Мониторинг физ. развития учащихся
учебно-методический материал по физкультуре

Цыбиков Саян Владимирович

Мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_fizicheskogo_razvitiya_uchashchihsya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье предложены формы и методы проведения мониторинга физического развития учащихся учителем на уроках физической культуры.  

Ключевые слова: здоровье, мониторинг физического развития, здоровый образ жизни, диагностические пробы, индексы.

Собственные наблюдения человека за тем,

что ему хорошо, а что вредно,

есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья.
Фрэнсис Бэкон
 

Человек должен знать,

как помочь себе самому в болезни, имея в виду,

что здоровье есть высочайшее богатство человека.
Гиппократ

Кто из родителей не мечтает видеть своих детей умными, красивыми и прежде всего здоровыми?  Забота о здоровье ребенка – главная задача родителей. С первых дней жизни от них зависит благополучие малыша. Но вот ребенок пошел в детский садик, затем в 1 класс и вот тогда забота о здоровье ребенка ложится не только на родителей, а и на  плечи воспитателей и  учителей.

«Здоровье - всему голова» - гласит мудрая народная пословица. И действительно, физическое и психическое здоровье - непреходящая ценность для человека. Великий русский демократ Н.Г.Чернышевский писал: «Здоровье никогда не может потерять своей цены». Понятия «здоровье»   и   « болезнь» тесно взаимосвязаны, но рассматривать  понятие «здоровье» как противоположность  понятию «болезнь»– не правильно, потому что наличие или отсутствие здоровья свидетельствует только о потере  или сохранении части здоровья.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.  

Дети и молодежь занимают важное место в социальной структуре общества. По данным социологических исследований, именно эта категория наименее социально защищена в современных условиях: растет детская заболеваемость и смертность, заметна тенденция к ослаблению здоровья.

Неправильный режим дня, загруженность в школе, стрессы, несбалансированное питание, недостаток двигательной активности являются причиной появления различных хронических заболеваний. Для их профилактики необходимо вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие.

Согласно таким правовым документам:

-  Конституция Донецкой Народной Республики (ст.34),

- Закон  Донецкой Народной Республики «Об образовании» (ст.45, ст.93),

 - Положение  о мониторинге качества образования в образовательных организациях дошкольного и общего образования Донецкой Народной Республики,  

- «Государственный образовательный  стандарт основного общего образования на 2015-2017 гг.»,  

- Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики  разработан ряд мер и установок по внедрению современных инновационных технологий для укрепления  и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной деятельностью.

Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни у детей и
подростков, профилактика негативных явлений в молодежной среде являются одними из приоритетных в деятельности педагогических коллективов образовательных организаций.

Одними  из приоритетных направлений педагогической деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;

- формирование умения у учащихся вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств;

- оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб4

- определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией.

В связи введением Государственных образовательных стандартов общего образования в преподавание предмета «Физическая культура» введена в базовую часть тема «Мониторинг физического развития».

    Цель статьи  - раскрыть тему «Мониторинг физического развития» с практической стороны, познакомить специалистов  с формами и методами   измерений функциональных возможностей организма учащихся на уроке физкультуры.

Тема «Мониторинг физического развития» включает в себя отслеживание функционального состояния и уровня физического здоровья учащихся, а также исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья.

Согласно программе тема «Мониторинг физического развития» включает в себя 6 функциональных проб  и  индексов: «Проба Руфье», «Проба Штанге», «Индекс Кетле», «Индекс Робинсона», «Индекс Шаповаловой», «Проба Ромберга»,  которые характеризуют уровни функциональных  возможностей систем организма.

Согласно рекомендациям отдела физической культуры и спортивно-массовой работы Донецкого РИДПО функциональные пробы проводятся в сентябре,
апреле-мае месяце, для выявления состояния организма, а  так же определения динамики развития функциональных систем.

На первом уроке я провожу вводный инструктаж по технике безопасности на уроке физкультуры, рассказываю учащимся про требования  по предмету, про базовые темы учебного процесса и знакомлю их с первой темой: «Мониторинг физического развития», на которую я выделяю 6 часов. Я могу распределить измерение функциональных проб на все 6 уроков, а могу на 3-4, все зависит от количества учащихся на уроке. Но как показывает практика уже много лет, первый урок является теоретическим вводным уроком. На втором уроке я даю себе цель провести 2 относительно несложные пробы: «ПробаШтанге» и«Проба Ромберга».

