Выборы.Демократия.Проблема лидерства
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Зотова Анна Валерьевна

Материалы к уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Тема:  « Выборы. Демократия. Проблема  лидерства»

Жанр:  урок (2 ч.)

Автор: Зотова А.В., МКОУ «Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Класс: 9 или 10 класс

Ожидаемые результаты:

Знания:

- характеризовать политические  права

- определить  взаимосвязь между демократией и выборами, лидерские качества политика

- объяснять необходимость проведения выборов как проявление демократии

Умения и навыки:

- работать в группе

- участвовать в дискуссии

- высказывать и аргументировать свою точку зрения

-  анализировать источники и проблемные ситуации

 Отношения, ценности, внутренние установки:

- осознать необходимость участия в выборах любого уровня.

Методические рекомендации по проведению урока.

Цели урока:  

Продолжить формирование   правовой культуры  учащихся.

Привить уважение к   правам  человека и гражданина, к демократическим ценностям.

Осознать  необходимость формирования  в каждом члене общества демократических ценностей,  развития лидерских качеств   личности  в  процессе  её социализации.

Краткое описание идеи 

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом.

Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как еще в школе привить им правовую, избирательную культуру?

Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они — необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, право, с другой — обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для нашей страны является явное снижение избирательной активности, особенно среди молодежи.

Избирательная система в России только складывается, но уже сейчас ясно, что в условиях апатии и равнодушия, царящих в обществе, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Чтобы объяснить суть избирательной системы своим ученикам и подвигнуть их на участие в этом процессе, необходимы специальные занятия, на которых ребята смогут активно обсуждать проблемы, связанные с выборами.

Основная идея урока познакомить учащихся с  понятием выборы, усвоить  значение роли избирателя в жизни общества, государства в целом.

Урок изучения нового материала с использованием  интерактивных методов обучения.

Основные понятия:

Выборы – это процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов на какой-либо пост, например, выборы на пост главы государства, на пост губернатора. Выборы происходят посредством голосования граждан в специальных пунктах. К выборам допускаются граждане, достигшие совершеннолетия.

 Политические права - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами; дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание Политическими  правами  и свободами обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства .

Демократия - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ. При этом управление государством осуществляется народом либо напрямую (прямая демократия), либо косвенно, через избираемых посредников или через судебные разбирательства(представительная демократия). В современной политической науке термин «демократия» употребляется как для обозначения теоретической идеальной модели (нормативный подход), так и для описания реально существующих государственных систем в странах, где политический процесс относительно полно отвечает требованиям, предъявляемым к демократии как идеалу (эмпирический подход).

Лидер  политический -  1) лидерство — постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу; 2) лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность; 3) политическое лидерство — это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности; при этом специфика политического предпринимательства состоит в  персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего блага»; 4) это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Вопросы:

Что такое выборы?

Что такое политические  права?

Определить взаимосвязь между выборами и демократией.

Кто имеет право избирать и быть избранным на пост губернатора или президента РФ?

При  каких условиях можно лишить человека  права  избирать  и быть избранным?

Надо ли  участвовать в   выборах?

Материалы ( ресурсы):

1.Конституция  РФ

2. Презентация к уроку

3.Чичерин Б.С. «О народном представительстве»

4.К.П.Победоносцев «Великая ложь нашего времени»

5.Фирдоуси «Шах-Наме»

6. Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”

Мотивация. 

Притча о выборе. Каждый находит то, что умеет искать 

Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает:

- Что за люди живут в этом городе?        

- А кто живет там, откуда ты пришел? – спрашивает мудрец.

- Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные.

- Здесь то же самое, – ответил мудрец.

Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе.

- А кто живет там, откуда ты пришел?, – спросил мудрец.

- Прекрасные люди, добрые и отзывчивые, – ответил путник.

- Здесь ты найдешь таких же, – сказал мудрец.

- Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому – что здесь живут хорошие люди? – спросил мудреца ученик.

- Везде есть и хорошие люди, и плохие, – ответил ему мудрец. – Просто каждый находит только то, что умеет искать.

??? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

     Эпиграфом урока я выбрала слова неизвестного автора.                      

Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих.

Так ли это? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Политическая система определяет отношения человека и власти. На одной стороне этой системы - мы с вами, а на другой – люди управляющие страной.

Даже человек, далекий от политики, оказывается  под воздействием политических решений и может принять участие в политической жизни.

