Программа внеурочной деятельности "Веселые старты"
материал по физкультуре на тему

Ястребова Ирина Викторовна
  • Методические рекомендации по разработки программы внеурочной деятельности для младшего школьного возраста «Веселые старты». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brashyura-programmy.docx319.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Веселые эстафеты»

ПРОГРАММА

«ВЕСЕЛЫЕ ЭСТАФЕТЫ»

ДЛЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

D:\Ирюнчик\спорт.jpg

Брошюра. Программа «Веселые эстафеты». Для внеурочной деятельности. Разработчик: Ястребова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Дворца детского и юношеского творчества им. Е.А. Евтушенко» МО города

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс связана с задачей формирования у младших школьников навыков здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития, выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями, обеспечивать максимальную физическую нагрузку, содействовать воспитанию волевых качеств.

Для реализации программы требуется стандартное и несложное нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях сельской школы без больших материальных затрат. Таким образом, программа не требует особых условий для выполнения.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и реализуется в течение четырех лет.

Цели программы: формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

обучающие - развитие познавательного интереса к средствам физической культуры, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний о соревновательной деятельности, здоровье, здоровом образе жизни, умений, развитие мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и т.д.;

воспитательные - формирование навыков здорового образа жизни, соревновательной деятельности;

 развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливание растущего организма и профилактика заболеваний

Занятия проводятся в спортивном зале, на спортивной площадке и хоккейной коробке.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (о здоровом образе жизни, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (физической культуре), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

1

2

3

4

1

Беседа «Как нужно соревноваться?». Эстафеты без предметов, с бегом и прыжками.

1

-

-

-

2

Подражание зверям и птицам.

2

1

1

1

3

Эстафеты без предметов в парах.

1

1

1

1

4

Эстафеты с мячом.

2

2

2

3

5

Эстафеты с гимнастической палкой.

2

2

1

1

6

Эстафеты с обручем.

2

2

2

2

7

Эстафеты с бегом и прыжками. «Чехарда»

1

2

2

2

8

Эстафеты со скакалкой.

2

2

2

1

9

Эстафеты со скамейкой.

-

1

1

2

10

Эстафеты с квадратам из линолеума.

2

2

2

1

11

Эстафеты с клюшкой.

1

2

2

2

12

Эстафеты в шеренгах и колоннах.

2

1

1

1

13

Эстафеты с различными предметами.

2

2

2

2

14

Эстафеты с преодолением препятствий.

2

2

2

2

15

Веселые, быстрые эстафеты.

3

3

3

3

16

Соревнования «Веселые старты».

4

4

4

4

17

«Гонка за лидером».

1

2

3

3

18

Физкультурно-спортивный праздник.

3

3

3

3

Всего:

33

34

34

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Эстафеты без предметов

Индивидуальные

  • Бег (в роли эстафетной палочки можно применять любой предмет).
  • Бег спиной вперед.
  • Спортивная ходьба: руки за головой; с хлопками на каждый шаг; бег с подскоками.
  • Короткие шаги; широкие шаги.
  • Бег: правым боком, левым боком.
  • Прыжками: правым боком, левым боком; ноги скрестно (в полете менять положение ног).
  • Руки держать на голеностопном суставе; на коленях.
  • Прыжки: на правой ноге, на левой, на обеих.
  • Бег в полуприседе, руки на поясе, в полном приседе, руки на коленях.
  • Ходьба или бег с различными движениями рук: а) руки в стороны, вращение в кистевых суставах; б) вращение в локтевых суставах; в) вращение рук вперед; г) вращение рук назад; д) «ножницы»; е) «полет птицы»; ж) «брасс»; з) поднимание и опускание рук.
  • Подражание зверям и птицам: а) «прыжки кенгуру»; б) «зайца»; в) ходьба на внешней стороне стопы – «медведь»; г) на пятках, руки назад – «пингвин»; д) «страус» – руки изображают хвост, бег широкими шагами; е) «лиса» – мягкий бег; ж) «прыжки лягушки»; з) бег «рака».
  • Бег с опорой на руки: а) ногами вперед; б) головой вперед;

