Проблемы сохранения здоровья учащихся в сельской местности
опыты и эксперименты по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему

Елена Николаевна Болушева

Исследовательская работа учителя физической культуры, проведенная на базе МБОУ "Чернёвская СОШ" в ходе педагогического наблюдения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

© Болушева Е Н                МОУ «Чернёвская средняя общеобразовательная школа»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГДОВСКОГО РАЙОНА

ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕРНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

181623, Гдовский район, с. Чернёво, ул. Молодёжная д. 6        тел. (811-31) 35-232

        Автор:

        Болушева Елена Николаевна

        учитель физической культуры.

2009 год

        Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа, да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка надо потрудиться.

Здоровье:

  • состояние полного физического, психического и социального благополучия.
  • динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а так же гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.

Что может быть важнее здоровья? Вопрос риторический, а ответы на него – в многообразии рекламных блоков на радио, телевидении, в газетах. В океане предложений медицинских услуг и чудодейственных препаратов. В том очевидном факте, что фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Это свидетельство того, что в нашей забытой Богом стране важнее здоровья оказался бизнес, определяющий объём материальных благ. Ради него жертвуют здоровьем, ставят на карту жизнь, делают карьеру, продают честь, покупают должности, дают и берут взятки, отказываются от детей и родителей. Всё это факторы, определяющие неблагополучие состояния здоровья населения России, в первую очередь – неблагополучия психологического, душевного. И что самое огорчительное – эта душевная короста разъедает необратимо здоровье подрастающего поколения. И школа в этом процессе играет, увы, не самую лучшую роль. Появились факторы, которые раньше не составляли проблем для педагогов, врачей, родителей. Оценки в аттестате всё меньше отражают уровень и качество образования. Действительно, зачем хорошо учиться, если поступление в Вуз зависит от финансовой возможностей семьи. Год от года возрастают учебные нагрузки, достигая уровня перегрузок.

Досуг подростков всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов, Интернету и компьютерным играм. А это путь к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится. Это приобретает массовый характер. На опасный уровень вышла проблема сексуального поведения подростков, адекватно разрешить которую воспитательные программы школы не в состоянии.

Но есть положительные моменты. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье ухудшается, взяла на себя школа. Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Но, к сожалению динамика позитивных процессов, отстаёт от роста нарастающих проблем.

Прежде чем говорить о сохранении здоровья, мы должны знать о факторах, влияющих на состояние здоровья нашего и наших учеников.

Факторы, влияющие на здоровье детского населения

По мнению Г. И. Царегородцева (1987) здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от окружающей среды и на столько же – от наследственности и системы здравоохранения. Можно спорить и не соглашаться с цифрами, но отрицать воздействие социальных условий нельзя.

Главными чертами неблагополучия социальной действительности являются:

  • материальное неблагополучие большей части населения страны –сельских тружеников, пенсионеров, работников бюджетной сферы;
  • развал жизни на селе: безработица, нищета, повальное пьянство;
  • недопустимо высокий уровень беспризорных, брошенных детей;
  • социальное неравенство, разрыв между доходами «самых богатых» и «самых бедных»;
  • высокая зависимость доступа к качественным медицинским и образовательным услугам от финансовых возможностей человека;
  • морально-нравственная коррозия населения, пренебрежение к закону;
  • духовно-культурная деградация общества;
  • безответственность на всех уровнях.

Эта социально-психологическая атмосфера неблагоприятно отражается на психологическом здоровье, в первую очередь – подрастающего поколения. Поэтому актуальной задачей педагогических коллективов школ является помощь подросткам – особенно из проблемных семей.

Физкультурно-оздоровительное воспитание в муниципальном образовательном учреждении «Чернёвская средняя общеобразовательная школа»

Одной из приоритетных форм, решающей проблему сохранения и укрепления здоровья сельской местности является физкультурно-оздоровительная. Важно понимание того, что физическое воспитание – залог развития здорового всесторонне развитого ребёнка.

Поколение которое мы воспитываем, это будущее государства, и от того какое оно будет зависит судьба России. Поэтому такие качества, как самостоятельность, самовоспитание, самосознание, инициативность, чувство долга, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, потребность в здоровье и есть составляющие, которые определяют программу жизненного пути человека, способного преобразовывать, изменять и строить достойное будущее.

Одиннадцать школьных лет – такой гигантский путь проходит за это время ребёнок. Он растёт, развивается, достигает зрелого типа функционирования его организм, формируется интеллект и взаимоотношение с окружающим миром. Всё это протекает по закону развития организма. В эти годы особенно необходима двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Итак, физкультурно-оздоровительное направление:

  1. Создаёт фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья.
  2. Позволяет накапливать предпосылки для эффективного овладения трудовыми и военно-прикладными навыками и умениями.
  3. Поддерживает высокий уровень физической и умственной работоспособности, являющейся основой хорошей успеваемости и высокой эффективности общественно-полезной деятельности.
  4. Формирует физически культурную личность, организует культурный и полезный досуг детей.

