Проблема лидерства в спортивной команде
методическая разработка по физкультуре

Егорова Алёна Юрьевна

Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами определенные отношения. Создать определенный социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе большое исскуство и большой педагогический труд.                                                                                          

                                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_liderstva_v_sportivnoy_komande.docx82.15 КБ

Предварительный просмотр:


Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

 «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

                                                           Автор: 

тренер-преподаватель

                                                                Егорова А.Ю.

Алдан

2019 г.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………….3

Глава 1. Анализ научно- методической литературы по проблеме исследования.

1.1 Социальное психолого-педагогическое обоснование в формировании взаимоотношений в малой группе…………………………………………….4

1.2 Сущность феномена лидерства……………………………………………8

1.3 Стили лидерства…………………………………………………………..12

1.4 Теоретические концепции лидерства……………………………………16

1.5 Лидерство в спортивной команде…………………………………..……19

Глава 2. Цель,задачи, методы и организация исследования………………..

2.1. Цель и задачи исследования…………………………………..…..               2.2. Методы исследования………………………………………………….      2.3. Организация исследования…………………………………………….

                                                         

3

                                                 ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность. Знание социально- психологических основ формирования взаимоотношений, управления спортивной группой помогает тренеру сделать более эффективной деятельность всего коллектива. Выделение лидеров из общей массы может как помочь тренеру в его деятельности, так и усложнить ее. Условия и возможности проявления лидерских качеств в спортивной группе представляются нам особенно интересными.                                     Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами определенные отношения. Создать определенный социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе большое исскуство и большой педагогический труд.                                                                                             На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально- психологических факторов. Одним из таких факторов является социально-психологический феномен лидерства.                             Изучение феномена лидерства началось в начале 20 века. Ряд ученых психологов внесли огромный вклад в изучение данного явления. Так начали формироваться концепции происхождения лидерства: "теория черт"- значительный вклад в развитие этой теории внесли американские ученые К.Берд и Р.Стогдили, которые пытались определитьнабор качеств необходимых лидеру; "ситуационная теория"- своим развитием обязана бихевиористическому направлению, популярному в те годы в социальной психологии и таким ученым как Д.МакГрегор, К.Левин, Р. Лайкерт; "синтетическая теория"- явились своеобразным компромиссом предыдущих теорий. Среди представителей этой теории можно выделить Б.Басса,Ф.Фидлера,Дж.Джустана.                                                                    Кроме разработки концепций лидерства ученые исследовали стили лидерства. Американские ученые К.Левин, Р.Липпит, Р.Уайт провели ряд экспериментов, в результате которых было выведено 3 основных стиля лидерства- авторитарный, демократический и либеральный, которые стали традиционным для социальной психологии. В отечественной социальной психологии развитие проблемы лидерства имело достаточно сложный и подчас противоречивый характер. Первыми работами в этой области были исследования С.О.Лазинского, Е.А.Аркина, А.О.Эалужного, Л.П.,Здгоровского и др. В этих работах рассматривались вопросы вожачества, лидерства главным образом в детских группах и коллективах.

Объект исследования. Объектом исследования является группа баскетболистов состоящая из 12 человек различной спортивной квалификации (1 и 2 спортивного разряда) и различной возрастной группы (от 17 до 28 лет).

Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности проявления лидерских качеств баскетболистов.

Гипотеза. Предполагаем, что с помощью нашей предлагаемой методики

Научная новизна.

Практическая значимость.

                                                       

Глава 1. Анализ научно- методической литературы по проблеме исследования.

1.1. Социальное психолого-педагогическое обоснование в формировании взаимоотношений в малой группе.

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.                                                        Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. «…В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и измеряются отношения между участниками совместной деятельности». В процессе формализованных совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный , но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

 -возникновение потребности и ее осознание;

 -превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

-сравнение и оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;

-формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность;

-установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности;

-возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений. (Ю.А. Коломейцев, 1984)

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе «спортсмен-спортсмен», и отношения в системе с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в системе «тренер-спортсмен».                  Каждый из этих видов взаимоотношений может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.                                                                  Формальная структура отношений в команде создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношений членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.                   Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаяхнаблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер-спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.                                                                                                              Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту. Два типа структур- формальная и неформальная- всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.                                                                                                     Формальные отношения в системах «спортсмен-спортсмен» и  «спортсмен-тренер» заранее  «запрограммированны» и обусловлены  требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и  «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой- он равноправный член этого коллектива.                 Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях- вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.                     Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен»- дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и его учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи т.д.                                                                                                 И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооцценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.                                Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды. (Ю.А. Коломейцев, 1984)

1.2. Сущность феномена лидерства.

Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воли стремились достичь неких целей.                                                Лидер же-это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия.  Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. (Л.С. Вечер, 2000)                                                                  Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. (М. Мескон, 1995)                                                                                                              Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффективными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.                                                    «Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.   Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе. (М. Мескон, 1995)

 Л.С.Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер:                                                                                                          Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удается постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет.  

 Рассудительность. По тому, как принимаются решения на высшем уровне организации, можно судить о многом. Например, лидеры преуспевающих компаний, как правило, очень много времени тратят на сбор и обработку информации.                                                                                                         Умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы заставить их «выкладываться» на работе. Иметь дело с одаренным человеком гораздо сложнее, чем с подхалимом или ничтожеством, и из-за этого очень многие, казалось бы перспективные, компании потерпели крах.

Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость- залог успешного руководства.

Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в своей работе и принимает на себя весь возможный его риск, то именно он часто терпит неудачу в своих начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения, «пробивать» идею, которую скептики уже давно похоронили, и не перестраховываться. На уверенность в своих силах огромное влияние оказывают родственники и друзья, конкретная ситуация и т.д. В США, например, неудачу рассматривают как часть умения.

Последовательность- это своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе. Справедливость. Выстраивая отношения с людьми, мы по- разному истолковываем это понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных такого вклада в работу, который гарантирует им место на фирме, то очень важно, что это правило применялось ко всем без исключения. Справедливость в решении подобных вопросов имеет огромное влияние на моральный климат в компании.

Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность- это не обязательно жестокость или бесчувственность. Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете.

Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.

Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников, а также определять стиль принятия решений. Лидеру нужно знать, как поощрять людей и как при необходимости сделать им замечания. И наконец (но не в последнюю очередь), он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше остаться в стороне,- одним словом, уметь передать другим часть своих полномочий.

Р.С.Уэнсберг (Р.С. Уэйнберг, 1998) в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующиехарактеристики:                                                                                                    ум(интеллект);                                                                                           настойчивость;                                                                                                          эмпатия;                                                                                                             внутренняя мотивация;                                                                                      гибкость;                                                                                                   амбициозность;                                                                                                  уверенность в своих силах;                                                                                            оптимизм.

1.3. Стили лидерства.  

Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в экспериментах под руководством К.Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представления о трех возможных стилях лидерства- авторитарном, демократическом и попустительском.(А.В. Мальчиков, 1987)

 Наиболее эффективен демократический стиль руководства. Тибаут и Келли указывают, что демократическое руководство характеризуется следующими особенностями:                                                                                              высокой частотой групповых действий;                                                      сравнительно низкой зависимостью от лидера;                                                 сравнительно малым недовольством членов группы по причинам, касающимся отношений членов и лидера.

Демократический стиль наиболее разумный и гуманный в руководстве. Лидер-демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется на общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.  

 Несколько менее эффективным является автократический стиль лидерства. Автократический лидер устанавливает строгую организацию группы, жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности между членами группы, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, лишь незначительную часть информации, которой располагает, доводит до группы, навязывает свое мнение, признает только свои приказания. К.Левин и Р.Леппит отмечают, что авторитарное лидерство требует неукоснительного подчинения от членов группы и приводит к большой зависимости участников групповой деятельности от лидера. (Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева, 1983)                                                                                      Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, возникают интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности. Эффективность деятельности групп, возлагаемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые  руководителем демократического типа методы участия в управлении и принятия решений большинством голосов. Именно в корпоративном мире все большую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организационных уровней. (Р.Л. Дафт, 2000)

Г.М.Андреева (Г.М. Андреева, 1980) предлагает различать в действиях и поведении лидера содержательную и техническую (формальную) стороны. Тогда каждый из трех стилей можно описать следующим образом:

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Деловые, краткие распоряжения;

Запреты без снисхождения, с угрозой;

Четкий язык, не приветливый тон;

Похвала и порицание субъективны;

Эмоции не принимаются в расчет;

Показ приемов не система;

Позиция лидера – вне группы.