И если мы жалуемся  на плохое управление  страной или микрорайоном, то можно спросить себя: все ли я  сделал для того, чтобы положение улучшилось?

1. Информационный блок.

??? Назовите политические права граждан РФ (ответы учащихся)

Статья 32

Конституция РФ

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

???Что означает избирать и быть избранным? (ответы учащихся)

??? Что такое  выборы? (ответы учащихся)

???Установите взаимосвязь между выборами и демократией. (ответы учащихся)

2.Аналитический блок (интерактивная часть урока).

Работа с таблицей

???Кто  из данных представителей  обладает политическими правами? Почему?

Молодой человек ,23 года

Мужчина,65 лет

Женщина, 40 лет 

Мужчина, 36 лет

Девушка,18 лет

???Изменилось ли  ваше мнение по вопросу участия в выборах данных лиц?

Молодой человек ,23 года

Военнослужащий

Мужчина,65 лет

Гастарбайтер

Женщина, 40 лет 

Врач

Мужчина, 36 лет

Предприниматель

Девушка,18 лет

Студентка

??? Выскажите предположения по  вновь открывшимся сведениям

Молодой человек ,23 года

Военнослужащий

Беспартийный

Мужчина,65 лет

Гастарбайтер

Бывший

Женщина, 40 лет

Врач

 Обвиняется в преступлении

Мужчина, 36 лет

Предприниматель

Член партии СПС

Девушка,18 лет

Студентка

 Член партии «Единая Россия»

???Кто  обладает правом избираться в президенты или губернаторы РФ?

Молодой человек ,23 года

Военнослужащий

Беспартийный

Гражданин  РФ

Мужчина,65 лет

Гастарбайтер

Бывший

Проживает на  территории РФ более 10 лет

Женщина, 40 лет

Врач

 Обвиняется в преступлении

Проживает на территории РФ менее 10 лет

Мужчина, 36 лет

Предприниматель

Член партии СПС

Гражданин  РФ

Девушка,18 лет

Студентка

 Член партии «Единая Россия»

Гражданин  РФ

???Какой человек  достоин,   быть  президентом  или губернатором?

Какие черты характера должны быть свойственны  политическому лидеру? (ответы учащихся)

А теперь посмотрим на данные, которые получили социологи при  опросе респондентов «Какими чертами характера должен обладать политический лидер»

Качества политического лидера

А теперь давайте узнаем обладаете ли вы лидерскими качествами? На столе лежит раздаточный материал к уроку, приложение №1- анкета. Если вы согласны с утверждением, то 1 балл, если не согласны – 0 баллов. -  4-5 минут

Если вы набрали ...

1-3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.

4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие с вами.

7-10 балов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.

???Согласны ли вы сданным суждением неизвестного автора? Кого из политических лидеров  можно назвать хорошим политиком, а кого  великим? Приведите конкретные примеры.

«Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих»

( ответы учащихся)

3.Аналитический блок (интерактивная часть урока).

Данные 2004 года.

6% россиян лично принимают участие в политической деятельности.

94% - не принимают участие вообще.

Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь 1% населения РФ.

3% - от случая к случаю.

5% - не занимаются такой деятельностью вообще.

58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.

16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.

11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.

Задание группам: 

Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 и 3 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 и 4 группы). -3-4 минуты

( ответы учащихся)

Необходимо участвовать в выборах потому, что: 

Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;

Это показатель политической и правовой культуры гражданина;

Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;

Выборы закладывают фундамент будущего страны;

Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности: 

Отстраненность части граждан от политики;

Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;

Низкий уровень политической культуры;

Незнание программ партий и трудности с выбором;

Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Анализ источников по группам  -7-10 минут

Группа №1-Чичерин Б.С. «О народном представительстве»

Группа №2 – К.П.Победоносцев «Великая ложь нашего времени»

Группа №3 –Фирдоуси «Шах-Наме»

Группа№4- Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”

( ответы учащихся)

Древнекитайский мыслитель Конфуций утверждал, что для управления государством нужны хлеб, вооружение и доверие народа к правителю. От всего можно отказаться. Кроме …

Продолжите мысль Конфуция ( ответы учащихся)

Кроме хлеба и доверия. Доверие народа к руководителю обеспечивается,  во-первых, незаурядностью личностных качеств, во-вторых - профессионализм, компетентность  и деловитость. Политического лидера отличает не честолюбие, желание или умение выделится и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и интеллектуальной личности вести за собой людей.

