Формирование компетентности и обучение ориентированию-одно из средств для подготовки к будущей профессии
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Данильченкова Ольга Егоровна

В процессе обучения спортивному ориентированию у школьников формируются и развиваются ключевые компетенции - универсальная  система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Это делает ориентирование актуальным и оно приобретает, помимо стратегического и прикладное значение. В будущем обучающиеся могут применить свои знания в геодезии, в геологии, военной топографии, спелеологии, географии. А также коммуникативные, информационные умения и навыки, приобретённые в спортивном ориентировании могут послужить прекрасным инструментом для развития в человеке лидерских качеств (президент ИОФ Сью Харви )Реализуя  компетентностный подход при обучении, который ставит следующие цели: умение жить, умение работать, умение жить вместе, умение учиться мы формируем три составляющие формулы компетентности:.гибкость ума,мобильность знания,критичность мышления.Все три составляющие ведут к организованности. А ей нужна интеллектуальная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важно отметить, что сегодня проблематика профориентации обучающихся в  обществе выходит на иной уровень. Поэтому формирование компетентности и обучение спортивному ориентированию в современном обществе будет способствовать успешной социальной и профессиональной адаптации выпускников школ. Доклад посвящен пониманию сущности и структуры, формируемых у учащихся компетенций, охарактеризованы их основные компоненты.

В статье рассматриваются вопросы формирования ключевых образовательных компетенций на занятиях спортивным ориентированием, роль активных и интерактивных педагогических технологий, значительное внимание  уделяется использованию метода обучения интеллектуального развития как одного из важнейших компонентов современных технологий для творческого развития и самореализации личности обучающихся.

Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности

В этой ситуации учитель вынужден «быть в курсе событий», следить за за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними. В педагогике принято формируемые учебные умения и навыки разделять на специальные (предметные) и общие (учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные). При этом общие компетенции трактуются как такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», — гласит китайская мудрость.

Прежде всего, необходимо отметить, что активность учащихся реализуется через их деятельность. И если на других уроках преподаватель непосредственно контролирует деятельность ученика, находится в прямом контакте с ним, то на занятиях спортивным ориентированием возможна самостоятельная работа ученика один на один в лесу. Самостоятельность учащихся следует за их активностью и как показывает практика, наиболее полно проявляется в любой творческой деятельности.

В спортивном ориентировании уникальность деятельности состоит из творческой составляющей. Основа творчества - абстрактное мышление. Знаковая система. Здесь каждое творчество индивидуально. Идет выполнение логических операций сравнения, анализа, идет управление своей деятельностью, контроль и коррекция. А значит идет формирование разумно-развитой личности.

Сейчас мне уже за 40 лет. Мастером спорта может быть не стану. И все же каждый раз, когда предоставляется случай, я выхожу на старт. Передо мной лес, полный загадок и неожиданностей. Мелькает тревожная мысль: справлюсь ли? (Как никак тренер).

Сигнал – и я убегаю с поляны. В руках у меня карта – листок бумаги, испещренный десятками значков и линий: просеки, дороги, поляны и болотца, овраги и ручьи. Бросаю взгляд на карту. Вот место старта, а здесь на вырубке первое КП. Судьи поставили КП там, куда не ведет дорога, ни тропинка. Лихорадочно соображаю. Всплывают слова: «Думать надо». В ориентировании «думать» можно по-разному. А вот как организовать движение? – вот где думать нужно.