Дела в группе планируются заранее (во всем объеме);

Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.;

Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль

Инструкции в форме предложений;

Не сухая речь, а товарищеский тон;

Похвала и порицания - с советами;

Распоряжения и запреты – с дискуссиями;

Позиция лидера – внутри группы.

Мероприятия планируются не заранее, а в группе;

За реализацию предложений отвечают все;

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

Тон – договаривающийся;

Отсутствие похвалы, порицаний;

Никакого сотрудничества;

Позиция лидера – не замети в стороне от группы.

Дела в группе идут сами собой;

Лидер не дает указаний;

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Л.С. Вечер (Л.С. Вечер, 2000) разделяет стили лидерства следующим образом, характеризуя их наличием определенных признаков:

Стиль, при котором лидер всегда находится в центре: лидер считает, что в группе только один достойный ум- его; ориентация на задачу; отсутствие творческого мышления; отношение к людям как к роботам; постоянный надзор за ними; отсутствие совместного обсуждения/принятия решения; работа распределяется лидером; низкая моральная удовлетворенность членов группы.

Сбалансированный стиль: обсуждение проблем (вовлечение группы); совместное принятие решений; распределение работы обычно в большой степени принадлежит самим членам группы; задействован весь потенциал людей; поощряется творческое мышление; люди чувствуют, что они нужны; высокая степень удовлетворенности у членов группы; высокая мораль; лидер доступен; работа выполняется хорошо и эффективно.

Стиль, когда в центре находится группа: непостоянное лидерство; трудно найти лидера; члены рабочей группы должны заботиться о себе сами; рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы); группа не доверяет лидеру; тенденция к низкой морали; тенденция к отходу от ориентации на задачу; нескоординированная работа; незавершенная работа.

Накопленный в мировой практике опыт позволяет сделать вывод о том, что единственно правильного стиля поведения лидера не существует. Действенный лидер это тот, кто в состоянии оценить различные факторы, влияющие на его поведение в определенной ситуации. Он может комфортно чувствовать себя и эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям ситуации. (Л.С. Вечер, 2000)

1.4. Теоретические концепции лидерства.

Личностный подход (теория «черт лидерства»)

В 1920-х годах ученые пытались определить, какие характеристики или личностные особенности являются общими для крупных лидеров. Они рассматривали особенности лидерства как относительно стабильные свойства, такие, как интеллект, независимость, уверенность в своих силах. Эти исследователи были сторонниками теории личностных особенностей и считали, что именно определенные свойства личности делают их лидерами, независимо от ситуации в которой они находятся. (Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд, 1998)                                                                                                           Социологи работающие над развитием теории «черт лидерства» изучали лидерство в различных социальных группах на уровне «микросреды»- родители, знакомые, ближайшие родственники. Они выделили десятки качеств, которыми обладает лидер- чувство юмора, такт, умение предвидеть, ум, способность, привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и др. Они считали, что отыскание черт, необходимых лидеру, является главной задачей, и стремились найти некоторые универсальные черты, характеризующие руководителей политических партий и лидеров преступного мира. Существенный недостаток теории «черт лидерства»- положение о том, что способность быть лидером является врожденной, лидер наделен определенными чертами изначально, они перешли к нему генетически, что способность управлять свойственна ограниченному кругу людей, которые определяют общественно- исторический процесс.Таким образом оказалось, что лидер и лидерство есть продукт не конкретных социальных условий, ситуаций, отношений, а врожденного комплекса биопсихических свойств, обеспечивающих власть человеку, наделенному этими свойствами.(Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева, 1983)                                                                                                         Эта теория признает врожденность и неповторимость свойств лидера, поэтому лидерство как социально- психологичекий феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам.                                                                                                Ни один «набор» характеристик не обеспечивает успешного лидерства. Ученые считали, что известные лидеры имеют общие личностные особенности, которые как нельзя лучше подходят для роли лидера и которые отличают их от тех, кто не является лидером. Однако нельзя выявить действительного лидера на основании одних лишь личностных особенностей.(Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд, 1998)

Поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»)

«Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт. Лидером группы, согласно этой теории, становится тот из ее членов, кто в данной конкретной ситуации обладает каким –то качеством необходимым в данной ситуации, и по этому качеству этот индивид превосходит других. В другой ситуации лидером может стать другой индивид, в третьей- еще один и т.д. Необходимость иметь лидеру какие –то черты здесь не отбрасывается, но лидер лишается всякой активности, его появление ставится в зависимость от случайностей ситуации, а сам он уподобляется «флюгеру».(А.В. Мальчиков, 1987)                                                                                                        Сторонники этого подхода изучали довольно узкий круг явлений (например, различные задачи) и совершенно игнорировали активность личности. Они считали, что человек является лишь функцией ситуаций, действует по обстоятельствам. (Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева, 1983)                                                                                   Сторонники поведенческого подхода  считают, что любого человека можно сделать лидером на основе усвоения поведения других лидеров. Таким образом, в отличии от предыдущего подхода поведенческий подход утверждает, что лидерами не рождаются, а становятся. Эффективное лидерство зависит от специфики ситуации. Одни лидеры в определенных ситуациях проявляют себя лучше, чем другие.(Р.С.  Уэйнберг, Д. Гоулд, 1998)

«Синтетическая теория лидерства»

Своеобразным компромиссом указанных теорий представляется «синтетическая теория лидерства», популярная в советской социальной психологии. Лидерство рассматривается этой теорией как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом. Изучать лидерство следует, начиная с целей и задач группы, не сбрасывая при этом со счета структуру личности лидера. Но отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.(А.В. Мальчиков, 1987)                                                                                       Лидерство рассматривается как процесс, возникающий из специфического набора факторов среды- культурных и групповых. Среди представителей «синтетической» теории лидерства следует назвать Б.Басса, Ф.Фидлера, Е.Холландера и Дж.Джулиана. Басс предлагает учитывать три важнейших переменных в исследовании лидерства: 1) цели группы, 2) личность лидера и 3) факторы, определяющие изменения в групповом поведении. Холландер и Джулиан рассматривают лидерство как отношения влияния между членами группы, решающими единую задачу. Отношения влияния включают прежде всего отношения лидера и последователей, когда лидер, отдавая что- то, получает нечто взамен от ведомых. При этом если вклад лидера в решение задачи значительный, то возрастает его влияние на других, повышается его статус, оценка, признание.                                                                                       В работах Фидлера, основывающихся на экспериментальных фактах, представлены новые идеи, суть которых сводится к следующему. Эффективность групповой деятельности зависит от трех факторов: 1) структурированности задачи (внешний, объективный фактор), 2) взаимоотношений членов группы (внутренний, объективный фактор), 3) силы позиции лидера (субъективный фактор) (Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева, 1983)

1.5. Лидерство в спортивной команде

Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда, а именно- оздоровительные, воспитательные, подготовительную к другим видам деятельности, эстетические, сферы общения и др. Прежде всего для малых групп характерна малочисленность их состава. Минимальный состав такой группы 2-3 человека, максимальный- 20-30 человек. Главным психологическим эффектом малочисленности состава группы является то, что ее члены могут непосредственно общаться друг с другом, вступать в личные контакты. В результате этого в группе помимо функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных социальными условиями и видом деятельности, возникает сеть эмоционально- психологических отношений, которые тесно переплетаются с  деятельностными и придают группе новые социально- психологические качества.                                                                                                        Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер- это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Используя эти сведения, были проведены исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров.                                                                       Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.                                                              Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей.                                                                                                    Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т.п.                                                                        Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. (под ред. В.М. Мельникова, 1987)                                                                      Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:     -роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение поставленной перед группой задачи;                  -роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно на межличностные отношения.

Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико - тактической, специальной подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие идеи.

Экспрессивные лидеры- ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.(Т.Т. Джамгаров, В.И. Румянцева, 1983)  

                                                                    22   http://bmsi.ru/_uf/image/рис11,2.jpg                                                           Рис.1 Компоненты эффективного лидерства.                    

В результате анализа литературных источников нами выявлено что:

1.Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. На формирование взаимоотношений между спортсменами в спортивной команде влияет воздействие объективных и субъективных факторов, а также роль социально- психологических факторов. Одним из таких факторов является социально- психологический феномен лидерства.

 2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной деятельностью, всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами. Лидерство представляет собой весьма распространенное явление в совместной деятельности людей.

                                                            23

3. В настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства. Выделилось несколько основных концепций: личностный подход (теория «черт лидерства»), поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства».

4.Множество работ в социальной психологии было посвящено исследованию стилей лидерства. Были выявлены 3 основных типа: демократический, автократический и либеральный (попустительский) стили лидерства.

