АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БАСКЕТБОЛ».
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8 класс) на тему

Минеева Наталья Григорьевна

В системе физического воспитания лицеистов одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы лицейской спортивной секции. Спорт, в частности на уроках в лицее и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в лицейской среде. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Каждый занимающий обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. В дальнейшем все свои способности реализовать в спортивных достижениях. Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 6-8 классов. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния вида спорта баскетбол, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma_po_basketbolu.doc79.33 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Лицей №35»

                                                                                                 

                                                                                                       Утверждена

                                                                                                       На педагогическом совете

                                                                                                       Протокол №1 от ________2015

                                                                                                       Директор МБОУ «Лицей №35»    

                                                                                                        _________Г.И. Зиятдинова

АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«БАСКЕТБОЛ»

                                                                   Рассчитана на 3 года обучения

                                                                   для учащихся 12-14 летнего возраста

                                                                   Разработана педагогом

                                                                   дополнительного образования

                                                                   I квалификационной категории

                                                                   Минеевой Натальей Григорьевной

1. Пояснительная записка

В системе физического воспитания лицеистов одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы лицейской спортивной секции. Спорт, в частности на уроках в лицее и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в лицейской среде. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Каждый занимающий обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать в кольцо с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. В дальнейшем все свои способности реализовать в спортивных достижениях.

Программа направлена с одной стороны на занятие баскетболом, как видом спорта, а с другой стороны - на формирование здорового образа жизни детей и подростков. Она имеет направленный, воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер. Баскетбол позволяет решить проблему занятости лицеистов свободного времени, в пробуждении интереса у детей к определенному виду спорта.

Целью программы

- является создание предпосылок для формирования физической культуры занимающихся посредством углубленного освоения способов двигательной деятельности спортивно-рекреационной направленности раздела «баскетбол».

Задачи работы секции:

  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма;
  • формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
  • формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».

Программа рассчитана на 3 года обучения для учащихся 6-8 классов. Состав группы 15 человек 12-14 лет. Учебная нагрузка в объединении – 4 часа в неделю, продолжительность занятий 45 минут с перерывом 15 минут для отдыха детей и проветривании помещения.

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в лицее и вне лицея.

Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния вида спорта баскетбол, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся лицеистов, по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки, определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2006 г.).  

Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся лицеистов, проводится по региональным тестам в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.

Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся лицеистов, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.

1.2. Учебно-тематический план

Таблица 1.

Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

Год обучения

1 год

теория

1 год практика

2 год

теория

2 год

практика

3 год теория

3 год

практика

1.

Раздел 1. Основы знаний

12

1

3

1

3

1

3

2.

Раздел 2. Специальная техническая подготовка

240

2

78

2

     78

2

78

2.1

 Овладение техникой ловли и передачи мяча

96

32

32

32

2.2

 Овладение техникой бросков мяча

90

30

30

30

2.3

Закрепление техники и развитие координационных способностей

54

2

16

2

16

2

16

3.

 Раздел 3. Специальная тактическая подготовка

72

4

20

4

20

4

20

3.1

 Тактическая подготовка

72

4

20

4

20

4

20

4.

Раздел 4. ОФП

60

20

20

20

4.1

Развитие скоростно-силовых способностей

60

20

20

20

5.

Участие в соревнованиях по баскетболу

12

4

4

4

ИТОГО:

396

7

125

7

125

7

125

 Содержательное обеспечение разделов программы

Содержание раздела теоретической подготовки (темы).

1. Правила техники безопасности во время занятий баскетболом.

2. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

3.  Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

4. Физическая подготовка баскетболиста.

5. Техническая подготовка баскетболиста.

6. Тактическая подготовка баскетболиста.

7. Психологическая подготовка баскетболиста.

8.  Соревновательная деятельность баскетболиста.

9. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

10. Правила судейства соревнований по баскетболу.

11. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

3. Физическая подготовка баскетболиста.

4. Техническая подготовка баскетболиста.

5. Тактическая подготовка баскетболиста.

6. Психологическая подготовка баскетболиста.

7. Соревновательная деятельность баскетболиста.

8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

9. Правила судейства соревнований по баскетболу.

