ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Швыдкая Наталья Станиславовна

Бег, прыжки, метание, борьба — всё это элементы подвижных игр. В играх развиваются такие двигательные навыки, как быстрота, точность, координация движений, причём это развитие происходит значительно интенсивнее, поскольку в игре оно связано с сильными эмоциональными переживаниями. Перед другими видами физических упражнений подвижные игры имеют также и то преимущество, что играющие сами регулируют физическую нагрузку: устал — можешь отойти в сторону, в других случаях, наоборот, можешь по желанию быть более активным. Необходимо отметить, однако, что отсутствие должного самоконтроля в игре часто ведёт к перегрузке. Только при правильном руководстве игры могут принести пользу детскому орга­низму.

Подвижные игры могут быть использованы для общего физиче­ского развития детей и для овладения и совершенствования навыков, необходимых для отдельных видов спорта. В интересной, увлека­тельной форме в играх воспроизводятся технические приёмы отдель­ных видов спорта. Многие подвижные игры являются подготовитель­ными к спортивным.

Выполнение отдельных технических приёмов в упрощённых иг­ровых условиях способствует развитию у играющих способности экономно, целесообразно выполнять изучаемые упражнения в посто­янно меняющейся игровой обстановке. Постепенно усложняя прави­ла, можно подвести играющих к спортивной игре. Состязательный характер подвижных игр приучает играющих к соревнованиям и, в конечном итоге, способствует воспитанию у них любви к спортивным соревнованиям, к спорту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx94.65 КБ

Предварительный просмотр:

Снежный тир

На заборе или стене рисуют два круга диаметром 80 см. Внутри больших кругов закрашивают мелом малые в 30 см («яблочко»). Мишени можно прибить к деревянным столбикам, крепко воткнутым в снег. В 8-10 м выстраиваются две команды по 6-10 человек.

По сигналу участники соревнований начинают лепить снежки и бросать в щиты. Каждый делает по 5 бросков. За попадание в «яблочко» дается два очка, в остальную часть круга — одно. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Можно продолжать соревнование до тех пор, пока одной из команд полностью не удастся залепить малый круг снегом.

Снежный обстрел

Игра проводится на снеговой площадке. На одной короткой стороне отмечают линию «города», а на другой — линию кона. Играющие делятся на две команды: первая, перебегающая, располагается за лицевой линией, вторая, обстреливающая, вдоль боковой линии. Каждый игрок этой команды готовит по 3 снежка.

По сигналу игроки первой команды пытаются по одному перебежать за противоположную линию площадки, а игроки второй команды бросают снежки, пытаясь попасть в них.

Играющий, в которого попали снежком, выходит за пределы площадки. После того как все участники закончили перебежку, подсчитывают число игроков, вышедших из игры, а оставшиеся перебегают по одному обратно, стараясь увернуться от снежков. Судья устанавливает, сколько человек вернулось обратно. После этого игроки меняются местами.

Выигрывает команда, в которой большее число игроков вернулось к себе за линию.

На санях

Дистанция для игры может иметь вид петли и проходить по ровному или пересеченному участку местности. Ее протяженность в зависимости от количества игроков — 100-400 м. Дистанция делится на этапы с общим стартом и финишем. Каждый этап отмечается флажком.

В игре участвуют две или три команды. Они расставляют своих игроков следующим образом: на старте находятся два участника от каждой команды с санями, в конце первого и всех последующих этапов возле флажков стоят по одному игроку от каждой команды. Конец последнего этапа является одновременно финишем. Перед началом эстафеты ребята, по двое от каждой команды, выстраиваются на старте. Один садится в сани, а другой берется за веревочку. По сигналу «Марш!» игроки трогаются в путь.

Добежав до конца первого этапа, сани останавливаются. Игрок, который ехал в санях, встает и берется за веревочку, а тот, кто ожидал у флажка, садится в сани, чтобы ехать ко второму флажку. Здесь также происходит смена, и снова ехавший в санях становится впереди санок, а в них садится новый игрок. Сани направляются к третьему, затем к четвертому этапу и т. д.

Сани с меняющимся седоком и везущим, не снижая скорости, должны объехать весь круг и финишировать. В этой игре-эстафете выигрывает та команда, которая первой обойдет все этапы и явится к финишу.

