Подвижные игры 1 класс
картотека по физкультуре

Маталасова Оксана Васильевна

Подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическая культура в начальных классах. – М.: Изд-во Ф50 ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-176 с. Авторы: И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников

Игры на развитие быстроты

Игра «Дети и медведи»

Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости.

Инвентарь: обруч.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по сигналу учителя двое “медвежат”, держась за руки, начинают ловить детей. Задержанных детей отводят на “льдинку”. Когда на “льдинке” будет двое, четверо и т.д. детей, они также берутся за руки по два человека и начинают ловить.

Правила: игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все дети.

О.М.У: при повторении игры водящим назначается тот, кого дольше всех не могли поймать. Он же выбирает себе и второго “медведя”.

 http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image74.gif

Игра «Гуси-лебеди»

Задачи: совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности.

Инвентарь: скамейка, обруч.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: перед началом игры “гуси-лебеди” располагаются в загоне, “волк” уходит за гору, “птичница” в поле. Птичница обращается к гусям-лебедям: “Гуси-лебеди”. Те ей отвечают: “Га-га-га”. Птичница спрашивает: “Есть хотите?”. Ответ: “Да-да-да”. “Тогда летите все в поле”, - говорит птичница. Гуси-лебеди вылетают в поле и щиплют травку. Через 20-30 с птичница говорит: “Гуси-лебеди, волк за горой”. Гуси-лебеди спрашивают: “А что он там делает?”. “Гусей щиплет”, - отвечает птичница. “Каких?” - “Сереньких, беленьких, всяких. Летите скорее домой”. С этими словами “гуси-лебеди” улетают домой (в загон), а волк, выбежав из-за горы, старается поймать гусей-лебедей.

Вариант: вместо птичницы выделяется “подпасок”, у которого есть три малых мяча. Для подпаска определяется его местонахождение. Когда волк выбегает из-за гор, подпасок, не сходя со своего места, “стреляет” в него (бросает мячи). “Застреленный” волк заменяется другим.

Правила: пойманные отводятся за гору. Игра продолжается 2-3 раза, после чего выбираются новые волк и птичница.

О.М.У: выбор волка, птичницы в начале игры по желанию. В процессе игры нельзя толкаться.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image75.gif

Игра «Зима-лето»

Задачи: развитие скорости, выносливости, ловкости, внимательности, совершенствование быстроты, двигательной реакции.

Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (белый, зеленый).

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: в игре участвуют две команды: “Зима” и “Лето”. Как только руководитель игры воскликнет “Зима!” или вброшенный в центр поля кружочек упадет белой стороной вверх, “зима” становятся преследуемыми и убегают. “Лето” - ловцы преследуют “зиму”, чтобы запятнать их в пределах поля. По команде “Лето!” участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.

Правила: после каждой перебежки ловцы должны объявить, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.

О.М.У: в зависимости от размеров площадки и исходных позиций игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.

Варианты: введение различных исходных позиций: в упоре или приседе. Смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image76.gif

Игра «Космонавты»

Задачи: развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости.

Инвентарь: обручи.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим – на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки и игра повторяется.

Правила: выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

О.М.У: заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два космонавта.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image77.gif

Игра «Кот проснулся»

Задачи: воспитание творческого воображения, внимания, памяти, развитие ловкости, быстроты, координации.

Инвентарь: веревочка, мел.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: с одной стороны площадка, за чертой – “дом кота”, в противоположной, тоже за чертой – “дом мышек”. Все “мышки” образуют в середине площадки круг. Руки у мышек за спиной, ладони вместе и отведены назад (это – “хвостики”). В центре круга – “кот”, он спит, сидит на пятках. По команде учителя “кот проснулся” кот поднимается и догоняет убегающих “мышек”. Мышки, запятнанные котом, уводятся в дом кота. Игра заканчивается, когда кот поймает обусловленное количество мышек (например, 4-5). На следующую игру из числа не пойманных выделяется новый кот.

Вариант: мышки имеют право выручить своих собратьев, находящихся в доме кота.

Правила: а) мышки, запятнанные в своем доме, пойманными не считаются, б) кот имеет права пятнать мышек без команды учителя.

