Дополнительная общеобразовательная программа для детей «Командарм»
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему

Социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позицииподростков в процессеинтеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komandarm_5-7.docx74.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №5»

Рассмотрена на заседании ЭМС                                           Утверждаю

Протокол____ от_______201                                                Директор МБОУ «Школа №5»

                                                                                          ___________Т.В.Курбанова

Рекомендована к реализации                                        ___________200_г.

педагогическим советом

Протокол № ___________201_г.

Дополнительная общеобразовательная программа

для детей

«Командарм»

                                                                                           Срок реализации: 560 час

                                                                                    Автор – составитель:

Рачков Е.Г.,

учитель физической культуры

г. Муравленко, 2016

Пояснительная записка

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа кружка «Командарм» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами в области дополнительного образования:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», г.10 ст. 75.
  • Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
  • Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена 4 сентября 2014 года №1726);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
  • Межведомственной программой развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  • Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2007 года № 254 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания в Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2007 года №277 «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в Ямало-Ненецком автономном округе»;
  • Образовательной программой  дополнительного образования МБОУ «Школа № 5», приказ № 583 от 31.08.2015г.

Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

   Создание программы «Командарм» и работа по ней - является естественным продолжением работы школы в направлении воспитания учащихся как граждан страны, обладающими высокими патриотическими качествами, основанными на любви к Родине, родному краю, понимания собственного участия в жизни и развитии страны. Немаловажным толчком к созданию программы послужили процессы, связанные с реформированием Вооруженных Сил РФ. В связи с переходом на более короткий срок службы по призыву, к молодым ребятам предъявляются более высокие требования в области физической, тактической, строевой, огневой подготовки.

Отличительной особенностью данной программы является:

  • целенаправленная подготовка к условиям военной службы, начиная с 5 класса;
  • создание предпосылки для достижения  высоких  результатов в дальнейшей профессиональной деятельности по военно-спортивному направлению.

Общая характеристика программы:

Программа «Командарм» предназначена  для учащихся 5- 7 классов и рассчитана на три года обучении, 560 учебных часов.

Программа предоставляет возможность  изучать материал в поэтапной системе в течение трех лет. Усвоение программы позволяет учащимся получить образование на основе повышающегося уровня сложности материале, формирует системный подход к овладению знаниями, дает возможность обучающимся реализовать свои интересы и способности, приобрести уверенность в своих силах, способствует осознанному выбору дальнейшего образования по военно-патриотическому направлению. Программа ориентирована на развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности, формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского долга. 

Основная идея программы – становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

В дополнительной общеразвивающей программе для детей «Командарм» реализуются духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое направления внеурочной деятельности.  Она усиливает вариативную составляющую общего образования с учетом опыта, интересов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Цель программы:

социальное становление,  патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.

Основными задачами программы являются:

  1. Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства.
  2. Дополнение к общим знаниям, умениям и навыкам в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
  3. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
  4. Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

        Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.

   Программа рассчитана на 3 года обучения (1-2 год 6 нед/ч; 210 час.за год; 3 год обучения 4 ч в нед. 560 ч. за три года обучения; из них - 86% отводится на практику).

  Год обучения

Класс обучающихся

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов  в год

Первый

5 класс

6

210

Второй

6 класс

6

210

Третий

7 класс

4

140

Итого:

560

На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися,  имеющими высокие результаты и успехи. Для них возможно  составление индивидуальных планов подготовки.

Подготовка по программе предполагает работу по разделам: Общефизическая подготовка, Строевая подготовка, Основы выживаемости, Ориентирование топография, Стрелковая подготовка, Основы военных знаний, История Вооруженных Сил  России.

Межпредметные связи. Под современным уровнем военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности следует понимать способ организации деятельности учащихся во внеурочной деятельности, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей. Занятия по программе военно-патриотического воспитания и формирования гражданственности «Командарм» тесно связано с такими дисциплинами, как история, обществознание, литература, география, физическая культура.

Реализация программы.  Обучение  проводится как в форме коллективных занятий, так и в индивидуальной работе  с педагогом.  Самостоятельная творческая деятельность обучающихся  предусмотрена,  но   на V и продвинутом   уровне обученности,  когда воспитанник располагает творческой свободой, основанной на глубоком познании декоративно-прикладного творчества, которое направляет свои усилия на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных ситуаций и различных видов деятельности обучающихся в основной м средней школе.