Мяч об стену

Подготовка к игре. Игра проводится в зале или на площадке у глухой стены. Все играющие делятся на две равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному, параллельно одна другой, на расстоянии 2-3 м одна от другой и в 2-3 м от стены, лицом к ней. Перед игроками проводится черта. У них имеется по мячу.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

Описание игры. По сигналу первые игроки бросают мяч руками об стену и быстро отходят в конец своей колонны. Следующий по очереди игрок должен успеть поймать отскочивший от стены мяч, бросить его, а затем быстро переместиться в конец колонны. Так поступает каждый игрок. Когда все участники бросят мяч об стену, и он вернётся к первому игроку, один круг считается пройденным. Играют 2-3 круга. Команда, которая быстрее и правильнее проведёт отбивание мяча установленное количество кругов, считается победившей.

Правила.

  1. Участник, допустивший падение мяча, получает штрафное очко и продолжает играть.
  2. Если мяч отлетел в сторону, очередной игрок должен за ним сбегать, встать на место и бросить мяч об стену.
  3. Отбив мяч, игрок быстро встаёт в конец своей колонны, передвигаясь туда с левой стороны.

Удочка

Место и инвентарь. Площадка, зал. Для проведения игры требуется верёвка длиной 3-4 м; на конце её привязан мешочек, наполненный горохом или песком.

Подготовка к игре. Все играющие становятся в круг. За ними проводится окружность.

Описание игры. Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. Дети, внимательно наблюдая за движением мешочка, следят,

чтобы он не задел их, и подпрыгивают. Тот, кто заденет мешочек или верёвку, становится в середину и начинает вращать верёвку.

Правила.

  1. Пойманным считается тот, чьи ноги не выше щиколотки заденет верёвка или мешочек.
  2. Пока верёвка вращается, отходить со своего места не разрешается. Кто это допустит, считается пойманным и становится водящим.
  3. За черту выходить не разрешается. Игрок, переступивший черту, становится водящим.
  4. Водит тот игрок, кого мешочек или верёвка задели три раза.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image3.jpeg

Падающая палка

Подготовка к игре. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Игрок с первым номером становится в середину круга водить. Водящий ставит одним концом гимнастическую палку на пол, а другой конец её придерживает рукой.

Описание игры. Водящий, держа палку за конец, громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Вызванный согласно названному номеру игрок должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на пол. Если ему удастся поймать палку, он возвращается на своё место и водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, он становится водящим, а бывший водящий становится в круг.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

Правила.

  1. Водящий не имеет права отпускать конец палки раньше, чем назовет чей-либо номер. Если сделает эту ошибку, должен переиграть.
  2. Играющие не должны мешать друг другу.

Догоняй по кругу

Подготовка к игре. Играющие становятся в круг. Двое из них — водящие, они находятся вне круга.

Описание игры. Один из водящих убегает, другой его догоняет, стараясь осалить. Преследуемый становится в круг на любое место между играющими. Как только он встал, его сосед по правую сторону моментально выбегает и бежит за прежним догоняющим, стараясь его осалить. Последний, превратившись в преследуемого, старается встать в круг. Если догоняющий поймает убегающего, пока он не встал в круг, они меняются ролями.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image5.jpeg

Правила.

  1. Бегать можно только по кругу сзади стоящих.
  2. Догоняющий каждый раз, как убегающий встал на место в круг, становится убегающим.
  3. Игрок, слева от которого встанет убегающий, становится водящим и начинает ловить очередного убегающего.

Ловля парами

Подготовка к игре. Выбирается один водящий; он отходит в сторону. Все остальные- убегающие, они становятся на другой стороне площадки.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image6.jpeg

Описание игры. Игра начинается по сигналу. Водящий должен осалить кого-либо из убегающих и образовать с ним пару. Задача пары водящих, которые должны перемещаться по площадке, взявшись за руки, — догнать и взять в кольцо игрока. Два пойманных игрока также становятся водящими и продолжают ловить игроков. Ещё двое пойманных образуют новую пару водящих. Каждая пара ловит самостоятельно. Игра заканчивается, когда все игроки будут переловлены. Последний пойманный игрок становится в следующий раз водящим.