Научимся ли мы распознавать своих подлинных лидеров, их  истинные помыслы? Ведь издавна говорят в народе: «Если хочешь проверить человека, дай ему власть».

С другой стороны в Священном Писании сказано: « Не обманывайтесь,…Что посеет человек, то и пожнет».

Наш урок хочу закончить небольшой притчей:

«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.

И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли 2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.

Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.

Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»

И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.

Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.

Рефлексия.Тест  на определение  способности быть  Президентом

 

Д/З - Давайте по рассуждаем!

  «Какое правительство самое  лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой» (Гете И.)

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен» (Бокль Г.)

«Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» (Ж. де Местр)

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести» (Конфуций)

 



Предварительный просмотр:

Приложенеи№1

“Признаки лидера”

  • Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
  • Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
  • Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
  • Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
  • Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  • Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
  • Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
  • Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
  • Решая проблемы, использую опыт других.
  • Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.

За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

Приложенеи№1

“Признаки лидера”

  • Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
  • Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
  • Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
  • Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
  • Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  • Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
  • Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
  • Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
  • Решая проблемы, использую опыт других.
  • Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.

За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.



Предварительный просмотр:

Чичерин Борис Николаевич “О народном представительстве”

Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) - философ, историк, публицист и общественный деятель. С 1861г. - профессор кафедры русского права на юридическом факультете Московского университета. В 1866г. защитил в качестве докторской диссертации книгу “О народном представительстве”. В 1868г. вместе с группой профессоров вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава. Сформулировал политический принцип - “либеральные меры и сильная власть”, развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии.

При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он становится независимым, общение мыслей должно сохраняться постоянно; остается зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выборы имеют в виду постоянное возобновление этой нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения...

Таким образом, в самом существе представительства лежит двойственный характер, который необходимо иметь в виду при обсуждении всех вопросов, до него касающихся. Оно является вместе и выражением свободы, и органом власти. Свобода возводится здесь на степень государственной власти...

Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а во имя общего блага; он должен носить в себе сознание не только своих частных целей, но и общих начал, господствующих в общественной жизни. А для этого требуется высшая способность. Невозможно дать участие в управлении человеку, не понимающему государственных интересов. Это значило бы принести высшие начала, общее благо в жертву личной свободе, тогда как вся общественная жизнь держится подчинением личного начала общественному. Поэтому, неспособные должны быть устранены от участия в политических правах. Это признается во всех государствах в мире, даже самых демократических, где свобода лежит в основании всего государственного устройства...

Народное представительство должно служить выражением целого общества, а не какой-либо части, ибо здесь дело идет об общей для всех свободе, об общественной власти, о решении судьбы всех. Если низшие классы, по недостатку способности и развития, исключаются из политических прав, то высшие должны представлять собою все разнообразие существенных интересов и элементов народной жизни. Поэтому для водворения политической свободы необходимо, чтобы способность к ней глубоко проникла в общество, чтобы она была распространена в различных общественных слоях, призываемых к совокупному участию в общем деле.

ВОПРОСЫ:

Чем руководствуются избиратели при выборах своих депутатов по мнению автора? Согласны ли Вы с его позицией?

Каковы основные положительные моменты кратковременных и долгосрочных выборов?

В чем суть двойственного характера представительства?

Как автор относится к предоставлению всем гражданам избирательных прав? Каково Ваше отношение к этой позиции?

Насколько демократична позиция автора документа с точки зрения современного понимания парламентаризма?

Победоносцев К. “Великая ложь нашего времени” Родина 4 93

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) - русский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Синода (1880-1907). Член Госсовета. Вдохновитель “контрреформ” 80-х годов XIX в. Консерватор по своим убеждениям. Консультант и наставник Александра III и Николая II.

В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должностные лица, стало быть изъявляет непосредственно свою волю и приводит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществление его невозможно: историческое развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним государственным знаменем, наконец разрастается без конца государственная территория: непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо. Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число выборных людей и облекать их правительственною автономией. Эти выборные люди, в свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще меньшее число доверенных лиц - министров, коим предоставляется изготовление и применение законов, раскладка и собирание податей, назначение подчиненных должностных лиц, распоряжение военною силой...