В парах

  • Бег «паука»: а) 1-й партнер спиной вперед; назад – 2-й спиной вперед, руки в «замке» в локтевых суставах: б) 1-й руки назад, 2-й держит за руки; назад – меняются ролями; в) 2-й может положить на плечи 1-му или на пояс.
  • Бег на руках: 2-й держит за ноги 1-го – он передвигается на руках; назад – меняются ролями; 1-й бежит спиной вперед, 2-й держит за руки и направляет; назад – меняются ролями (боком прыжками, скрестным бегом); 2-й делает поворот, взявшись за руки с 1-м, затем 1-й и т.д.; 1-й правой рукой берет левую руку 2-го, а левой над головой за правую руку партнера.
  • Бег «на трех ногах»: партнерам связывают по одной ноге (у 1-го – правую, у 2-го – левую);
  • 1-й прыгает на одной ноге, 2-й держит другую ногу; назад – меняются ролями.
  • «Чехарда» (каждый должен выполнить определенное количество прыжков): 1-й встает ноги врозь, 2-й проползает под партнером, затем меняются ролями и т.д. (определенное количество проползаний).

Эстафеты с предметами

Эстафеты с мячом

  • Бег или прыжки: а) мяч зажимается грудью или животами; б) можно зажать плечами; в) головами.
  • Мяч держать двумя руками с партнером:,а) впереди; б) сзади; в) сбоку.
  • Бег в обруче (при передаче эстафеты снимать обруч и влезать в него через ноги):
  • 1-й катит обруч, 2-й – проползает в него туда и обратно; назад – меняются ролями.
  • Взять обруч двумя руками, вращаться с партнером, передвигаясь вперед.

Эстафеты с гимнастической палкой

  • Взять гимнастическую палку двумя руками: а) палка впереди; б) сзади; в) над головой.
  • «Муравьи несут соломинку»: а) на плече; б) над головой; в) сбоку (можно 2 палки).
  • «Двое на коне» (палку держать двумя руками между ног).
  • Палку держать на ноге (можно идти, бежать, прыгать).

Эстафеты со скакалкой

  • Прыжки через скакалку: в паре с продвижением вперед.
  • 1-й бежит на всю длину скакалки, затем стоит, пока 2-й выполнит то же самое и т.д.

Переправа

  • Средством переправы может быть: мяч, обруч, гимнастическая палка, скакалка и т.д.
  • Участник должен обежать колонну, затем с впередистоящим партнером, переправиться; 2-й выполняет то же самое.
  • Команды по одному переправляются на противоположную сторону (передача эстафеты хлопком по руке).

С мячом

  • Мяч можно держать двумя руками: а) над головой; б) за головой; в) за спиной; г) на плече и др.
  • Вести мяч ногой; катить мяч одной или двумя руками.
  • Отбивать мяч одной или двумя руками.
  • Нести мяч, стукнуть в обруче.
  • В каждом обруче стукнуть мячом. а) вести мяч ногой; б) катить между предметами.
  • «Меткий стрелок» (от линии бросить мяч в обруч – дополнительное очко, подобрать мяч и назад бегом, передать его).
  • Мяч зажимается двумя эстафетными палочками, гимнастическими палками. Бег с тремя (четырьмя, пятью) мячами (можно применять много других предметов). а) мяч зажимается между ступнями ног; б) между коленей (выполнять бег или прыжки).
  • Забить мяч в ворота ногой или рукой, затем взять мяч, назад – бег с мячом.
  • Бежать или катить мяч по узкому коридору, можно по скамейке.

С гимнастической палкой

  • Изображение пловца на лодке. В полуприседе или в приседе, взявшись за конец или середину.
  • «Велогонщик» или «конник-спортсмен» (палку держать между ног за конец или середину).
  • Палку держать вертикально одной рукой.
  • Держать палку: а) за спиной; б) за головой; в) на плече; г) перед грудью.
  • С отмериванием отрезка длиной палки (расстояние до фишки).