О.М.У: перед игрой напомнить, что пятнать можно лишь касанием ладони по плечу. Выделить лучшую мышку и лучшего кота.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image78.gif

Игра «Пчелки»

Задачи: развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: за одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находится 3-4 игрока – “пчелки”. Ребята высоко поднимая колени, идут к “пчелкам” и приговаривают:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и колючки,

Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся не упал.

После этих слов останавливаются вблизи от “пчелок”.

Глянь, дупло высокой елки…

Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:

Вылетают злые пчелки!

“Пчелки” начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:

Ж-ж-ж – хотим кусать!

А ребята хором отвечают:

Быстроногих не догнать!

Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!

После этого ребята убегают домой. За ними гонятся “пчелки”. Каждая хочет ужалить – запятнать кого-нибудь из играющих.

Правила: выигрывает тот, кто ни разу не был ужален.

О.М.У: ужаленные становятся “пчелками” и идут играть с остальными.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image79.gif

Игра «Красная шапочка»

Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.

Инвентарь: красный колпачок, картонная полумаска “волка”.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: у водящего - “волка” картонная полумаска, а у убегающего – красный колпачок. Кто наденет его, тот становится “Красной Шапочкой”. Этого игрока и должен ловить “волк”. Но красный колпачок можно передавать другому игроку. Тогда “волк” должен уже догонять новую “Красную Шапочку”. Когда “волк” поймает ее, он передает ей свою маску и идет играть наравне со всеми. Колпачок передается другому игроку.

Правила: выигрывает игрок, который не был ни “Красной Шапочкой”, ни “волком”.

О.М.У: “Волка” и “Красную Шапочку” можно в игре менять по необходимости.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image80.gif

Игра «Пустое место»

Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: игра начинается по указанию учителя. Водящий бежит по кругу, дотрагиваясь до кого-нибудь из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Кто их них раньше займет пустое место, тот там и становится, а оставшийся без места водит.

Варианты: а) обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают, б) встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладони.

Правила: водящий имеет право коснутся рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют права задевать стоящих в кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.

О.М.У: нельзя вызывать на соревнование в беге одних и тех же игроков. При большом количестве участников можно построить в два-три круга, каждый круг работает самостоятельно.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image81.gif

Игра «Кошки-мышки»

Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: игру начинают по указанию учителя. Кот начинает ловить мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает и выбегает из круга. Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезать под руки, но мешают это делать коту.

Варианты: а) в одном месте играющие отпускают руки, образуя “ворота”. Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки и через ворота, б) играющие отпускают руки в двух-трех местах, образуя несколько ворот, в) играющие образуют два концентрических круга с воротами или без них.

Правила: играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки. Мышка и кот не имеют права разрывать соединенные руки игроков, а также перепрыгивать через них.

О.М.У: если кот долго не может поймать мышку, выбирают другого кота.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image82.gif

Игра «Птица без гнезда»

Задачи: развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, рекреация, площадка.

Содержание: по команде учителя “Все птицы в полет!” птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит “Птицы в гнезда!”. Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.

Правила: после команды “Птицы в полет!” играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды “Птицы, в гнезда!”.

О.М.У: игру можно проводить с музыкальным сопровождением.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image83.gif

Игра «Ловишки»

Задачи: развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве, воспитание дисциплинированности.

Инвентарь: обручи, скамейки.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: выбирается ловишка. По сигналу учителя “Раз, два, три – лови!” дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону.

Правила: когда будет поймано 3-4 ребенка, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.

О.М.У: учитель отмечает лучших ловишек и детей, не попавших ловишкам.

Варианты: от ловишек можно спастись в домике (обручи, скамейки). Выбирают двух водящих – ловишек. Они берутся за руки. Ловишки, не расцепляя рук, ловят играющих.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image84.gif

Игра «Пятнашки»

Задачи: развитие быстроты, ловкости скорости движения, воспитание организованности, внимательности, чувства коллективизма.

Инвентарь: в зависимости от задания.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: играющие разбегаются по площадке, а “пятнашка” (водящий) их ловит. Запятнанный становится “пятнашкой”.