Итак, начнем.

1.Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Показатели, полученные этим методами, говорят о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека. Пробы с задержкой дыхания (асфиксией) выполнимы в любой обстановке, просты, не требуют аппаратуры.

Моя задача при выполнении пробы сразу охватить весь класс. Для этого  я выстраиваю учащихся в одну шеренгу по периметру всего спортивного зала, сама становлюсь в центр. Дети принимают исходное положение: основная стойка, ноги на ширине плеч, делают 2-3 глубоких вдоха и выдоха.  Затем по моей команде после глубокого вдоха  большим и указательным пальцами одной руки закрывают нос, вторая рука опущена. Я включаю секундомер и начинаю громко считать: раз,  два, три и т.д. Ребенок не только задерживает дыхание, он слушает мой счет. Как только учащийся  прекращает тест, делает выдох, опускает руку, он должен еще и запомнить цифру, на которой он остановился. Я прекращаю считать только после того, как вижу у всех детей опущенные руки. Все, тест пройден, дети запомнили свои результаты, я фиксирую в журнал мониторинга.

Проба  Штанге является обязательной для учащихся всех медицинских групп, исключение составляют освобожденные дети ВКК и дети, которые находятся на индивидуальном обучении и  учащиеся, страдающие астмой.

Таблица оценивания проб имеется  в Программе по физической культуре. По опыту работы знаю, что если брать в % соотношении на начало учебного года в 5-7 классах из 100% -5 баллов (10%),4 балла-45-50%,3 балла-40 %.

На конец года из 100% -5 баллов (10-15%),4 балла-50-55%,3 балла-30-35 %.

2.Проба Ромберга-выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Эта проба свидетельствует о нормальной координации движений и работе ЦНС.

Эту проба несложная и можно ее принимать сразу после пробы Штанге.

Я выстраиваю учащихся в одну шеренгу по периметру всего спортивного зала, сама становлюсь в центр. По моей команде учащиеся принимают исходное положение основная стойка, ноги на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Я включаю секундомер и начинаю вслух считать, на секундомер стараюсь не смотреть и хожу вдоль зала, наблюдая за детьми. Дрожание пальцев рук, покачивания, а тем более быстрая потеря равновесия указывают на нарушение координации и, исходя из этого, учащийся открывает глаза и опускает руки, запоминая цифру моего счета. Если я вижу, что пошатнувшись, ребенок продолжает тест, я сама подхожу и опускаю ему руки, назвав его цифру. Как только все дети опустят руки, я выключаю секундомер и прекращаю считать. Результаты записываю в журнал. Исходя из опыта  работы 99% учащихся имеют 5 баллов.

3.Индекс Кетле–это индексмассы тела, с помощью которого можно определить степень ожирения и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела.

Для проведения этого индекса я не приношу в спортивный зал ростомер, весы и т.д. В преддверии начала нового учебного года все школьники должны пройти медосмотр.Я иду в медицинский кабинет и изучаю справки медосмотра учащихся и вношу в таблицу данные роста и веса ребенка. Если ребенок еще не прошел медосмотр, я задаю ему домашнее задание: измерить свои данные в домашних условиях.

 Таблица для расчета индекса есть на сайте Донецкого РИДПО, можно воспользоваться таблицей  расчета онлайн или калькулятором. Формула проста: необходимо разделить вес человека (в килограммах) на квадрат его роста (в метрах). Например :рост у ребенка 6 класса 1,48м,вес 35 кг. Значит 1,48 x 1,48 =2,19. Затем 35:2,19 =15,98.Смотрим в таблицу – у этого ребенка гармоничное сложение, ему 5 баллов.

При расчете индекса, я заметила такую закономерность : в 5 классах преобладает дефицит массы, в 6-7 -10% дефицит, 10%-гармоничное (+),т.е.3 балла,40% гармоничное(-) и 40% гармоничное соотношение массы и роста .

4.Индекс Робинсона используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме.Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышц сердца. По этому показателю косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом.

Для того, чтоб посчитать индекс Робинсона для Вашего организма, необходимы данные о частоте сердечных сокращений и систолическое артериальное давление ("верхнее").