10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.

Физическая подготовка

1. Общая физическая подготовка.

1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, футболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).

1.2. Подвижные игры.

1.3. Эстафеты.

1.4. Полосы препятствий.

1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка.

2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.

2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.

2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.

2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча.

1.1. Прыжок вверх - вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.

1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:

•        с разной скоростью;

•        в одном и в разных направлениях.

1.3. Передвижение правым – левым боком.

1.4. Передвижение в стойке баскетболиста.

1.5. Остановка прыжком после ускорения.

1.6. Остановка в один шаг после ускорения.

1.7. Остановка в два шага после ускорения.

1.8. Повороты на месте.

1.9. Повороты в движении.

1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения.

1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча.

2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте.

2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.

2.3. Двумя руками от груди в движении.

2.4. Передача одной рукой от плеча.

2.5. Передача одной рукой с шагом вперед.

2.6. То же после ведения мяча.

2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола.

2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола.

2.9. Передача одной рукой снизу от пола.

2.10. То же в движении.

2.11. Ловля мяча после полу отскока.

2.12. Ловля высоко летящего мяча.

2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.

2.14. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча.

3.1. На месте.

3.2. В движении шагом.

3.3. В движении бегом.

3.4. То же с изменением направления и скорости.

3.5. То же с изменением высоты отскока.

3.6. Правой и левой рукой поочередно на месте.

3.7. Правой и левой рукой поочередно в движении.

3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча.

4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места.

4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.

4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.

4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.

4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.

4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.

4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.

4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.

4.9. В прыжке одной рукой с места.

4.10. Штрафной.

4.11. Двумя руками снизу в движении.

4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.

4.13. В прыжке со средней дистанции.

4.14. В прыжке с дальней дистанции.

4.15. Вырывание мяча.

4.16. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка

1.Защитные действия при опеке игрока без мяча.

2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.

3. Перехват мяча.

4. Борьба за мяч после отскока от щита.

5. Быстрый прорыв.

6. Командные действия в защите.

7. Командные действия в нападении.

8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

1.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 7-8 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по баскетболу.

Личностные результаты:

-  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 - умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

 -  развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного игры « баскетбола». Они включают в себя  мотивацию к обучению и познанию в сфере игры, умения использовать ценности игры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

 -  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха спортивной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

 - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

В основной школе в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «баскетбол» должны отражать:

представлений о значении игры  для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физическом совершенстве и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

 - овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

 -  формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)

 -  взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

 -  формирование умений выполнять комплексы физических упражнений , учитывающих индивидуальные способности и особенности,

состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и

физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

 Ожидаемый результат:

Реализация данной программы будет способствовать повышению физиологической активности систем организма, содействию оптимизации умственной и физической работоспособности лицеистов в режиме учебной деятельности, более успешной адаптации к школе, повышению интереса к занятиям физической культурой, увеличению числа учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни. Направленность на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса достигается за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений с мячом с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся и состояния их здоровья.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать:

Знать:

• состояние и развитие баскетбола в России

• основы правил соревнований по баскетболу

• основы техники и тактики игры

• основы технической и тактической подготовки

• спортивную терминологию

• основные приёмы закаливания

Уметь:

• выполнять технические приёмы баскетболиста

• выполнять тактические приёмы нападения и защиты.

К концу второго года бучения, обучающие должны знать:

• Основы знаний о здоровом образе жизни.

• Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, области, стране.

• Правила игры в баскетбол.

• Тактические приемы в баскетболе.

Уметь

• Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.

• Проводить судейство матча.

• Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.

К концу третьего года бучения, обучающие должны знать:

  • влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
  • правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
  • основы методики обучения и тренировки по баскетболу;
  • правила игры;
  • технику и тактику игры в баскетбол; строевые команды;
  • методику судейства учебно-тренировочных игр;
  • общие рекомендации к созданию презентаций;

Должны уметь:

  • выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
  • выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
  • выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • осуществлять судейство соревнований по баскетболу;
  • работать с книгой спортивной направленности;
  • самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;

Обучающиеся, прошедшие полный курс обучения, по программе должны знать:

• влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

• способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

• гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;

• правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

•  основы методики обучения и тренировки по баскетболу.