Варианты: играющий может спастись от “пятнашки”, если он присел, взялся за руки с другим товарищем, стал на одну ногу, а вторую держит обеими руками и так далее. Все играющие, кроме “пятнашки”, имеют за поясом по ленточке. “Пятнашка”, догоняя убегающего, вытягивает у него ленту. Оставшийся без ленты становится “пятнашкой”, поднимает руку и говорит: “Я - пятнашка”. “Пятнашка” получает мяч и бросает его в убегающего. Тот, в кого он попадет, становится “пятнашкой”. Но если “пятнашка” промахнется, то любой игрок может поднять мяч и начать перебрасываться с другими игроками. Чтобы вновь овладеть мячом, “пятнашка” должен его перехватить или запятнать игрока в тот момент, когда он держит мяч.

Правила: преследуемый игрок не имеет права выходить за пределы площадки. Если он нарушил это правило, то становится “пятнашкой”.

О.М.У: если “пятнашка” долго не может запятнать игроков, то необходимо его поменять. Поменять можно касанием ладони плеча.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image85.gif



Предварительный просмотр:

Физическая культура в начальных классах. – М.: Изд-во Ф50 ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 176 с. Авторы: И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников

Игры на развитие внимания

Игра «Стань правильно»

Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте.

Варианты построения: а) взявшись за руки в командах, ранее составленных преподавателем, в шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата.

Правила: команда, сумевшая занять свое место, побеждает.

О.М.У: заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image64.gif

Игра «Карлики и великаны»

Задачи: развитие внимания, сообразительности, творческого воображения.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по команде преподавателя “великаны” игроки должны выпрямиться, подняться на носки, как можно выше, по команде “карлики” - все должны присесть, как можно ниже.

Варианты заданий для “великанов”: а) на носки, руки вверх; б) подпрыгнуть, как можно выше; в) руки за голову, на пятки.

Варианты заданий для “карликов”: а) присесть, руки на пол; б) сесть на пол, руки за спину; в) упор присев.

Правила: выигрывает игрок, не допустивший ошибок при выполнении команд.

О.М.У: опробовать с играющими выполнение данных команд, проследить за правильностью выполнения И.п.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image65.gif

Игра «К своим флажкам»

Задачи: развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствовать умение ориентироваться.

Инвентарь: разноцветные флажки.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: в центре каждого кружка – водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу (хлопок, свисток) все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. По второму сигналу – приседают и закрывают глаза. Водящие с флажками меняются местами. По команде преподавателя “Все к своим флажкам!” играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него.

Варианты построения: а) взявшись за руки в шеренгу; б) в колонну, игроков с флажками ставить вперед; в) с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за руководителем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.

Правила: команда, сумевшая быстрее собраться вокруг своего водящего, побеждает.

О.М.У: флажки брать разных цветов. Следует наблюдать, чтобы играющие не сговаривались, не смотрели в то время, когда водящие меняются местами.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image66.gif

Игра «Запрещенные движения»

Задачи: воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: преподаватель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного (например руки на пояс).

Варианты построения: построив по кругу, но выбрав помощника для контроля за соблюдением правил.

Правила: кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед.

О.М.У: после 3-4 минут игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image67.gif

Игра «У ребят порядок строгий»

Задачи: развитие внимания, слуха, ориентировки в пространстве, воспитание дисциплинированности, навыка строевой подготовки.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: играющие стоят в шеренге по росту за чертой. По команде учителя участники игры расходятся по площадке со словами:

У ребят порядок строгий

Знают все свои места

Ну, трубите веселее!

Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании слов преподаватель командует: “Становись!”. Играющие по росту строятся в шеренгу на указанном месте. Выполняют строевые упражнения: “Равняйсь!”, “Направо!”, “Смирно!”, “Шагом марш!”. После начала движения руководитель произносит: “Разойдись!”. Игра повторяется сначала.

Варианты построения: а) взявшись за руки по росту; б) общий круг, соблюдая построение по росту.

Правила: при построении в шеренгу запрещается толкаться и силой занимать свое место. Начинать и кончать все действия следует по команде учителя.