Для измерения ЧСС нужен покой организма, для этого мне необходимо, чтобы класс, придя ко мне на урок, посидел на лавке в тишине 4-5 минут. Для начала я напоминаю детям, что есть три вида измерения ЧСС (приложить к левой стороне грудной клетки ладонь; можно использовать лучевую артерию и сонную артерию). Мы измеряем пульс, проводим апробацию столько, сколько нужно, чтобы все усвоили. Затем при полной тишине я включаю секундомер и засекаю для детей 5-7 классов 30 секунд. Вы спросите, почему 30,а не15,а потому что дети маленькие и не сразу смогут умножить количество пульсовых биений  на 4. Им проще сложить. Получаем цифру и записываем в журнал.

Нормы сердцебиенияу детей школьного возраста (уд/мин.): школьник 7-10 лет –70-110; подросток 10-14 лет –65-100; старше 14 лет –50-100.

Граничные величины АД у детей:

10-12 лет систолическое мин.110,макс.126; диастолическое мин.70, макс.82

13-15 лет систолическое мин. 110,макс.136 диастолическое мин.70,макс.86

Но индекс Робинсона предполагает еще и измерение давления. Что я делаю в этом случае? С медработниками туго. Поэтому я даю домашнее задание. Если и дома не получается, достаю свой электронный измеритель давления на запястье и измеряю. Он прост в обращении и еще показывает ЧСС. Очень удобный   в пользовании.

Расчет  индекса  Робинсона = ЧСС (уд/мин) · АД сист. (мм рт.ст.) : 100

Итак, у ребенка 6 класса ЧСС 86 x 106 =9116 :100=91,16. Это высокий показатель – 5 баллов. Высчитываем все показатели  на калькуляторе.

Исходя из практики, меня настораживают те дети 6 класса, у которых ЧСС 98 уд.  в мин и АД 122\60. Почему такие высокие данные, сразу смотрю в листок здоровья и вижу - у этого ребенка занятия в специальной медицинской группе. Или, например, приносят АД 95\60, скорее всего у этого ребенка ВСД по гипотоническому типу, тоже уже нагрузка на уроке будет другая. Есть такие учащиеся, что АД «прыгает», чем еще опаснее. Чаще всего у таких детей часто болит голова и они постоянно плохо себя чувствуют.

5.Индекс мощности Шаповаловой характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. 

Для измерения этого индекса мне необходимы показания веса, роста ребенка и количество подниманий  туловища из положения лежа, за 1 минуту. Индекс мощности Шаповаловой я принимаю только у тех учащихся, кому не противопоказано данное упражнение. Например, нельзя выполнять поднимание туловища учащимся с прогрессирующей миопией, с ВСД, с сердечно- сосудистыми заболеваниями. Если этот ребенок по состоянию здоровья относится к подготовительной группе, я в мае месяце при оценивании темы МФР не учитываю этот индекс. Если же ребенок относится к специальной медицинской группе, то я ему в журнал за тему, как и за предыдущие темы ставлю оценку -  «зачтено».

Для выполнения индекса Шаповаловой я распределяю учащихся на пары и они, лежа на гимнастических матах по моей команде начинают одновременно выполнять упражнение на секундомер. 

Индекс Шаповаловой = масса тела (г) · количество сгибаний за 60 сек 

                                                        длина тела (см) · 60

У ребенка 6 класса масса тела 42 кг=42000 грамма x 50 (кол-во сгиб.)=2100000. Теперь длина тела 146 см x60=8760. Делим 2100000 на 8760,получаем 239. По таблице это высокий балл «5».

Исходя из опыта из 100% 5 % -2 балла,30% -3 балла,50%-4 балла,15%-5 баллов.

6. Индекс или проба  Руфьепредставляет собой несложное физическое испытание, по результатам которого можно судить о работе сердца во время физической нагрузки. Этот тест показывает, какой уровень нагрузки может выдержать человек без риска для своего здоровья.
    С 2009 года проба Руфье стала обязательным медицинским исследованием для школьников в Украине. Тест показывает на практике, в какой группе по физкультуре должен и сможет заниматься ребенок по состоянию здоровья. На основании его результатов школьнику выдают справку, где указана группа для занятий физкультурой.

При выполнении этой пробы сочетается ЧСС с  глубокими приседаниями.

Для оценивания индекса Руфье я могу воспользоваться двумя методами:

-изучить  справки медосмотра учащихся;

-измерить  на уроке физкультуры.

Если я решила принять тест на уроке, для этого мы измеряем ЧСС у детей в состоянии покоя ,сидя на лавках за 15 секунд. Фиксирую  данные в журнал.

