Коррекция основных видов движений Шапкова Л.В.
методическая разработка по физкультуре

Брягиня Татьяна Николаевна

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательнй сферы детей с различными отклонениями представляет особую важность для поиска эффективныхпедагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_osnovnyh_vidov_dvizheniy_shapkova_l._v.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ

ШАПКОВА Л. В.

(Частные методики АФК)

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ХОДЬБЫ

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

«Рельсы» - Ходьба с перешагиванием линий расположенных на разном расстоянии друг от друга

Дифференцировка внимания, глазомер.

2

«Не сбей» - Ходьба по прямой с  перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п..

Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния.

3

«Узкий мостик»

- Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги.

- Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

Развитие равновесия, точности движений.

4

«Длинные ноги» - По команде «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприсяде.

Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный, короткий.

5

«Хлоп» - Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй перед собой, третий – за спиной.

Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма.

6

«Лабиринт»

- Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями набивными мячами.

- То же вдвоем держась за руки.

Ориентировка в пространстве, согласованность движений.

7

«Встали в круг» - Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки.

Согласованность коллективных действий, дифференцировка понятий большой-маленький, вправо-влево.

8

«Гусеница» - Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего.

Координация и согласованность движений.

9

«Коромысло» - Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку.

Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом.

10

«Ходим в шляпе» - Ходьба с мешочком песка на голове.

Коррекция осанки.

11

«Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая-разгибая пальцы, выпуская «когти».

Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движения рук и ног, развитие воображения.

12

«Солдаты» - Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа (медленно, быстро).

Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий быстро-медленно.

13

«Без страха»

- Ходьба по гимнастической скамейке, бревну, с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно).

- Ходьба по наклонной доске, скамейке, расправив плечи, руки в стороны.

Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве.

14

«Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленты) с заданиями:

- На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх.

- Круговые движения кистями.

- Круговые движения в плечевых суставах.

- Передача предметов из правой руки в левую впереди себя, из левой руки в правую – за спиной.

Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ БЕГА

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу.

Усвоение темпа и ритма движений, развитие выносливости.

2

Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального, до максимально возможного).

Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация усилий движений рук и ног.

3

«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа.

Коррекция техники движений рук, усвоение, темпа, активизация и ритм дыхания.

4

Бег «змейкой», не задевая предметов; тоже вдвоем, держась за руки.

Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений.

5

Бег по прямой по узкому коридору (30-35 см),

обозначенному мелом, натянутыми резинками.

Прямолинейность движений, ориентировка  пространстве, стимуляция дыхательной  и сердечно-сосудистой систем.

6

Бег с подскоками.

Ритм движений, соразмерность усилий.

7

Бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м наперегонки.

Развитие скоростных качеств, стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

8

Бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик).

Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые качества.

9

Бег по ориентирам (линиям, обозначенным мелом, скакалками).

Дифференцировка усилий и длины шага.

10

«Пони» - Бег в различном темпе: медленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка.

Дифференцировка временных характеристик движений, регулирование ритма дыхания, воображение.

11

Медленный бег в чередовании с ходьбой (5-10) в условиях пересеченной местности (вместе с родителями).

Развитие выносливости, укрепление дыхания, укрепление стопы.

12

«Челночный бег» - Бег с максимальной скоростью, с остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей).

Ориентировка в пространстве, мелкая моторика, соразмерность усилий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата.

13

Бег по кругу с остановками (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, другая назад, руки в стороны), держать 5с.

Быстрота двигательной реакции, быстрота переключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата.

14

Бег за катящимся обручем.

Мелкая моторика кисти, согласованность движений, дифференцировка усилий.

15

Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, кегли).

Координация  движений, приспособление к изменившимся условиям, согласованность действий.

16

По сигналу добежать до мяча, лежащего в 10 м от линии старта, взять его и вернувшись назад, положить мяч на линию старта.

Быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппарата.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРЫЖКОВ

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90°

Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве.

2

Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м.

Согласованность движений, развитие силы разгибателя ног.

3

Прыжки через скакалку – на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад.

Согласованность и ритмичность движений, дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости.

4

Прыжки «лягушка» со взмахом рук (5-6 прыжков подряд).

Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность движений.

5

Прыжок с места вперед – вверх через натянутую веревку в высоту 10, 20, 30 см со взмахом рук.

Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук и ног, скоростно-силовые качества.

6

Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа со взмахом рук.