Условия реализации программы.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, рабочие столы, стулья, спортивный инвентарь, макет автомата Калашникова, макеты гранаты РГД5, Ф1, саперные лопатки, компас, топографические карты,  туристическое снаряжение, палатки.

Материально - техническое обеспечение

  • Спортзал;
  • Открытую специально оборудованную спортивную площадку;
  • Спортивный инвентарь;
  • Тир;
  • Учебный класс.

Учебно-методический комплекс

Нормативно-правовые документы

Федеральный  государственного образовательный стандарт основного общего образования.

Средства  обучения и контроля знаний

  1. Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
  2. Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
  3. Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
  4. Географическая информационная система «ГЕО-ЭКСТРЕМУМ»
  5. Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
  6. Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных районах)

Макеты, муляжи, модели

  1. Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоёмов и т.п.
  2. Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием
  3. Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудования
  4. Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
  5. Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения
  6. Муляжи тела человека

Тренажеры

  1. Робот-тренажер «Гоша»
  2. Куклы – тренажеры для искусственного дыхания
  3. Фантомы-тренажеры искусственной вентиляции легких и наружного массажа сердца

Стенды и плакаты

Стенды:

  1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
  2. Безопасность на улицах и дорогах
  3. Пожары и взрывы
  4. Русь
  5. Арсенал России
  6. Военные знания
  7. Гражданский подвиг
  8. На службе Отечеству
  9. Военная форма
  10. Правила оказания медицинской помощи

      Плакаты:

  1. Безопасность дорожного движения
  2. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
  3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
  4.  «Пожарная безопасность»

Средства индивидуальной защиты

Средства защиты органов дыхания:

  1. Ватно-марлевые повязки
  2. Противопыльные тканевые маски
  3. Респираторы
  4. Противогазы (ГП-5 и ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т.п.)

Средства защиты кожи:

  1. Фильтрующие средства защиты кожи (типа КИП-8 и др.)
  2. Изолирующие средства защиты кожи (типа КИХ-5 и т.п.)

       Средства медицинской защиты:

  1. Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т.п.)
  2. Индивидуальный перевязочный пакет
  3. Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т.п.)

Методические  пособия

  1. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
  2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

Аудиовизуальные пособия

  1. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
  2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
  3. Пожарная безопасность
  4. В/К. «Первая помощь»
  5. В/К «Улица полна неожиданностей»
  6. В/К «Основы противопожарной безопасности»
  7. В/К «Первая медицинская помощь»
  8. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
  9. Художественные и документальные фильмы по военно-патриотической тематике

Формы и методы занятий.

Основными формами реализации программы являются проведение занятий, пропаганда вопросов военно-патриотического, гражданского, исторического и т.п. направления через СМИ, проведение мероприятий военно-спортивной направленности, организацию встреч и переписки с выпускниками школы, проходящими службу в ВС  РФ.

Все используемые в программе методы условно можно разделить на группы:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений.
  • показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
  • наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

  • объяснительно — иллюстративный – обучаемые воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных

форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;
  •  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и

другие.

Прогнозируемые результаты реализации программы

 1-й год обучения

-овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания,

-освоение приемами строевой подготовки;

-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак;

- овладение навыками стрельбы из пневматической винтовки;

- овладение Основами Военных Знаний,  знакомство с историей Вооруженных Сил России.

2-й год обучения.

- укрепление общей физической подготовки;

- совершенствование строевой подготовки;

- совершение марш-броска на 3 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;

- выполнение норматива «Меткий стрелок»;

- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил России.

3-й год обучения:

- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;

- совершенствование строевой подготовки;

- умение провести ночь в лесу летом с минимальным туристского снаряжения, марш-бросок 6-7 км, зимний однодневный поход с ориентированием в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).

        

Критерии оценки результатов обучения.

В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся

Тесты на ОФП:

- бег 30, 60, 100 м;

- прыжки в длину;

- подтягивания;

- отжимания;

- подъемы корпуса.

Итоговый контроль:

- контрольные занятия;

- соревнования.

Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.

Контроль и механизм оценки по разделу  «Общефизическая подготовка».

        Сравниваются показатели ОФП в начале, середине и конце учебного года, педагогом выставляется оценка, основываемая на приросте результатов тестов с учетом особенностей физического развития обучающихся. Также оценивается правильность выполнения акробатических упражнений (умение владеть своим телом). По суммарным показателям выставляется общая оценка, отражающая прилежание обучающегося и степень освоения учебного материала.