Выборы никоим образом не выражают волю избирателей. Представители народные не стесняются нисколькими взглядами и мнениями избирателей, но руководятся собственным произвольным усмотрением или расчетом, соображаемым с тактикою противной партии. Министры в действительности самовластны; и скорее они насилуют парламент, нежели парламент их насилует. Они вступают во власть и оставляют власть не в силу воли народной, но потому, что их ставит к власти или устраняет от нее - могущественное личное влияние или влияние сильной партии. Они располагают всеми силами и достатками нации по своему усмотрению, раздают льготы и милости, содержат множество праздных людей за счет народа, - и притом не боятся никакого порицания, если располагают большинством в парламенте, а большинство поддерживают - раздачей всякой благостыни с обильной трапезы, которую государство отдало им в распоряжение

...Парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей... Как прежде, правит ими личная воля и интерес привилегированных лиц; только эта личная воля осуществляется уже не в лице монарха, а в лице предводителя партии, и привилегированное положение принадлежит не родовым аристократам, а господствующему в парламенте и правлении большинству...

Выбор должен бы падать на разумного и способного, а в действительности падает на того, кто нахальнее суется вперед. Казалось бы, для кандидата существенно требуется - образование, опытность, добросовестность в работе, а в действительности все эти качества могут быть и не быть: они не требуются в избирательной борьбе, тут важнее всего - смелость, самоуверенность в соединении с ораторством и даже с некоторой пошлостью, нередко действующею на массу. Скромность, соединенная с тонкостью чувства и мысли, - для этого никуда не годится.

ВОПРОСЫ:

Согласны ли Вы с отношением автора к парламентаризму? Почему он назвал его “великой ложью нашего времени”?

Изменилась ли система парламентаризма сегодня?

Выражают ли результаты выборов волю избирателей? Почему?

Какие качества необходимы в первую очередь для кандидатов в депутаты?

Сунь Ятсен “Конституция пяти властей”

Сунь Ятсен (1866-1925) - китайский политический деятель, создатель Союза возрождения Китая и Объединенного Союза - революционных организаций. После победы революции 1911г. являлся первым Временным Президентом Китайской Республики. Вошел в историю учением о трех народных принципах (национализм - идея борьбы против иностранного гнета и требование равноправия всех национальностей Китая; народное благосостояние - аграрная реформа и индустриализация страны; народовластие) и конституции пяти властей (законодательная, исполнительная, судебная, экзаменационная и контрольная). На Тайване его идеи являются официальной доктриной Гоминьдана, его называют там “отцом государства”. Основные работы - “Общая программа строительства государства” (12 апр.1924г.), “Конституция пяти властей” (1924г.)

Без определенного критерия при всеобщих выборах невозможно избежать злоупотреблений. Установлено: чтобы быть избранным, необходимо владеть известным имуществом. С моей же точки зрения, чтобы стать членом парламента или должностным лицом, нужно обладать определенными моральными качествами, талантом или по крайней мере какими-нибудь способностями - только в этом случае избранный человек будет по-настоящему на месте. Если же нет ни моральных качеств, ни таланта, ни способностей, чтобы быть членом парламента или чиновником, а есть только деньги, результаты деятельности человека можно предсказать заранее...

Слуги народа, перед тем как приступить к своим обязанностям, должны будут держать экзамены, что положит конец использованию людей без разбора.

ВОПРОСЫ:

Является ли позиция автора документа демократичной? Почему?

Какими качествами должен обладать будущий депутат по мнению автора? Согласны ли Вы с этой позицией? Каким образом Вы могли бы дополнить мысли автора?

Какой будет дальнейшая деятельность депутата, если его главным достоинством являются деньги? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

Как Вы относитесь к идее экзаменов для депутатов?

Рассел Бертран “Власть. Социальный анализ”

Рассел Бертран (1872-1970) - английский философ, логик, математик, социолог, политический писатель и общественный деятель. Известен как активный организатор антифашистского и антивоенного движений, лауреат Нобелевской премии мира 1910г. Работа “Власть. Социальный анализ” была опубликована впервые в 1938г.

В современных крупных государствах, даже если это демократии, рядовой гражданин имеет весьма слабое представление о политической власти; он не может решить, каким будет исход выборов, он, вероятнее всего, будет оценивать политику исходя из своей повседневной жизни, как нечто абсолютно внешнее по отношению к своему опыту, да и его голос на выборах вносит так мало в получение конечного результата, что кажется ему самому несущественным. В древнем городе-государстве это зло было значительно меньшим, как и в современном местном самоуправлении...

Возникает дилемма: демократия дает человеку почувствовать, что он - реальная составная часть политической власти, когда группа, в которую он входит, мала, а не тогда, когда она велика. С другой стороны, результаты выборов могут привлечь его внимание как важное событие тем скорее, чем больше заинтересованная в них группа, а не тогда, когда эта группа мала...