• правила игры;

• технику и тактику игры в баскетбол; строевые команды;

• методику судейства учебно-тренировочных игр;

Должны уметь:

• выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;

• соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;

• выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;

• выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• осуществлять судейство соревнований по баскетболу;

призовые места и победы на соревнованиях муниципального уровня повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта; овладение умениями и навыками игры.

Календарно-тематическое планирование на 3 года обучения

1 год обучения

        

урока

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1. Основы знаний

4

1

3

1

Введение. История возникновения баскетбола.

Раздел 2. Специальная техническая подготовка

80

2

78

Тема 1. Овладение техникой ловли и передачи мяча

32

32

2

Баскетбольная стойка, передача мяча

2

2

3

Ловля двумя руками, остановка в два шага

2

2

4

  Ловля двумя руками (на месте-шагом-  бегом) Передача мяча от груди

2

2

6

   Эстафета с изучением элементов. Ведение мяча.Передача от груди двумя руками. Подвижные игры.

2

2

7

    Ловля и передача в парах и в движении

2

2

8

    Бросок одной от плеча с места

2

2

9

    Защитная стойка. Ведение-остановка

2

2

10

     Остановка в два шага. Сочетание

2

2

11

     Броски от груди двумя руками

2

2

12

     Повторение приемов в сочетаниях. Ведение остановка, броски по кольцу

2

2

13

     Учебная игра в 1 корзину.

Ведение-остановка

2

2

14

   Ловля и передача в парах, тройка на местах и в движении. Подвижные игры

2

2

15

                             ОФП

2

2

16

                             ОФП

2

2

17

     Учебная двухстороння игра в мини-баскетбол

2

2

Тема 2. Овладение техникой бросков мяча

30

30

18

       Броски одной рукой от плеча с места и в движении

2

2

19

        Бросок мяча после ловли и ведения

2

2

20

Занятия ОФП. Учебная игра.

2

2

21

        Баскетбол при игре в одну корзину(2х2)

2

2

22

        Подвижные игры с мячом.

2

2

23

        Баскетбол при игре в одну корзину(3х3)

2

2

24

        Тактика свободного нападения

2

2

25

        Рывок по прямой-ловля-остановка в два шага-передача двумя руками от груди

2

2

26

        Выход-ловля в движении с остановкой, бросок в корзину, двумя руками от груди.

2

2

27

Выход-ловля в движении с остановкой, Бег по дуге.

2

2

28

       Позиционное нападение (5:0) без смены мест

2

2

29

       Нападение через заслон

2

2

30

        Учебная двухсторонняя играв мини баскетбол

2

2

31

         Учебная двухсторонняя игра в мини баскетбол

2

2

32

           Штрафной бросок и его выполнение. Правила и обязанности игрока

2

2

Тема 3. Закрепление техники и развитие координационных способностей

18

2

16

33

          Передача мяча отскоком от пола, броски одной от плеча. Мини баскетбол

2

2

34

           Передача мяча от плеча одной рукой. Штрафной бросок. Сочетание приемов.

2

2

35

           Ловля мяча – ведение, бросок с близкого расстояния. Учебная игра

2

2

36

           Способы держания игроков без мяча и с мячом, выбор места для получения мяча

2

2

37

            Учебная игра с заданиями. Подвижные игры

2

2

38

            Учебная игра с заданиями. Подвижные игры

2

2

39

            Обучение судейству

2

2

40

            Учебная игра по упрощённым правилам.

2

2

41

             Ловля мяча в прыжке ,ловля мяча При отскоке от щита

2

2

Раздел 3. Специальная тактическая подготовка

24

4

20

Тема 4. Тактическая подготовка

24

4

20

42

                Совершенствование точности бросков.  Сочетание  изученных приемов

2

2

43

                 Совершенствование точности бросков. Учебная  игра

2

2

44

              Ловля мяча в прыжке, ловля мяча при отскоке от щита.

