ жизни, активно занимается культурой на благо нации.

Библиографический список

1. Сагалаков Н.У. ,«Хакасские народные игры и состязания»- Абакан  ХГУ им.Н.Ф. Катанова 2007г.

2. Сунчугашев Я.И. Материалы по народным играм хакасов // Ученые записки ХНИИЯЛИ .-Абакан 1963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы теории вероятности в хакасских народных играх

Если сравнить с тысячелетней историей математики, теория ве­роятностей — наука совсем мо­лодая, первые научные тракта­ты, связанные с ней, появляются только в XVI в. Но то, что случай­ность подчиняетс...

Украшения древних обществ. Хакасское национальное украшение – пого.

Оценивая основные личностные качества учителя-мастера, хочется особо отметить её широкую эрудицию и глубокое знание предмета. Предлагая, перед проведением данного занятия, посетить музей и познакомить...

Орнамент в хакасском национальном костюме

Разработка занятия в рамках работы Факультета хакасских наук. Содержит теоретическую и практическую части. Для практической части ребятам были предложены распечатки раскрасок моделей в современной оде...

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...