Дифференцировка расстояния усилий, согласованность движений рук и ног, развитие силы разгибателей ног.

7

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног.

8

Прыжки с зажатым между стопами мячом.

Координация движений, точность кинестетических.

9

Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх.

Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества.

10

Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик).

Соразмерность расстояний и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества.

11

Прыжки на месте с хлопками спереди сзади, спереди, над головой на каждый второй прыжок.

Координация движений рук и ног, ритмичность движений.

12

Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку.

Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через».

13

Прыжки через обруч:

- перешагиванием

- на двух ногах с междускоками

- на двух ногах

Укрепление свода стопы, ритмичность и соразмерность усилий, координация движений.

14

Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, на каждый 4й счет поворот на 90°.

Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ

ЛАЗАНЬЯ И ПЕРЕЛЕЗАНИЯ

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой.

Координация движений, соразмерность усилий.

2

Перелезание через рейку лестницы стремянки.

Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве.

3

Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки.

Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения.

4

Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.

Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела.

5

Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10°.

Координация, приспособительная реакция на изменившиеся условия.

6

Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон.

Согласованность движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий.

7

Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть).

Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног.

8

«Корабль» - Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами.

Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображение.

9

«Ура» - Подняться по гимнастической стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом.

Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

10

«Черепаха» - Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягивание на руках.

Координация движений, развитие мышечной силы рук и плечевого пояса.

11

Лазание по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов).

Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений, ориентация в пространстве.

12

«Верблюд» - Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо).

Равновесие, согласованность движений.

13

«На мачту» - Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице.

Ориентировка в пространстве, смелость, координация, профилактика плоскостопия.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ МЕТАНИЯ

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

С большими мячами (баскетбольный, волейбольный, пляжный)

1

- Перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя.

- Перекатывание мяча партнеры через ворота из набивных мячей, коридор из гимнастических, между двух параллельных скакалок из положения сидя, присев, стоя.

Глазомер, координация и точность движения, дифференцировка усилий и направления движений.

2

- Подбрасывание мяча над собой и ловля мяча двумя руками.

- Подбрасывание мяча над собой и ловля после удара о пол.

Координация движений рук, точность направления и усилия. Быстрота переключения зрения.

3

- Бросок мяча в стену и его ловля.

- То же, но ловля после отскока от пола.

- То же, но ловля после хлопка в ладони.

- То же, но после вращения кругом, приседания.

Координация движений рук. Зрительный контроль движений, ручная ловкость, ориентировка в пространстве, равновесие, распределение внимания.

4

- Перебрасывание мяча двумя руками снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета).

- То же, но ловля после отскока от пола.

- То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседания и др.

Пространственная ориентировка, дифференцировка усилий, направления, расстояния, времени, быстрота переключения внимания.

5

- Ведение мяча правой, левой рукой.

- То же, в ходьбе

Концентрация внимания и зрительный контроль.

С набивным мячом (1-2 кг)

6

Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево.

Развитие силы рук, плечевого пояса.

7

- Ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди 30 с.

- Ходьба с мячом в руках, удерживая его за головой 30 с.

Удержание вертикального положения при дополнительной нагрузке.

8

- Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди.

- То же, с удержанием за головой.

Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной нагрузке.

9

- Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксировать положение 5 с, опустить на пол справа (слева).

Способность воспроизводить направление и амплитуду движений.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

С малыми мячами (резиновый, теннисный и др.)

1

- Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую.

- Подбрасывание мяча перед собой, ловля двумя.

Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения.

2

- Удары мяча об пол и ловля его двумя руками (одной рукой).

Тонкая дифференцировка усилий кисти, согласованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переключение внимания.

3

- Удары мяча о стену и ловля его одной/двумя руками.

- Тоже, с дополнительными движениями (хлопок, поворот).

Дифференцировка усилий, зрительный анализ зависимости высоты отскока мяча от силы и направления удара.

4

- Круговые движения кисти  с мячами.

- Поочередные подбрасывания мячей и ловля правой, затем левой.

- Одновременное подбрасывание и ловля двух мячей сразу.

Регуляция мышечного направления, быстрота переключения, пространственная точность.

5

- Поочередные удары мячей о стену (пол), ловля двумя.

- Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую.

- Подбрасывание правой, ловля левой.

Дифференцировка тактильных ощущений, двигательных реакций в ответ на разные раздражители.

6

- Броски мяча в цель с близкого расстояния.

Соразмерность движения кисти и пальцев, распределение внимания.