2

2

45

               Совершенствование  точности бросков. Учебная игра с заданиями

2

2

46

                Совершенствование точности бросков.  Сочетание  изученных приемов

2

2

47

                 Тактика свободного нападения.

2

2

48

Совершенствование  точности бросков. Учебная  игра с заданиями

2

2

49

Жесты судей. Правила судейства баскетбола

2

2

50

                  Совершенствование точности бросков. Учебная игра (судят сами). Организация и проведение соревнований.

2

2

51

Штрафной бросок. Бросок мяча после ловли и ведения.

2

2

52

 Ведение с измерением высоты отскока

2

2

53

Передача мяча со сменой мест движения.

2

2

Раздел 4. ОФП

20

20

Тема 5. Развитие скоростно-силовых способностей

20

20

54

      Специально прыжковые задания

2

2

55

      Специально беговые движения

2

2

56

       Парно и групповые движения.

2

2

57

       Акробатические упражнения.

2

2

58

       Подвижные игры.

2

2

59

       Подвижные игры.

2

2

60

        Специально  прыжковые упражнения.

2

2

61

        Специально беговые упражнения.

2

2

62

         Парно и групповые движения

2

2

63

         Подвижные игры.

2

2

Раздел 5. Соревнования

4

4

Тема 6. Участие в соревнованиях

4

4

64

        Мини баскетбол

1

1

65

         Мини баскетбол

1

1

66

         Стритбол

1

1

67

          Соревнования по баскетболу

1

1

Всего за учебный год

132

7

125

2 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1. Основы знаний

4

1

3

1

Спортивная терминология. Физическая подготовка баскетболиста

Раздел 2. Специальная техническая подготовка

80

2

78

Тема 1. Овладение техникой ловли и передачи мяча

32

32

2

Баскетбольная стойка, передача мяча

2

2

3

Ловля двумя руками, остановка в два шага

2

2

4

  Ловля двумя руками (на месте-шагом-  бегом) Передача мяча от груди

2

2

6

   Эстафета с изучением элементов. Ведение мяча. Передача от груди двумя руками. Подвижные игры.

2

2

7

    Ловля и передача в парах и в движении

2

2

8

    Бросок одной от плеча с места

2

2

9

    Защитная стойка. Ведение-остановка

2

2

10

     Остановка в два шага .Сочетание

2

2

11

     Броски от груди двумя руками

2

2

12

     Повторение приемов в сочетаниях. Ведение остановка, броски по кольцу

2

2

13

     Учебная игра в 1 корзину.

Ведение-остановка

2

2

14

   Ловля и передача в парах, тройка на местах и в движении. Подвижные игры

2

2

15

                             ОФП

2

2

16

                             ОФП

2

2

17

     Учебная двухстороння игра в мини-баскетбол

2

2

Тема 2. Овладение техникой бросков мяча

30

30

18

       Броски одной рукой от плеча с места и в движении

2

2

19

        Бросок мяча после ловли и ведения

2

2

20

Занятия ОФП. Учебная игра.

2

2

21

        Баскетбол при игре в одну корзину(2х2)

2

2

22

        Подвижные игры с мячом.

2

2

23

        Баскетбол при игре в одну корзину(3х3)

2

2

24

        Тактика свободного нападения

2

2

25

        Рывок по прямой-ловля-остановка в два шага-передача двумя руками от груди

2

2

26

        Выход-ловля в движении с остановкой, бросок в корзину, двумя руками от груди.

2

2

27

Выход-ловля в движении с остановкой, Бег по дуге.

2

2

28

       Позиционное нападение (5:0) без смены мест

2

2

29

       Нападение через заслон

2

2

30

        Учебная двухсторонняя играв мини баскетбол

2

2

31

         Учебная двухсторонняя игра в мини баскетбол

2

2

32

           Штрафной бросок и его выполнение. Правила и обязанности игрока

2

2

Тема 3. Закрепление техники и развитие координационных способностей

18

2

16

33

          Передача мяча отскоком от пола, броски одной от плеча. Мини баскетбол

2

2

34

           Передача мяча от плеча одной рукой. Штрафной бросок. Сочетание приемов.