Контроль и механизм оценки по разделу «Строевая подготовка»

        Степень усвоения практического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета, участием в соревнованиях.

Контроль по разделу «Основы выживаемости».

        Степень усвоения теоретического материала по данной теме определяется в конце учебного года посредством зачета; практическое овладение материалом оценивается в условиях похода выходного дня в мае. Во время проведения походов обучающиеся делятся на отделения (звенья) и участвуют в конкурсе на лучший бивак, ночлег, костер, лучшее приготовление пищи и т.п.

Контроль по разделу «Ориентирование, топография»

        Теоретическая подготовка оценивается с помощью зачета  в конце учебного года. Практическое освоение материала оценивается по итогам задания в полевых условиях, участия в соревнованиях на первенство школы, города по ориентированию.

Контроль по разделу «Стрелковая подготовка».

        Учащиеся в начале каждого года сдают зачет по мерам безопасности. Формой оценки степени усвоения материала служат контрольные соревнования. Предполагаемая степень овладения материалом отражается в разделе «Конечный результат». Кроме того, обучающиеся принимают участие в различных мероприятиях: соревнованиях, посвященных дню защитника Отечества.

Контроль по разделу «Основы военных знаний» и  «История Вооруженных Сил  России».

Зачет по теоретическому материалу в конце учебного года в форме теста.

Предполагаемые результаты, формы и критерии оценки полученных знаний, умений и навыков по разделам и годам.

Раздел 1. Общефизическая подготовка.

Год обучения

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

1-й

Основы гигиены и закаливания.

Основы здорового образа жизни.

Основные принципы физической подготовки: регулярность, постепенность и т.п.

Формы самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит т.п.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Сила, силовая выносливость:

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 20 раз.

Подтягивание на высокой перекладине – прирост в результате за учебный год – 4 раза.

Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, руки у подбородка – 30 раз.

Приседания на двух ногах на всей стопе, руки за головой – 100 раз.

Общая выносливость.

Кросс 1000 м. – 5 мин. 30 сек.

Ловкость, координация.

Акробатические упражнения:

Кувырок через голову вперед и назад.

Переворот разгибом (бланш).

Стойка на голове 10 сек.

«Колесо».

Форма отслеживания результатов:

Практическое выполнение упражнений.

(Правильность выполнения акробатических упражнений оцениваются по пятибалльной шкале).

2-й

Физиологическое воздействие гигиенических и закаливающих процедур и их значение в процессе физической подготовки.

Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы.

Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Физические кондиции

Скорость:

Бег 100 м – 15 сек.

Сила, силовая выносливость:

 сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) – 30 раз.

Подтягивание на высокой перекладине – 6 раз.

Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка – 50 раз. Приседания на одной ноге «с пистолетиком» - по 5 раз.

Общая выносливость:

Кросс 3000 м. – 15 мин. 30 сек.

Ловкость, координация:

Акробатические упражнения:

Подъем разгибом. Стойка на руках – 10 сек.

Форма отслеживания результатов:

Практическое выполнение упражнений.

(Правильность выполнения приемов оценивается по пятибалльной шкале).

3-й

Основы спортивной тренировки – физическая форма, физические кондиции, тренировочные циклы.

Влияние дыхания на физическое и психологическое состояние бойца.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Физические кондиции

Оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»

Бег 100 м:

Отл.-13,5 сек, хор.-14 сек., удовл.-15 сек.

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола) отл.-40 раз, хор.-30 раз, удовл. – 25 раз.

Подтягивание на высокой перекладине:

Отл.-11 раз, хор.-8 раз, удовл.-6 раз.

Сгибание-разгибание туловища в положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки у подбородка:

Отл.-60 раз, хор.-50 раз, удовл.-40 раз.

Кросс 3000 м:

Отл.-13 мин., хор.-13 мин. 30 сек., удовл.-14 мин. 30 сек.

Ловкость, координация:

Акробатические упражнения.

Форма отслеживания результатов.

Практическое выполнение упражнений.

(Правильность выполнения акробатических упражнений оценивается по пятибалльной шкале).Плаванье. уметь проплывать 25 м без учета времени.

Раздел 2. Строевая подготовка

Год обучения

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

1-й

Понятие строя, фланги, шеренга, колонна

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Строевые упражнения на месте. Отработка строевого шага.

Практическое выполнение упражнений.

(Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).

2-й

Строевые упражнения в движении. Подход к командиру. Отдание чести. Отработка строевого шага.

Практическое выполнение упражнений.

(Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).

3-й

Строевые упражнения в движении. Рапорт командиру. Отработка строевого шага. Практическое выполнение упражнений. (Правильность выполнения строевых упражнений оценивается по пятибалльной шкале).

Раздел 3-4. Основы выживаемост,.топография.

Год обучения

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

1-й

Источники возникновения возможной опасности в условиях города.

Основы здорового образа жизни.

Первая медицинская помощь при отравлениях, обморожениях, тепловых ударах, ожогах.

Добывание пищи и воды в условиях средней полосы.

Приготовление снаряжения для похода.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Оказание первой помощи при порезах, ожогах – остановка кровотечения, обеззараживание, наложение повязок.

Использование ватно-марлевой повязки, противогаза, ОЗК.

Разведение костров для приготовления пищи, оборудование стоянок, постройка шалаша, вигвама.

Однодневный поход 10 км.

Форма отслеживания результатов:

Зачет в условиях однодневного похода.

2-й

Чрезвычайные и экстремальные ситуации техногенного и криминогенного характера в условиях города.

Характеристика состояний, требующих первой помощи.

Первая помощь при переломах и инфекционных заболеваниях.

Добывание пищи.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Остановка венозного и артериального кровотечения; первая помощь при переломах; транспортировка пострадавших.

Использование войскового прибора химической разведки, индивидуального дозиметра.

Обустройство ночлега в лесу в зимних условиях.

Обеззараживание воды,приготовление пищи.

Марш-бросок 6-7 км. в условиях двухдневного похода.

Форма отслеживания результатов:

Зачет в условиях двухдневного похода.

3-й

Чрезвычайные ситуации природного происхождения.

Оружие массового поражения.

Особенности выживания в различных географических и климатических условиях.

Ядовитые растения и животные.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Спасения и первая помощь утопающим.

Поведение при применении оружия массового поражения: использование ОЗК, противогазов, противочумных комбинезонов. Добывание воды  в условиях засушливого климата; добывание пищи.

Марш 10 км в условиях двухдневного похода.

Форма отслеживания результатов:

Зачет в условиях двухдневного похода.

Раздел 5. Стрелковая подготовка.

Год обучения

Обучающийся должен знать

Обучающийся должен уметь

1-й

Правила и меры безопасности при обращении с оружием и стрельбе. (к оружию допускаются обучающиеся после сдачи зачета по мерам безопасности).

Правила прицеливания.

Форма отслеживания результатов:

Зачет в конце учебного года.

Выполнение норматива «Юный стрелок» - 40 очков в стрельбе из пневматической винтовки на контрольных соревнованиях в конце учебного года.

2-й

Понятие баллистики.

Внесение поправок при прицеливании.

Форма отслеживания результатов:

Зачет в конце учебного года.

Выполнение норматива «Меткий стрелок» - 43 очка в упражнении МВ-6 из малокалиберной винтовки лежа с упора, дистанция 25 метров на контрольных соревнованиях в конце учебного года.

3-й

Устройство и взаимодействие частей и механизмов стрелкового оружия.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Сборка-разборка АК-47 – 45 сек.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

Раздел 6. Основы военных знаний, История Вооруженны России.

Год обучения

Обучающий должен знать

1-й

История Вооруженных Сил России:

Войны и боевые действия племен, живших на территории бывшего СССР до образования Российского государства; войны Древней Руси; княжеские дружины и ополчение; Александр Невский; татаро-монгольское иго; завоевание новых земель при Иване Грозном; войны XVI-XVII веков; реформы Петра Великого; Российская армия XVIII – начала XX веков.

Российская и советская военная геральдика.

Знаки отличия в российской армии.

Виды вооруженных сил и рода войск.

Силовые структуры и правоохранительные органы СССР и России.

Конституционные положения о воинской обязанности.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

2-й

Символы воинской чести.

Назначение и состав Вооруженных Сил и силовых структур России.

Основные положения военной доктрины РФ.

Российская и советская военная геральдика.

Знаки отличия в российской армии.

Виды вооруженных сил и рода войск.

Боевые возможности, техника и вооружение ВС России.

Форма отслеживания результатов:

Устный зачет в конце учебного года.

3-й

Основные положения Федеральных законов «Об обороне», «О безопасности», «О воинской обязанности и военной службе»;

Российская и советская военная геральдика.