Итак. Есть два варианта пути. Один из них, на первый взгляд, самый простой-по азимуту. Но попробуй пробежать больше километра по прямой через завалы и овраги! Выгода второго варианта сомнительна: по дороге до просеки, потом по просеке к оврагу – и вверх по нему до вырубки. Путь длиннее. А времени на раздумье нет. Пока размышляла утекло 2 мин и мимо промчались три соперника. Так и тянет сорваться вслед за ними. «Имей выдержку и продумай свой вариант до конца»- слышу внутренний голос. Иначе получиться как в прошлый раз, когда пришлось выслушивать популярную среди ориентироващиков истину: «Дурная голова ногам покоя не дает». Прихожу к мысли, что спортивное ориентирование – организационно-сложная деятельность. И наивно полагать, «Не беги быстрее, чем думает голова». Деятельность в СО состоит из разноплановых частей: картография, физическая, техническая, тактическая, психологическая, интеллектуальная. Это напряженная работа мысли, связанная с большой физической нагрузкой и способствует развитию психологических и интеллектуальных качеств личности. Физик Владимир Самойлов выразил свое кредо формулой: «Голова+ ноги=ориентирование+ спортивность».

«Меня рядом с тобой в лесу нет, сам принимай решения и сам их выполняй» - звучат слова тренера с первых занятий. Решаю взять азимут на овраг. Он такой длинный, что мимо него проскочить невозможно. Бегу, считаю на ходу шаги, ухитряюсь смотреть в компас, по сторонам, под ноги. Вот и овраг. Пробираюсь через заросли: вот-вот увижу бело-оранжевую призму. Но что это? Овраг кончился ,а вырубки нет. Тщетно вглядываюсь в чашу леса. Петляю вокруг, как заяц. КП нет. Опять мучительное раздумье! Внезапно осенило: овраг, в котором нахожусь, гораздо меньше показанного на карте. Конечно, это ответвление «моего основного» оврага. Через мин КП взят. Когда финиширую, выясняется, что мой результат вдвое хуже времени победителя. От меня ускользнул ход борьбы за первое место, но я почувствовала трассу, поняла ее тонкости, разобралась в загадках. Возвращаюсь домой, анализирую, что я делала неправильно на дистанции. Многое было упущено. Однако было ясно и другое: я не сдалась и, несмотря на определенные проблемы, продолжала бороться. Разве это не является результатом учебно-познавательной, самообразовательной, личностной компетентностей, которые раскрывается через 
– знание своих сильных и слабых сторон;
–            способность к рефлексии;
 

–        гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
–           постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

В процессе обучения спортивному ориентированию у школьников формируются и развиваются ключевые компетенции - универсальная  система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Это делает ориентирование актуальным и оно приобретает, помимо стратегического и прикладное значение. В будущем обучающиеся могут применить свои знания в геодезии, в геологии, военной топографии, спелеологии, географии. А также коммуникативные, информационные умения и навыки, приобретённые в спортивном ориентировании могут послужить прекрасным инструментом для развития в человеке лидерских качеств (президент ИОФ Сью Харви):

  • В ориентировании всегда приходиться принимать решения, идти на риск, оценивать ситуацию, где слишком много неизвестных, а также работать в состоянии стресса.
  • Это определение возможностей и неудач, планирование и прогнозирование вперед, способность оглядываться назад, анализировать свои ошибки и учиться на своих ошибках
  • Понимание ценности тренировок.

Реализуя  компетентностный подход при обучении, который ставит следующие цели: умение жить, умение работать, умение жить вместе, умение учиться мы формируем три составляющие формулы компетентности:

  1. Мобильность знаний. В ориентировании Зн – не просто информация, а та, что быстро изменяется, найти, перевести в опыт. Например: организовать восприятие местности из карты через систему действий: понимание пространства, генеральное выполнение, детализация генерального выполнения, реализация прогноза развития местности.
  2. Гибкость ума. Умение использовать эти знания в конкретной ситуации. Информация разная и за этим стоит качество выполнения действий: понимание (а что нужно?),выделить информацию из общего хаоса, формирование образа местности- модели местности.
  3. Критичность мышления. Адекватное оценивание себя, своего места в мире представления, в мире карты, в мире местности, в жизни, наконец.

Все три составляющие ведут к организованности. А ей нужна интеллектуальная деятельность.