Цель: способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, формировать культурную личность.

Общие задачи:

  • укреплять здоровье, накапливать и повышать общую работоспособность;
  • формировать жизненно-необходимые знания, двигательные умения и навыки;
  • совершенствовать двигательные психологические и интеллектуальные качества детей. Приучить их к эффективному распределению сил с условиями двигательной деятельности.
  • Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, а так же умение самостоятельного использования средств физического воспитания;
  • Воспитывать высокие нравственные качества, дисциплинированность.

Оздоровительная направленность предусматривает:

  1. Совершенствовать функциональные возможности организма.
  2. Повышать работоспособность.
  3. Адаптировать организм человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды.
  4. Компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Для выполнения намеченных задач наша школа располагает хорошей спортивной базой: спортзал размером 20х40м., где размещены площадки для спортивн6ых игр, тренажёры, имеется необходимый инвентарь. Спорткомплекс «Здоровье», где я работаю учителем физической культуры, имеет методический кабинет, зал ритмики. Возле спортзала имеются стандартные площадки: волейбольная, баскетбольная, сектора для прыжков в длину, высоту, сектор для толкания ядра, гимнастический городок, футбольное поле. За два года построена полоса препятствий для допризывников, ещё одна волейбольная площадка, навес с теннисным столом, перекладины для подтягивания.

Спортивная база позволяет укреплять здоровье и детям и взрослым, в течение всего года. Авторская программа, по которой я работаю, предусматривает дифференцированный подход. Программа рассчитана на 12-летнее образование с учётом 3-х уроков физкультуры в неделю. Третий урок взят за счёт школьного компонента. Спортзал начинает работать в 7.30 утра с утренней зарядки, которая проводится для детей интерната и детей с. Чернёво. Основной формой физкультурно-оздоровительного направления является урок, на котором в подготовительной и заключительной части даётся акцент на упражнения направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для улучшения зрения ит.д. Внеурочные формы занятий включают занятия в секциях по волейболу, баскетболу, футболу. Всего в спортивных секциях занимается 50 детей.

Проводим спортивные конференции, беседы по темам, касающихся укрепления здоровья. Дежурные классы проводят подвижные переменки с детьми начальной школы. Учащиеся 5-11 классов играют в настольный теннис, учителя проводят физкультминутки на уроках. Два раза в неделю на занятия в спортзал приходят дети подготовительной группы детского садика. В каникулярное время дети играют в футбол. Хоккей, много плавают, ходят с родителями в турпоходы. Мы вовлекаем в совместные занятия детей и родителей. Проводим матчевые встречи по волейболу, соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья». Семьи участвуют успешно в областных семейных пробегах. Так 4 октября этого года семья Паклиных из 4-х человек заняла 1-е место в беге на 1км и была награждена ценным подарком.

В начале учебного года мы планируем спортивно-массовые мероприятия. Многие из них стали традиционными: Зарница, «Тропа здоровья», спортивная неделя, «К строевой годен». Наши дети успешно участвуют в районных и областных соревнованиях, занимая первые и призовые места. Физкультурно-оздоровительное воспитание подрастающего поколения имеет своё продолжение и по окончании школы. Наши выпускники успешно сдают экзамены и учатся в спортивных, военных и военно-спортивных Вузах, достойно несут службу в рядах вооружённых сил. Каждый год мы проводим мониторинг состояния физического здоровья и развития детей и подростков нашей школы, а так же каждый месяц ведём учёт и анализ пропущенных по болезни дней. В течение года я прослеживаю рост результатов наших учащихся. В основе моей работы лежит тестирование, во время проведения которого ребёнок стремится к улучшению своего результата. Рост результатов прослеживается в экспериментальной работе «Президентские тесты», где тестирование проводилось в третьей четверти каждую неделю. Особенностью моей работы является изучение здоровья ребёнка с момента его рождения. В этом мне помогают родители и фельдшер. Как итог этих наблюдений написана работа «Здоровье и наши дети», где на основе педагогических наблюдений, беседы с родителями, врачами, мною дана характеристика детей по их заболеваниям и состоянию семей. Анализ обследования семей, где воспитываются дети нашей школы, показал, что за последние пять лет интеллектуальный уровень родителей снизился. Увеличилось количество родителей с основным и средним образованием. Это говорит о педагогической безграмотности. Всего единицы родителей с высшим образованием. Это тревожит…

Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, особенно осложнён процесс воспитания в тех семьях, где пьянство, иждивенчество родителей, оказывает негативное воздействие на ребёнка. В сельских школах этот факт очевиден и является одной из проблем сохранения здоровья ребёнка. Даже в благополучных семьях дети испытывают психологическую безнадзорность, так как растёт число родителей, считающих, что их главная задача – материально обеспечить ребёнка, а воспитательная функция – прерогатива школы. Поэтому вопрос, который стоит в центре внимания – это работа с родителями по осознанию ими ответственности за воспитание и здоровье своих детей, созданию комфортной обстановки в семье, привлечение внимания к формированию здорового образа жизни. С целью решения данного вопроса на родительские собрания школы приглашается психолог. В беседах на родительских собраниях уделяется большое внимание возрастной психологии, профилактике алкоголизма и курения, здоровому питанию, навыкам семейного общения. Единицы родителей которых беспокоит здоровье своих детей, постоянно консультируются с учителем физкультуры или врачом по вопросам оздоровления организма ребёнка. Десять детей нашей школы прошли обследование в областном детском диагностическом центре. У троих детей выявлена врождённая патология. В 2005 году специалистами областного центра лечебной физкультуры проведён осмотр детей нашей школы с 1-го по 11-й классы. В ходе обследования выявлены следующие заболевания у детей: сколиозы, желудочно-кишечные заболевания, нарушение зрения, осанки, плоскостопие, ожирение, заболевание сердечнососудистой системы. Врачами ЛФК даны полезные рекомендации для родителей и учителей в работе с детьми, имеющими перечисленные заболевания.

Немаловажной проблемой сохранения здоровья детей сельских школ нашего района считаю отсутствие врачебной диагностики в дошкольных учреждениях. В школу приходят дети уже с каким-либо недугом. В поликлинике нет полной информации заболевания детей в районе. Высокая деторождаемость в нашем районе от родителей – инвалидов, родителей с психическими расстройствами. Отсюда и дети с отставанием в физическом и умственном развитии. Разбросанность деревень и подвоз детей так же не даёт возможности посещать этим детям дополнительные занятия, секции, кружки. Отсутствие классов коррекции также является проблемой сохранения здоровья в сельской школе, т.е. в одном классе находятся дети, которые учатся по основной и специальной программам, что создаёт дискомфорт и для учителя, и для ребёнка. И, чего греха таить, сельские малокомплектные школы, отдалённые от центра финансируются по остаточному принципу. К этому хочу добавить, что в техническом плане мы шагнули вперёд, а мебель, в частности парты и стулья стоят десятилетиями, не меняясь. Кроме того, как показывает статистика, у трети учителей России, не исключение и сельский учитель, характерны «кризисы», «Истощения», «Сгорания». Показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю нужно самому следить за своим здоровьем психическим и физическим. Это и будет успешным залогом здоровья его учащихся. Нельзя упускать и тот факт, что с введением подушевого финансирования в сельской школе остались работать только энтузиасты, т.к. из-за малокомплектности зарплата мизерная, жилья нет. А уж о психологе, логопеде, валеологе, медработнике сельская школа может и не мечтать.

Появившееся в повседневном лексиконе около десяти лет назад понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Десять лет назад мы образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». По аналогии, использование здоровьесберегающих технологий в школе решает задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся, позволяя им в полной мере реализовать свои возможности быть благополучными и счастливыми и вырастить такими же своих собственных детей.

Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Я хочу предложить схему реализации здоровьесберегающих технологий в нашей малокомплектной сельской школе. Реализация представленных здоровьесберегающих технологий позволяет подойти к решению важнейшей задачи воспитанию культуры здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В заключении я хочу сказать, что каждый педагог должен следовать, принципу «не навреди»! Поэтому важно не путать инновационную работу с экспериментами на детях. Первое необходимо, а второе недопустимо! Наш дружный педагогический коллектив, работая в унисон и надеясь только на себя, свои возможности, прилагает максимум усилий для решения проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.


Список литературы

  1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М., Просвещение, 2005 год.
  2. Безруких М.М. и проф. Сонькина В.Д. Организация и оценка здоровье зберегающей деятельности образовательных учреждений М., 2004 год.
  3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы, -М ., ВАКО, 2004 год.
  4. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы, - М., ВАКО, 2004 год.
  5. Косаткина В.Н., ЩеплягинаЛ.А. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. М. 2005 год
  6. Люсько Е.М., Лежнева Ю. А. Школа здоровья Минск ,«Красико-Принт» , 2006 год
  7. Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., АРКТИ -2006 год.
  8. Смирнов Н.К. Руководство по здоровье сберегающей педагогике. Технологии здоровье сберегающего образования. – М., АРКТИ, 2008 год.
  9. Цыбин С.А. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель,2009 год.
  10. Шанцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Волгоград: Учитель,2009 год.


Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской малокомплектной школе.

Цель: сохранение здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать необходимые навыки и умения ЗОЖ, использовать полученные знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Доклад "Проблема сохранения здоровья учащихся"

В статье раскрываются факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся....

Проблема сохранения здоровья обучающихся на уроках французского языка в школе

В статье затрагивается проблема сохранения здоровья учащихся  в процессе обучения. Проблема острая, очень актуальная. Как сделать процесс обучения легким, мотивированным, интересным для детей....

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....

Результаты исследования отношения учащихся к проблеме сохранения здоровья

Результаты иследования и отношение учащихся к проблеме сохранения здоровья...

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...