С обручем

  • Катить обруч (можно между предметами).
  • Добежать до обруча, пролезть через него (можно сделать препятствия).
  • Держать обруч: а) над головой; б) перед собой; в) за спиной; г) бег в обруче; д) на поясе; е) одной рукой.
  • Пробежать через обручи.
  • Бег «змейкой» и пролезть через обручи.

Со скакалкой

  • Прыгать через скакалку с продвижением вперед (вращать одной рукой сбоку).
  • Бег со скакалкой.
  • Добежать до скакалки, сделать определенное движение.

Со скамейкой

  • Преодоление скамейки как препятствия: а) с опорой на руки; б) на коленях с опорой на руки (разными способами); в) на животе с подтягиванием рук.
  • Прыжки через скамейку;
  • Прыжки на скамейку и соскок;
  • Бег по скамейкам и через них.

С квадратами из линолеума

  • Бег между препятствий; бег или прыжки по «кочкам» (на одной, на двух ногах; расположение «квадратов» по усмотрению учителя).
  • Размещение «квадратов» на одной линии. Прыжки, назад – бег между препятствий.
  • Преодоление расстояния с помощью двух «квадратов».
  • В каждый «квадрат» или обруч нужно положить кубики или другие предметы; 2-й участник должен собрать их и т.д.
  • 1-й участник должен собрать предметы, находящиеся в обруче или за чертой, передать 2-му – он должен вернуть в и.п. и т.д.
  • Участник должен добежать до «квадрата» или обруча, стукнуть эстафетной палочкой определенное количество раз.
  • Участник должен стукнуть определенное количество раз в каждом «квадрате» палочкой.

С клюшкой

  • Вести клюшкой теннисный мяч или малый мяч между препятствиями (расположение препятствий см. в эстафетах №№ 68, 69).
  • Вести по узкому коридору (отметить мелом или двумя шнурами).
  • Вести мяч клюшкой, загнать мяч в лунку – ограниченное место; назад – бег (мяч и клюшку нести в руках).

В колоннах

  • Ведущий должен передать мяч 1-му участнику, тот возвращает и приседает, затем ведущий передает 2-му и т.д. до последнего; замыкающий передает и встает предпоследним, пока не встанут все.
  • Мяч передавать над головой до последнего, замыкающий встает впереди колонны и т.д.
  • Передача мяча в колоннах: 1-й передает мяч 2-му, тот передает мяч назад и уходит в конец колонны и т.д. до и.п.
  • Катить мяч под ногами, передача мяча под ногами (см. эстафету № 79).
  • Передача мяча с боку, правого или левого: 1-й – с правого, 2-й – с левого и т.д.

В шеренгах и колоннах

  • Две шеренги лицом друг к другу; передача мяча партнерам впереди себя; передача за спиной.
  • Передача мяча впереди через одного участника.
  • Участники становятся в 2 шеренги на определенном расстоянии; 1-й бежит с мячом (может катить мяч или отбивать) между участниками команды до последнего; мяч передают до направляющего и т.д., пока 1-й не встанет на свое место.
  • Составление «паровозика» (1-й берет 2-го за руки и т.д., пока вся команда не перебежит линию финиша).
  • Бег в наклонах: а) одну руку вперед, другую через плечо; б) правую руку вперед, левую руку через правый бок; в) руки на плечи партнерам; г) руки на пояс; д) держась за руки (одну назад, другую вперед).
  • «Вьюн»: 1-й делает поворот, 2-й берется за его пояс и поворачивается, затем 3-й за 2-го и т.д., пока вся команда не выполнит поворот.
  • Игроки передают мяч ученикам встречной колонны, после передачи бегут в конец своей колонны.
  • 1-ые передают мяч водящим и бегут на их места, пока те передают 2-ым и бегут в конец колонны и т.д.
  • Игроки передают мяч ученикам встречной колонны и бегут в конец колонны; они выполняют то же самое с другой стороны.

С преодолением препятствий

  • Через 1-ю скакалку нужно перелезть, под 2-ю пролезть; назад - то же самое.
  • «Мышеловка»: участники должны пролезть под скакалками.
  • Пройти по скакалке, натянутой на полу, с различным положением рук (по усмотрению учителя).
  • С учетом инвентаря, его количества и размера площадки учитель составляет полосу препятствий по своему усмотрению.