Знаки отличия в российской армии.

Виды вооруженных сил и рода войск.

Структура и назначение силовых структур и правоохранительных органов РФ.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные результаты

Проявление познавательных интересов и активности в процессе обучения:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- эмпатия, как понимание чувств людей и сопереживание им.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы:

- знакомство с миром профессий;

- формирования уважительного отношения к труду;

- развитие опыта участия в социально значимом труде;

- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

Регулятивные УУД

Осуществлять действия  по реализации плана:

- проявлять инновационный подход к решению задач в процессе технологического процесса, поиск новых решений;

- самостоятельно организовывать и выполнять творческие работы  по созданию изделий;

- приводить примеры, подбирать аргументы  по обоснованию технико-технологического и организационного решения;

- выявлять потребности, проектировать и создавать объекты, имеющие потребительскую стоимость;

- работать в соответствии с планом работы, корректировать свою деятельность и исправлять ошибки с помощью учителя;

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- учиться давать оценку выполненным действиям;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- определять причины ошибок и находить способы их исправления.

Познавательные УУД

Отбор источников информации для поиска нового знания, добывать информацию из различных источников и разными способами:

- использовать различные источники информации (энциклопедии, справочная литература, Интернет-ресурсы и другие базы  данных) для решения познавательных и коммуникативных задач;

- сопоставлять и отбирать нужную информацию, полученную из различных источников.

Переработка  различных источников информации для решения  познавательных  и коммуникативных задач:

- определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Преобразовывать информацию для получения необходимого результата:

- уметь передавать содержание с использованием речевых средств.

Коммуникативные  УУД

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другим людям:

- уважительное отношение к мнению, культуре, языку, вере, традициям других людей;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и учащимися:

- умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем;

- работать индивидуально и в группах;

- находить общее решение и разрешать конфликты;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Освоение социальных норм,  правил поведения и форм социальной жизни:

- участие в общественной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Всего часов

Теория

Практика

Всего часов

Теория

Практика

Всего часов

Теория

Практика

1

Общефизическая подготовка

105

4

101

110

3

107

84

-

84

2

Строевая подготовка

44

3

41

44

2

42

26

-

26

3

Основы выживаемости

5

5

-

5

5

-

5

-

5

4

Ориентирование топография

5

1

4

4

1

3

3

-

3

5

Стрелковая подготовка

27

2

25

27

1

26

15

-

15

6

Основы военных знаний, История Вооруженных Сил  России

24

24

-

20

20

-

7

7

-

Итого

210

39

171

210

32

178

140

7

133

7

Выездные мероприятия

По специальному плану

СОДЕРЖАНИЕ

1 Раздел. Общефизическая подготовка

Задачи раздела:

  1. Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей.
  2. Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности обучающихся, развитие необходимых психических качеств: смелости, решительности, хладнокровия и т.п.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Основы гигиены и закаливания

2

1,5

-

2

Методы развития выносливости:

1) интервальный;

2) повторно-переменный;

3) сопряженных воздействий;

4) соревновательный;

5) круговой.

1

0,5

-

3

Внутреннее состояние бойца

1

1

-

Итого

4

3

-

Практические занятия

1

Разогревающие упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки, равновесия и осанки (общеразвивающие упражнения) -обязательны для каждого занятия.

33

36

30

2

Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика.

68

71

54

Итого

101

107

84

Примечание: на 3-м году, обучающимся даются задания для самостоятельной подготовки по ОФП.,   а так же по возможности,  включается плавание.

Раздел 2. Строевая подготовка.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Строй, понятие строя, фланги, колонна.

3

2

-

Итого

3

2

-

Практические занятия

1

 Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (без оружия).

20

14

8

2

Одиночные строевые упражнения на месте, строевые упражнения в движении, повороты, отработка строевого шага (с оружием).

10

14

9

3

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении (с оружием, без оружия)

11

14

9

Итого

41

42

26

Раздел 3- 4. Основы выживаемости(Топография)

Задачи раздела:

  1. Осознание обучающимися перманентности факторов опасностей в процессе жизнедеятельности и в повседневной жизни, получение знаний, умений и навыков предвидения, распознания и своевременной оценки их опасного, негативного воздействия.
  2. Освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения и деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
  3. Развитие у обучающихся таких качеств как ответственность, трудолюбие, обдуманность поведения, терпение, настойчивость в достижении цели, уважение к людям, бережное отношение к окружающей среде.
  4. Овладение навыками выживания в различных природных и климатических условиях.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Начальная медицинская подготовка: характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи.