5.Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

В спортивной команде лидер может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель и задачи исследования

Цель: Выявить особенности и возможности проявления лидерских качеств в группе баскетболистов.

В процессе работы предстояло решить следующие задачи:

1.Определить потенциальные лидерские качества в группе баскетболистов.

2.Выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в данной группе .

2.2. Методы исследования

1. Изучение и анализ научно- методической литературы.

2. Метод анкетирования, наблюдения.

3. Методика социометрия.

4. Метод социограмма.

Изучение и анализ научно- методической литературы.

Изучались работы по следующим направлениям: феномен лидерства в спортивной команде, теория и практика лидерства, лидерство в спорте и др. Всего проанализировано 21 литературных источников.

Метод анкетирования, наблюдения.

Метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, то есть без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Методика социометрия.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено,применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения,улучшения и совершенствования.С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности,судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е.соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии,где на крайних полюсах оказываются«лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем,сплоченных образований,во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат. Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем.После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности,   предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

Метод социограмма.

Социограмма- схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.                                                                                                                   Социограмная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.                                                                                         Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

                                                                           

2.3. Организация исследования.

Исследовательская работа проводилась с сентября 2012 по апрель 2013 года и была условно разделена на несколько этапов.                                                На первом этапе с сентября 2012 по февраль 2013 года были осуществлены отбор и анализ литературы по проблемам лидерства. В эти сроки была определена проблема исследования, сформулирована рабочая гипотеза, поставлены цель и задачи работы, были выбраны методы исследования данной проблемы.                                                                                                  На втором этапе с февраля по апрель 2013 года было проведено исследование команды баскетболистов ДВГАФК, позволившее определить межличностные отношения в команде.

Глава 3. Анализ результатов исследования.

Кто выбирает

Кого выбирают

Сделанные выборы

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Амеличкин

Васильев

Григорьев

Задорожный

Карпалов

Лесной

Лопатин

Малахов

Мамровский

Путько

Реунов

Тугарев

Шмаков

+

-

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

+

+

-

+

-

-

+

4      1

        1

1

1

        2

1

1

1

        5

1      1

        1

1

      5

      1

      1

      1

      2

      1

      1

      1

      5

      2

      1

      1

Полученные выборы

Ʃ (+)

Ʃ (-)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

 11

Всего

22

Заключение

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Социально-психологические резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно анализировать в плане резервных возможностей спортивной команды.

В первой главе я попытался раскрыть сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3 основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.  

Во второй главе были указаны цели и задачи нашего исследования, также подробно описаны методики которыми мы пользовались.

       

         Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.
  2. Берн Эрик. Лидер и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.
  3. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
  4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.
  5. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с., ил. – (наука – спорту).
  6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).
  7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов. – Мн,: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 240 с.
  8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
  9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
  10. Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.
  11. Социально психологические основы управления спортивной командой. – Смоленск: СГИФК, 1987. – 81 с.
  12. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.
  13. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990
  14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  15. Психология. Учебник для ин-тов физич культ. Под ред. Рудика П.А. М., «Физкультура и спорт», 1974.
  16.  Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с.
  17. Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.
  18. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.
  19. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов Спб.: Питер Принт, 2002. – 380 с.
  20. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. - С.144-149
  21. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Коммуникативные отношения в спортивной команде»

Проблема создания атмосферы высокой нравственности и морали актуальна и для спортивной деятельности. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чт...

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Выступление  педагога-психолога по проблеме лидерства в детском коллективе с рекомендациями по данному вопросу и материалом по выявлению лидеров....

"Моя любимая спортивная команда"

Презентация ученика о спортивной команде...

Система взаимоотношений в спортивной команде

Спортивная команда – это, по понятиям современной социальной психологии - малая группа. Г. М. Андреева в своем учебнике «Социальная психология» дает такое определение: «Под мал...

Подготовка школьных спортивных команд.

Школьный спорт – составляющий элемент спорта, который присутствует в учебных заведениях, способный объединить спортивно-массовый сектор и сектор высших достижений.Улучшение научного и систе...

Групповое эссе "Проблема лидерства в ШОС"

В 2018 году с 11 Б классом(социально-гуманитарный), мы впервые попробовали поучаствовать во Всероссийском мероприятии по данной проблеме. Групповое эссе получилось, не получилось, судите сами, но ребя...