Совокупность общественных проблем охватывает нашу жизнь в столь многих отношениях, что занятой человек, не являющийся политиком, не может принимать участие в решении большинства местных и общенациональных дел, которые, однако, прямо его касаются.

ВОПРОСЫ:

Согласны ли Вы с позицией автора по отношению к выборам? Почему?

Какие выборы, на Ваш взгляд, привлекают население больше - общенациональные или местные? Приведите примеры, подтверждающие Ваше мнение.

Является ли голос одного человека существенным в многомиллионной стране? Почему?

Согласны ли Вы с выявленной автором дилеммой демократии? В чем ее смысл? Как можно было бы преодолеть это противоречие?

Может ли простой человек принимать важные решения?

Тихомиров Лев Александрович “Панама и парламентаризм”

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) - общественный и политический деятель, публицист, литератор, религиозно-философский мыслитель. Участвовал в революционном движении. В 1873г. был арестован и более 4-х лет провел в Петропавловской крепости. С 1879г. - член исполнительного комитета партии “Народная воля”. В 1882г. эмигрировал, но уже в 1888г. отрекся от прежних взглядов, вернулся в Россию и стал видным монархистом. Его книга “Демократия либеральная и социальная” впервые была опубликована в 1896г. Позже были написаны статьи “Панама и парламентаризм” и “Коммунизм и партикуляризм”.

Парламентаризм требует от страны представителей ее воли, мнения, желания, то есть вещи невозможной, явного обмана...

Цвет нации, действительные представители ее гения, ее величия, заняты своим делом: ученый, медик, техник, фабрикант, земледелец - все находятся при своем деле и его не бросят, потому что любят его, вкладывают в него всю душу. Они только потому и лучшие люди, что имеют это чувство. В обычное время представители гения нации не пойдут в депутаты, особенно парламентарные. Парламентский депутат обязан выражать чужую волю. Для человека со своими идеями это вовсе не соблазнительно, даже противно...

Народ для избирающегося - последнее дело. Его нужно побудить подать голос, а вовсе не узнать, какой у него голос. Избирательная кампания - это охота за голосами, а ничуть не опрос народа. Зайца не спрашивают, желает ли он попасть ко мне на стол, а ловят; его собственными желаниями интересуются лишь для уяснения, как именно его можно наилучше поймать. Так точно интересуются и народом на выборах.

И вот кандидатуры выдвинуты. Шум, треск, стены, оклеенные прокламациями и именами, разъезды, конференции, ложные слухи, взаимные клеветы, громкие слова, обещания корыстные, обещания сознательно ложные, подкупы и т.д. Народ шалеет: и раньше он мало понимал, а теперь уже и вовсе ничего не соображает. Величайшее искусство этой охоты не в предварительном подготовлении народа, а в каком-нибудь заключительном surprise, который срывает голоса в последнюю минуту, не давая уже времени передумать... Но получив голоса и собравшись в палате, представители народа могут совершенно позабыть о нем вплоть до приближения следующих выборов...

Таким образом парламентаризм приводит официальное правительство страны к неслыханному доселе ничтожеству и бессилию. В области высшей политики оно находится в порабощении у негласных олигархов, вожаков партий. В области администрации оно перестает быть начальством для своих чиновников, которые приобретают самую вредную  независимость и бесконтрольность своих действий. Страна, нация, остается без высшего органа правления, контроля, руководства.

ВОПРОСЫ:

Каковы основные мысли автора по отношению к парламентаризму?

Как в документе описываются кандидаты и депутаты?

Согласны ли Вы с утверждением, что “избирательная кампания - это охота за голосами”? Почему? Приведите примеры из истории и современной жизни.

Являются ли высказанные идеи актуальными для сегодняшнего дня? Почему?

ТЕМА 6. Правитель государства и его политика.

Фирдоуси Абу-ль-Касим “Шах-Наме”

Фирдоуси Абу-ль-Касим (ок.934-1024гг.) - иранский поэт, жил некоторое время при дворе тюрка-завоевателя Восточного и Северного Ирана и Северной Индии султана Махмуда Газневидского. Посвятил ему одно из наиболее известных своих произведений “Шах-наме”(“Книга о шахах”). На его могиле в Иране в 1934г. в связи с тысячелетием со дня рождения поэта возведен мавзолей.

Так будь разумным, щедрым, справедливым.