2

2

35

           Ловля мяча – ведение, бросок с близкого расстояния. Учебная игра

2

2

36

           Способы держания игроков без мяча и с мячом, выбор места для получения мяча

2

2

37

            Учебная игра с заданиями. Подвижные игры

2

2

38

            Учебная игра с заданиями. Подвижные игры

2

2

39

            Обучение судейству

2

2

40

            Учебная игра по упрощённым правилам.

2

2

41

             Ловля мяча в прыжке ловля мяча при отскоке от щита

2

2

Раздел 3. Специальная тактическая подготовка

24

4

20

Тема 4. Тактическая подготовка

24

4

20

42

                Совершенствование точности бросков.  Сочетание  изученных приемов. Защитные действия при опеке игрока без мяча

2

2

43

                 Совершенствование точности бросков. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Учебная  игра

2

2

44

              Ловля мяча в прыжке, ловля мяча при отскоке от щита.

2

2

45

               Совершенствование  точности бросков. Учебная игра с заданиями

2

2

46

                Совершенствование точности бросков.  Сочетание  изученных приемов

2

2

47

                 Тактика свободного нападения.

2

2

48

Совершенствование  точности бросков. Быстрый прорыв. Учебная  игра с заданиями

2

2

49

Психологическая подготовка баскетболиста. Жесты судей. Правила судейства баскетбола

2

2

50

                  Совершенствование точности бросков. Учебная игра (судят сами). Организация и проведение соревнований.

2

2

51

Штрафной бросок. Бросок мяча после ловли и ведения. Командные действия в защите

2

2

52

 Ведение с измерением высоты отскока. Командные действия в нападении

2

2

53

Передача мяча со сменой мест движения.

2

2

Раздел 4. ОФП

20

20

Тема 5. Развитие скоростно-силовых способностей

54

      Специально прыжковые задания

2

2

55

      Специально беговые движения

2

2

56

       Парно и групповые движения.

2

2

57

       Акробатические упражнения.

2

2

58

       Подвижные игры.

2

2

59

       Подвижные игры.

2

2

60

        Специально  прыжковые упражнения.

2

2

61

        Специально беговые упражнения.

2

2

62

         Парно и групповые движения

2

2

63

         Подвижные игры.

2

2

Раздел 5. Соревнования

4

4

Тема 6. Участие в соревнованиях

4

4

64

        Мини баскетбол

1

1

65

         Мини баскетбол

1

1

66

         Стритбол

1

1

67

          Соревнования по баскетболу

1

1

Всего за учебный год

132

7

125

3 год обучения

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Раздел 1. Основы знаний

4

1

3

1

Соревновательная деятельность баскетболиста. Правила судейства соревнований по баскетболу. Организация и проведения соревнований по баскетболу

Раздел 2. Специальная техническая подготовка

80

2

78

Тема 1. Овладение техникой ловли и передачи мяча

32

32

2

Баскетбольная стойка, передача мяча

2

2

3

Ловля двумя руками, остановка в два шага

2

2

4

  Ловля двумя руками (на месте-шагом-  бегом) Передача мяча от груди

2

2

6

   Эстафета с изучением элементов. Ведение мяча. Передача от груди двумя руками. Подвижные игры.

2

2

7

    Ловля и передача в парах и в движении

2

2

8

    Бросок одной от плеча с места

2

2

9

    Защитная стойка. Ведение-остановка

2

2

10

     Остановка в два шага .Сочетание

2

2

11

     Броски от груди двумя руками

2

2

12

     Повторение приемов в сочетаниях. Ведение остановка, броски по кольцу

2

2

13

     Учебная игра в 1 корзину.

Ведение-остановка

2

2

14

   Ловля и передача в парах, тройка на местах и в движении. Подвижные игры

2

2

15

                             ОФП

2

2

16

                             ОФП

2

2

17

     Учебная двухстороння игра в мини-баскетбол

2

2

Тема 2. Овладение техникой бросков мяча

30

30

18

       Броски одной рукой от плеча с места и в движении

2

2

19

        Бросок мяча после ловли и ведения

2

2

20

Занятия ОФП. Учебная игра.

2

2

21

        Баскетбол при игре в одну корзину(2х2)

2

2

22

        Подвижные игры с мячом.