Мяч в кругу

Подготовка к игре. Все играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук один от другого. Играющие выбирают водящего. Водящий берёт мяч и становится в середину круга.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image7.jpeg

Описание игры. Водящий, ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами и не дают ему вылететь из круга. Задержанный мяч они могут перебрасывать между собой. Если водящему удастся выбить мяч из круга, то на его место идёт игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Поэтому каждый игрок старается защитить промежуток между собой и соседом справа. Естественно, что в связи с этим играющие несколько передвигаются вправо. Можно усложнить игру, договорившись, что каждый защищает промежуток слева от себя.

Правила.

  1. Мяч считается вылетевшим только в том случае, если он пролетел не выше коленей играющих.
  2. Играющим не разрешается задерживать мяч руками.

 Салки с мячом

Подготовка к игре. На площадке произвольно располагаются игроки, один из которых — «салка». Мяч находится у одного из игроков.

Описание игры.

По сигналу «салка» старается догнать и осалить одного из игроков, которому остальные играющие стараются передать мяч. Игрока, уже владеющего мячом, салить нельзя. «Салка» должен преследовать другого игрока, которому также стараются передать мяч. Если «салка» коснулся мяча или завладел им, то его сменяет игрок, который сделал неточную передачу. Игра длится 5-7 минут. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим или водил меньшее число раз.

Не давай мяча водящему!

Подготовка к игре. Все играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Выбираются 2-4 водящих. Водящие идут в середину круга. Перед играющими можно провести окружность.

C:\Temp\FineReader12.00\media\image8.jpeg

Описание игры. Играющие перекидывают мяч в разных направлениях как по воздуху, так и по земле, чтобы водящие не могли коснуться мяча.

Водящие, передвигаясь в пределах круга, стремятся дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или в руках кого-либо из

играющих. Если кому-либо из водящих удастся коснуться мяча, то на его место идёт игрок, при броске которого мяч был осален водящим, или тот, у кого мяч был осален в руках. Водящий становится на место этого игрока.

Правила.

  1. Мяч можно перебрасывать по воздуху и перекатывать по земле.
  2. Если мяч вылетит из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру.
  3. Водящий имеет право осалить мяч, находящийся у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, а также за кругом, если мяч туда вылетел.

Перестрелка

Место и инвентарь. Площадка, зал размером примерно 6 х 12 м. Для игры требуется один мяч.

Подготовка. Посередине площадки проводится линия. На двух противоположных концах площадки параллельно средней линии проводятся линии «плена». Расстояние между средней линией и линией «плена» — 10-30 шагов. С боков площадка для игры также ограничивается линиями. Ширина площадки примерно 10-15 шагов.

Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда свободно размещается на своём поле от средней линии до линии «плена».

C:\Temp\FineReader12.00\media\image9.jpeg

Описание игры. Игра заключается в следующем: играющие одной команды стараются мячом пересалить всех играющих противоположной команды.

Осаленные мячом игроки идут за линию «плена» в противоположную команду. Выигрывает та команда, которая быстрее пересалит всех своих противников. Можно играть определённое время (10-15 мин), после чего подсчитывают количество игроков в каждой команде: в какой их окажется больше, та и считается победительницей.

Правила.

  1. Играющие не имеют права заходить за среднюю линию в поле противников.
  2. Салить мячом можно в туловище, в голову — запрещается.
  3. Если игрок поймает мяч на лету с воздуха, он осаленным не считается. Если же он не удержал мяч, игрок считается осаленным.
  1. Если не пойманный, но отбитый мяч будет пойман кем-либо из игроков, не поймавший мяч считается вырученным и остается в игре.
  2. Осаливание мячом от земли не считается.
  3. Бегать с мячом и задерживать мяч долго в руках не разрешается. В случае такого нарушения мяч передаётся в команду противника.
  4. «Пленные» могут быть выручены. Для этого надо перебросить мяч «пленному» так, чтобы он поймал его с воздуха, не выходя за черту «плена». Если это ему удастся, «пленный» считается освобождённым и возвращается на своё поле. Если же «пленный» поймал мяч после прикасания к какому-либо игроку или предмету, он вырученным не считается и перекидывает мяч своим игрокам.
  5. Если мяч попал за линию «плена», его выбрасывают оттуда «пленные» в сторону своей команды, а если их нет, мяч берёт любой игрок из данной команды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...