Страна счастлива - будет царь счастливым.

Лжи приближаться к трону запрети,

Ходи всегда по правому пути.

Для добрых дел сокровищ не жалей;

Они стране - как влага для полей.

А если шах жесток, и скуп, и жаден, -

Труд подданных тяжел и безотраден.

Коль падишах гневлив, едва ль народ

Его владыкой мудрым назовет.

Коль шах на миг допустит в сердце страх,

То может осмелеть соседний шах.

Будь мудр и тверд в сей жизни многобедной

И всем явленьям в мире цену ведай.

Знай: быть царем достоин тот,

Кто щедр как этот вечный небосвод,

Не приближай советников дурных,

Не слушай низких: зависть в сердце их.

К наветам подлых слухом не склоняйся

И клеветою злой не огорчайся.

Безмерна подлость низких и лжецов

И тесно на земле от подлецов.

Коль тайну даже близкому доверишь,

Ты бедственных последствий не измеришь.

Не поноси людей, хоть ты и в силе,

Дабы тебя в ответ не поносили.

Кто чтит себя превыше всех на свете, -

Не должен восседать в твоем совете.

Отринь от сердца, на престол воссев,

Страстей смятенье, ненависть и гнев.

ВОПРОСЫ:

Какие качества характера, по мнению поэта, должны быть у правителя?

Как должен поступать правитель и что он не должен совершать?

С какими мыслями поэта Вы могли бы поспорить?

Можно ли дополнить советы правителю? Попробуйте сделать это в стихотворной форме или в прозе.

Э. Кассирер “Техника современных политических мифов” сер. 20 в.

Кассирер Эрнст (1874-1945) - немецкий философ-идеалист. С 1933г. эмигрировал из фашистской Германии, работал в США.

Потребность в вожде появляется только тогда, когда коллективное желание достигает максимальной силы и когда, с другой стороны, все надежды удовлетворения его обычными путями оказываются тщетными. В таком случае желание не только остро ощущается, но и персонифицируется, встает перед человеческим воображением в конкретной, пластичной и индивидуальной форме. Сила коллективного желания осуществляется в вожде. Все социальные установления - закон, справедливость, конституция - объявляются не имеющими никакой цены. Остается лишь мистическая сила и власть вождя, и воля его становится высшим законом.

...Каждое политическое действие имеет свой ритуал. И поскольку в тоталитарном государстве не существует никакой личной, приватной сферы, свободной от вторжения политики, всю человеческую жизнь вдруг захлестывает волна новых ритуалов. Они также регулярны, упорядочены и неизбежны, как ритуалы, которые мы наблюдаем в примитивных общинах. Каждый класс, каждый пол, каждый возраст имеет свои ритуальные правила. Никто не может пройти без этого по улице, поздороваться с приятелем или соседом. И точно также, как и в примитивных общинах, пренебрежение каким-либо из предписанных ритуалов значит страдание и смерть. Даже малым детям это не сходит с рук как нечаянный грех, а засчитывается преступлением против богоподобного вождя и тоталитарного государства.

Никто не может усыпить нашу активность, способность к самостоятельным суждениям и критической оценке, лишить нас ощущения собственной индивидуальности и персональной ответственности легче, чем постоянное, монотонное исполнение одних и тех же ритуальных действий...

Наши политики очень хорошо знают, что большие массы людей гораздо легче привести в действие с помощью силы воображения, чем применяя грубую физическую силу, и прекрасно пользуются этим знанием. Политики стали чем-то вроде предсказателей судьбы, пророчество превратилось в существенный элемент новой техники управления. Они обещают самые невероятные и даже совершенно невозможные вещи, снова и снова сулят людям “золотой век”.

ВОПРОСЫ:

В чем автор видит истоки потребности в вожде и согласны ли Вы с его мнением?

Когда происходит смена ритуалов в политике? Приведите примеры такой смены.

Как соотносится индивидуальное и коллективное в политике?

Какими способами политики вовлекают людей в действия?

Что такое политический миф, и каков механизм его появления?

Давайте порассуждаем!

«Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой» (Гете И.)

«Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен» (Бокль Г.)

«Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает» (Местр Ж. де)

«Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести» (Конфуций)

Алгоритм работы с документом

1. Преподаватель может предложить разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разные эпох, социальных слоев, народов и национальностей и т.п., что будет способствовать интерпретации документа по ролям.

2. Метод мозаики, когда документ разделяется на 2 или более частей, а затем составляется общее впечатление.