Затем выстраиваю весь класс в шеренгу по периметру спортивного зала. По сигналу, под счет учителя весь класс одновременно начинает выполнять 30  глубоких приседаний. И сразу после последнего приседания даю команду «нашли пульс!» (у детей это обычно сразу получается, потому что после нагрузки отчетливо слышны сердечные сокращения) и даю звуковой сигнал свистка. Через 15 секунд даю свисток, но секундомер не выключаю, так как через 45 секунд опять измеряю ЧСС (все это время учащиеся стоят на своих местах). Затем в журнале фиксирую еще два показателя.

Итак: P1 – первый показатель ЧСС (до нагрузки), P2- второй (сразу после нагрузки), P3- третий показатель ЧСС (через 45 секунд после  второго измерения ЧСС).

Индекс Руфье =4 · (Р1+Р2+Р3) – 200 : 10

Итак ,у ученика 6 класса P1-23 ЧСС, P2-38, P3-25.

4x (23+38+25)-200 :10=344-200:10=144:10=14,4.

Результат выше среднего –оценка 4 балла.

Исходя из опыта работы низкий показатель и ниже среднего-10%-2 балла, средний- 40-50%-3 балла, высокий показатель 30-40% из 100% всех учащихся 5-7 классов.

Но опять же таки, индекс Руфье выполняют учащиеся, кому не противопоказано по медицинским заключениям.

При оценивании темы МФР в конце года, я суммирую все 6 оценок и делю на 6,получаем средний бал, который мы выставляем за тему в журнал успеваемости.

Тема «Мониторинг физического развития» предполагает также исследование уровня физического развития, двигательных способностей и состояния здоровья. Для этого используются в 1-4 классах 4 диагностических упражнения, в 5-11 классах - 6 диагностических упражнений оценки физической подготовленности учащихся.

Диагностика уровня развития физической подготовленности в 1-4 классах:

1. Бег 30 м - упражнение на скорость (тема легкая атлетика).

2. Наклон вперед - упражнение на гибкость (гимнастика).

 3. Прыжок в длину с места - скоростно-силовое качество (спортивные игры).

 4. Челночный бег 4х9 м-упражнение на ловкость (спортивные игры).

Диагностика уровня развития физической подготовленности  классы в 5-11 классах.

1. Бег 30 м - упражнение на скорость (тема легкая атлетика).

2. Наклон вперед - упражнение на гибкость (гимнастика).

3. Прыжок в длину с места - скоростно-силовое качество (спортивные игры).

4. Челночный бег 4х9 м-упражнение на ловкость (спортивные игры).

 5. Подтягивание-упражнение на силу (туризм).

6.Кроссовая подготовка, включает в себя бег или ходьбу, в  количественной  зависимости от  своего класса – упражнение на выносливость ( легкая атлетика).

Диагностика уровня развития физической подготовленности  выполняется два раза в год. В начале года в октябре, и в конце года в мае.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, в последней четверти выполняют тестовые упражнения, не запрещенные согласно их заболеваниям для определения уровня физической подготовленности.

          Физическое воспитание представляет собой социально-педагогический процесс, он объединяет три  основополагающих компонента:  оздоровительный, развивающий и образовательный. 

Эффективность физического воспитания  школьников определяется в значительной мере приоритетными подходами к оптимизации составляющих компонентов.

Соотношение  оздоровительного и развивающего компонентов в учебном процессе в первую очередь должен определяться физическим здоровьем, т.е. уровнем соответствия норме показателей функциональных систем организма.

При нормальном состоянии функциональных систем организма учащихся все три компонента могут быть реализованы в учебном процессе в оптимальном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг физического развития учащихся

Тестирование 9-х классов на физическое развитие....

Мониторинг физического развития учащихся.

Дано положение о мониторинге и таблицы результатов....

Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...

Мониторинг физического развития учащихся

В материале представлен пример проведения мониторинговых исследований физического развития учащихся...

Рекомендации по проведению мониторинга физического развития учащихся школы

В работе предлагается материал по изучению физического развития учащихся. Размещены методики определения антропометрии, ИГСМ. А также даны анализ здоровья учащихся за 5 лет и рекомендации по исправлен...

Мониторинг динамики развития учащихся 1- 9 класс по ФГОС

Цель: систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения....

Мониторинг физического развития учащихся 1–11 классов на начало учебного года

Мониторинг физического развития учащихся 1–11 классов...