Эстафеты в кругах

  • «Вызов номеров». Учитель называет любой номер, ученики под этими номерами должны обежать свою команду с внешней стороны, забежать в «ворота» (где вышел), поднять мяч вверх.
  • «Вызов номеров». В двух колоннах (в любых простых или комбинированных эстафетах).
  • В двух командах количество участников должно быть одинаково.
  • Ученики стоят спиной к ведущему, который находится с мячом в кругу. Учитель называет любой номер ученика, ведущий дает ему мяч, тот возвращает и поднимает мяч вверх.
  • «Мяч по кругу»: а) мяч передавать партнеру справа (слева); мяч, сделав круг, доходит до 1-го, тот поднимает его вверх; б) можно катить по полу.
  • Мяч через одного в любую сторону. Если количество учеников четное, то эстафету проводить 2 раза и начинать со 2-го (ведущий, получивший мяч, поднимает его вверх).

Веселые эстафеты

  • Бег в бумажной кепке (руками не держать); бег по газетам.
  • Бег с зажженной свечой (если свеча потухает, то команда считается проигравшей).
  • «Бег кота в сапогах» (лыжные ботинки большого размера); бег в «корзинках» из линолеума.
  • Бег с теннисной ракеткой (можно для бадминтона) и мячом на ней (можно подбрасывать).

Быстрые эстафеты

  • «Быстрый автограф»: нужно подбежать и быстро написать свое имя.
  • «Реши пример»: на стуле лежит карточка с заданиями (например, 5 – * = 3 – каждый ученик решает один пример).
  • Начальное слово, например, «стол» (последняя буква – начало 2-го) – «лицо» и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию физических качеств учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия соревновательных элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  • моральное поощрение инициативы и организаторских способностей;
  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы: 1.Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение; 2.Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала: нестандартное оборудование («мышеловки», кочки, бревна и т.д.) ; просмотр фотографий, плакатов, рисунков; 3.Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Формы: практические занятия, беседы, игровые программы, спортивные тренировки, соревнования 

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно. Все они строятся согласно нескольким принципам: игрового самочувствия; от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие упражнений эстафетного характера, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Методы организации подвижных игр.

Эстафеты может быть эффективным только в том случае, если упражнения, закрепляемые в них, достаточно хорошо изучены. Поэтому сначала нужно давать задания на правильность и точность выполнения упражнений, на меньшее количество ошибок и только в последующем - кто быстрее и кто больше выполнит упражнение. В организации эстафет применяются соревновательный метод физического воспитания. данный метод предполагает системное использование игровых, соревновательных упражнений, отличающихся наибольшей привлекательностью для младших школьников. Соревновательный метод помогает формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным условиям, и способствует формированию морально-волевых качеств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Биркина Е. Н. Энциклопедия спорта.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.-368 с., илл.

2.Гуревич И. А. 300 соревновательно- игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие.-2-е изд., стереотипное - Мн.: Высшая школа, 1994.-319 стр.: ил.

3.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. -223 с. - (Стандарты второго поколения).

4.Коротков И.М. «Подвижные игры в школе» -Москва, «Просвещение» 1979 г.

5.Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» - Москва, «Просвещение» 1986 г.

6.Стригоцкая О. А. Веселые упражнения и подвижные игры / О. А. Стригоцкая // Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 70-72.

7,Чертанова Т.Эстафеты в школе: 1000 вариантов /Т.Чертанова// Спорт в школе – 2007. - № 7, 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые старты"

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для 5 класса....

Программа внеурочной деятельности "Весёлые старты с элементами английского языка"

Программа "Веселые старты с элементами английского языка" разработана для занятий внеурочной деятельности обучающихся 4го класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности (спортивно - оздоровительное направление) "К веселым стартам готов"

Программа «К веселым стартам готов» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Разработана данная программа в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.Данная программа с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "К стартам ГТО готов!"

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС последнего поколения....

Познавательно-развлекательная программа "Весёлые дорожные старты"

Программа в игровой форме знакомит учащихся с  Правилами дорожного движения, развивает  навыки выполнения основных Правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...