3. Работа с периодической печатью. При анализе газетной или журнальной статьи одна группа может выступать в роли аналитика, другая - в качестве оппонентов авторов, третья - с точки зрения апологетов и т.п.

4. Группа получает пакет документов, где присутствуют разные их виды - мемуары, историография и т.п. Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы.

5. Схема литературного анализа документа как художественного произведения (предложена Логиновым Вадимом, преподавателем школы из г. Москва):

а) Точка зрения, установка, эмоциональная оценка.

б) Тема (война, революция и т.д.).

в) Проблема (болевая точка).

г) Конфликт (может быть трех родов - трагический: ЧЕЛОВЕК-ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, нечто непреодолимое, пример Гамлет; драматический: ЧЕЛОВЕК-ДРУГИЕ ЛЮДИ, Я и МЫ, встречается в произведениях Чехова; лирический: ЧЕЛОВЕК-ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, конфликт с собой).

д) Идея (авторская позиция).

е) Пафос (внутреннее эмоциональное состояние): патриотический, государственный, патетический, лжепатетический, лирический, догматический, сатирический. Ложный пафос – разрыв между формой и содержанием.

ж) Методы (как высказана идея) - гипербола, комедия положений, принцип детективного сюжета, классический сюжет. Экспозиция: место-время - событие. Завязка – кульминация - развязка.

6. Составление краткой схемы по определенному тексту.

7. Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимся называется тема, а они составляют список того, что необходимо изучить.

8. Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями). Можно также предложить учащимся иллюстрировать текст.

9.Документы создают сами учащиеся, а другие их анализируют (письма, мемуары, отчеты и т.п.).

10. Преподаватель может предложить учащимся самим составить вопросы к документам, а если их несколько, то и общие вопросы ко всем документам.

“Признаки лидера”

  1. Я не теряюсь и не отступаю в трудных ситуациях.
  2. Легко могу убедить в чем-то моих друзей.
  3. Мне обычно удается добиться, чтобы все вокруг хорошо работали.
  4. Организуя какое-то дело, стараюсь заинтересовать его участников.
  5. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  6. Хорошо чувствую настроение своих партнеров.
  7. Обычно я достигаю того, к чему стремлюсь.
  8. Принимая решение, я перебираю несколько вариантов.
  9. Решая проблемы, использую опыт других.
  10. Я готов рисковать, чтобы получить нужный результат.

Ключ к тесту

За каждый ответ “да” поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

Определение результата и его интерпретация

1-3 балла. У вас небольшой лидерский потенциал. Скорее всего, вы просто еще не работали над его актуализацией. Вам стоит задуматься над своим обычным поведением, естественно, если вы хотите стать лидером, определяющим свою судьбу.

4-6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном сами определяете ход вашей жизни. Но вам есть еще над чем поработать, чтобы в еще большей степени контролировать события, происходящие с вами.

7-10 балов. Вы практически полностью контролируете жизненную ситуацию. Явные лидерские наклонности притягивают к вам людей. Вы получаете удовлетворение от своей деятельности. Но будьте осторожны, старайтесь не обижать окружающих.

это граждане России, принимающие участие в выборах, активные и компетентные.

Ваша задача – проявить свою гражданскую позицию и знание конституционных основ прав граждан РФ. Итак, начинаем. Обратимся к статистике. (На экране появляются цифры)

Данные 2004 года.

  • 6% россиян лично принимают участие в политической деятельности.
  • 94% - не принимают участие вообще. 

Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь 1% населения РФ.

  • 3% - от случая к случаю.
  • 5% - не занимаются такой деятельностью вообще.
  • 58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются.
  • 16% будут принимать участие в подписании писем и петиций.
  • 11% собираются обратиться в СМИ с проблемами.

Задание группам:

Попытайтесь сформулировать причины необходимости активного участия граждан в политической жизни страны (1 и 3 группа) и причины политической пассивности части наших граждан (2 и 4 группы).

(Дается время для работы в группах, после этого на экран выводится причины, сформулированные социологами во время социологического опроса (данные газет “АИФ”).

Необходимо участвовать в выборах потому, что: 

  1. Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села;
  2. Это показатель политической и правовой культуры гражданина;
  3. Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране;
  4. Выборы закладывают фундамент будущего страны;
  5. Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства.

Причины политической пассивности: 

  1. Отстраненность части граждан от политики;
  2. Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится;
  3. Низкий уровень политической культуры;
  4. Незнание программ партий и трудности с выбором;
  5. Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают.