2

2

23

        Баскетбол при игре в одну корзину(3х3)

2

2

24

        Тактика свободного нападения

2

2

25

        Рывок по прямой-ловля-остановка в два шага-передача двумя руками от груди

2

2

26

        Выход-ловля в движении с остановкой, бросок в корзину, двумя руками от груди.

2

2

27

Выход-ловля в движении с остановкой, Бег по дуге.

2

2

28

       Позиционное нападение (5:0) без смены мест

2

2

29

       Нападение через заслон

2

2

30

        Учебная, двухсторонняя играв мини баскетбол

2

2

31

         Учебная двухсторонняя игра в мини баскетбол

2

2

32

           Штрафной бросок и его выполнение. Правила и обязанности игрока

2

2

Тема 3. Закрепление техники в защите.

18

2

16

33

          Стойка с выставленной ногой вперёд. Параллельная стойка. Передвижение в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Мини баскетбол

2

2

34

         Работа ног и передвижение в защите. Поворот кругом для восстановления в защитной стойке. Противодействие игроку с мячом, без мяча. Применение изученных способов ловли, передач, ведения. Бросков в зависимости от ситуации на площадке

2

2

35

          Защитное блокирование при борьбе за отскочивший от щита мяч. Ловля мяча – ведение, бросок с близкого расстояния. Учебная игра

2

2

36

        Подбор мяча в защите при неудачном броске. Перехваты.  Способы держания игроков без мяча и с мячом, выбор места для получения мяча

2

2

37

            Выбивание мяча у нападавшего во время ведения. Учебная игра с заданиями. Подвижные игры

2

2

38

            Учебная игра с заданиями. Подвижные игры

2

2

39

            Обучение судейству

2

2

40

            Учебная игра по упрощённым правилам.

2

2

41

            Согласование индивидуальных приемов в групповых взаимодействиях.  Ловля мяча в прыжке, ловля мяча при отскоке от щита. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении

2

2

Раздел 3. Специальная тактическая подготовка

24

4

20

Тема 4. Тактическая подготовка в защите.

24

4

20

42

                Совершенствование точности бросков.  Сочетание  изученных приемов. Защитные действия при опеке игрока без мяча

2

2

43

                 Совершенствование точности бросков. Защитные действия при опеке игрока с мячом. Учебная  игра

2

2

44

              Ловля мяча в прыжке, ловля мяча при отскоке от щита.

2

2

45

              Тактика нападения. Нападение против личной защиты. Быстрый прорыв. Совершенствование  точности бросков. Учебная игра с заданиями

2

2

46

                Совершенствование точности бросков.  Сочетание  изученных приемов

2

2

47

                 Тактика свободного нападения.

2

2

48

Совершенствование  точности бросков. Быстрый прорыв. Учебная  игра с заданиями

2

2

49

Психологическая подготовка баскетболиста. Жесты судей. Правила судейства баскетбола

2

2

50

                  Совершенствование точности бросков. Учебная игра (судят сами). Организация и проведение соревнований.

2

2

51

 Личная защита. Плотная личная защита. Штрафной бросок. Бросок мяча после ловли и ведения. Командные действия в защите

2

2

52

 Ведение с измерением высоты отскока. Командные действия в нападении

2

2

53

Передача мяча со сменой мест движения.

2

2

Раздел 4. ОФП

20

20

Тема 5. Развитие скоростно-силовых способностей

54

      Специально прыжковые задания

2

2

55

      Специально беговые движения

2

2

56

       Парно и групповые движения.

2

2

57

       Акробатические упражнения.

2

2

58

       Подвижные игры.

2

2

59

       Подвижные игры.

2

2

60

        Специально  прыжковые упражнения.

2

2

61

        Специально беговые упражнения.

2

2

62

         Парно и групповые движения

2

2

63

         Подвижные игры.

2

2

Раздел 5. Соревнования

4

4

Тема 6. Участие в соревнованиях

4

4

64

        Мини баскетбол

1

1

65

         Мини баскетбол

1

1

66

         Стритбол

1

1

67

          Соревнования по баскетболу

1

1

Всего за учебный год

132

7

132

1.4.  Методическое обеспечение.