7

- Метания в горизонтальную цель (обруч) с дистанции 4-6 м.

- Метания в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу.

Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества.

8

- То же, в  вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз.

Сопоставление усилия и пространства, способность зрительно различать расстояние.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РАССЛАБЛЕНИЯ

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

«Плети» - И. П. – стойка произвольно, махи расслабленных рук вправо-влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника.

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти.

2

«Покажи силу» И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч.

1 – руки в стороны

2 – руки к плечам, кисти в кулак

3 – 4 опустить руки резким движением вниз

Напряжение (расслабление мышц рук, быстрота переключения, образное мышление).

3

Бег с высоким поднимание бедра у опоры с переходом на расслабленный бег «трусцой»

Быстрота движений,  способность к переключению и расслаблению.

4

«Скалолазы» - Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с переходом на соседнюю стенку. После упражнения поднять руки вверх, последовательно расслабить все мышцы: «уронив» кисти, предплечья, плечи, согнуть тазобедренные, коленные, голеностопные суставы – сесть на пол.

Преодоление чувства страха, координация движений рук и ног, дифференцировка усилий, профилактика плоскостопия, последовательное расслабление разных звенев тела.

5

«Лодочка» - И. П. – лежа на животе, руки за голову – поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с. Расслабить все мышцы, опустив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами.

Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета, расслабление мышц туловища и ног.

6

Стоя у опоры – расслабленные махи ног вперед и назад.

Регулирование произвольного расслабления, гибкость.

7

Сидя, руки расслаблены:

1-4 круговые вращения головы вправо,

5-8 круговые вращения влево.

Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЫХАНИЯ

№ п/п

Упражнения

Коррекционная направленность

1

Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, правая рука на груди, левая – на животе –глубокое медленное дыхание через нос.

Понимание механизма полного дыхания: правая -  контролирует грудное дыхание, левая – брюшное.

2

Лежа на спине, руки вдоль туловища – глубокий вдох через нос (вдохнули запах цветка), выдохнули через нос.

Увеличение глубины дыхания, приучение к глубокому дыханию, образное мышление.

3

Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях - глубокий вдох и выдох.

Увеличение глубины полного дыхания в статической позе.

4

То же, с заданным ритмом дыхания: вдох на 3 счета, выдох на 4 (сдули одуванчик).

Усвоение ритма полного дыхания.

5

Стоя руки на пояс – глубокий вдох через нос и выдох через рот, губы трубочкой (погасили свечу).

Увеличение глубины диафрагмального дыхания.

6

Сидя на полу, согнув колени, локти упираются в живот, открытые ладони перед собой – глубокий вдох и длинный выдох (подули на молоко).

Увеличение глубины грудного дыхания.

7

Лежа на спине, поднимание рук вверх – вдох, опускание – выдох.

Усиление глубины вдоха в сочетании с движением.

8

Сидя на стуле, положив набивной мяч (2 кг) на живот и удерживая его руками – глубокий вдох, медленный выдох, рот трубочкой.

Увеличение подвижности диафрагмы, усиление глубины вдоха.

9

Сидя на стуле, развести руки в стороны – глубокий вдох, на выдохе наклон вперед, доставая руками носки ног.

Согласование дыхания с движением.

10

«Дровосек» - Ноги на ширине плеч, руки в замок – глубокий вдох – поднять руки, на выдохе с наклоном резко опустить руки, произнося «у-у-ух».

Акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры.

11

Бег с произвольным дыханием, ускорениями, остановками, прыжками и т. п.

Развитие кардиореспираторной системы, определение индивидуального ритма дыхания.

12

«Лягушка» - Прыжки на  двух ногах, продвигаясь вперед со взмахом рук. На взмахе глубокий вдох, во время прыжка – сильный выдох с произнесением звуков «ква».

Акцентированный выдох, развитие дыхательной мускулатуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение, как свойство живых организмов. Виды движений

Открытый урок Учителя биологии МБОУ СОШ пос.ЖилиноДля муниципального конкурса «Учитель года 2006»...

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна   учитель-логопед МАДОУ  «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений. Енина Наталья Васильевна   учитель-логопед МАДОУ  «ЦРР детсад № 12»Ерохина Любовь Ив...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Движение.Виды движения.

Учебный материал применяется для повторения видов движения: осевой  и центральной симметрии, параллельного переноса и изучения нового вида движения: поворота....

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...

Мониторинг основных видов движений

Мониторинг для рабочей программы "Силачи"....