Учитель:

Какие пословицы могут характеризовать позиции человека, который отказывается участвовать в выборах: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Своя рубашка ближе к телу. После меня хоть потоп. После меня хоть трава не расти. Мне все по барабану. Я маленький человек - от меня ничего не зависит.

Каким словом называют человека, равнодушного к проблемам своей страны, других людей, живущих только своими проблемами? (ОБЫВАТЕЛЬ, НЕБОКОПТИТЕЛЬ).

А человека, мысли и поступки которого направлены на благо своего народа, своего Отечества? (Гражданин).

Следующая проблема для обсуждения. Внимание на экран.

В 2004 году перед выборами Президента РФ ученица Дзюба Наташа провела опрос среди жителей станицы Роговской. Опрошено было 50 человек. 

  • 15% - заявили, что вообще на выборы не ходят
  • 60% - пойдут, и будут ждать от Президента улучшения экономической ситуации в стране
  • 10% - ждут улучшения экологии
  • 5% - идут на выборы без всяких целей 

Итак, вопрос – все ли люди идут на выборы с твердым убеждением выбрать ту или иную партию и ее программу? Почему некоторые принимают решение – раз не могу выбрать – лучше не пойду совсем? Что нужно знать избирателю, чтобы сделать осознанный выбор в пользу той или иной партии, конкретного кандидата в органы местной власти?



Предварительный просмотр:

Тест  на определение  способности быть  Президентом

Ответьте «да»  или «нет»   на вопросы теста

1.Вам подошла бы профессия политика  или журналиста?

2.Раздражают ли вас люди, которые стремятся  одеваться и вести себя экстравагантно?

3.Можете ли вы разговаривать с другим  человеком о своих сугубо личных  проблемах?  

4. Сразу ли вы реагируете на малейшее проявление    неверной трактовки своих слов или поступков?      

5. Чувствуете ли вы  дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где   вы сами хотели бы его добиться?

6.Любите ли вы заниматься  очень трудным делом, чтобы показать, что  способны на это?

7. Могли бы вы  посвятить  всего себя  достижению  какой-нибудь высокой цели?

8.Устраивает ли вас  один и тот же круг друзей?

9.предпочитете ли вы  вести жизнь размеренную, расписанную по часам ?

10.Любите ли вы менять или переставлять  мебель в квартире?

11.Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

12. Нравится ли вам  «осаживать»  того, кто, по-вашему , слишком самоуверен?

13.В ситуации, когда   ваш учитель, по вашему мнению, оказывается неправым, подчеркиваете ли вы это демонстративно?

 Подсчитайте  баллы!!!

Если вы  ответили «да»  на  вопросы № 1,№3- №7 и с №10 -№13  ставите по 5 баллов ;

Если вы ответили «нет»  на вопросы №2 .№8,№9  ставите  по 5 баллов .

От  65 до 36 баллов. Вы обладаете хорошими задатками , чтобы эффективно влиять  на окружающих , изменять их мнение, советовать им.  Во взаимоотношениях  с людьми чувствуете себя уверенно, убеждены, что человек не должен замыкаться  и думать только о себе. Вы обладаете даром переубеждения.

Однако  следите за тем , чтобы не превратиться в тирана.

От 35 до 0 баллов. Увы,  даже будучи абсолютно правыми, вы  бываете  малоубедительны. Считаете, что жизнь и ваша, и окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого  смысла и привычек, а её  течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы любите все  делать  «через силу». Иногда не можете достичь намеченного из-за чрезмерной неуверенности в себе и в результате оказываетесь несправедливо обделенными.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 измерений лидерства

Какими качествами должен обладать лидер  ...

5 мифов о лидерстве

Существующие мифы о лидерах...

Мастер-класс по лидерству. Формирование лидерского потенциала в группе.

Формирование лидерского потенциала в группе. Рекомендации, упражнения, приемы, методы....

Презентация "Психология лидерства"

Презентация «Психология лидерства» посвящена вопросам лидерства в образовательных учреждениях - процессу, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой остальных. Да...

Методическая разработка по программе «Основы лидерства» «Үз тормышым-үз юлым!” (Моя жизнь-мой выбор)

Классный час на тему "Үз тормышым-үз юлым! (Моя жизнь-мой выбор!)" как одна из нетрадиционных форм активизации профессионального самоопределения старшеклассников.Основная цель  классного часа на ...