Знания ничто, пока мы не начнем использовать их в своей деятельности. Рассмотрим, почему и зачем мы занимаемся ориентированием? Это:

  • Интересная, веселая деятельность
  • Часто меняются эмоции
  • Сама соревновательная дистанция-приключение
  • Удовольствие от гонки
  • Спортивная гордыня
  • Надежда на чудо
  • Природа
  • Повышение мастерства
  • Жить процессом творческого ориентирования.

Исходя из этого понимания можно выделить три направления занятий и получения знаний:

  1. Низкий уровень знаний - желание отдыхать и развлекаться. Подразумевает бежать в ту сторону, определять значимые ориентиры, и находить их в карте
  2. Средний уровень – жажда спортивных побед. Наметил значимые ориентиры и с напряжением ждет появление их на местности.
  3. Высокий уровень знаний – радость от сложно -  творческой спортивной деятельности. Использует системное ориентирование. По прогнозу, по нитке пробегания стремительно бежит. Точечно, в каждый момент времени ощущает себя в карте и на местности.

Формирование в логике компетентностно - деятельного подхода проходит путь из «знаньевого» периода в ЗУН.

ЗУНы---применение ЗУН на практике---выход на новые ЗУНы компетентности---интеллект----опыт.

Деятельность  на занятиях должна быть осмыслена и значима: что хочу сделать, зачем это делаю, как я делаю, как сделал.

Для успешности обучения формирования ключевых компетентностей выделим следующие моменты:

  обеспечение активности обучающегося через его любознательность, интерес и мотивацию;

  • развитие памяти, внимания и критического мышления;

 развитие творческих способностей

 способность демонстрировать свои знания, умения и навыки в спортивной, учебной деятельности;

  способность связать обучение с жизнью и практикой;

 Методические приемы:

 1. Подведение обучающихся к противоречию и предложения им способа его разрешения;

 2. Побуждение обучающихся делать исправления, анализировать, обобщать, формулировать выводы из ситуации, сопоставлять некоторые факты, своими силами отбирать различные средства для решения возникшей проблемы;

3. Составление частично поисковых проблемных задач;

4. Роль домашней работы с картографическим материалом. Проверка знаний обучающихся, которые содержат задания разного уровня;

5. использование знаний по ориентированию для решения задач из окружающей действительности.

Реализуя компетентностный подход при обучении спортивному ориентированию были получены следующие результаты :

  • интеллектуальная деятельность в сочетании с физической нагрузкой способствовала улучшению работы мыслительного процесса, формированию оперативного мышления
  • используемые алгоритм действий планирования пути по мере восприятия картографического материала, развития местности, ее прогнозирования, а также используемые дистанционные формы и методы обучения позволяли формированию и развитию навыков самостоятельной работы, готовности к принятию самостоятельного решения;
  • упорство в достижении цели , соревновательная деятельность как одна из главных форм обучения способствовали активности, дисциплинированности, умению ценить свое время, успешной социализации
  • основными результатами является стабильный рост качества знаний, умений обучающихся на лесных дистанциях.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов средствами предметной подготовки и профессиональной практики: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек, О.В. Миронова)

Международная научно-практическая конференция (2012г.).Форма участия: заочная.Тема доклада: "Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал...

"Формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии в контексте личностно-ориентированного воспитания"

В настоящее время для учащихся 11 классов выбор будущей профессии сложный процесс. Поэтому, через внеклассные мероприятия, через уроки историиЮ пытаюся формировать у учащихся сознательное отношение к ...

Формирование у обучающихся устойчивого интереса и значимости своей будущей профессии через уроки математики

Обучая   математике в среднем профессиональном учреждении, я столкнулась с проблемой. Обучающиеся не понимают, с какой целью изучают математику в рамках их рабочей профессии....

Формирование интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка

В статье автор делится эффективными приемами опытом  формирования интереса учащихся к будущей профессии на уроках английского языка...