• дидактические материалы:

- картотека упражнений по баскетболу;

- схемы и плакаты освоения технических приемов в баскетболе;

- правила игры в баскетбол;

- правила судейства в баскетболе;

- положения о соревнованиях по баскетболу;

- разработка инструктажа по технике безопасности;

- разработки обще развивающих упражнений и подвижных игр;

методические рекомендации:

- рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры;

- рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом;

- рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу;

- инструкции по охране труда.

Адаптированная программа составлена на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / Ю.М. Портной, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин, М.И. Духовный, А.Б. Мацак, С.В. Чернов, А.Б. Саблин - Москва, 2004 г. Содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2006 г.).

Для её реализации имеется: 20 баскетбольных мячей; 8 баскетбольных колец; 20 волейбольных мячей; 15 теннисных мячей; 8 матов; 10 конусов; 5 гимнастических скамеек; 10 шведских стенок; 5 турников.

1.5. Этапы педагогического контроля.

№п/п

сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения

1

октябрь

нормативы

зачёт

2

ноябрь

соревнование

Товарищеская встреча

3

январь

нормативы

зачёт

4

март

соревнования

Товарищеские игры

5

май

соревнования

Товарищеские игры

6

май

нормативы

зачёт

1.6. Образовательно-воспитательная работа.

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в спортивных праздниках, конкурсах, мероприятия с родителями;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

- спортивные праздники, конкурсы;

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьного, районного масштабов;

- выступление на родительских собраниях;

- мастер-класс для родителей.

1.7. Литература.

  1. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / Ю.М. Портной, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин, М.И. Духовный, А.Б. Мацак, С.В. Чернов, А.Б. Саблин - Москва, 2004 г.
  2. Силовая подготовка для детей школьного возраста/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – Москва, 2002 г.
  3. Организация работы спортивных секций в школе/ А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010 г.
  4. Новые технологии физического воспитания школьников/ В.Г. Чайцев, И.В. Пронина – Москва, 2007 г.
  5. http://togou12.68edu.ru/downloads/Obrazovanie/Kalendar_Basketbol.pdf
  6. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru

                                                                                                                                                              Приложение 1.

Контрольные тесты (требования к учащимся)              

тесты

класс

оценка

5

4

3

м

д

м

д

м

д

1

Ведение мяча с обводкой  стоек (через З метра). Отрезок 15 м. туда и обратно  (сек.)

6 кл.

7 кл.

8 кл.

10

8,8

8.5        

11

9.8

9.5

10.5

9.0

8.8

11.5

10

9.7

11

9.3

9.0

12

10.3

10.0

2

Челночный бег 3х10 с ведением мяча (сек).

6 кл.

7 кл.

8 кл.

8.6

8.3

8.1

9.0

8.6

8.5

8.9

8.5

8.4

9.2

8.8

8.7

9.2

8.8

8.7

9.4

9.0

9.0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков)

6 кл.

7 кл.

8 кл.

5

5

6

5

5

6

4

4

5

4

4

5

3

3

4

3

3

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

6 кл.

7 кл.

8 кл.

5

6

7

5

6

7

4

5

6

4

5

6

3

3

4

3

3

4

5

Броски мяча в стенку с расстояния 3 метра и ловля после отскока за 30 сек. (кол-во раз)

6 кл.

7 кл.

8 кл.

19

20

21

18

19

20

18

19

20

17

18

18

17

18

18

16

17

17

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели,

физические качества

Возраст, лет

12

13

14

15

Длина тела

+

+

+

+

Мышечная масса

+

+

+

+

Быстрота

Скоростно-силовые качества

+

+

+

Сила

+

+

+

Выносливость

+

Анаэробные возможности

+

Гибкость

Координационные способности

+

Равновесие

+

+

+

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»

Муниципальное  образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества»   Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...

Образовательная программа детского объединения

Образовательная программа детского объединения «Тряпичный гном» ...

Образовательная программа детского объединения "Бисероплетение"

Данная программа представляет собой авторский вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении.Основная линия программы, декоративно-прикладное искусство, вы...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...