1

1

-

2

Первая медицинская помощь при травматизме (при травмах, переломах, ушибах).

1

1

-

3

Первая медицинская помощь при инфекционных заболеваниях

1

1

-

4

Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

1

1

-

5

Выживание в различных географических и климатических условиях.

1

1

-

Итого

5

5

-

Практические занятия

1

Первая медицинская помощь при ожогах, отравлении.

-

-

2

Первая медицинская помощь при травмах, переломах, ушибах.

-

-

3

Первая медицинская помощь при утоплении, ранениях.

-

-

1

4

Защита от оружия массового (радиационного) поражения.

-

-

1

5

Защита от оружия массового (химического) поражения.

-

-

1

6

Защита от оружия массового (бактериологического) поражения.

-

-

1

7

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров, ориентирование на местности.

-

-

1

8

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: добывание и обеззараживание воды и пищи, топографические карты.

-

-

1

9

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: съедобные и лекарственные растения, следопытство.

-

-

1

10

Походная, маршевая подготовка.

-

-

1

Итого

-

-

8

Примечание: в приведенной таблице  учтены занятия, проводимые в условиях походов выходного дня.

Раздел 5. Стрелковая подготовка.

Задачи раздела:

  1. Овладение военно-прикладными умениями и навыками: безопасным обращением со стрелковым оружием, меткой стрельбы и др.
  2. Развитие дисциплинированности, хладнокровия, выдержки, концентрация внимания.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

Теоретические занятия

1

Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.

0.5

-

-

2

Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость.

0.5

-

-

3

Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку.

1

-

-

4

Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия.

-

1

-

Итого

2

1

-

Практические занятия

1

Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажатий на спусковой крючок, координации).

20

15

5

2

Тренировка в стрельбе на кучность. Результат.

5

11

10

Итого

25

26

15

Раздел 6. Основы Военных знаний и История Вооруженных Сил России.

Задачи раздела:

  1. Привитие обучающимся любви к своему Отечеству, интереса к его истории.
  2. Знакомство с Конституцией РФ, законами, основными правами и обязанностями граждан России.
  3. Изучение истории и традиций Вооруженных Сил России.
  4. Формирование потребности неукоснительного следования таким понятиям как честь, достоинство, милосердие, справедливость.

№ п/п

Тема

Количество часов по годам обучения

I год

II год

III год

1

История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести. (Древняя Русь, Московское государство, Императорское государство)

2

1

2

История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.(в период СССР)

2

1

3

История и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести.( период 1991г.-2010г.)

2

1

4

Основы обороны и безопасности государства.

2

1

5

Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе.

3

1

6

Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государства.

3

1

7

Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе.

2

1

8

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (ВМФ).

1

2

9

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (ВВС).

1

2

10

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (СВ)

1

2

11

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (КВ)

1

2

12

Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС  РФ (ВДВ)

1

2

13

ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (США)

1

1

2

14

ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Великобритания, Франция, ФРГ)

1

1

3

15

ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение (Китай)

1

1

2

Итого

24

20

7

Примечание: в таблице не учтены занятия, проводимые в условиях походов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 Литература для учителя:

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  4. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015годы”ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/#ixzz3E9mCDgpN
  5. Федеральная программа развития образования в Российской Федерации.
  6. Базарный Ф.Д. Основы выживаемости. Методическое пособие. – М., 1995.
  7. Сюньков В.Я. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. – М., 1992.
  8. Колядов А.А. В помощь туристу. – М., 1985.
  9. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 1985.
  10. Военная история России. Учебник для вузов.- М. Воениздат. 1993.
  11. На службе отечеству. – МО РФ. 1999г.

Использование Интернет

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
  13. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. http://www.coldwar.ru/conflicts/afgan/afghan7.php
  2.  http://slovari.yandex.ru/dict/io/article/io/19000/10592.htm
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)
  4.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9E%D0%92
  6.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%82
  7.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8.  http://www.iremember.ru/
  9.  http://www.museum.ru/M421
  10. http://rsva-ural.ru/library/mbook.php?id=595

Литература для детей:

Наставления по гражданской обороне.  // Аст, Астрель. 2011

Устав вооруженных сил РФ: «Эксмо» Москва, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...