О.М.У: текст слов необходимо выучить заранее или повторить до игры. Строевые команды выполняют с требованиями, предъявляемыми в 1 классе.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image68.gif

Игра «Быстро по местам»

Задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции на сигнал.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по команде учителя “Разойдись!” играющие разбегаются по площадке, бегают, прыгают, играют. По команде “Быстро по местам!” все учащиеся должны занять свои места в шеренге.

Варианты построения: а) взявшись за руки, образуя круг; б) образуют полукруг; в) образуют квадрат; г) две шеренги лицом друг к другу.

Правила: выигрывает учащийся, быстрее занявший свое место.

О.М.У: построение учащихся может сопровождаться счетом: “Раз”, “Два” и т.д.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image69.gif

Игра «Фигуры»

Задачи: воспитание инициативы, творческого подхода ко всему, развитие чувства ритма, быстроты реакции, тренировка в быстроте освоения нового.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: по сигналу учителя все разбегаются по залу и играют. По второму сигналу все играющие останавливаются, принимают какую-либо позу и в этой позе замирают. По третьему сигналу водящий ходит среди фигур и касается рукой того игрока, который пошевелился.

Правила: входящим становится тот, кто пошевелился.

Вариант: водящим становится игрок, чья фигура больше понравилась водящему.

О.М.У: отметить наиболее удачные позы. Позы, принимаемые учениками, могут быть тематического содержания.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image70.gif

Игра «Флюгер»

Задачи: развитие координации движений, умения ориентироваться на местности, внимания, быстроты реакции; тренировка вестибулярного аппарата.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: играющие строятся в шеренгу. Руководитель называет стороны света и для каждой из них определяет свое действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.

Вариант: играющие двигаются по площадке, а по команде останавливаются и выполняют условия игры.

Правила: за каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается обусловленное время (3-4 мин). Победитель тот, кто набрал меньше штрафных очков.

О.М.У: игру необходимо опробовать.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image71.gif

Игра «Кто идет»

Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения; воспитание выносливости.

Инвентарь: скамейка.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: из играющих выбирается “кот”. Он в углу зала в своем “доме”. Остальные играющие – “мыши”. Они размещаются по залу в “норах”. Учитель выходит на середину зала и говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Поиграйте, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот злодей.

Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:

Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота.

По сигналу руководителя “Кот идет!” все мышки застывают. Если кто-нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает ее к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор, пока руководитель не скажет “Кот ушел”.

Вариант: игру проводить под музыку. Для движений мышей рекомендуется мелодия польки, а для движения кота – мелодия марша.

Правила: когда кот выходит на площадку, мышкам шевелиться не разрешается. Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.

О.М.У: забирать кот должен только тех мышек, которые шевелились, а не тех, кто просто ему нравится. Можно предложить детям использовать в игре наиболее интересные позы.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image72.gif

Игра «Товарищ командир»

Задачи: развитие внимания, координации, умения сохранять правильную осанку, равновесие.

Инвентарь: не требуется

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: учитель подает команды, отдает распоряжения, предлагает исполнить упражнения. Учащиеся исполняют их только в том случае, если учитель начал со слов “Товарищ командир”.

Правила: тот игрок, который ошибся, становится на левый фланг.

О.М.У: следует оценивать качество выполнения упражнения.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image73.gif

Игра «Не ошибись»

Задачи: воспитание внимания, культуры поведения, развитие сообразительности, творческого воображения.

Инвентарь: заранее заготовленные рисунки: мельница, дровосек, мяч, аист, кошка и т.д.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: руководитель поочередно показывает листки с рисунками, а дети изображают их позами.

Мельница: одна рука поднята, другая опущена и прижата к телу.

Мяч: приседают, спина круглая.

Дровосек: пальцы рук соединены и подняты вверх.

Правила: после каждого задания руководитель отмечает тех, кто удачнее других выполнил задание.

О.М.У: по первому сигналу дети лишь изображают картинку, а по второму делают соответствующие движения.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image73.gif



Предварительный просмотр:

Физическая культура в начальных классах. – М.: Изд-во Ф50 ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-176 с. Авторы: И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников

Игры, развивающие комплексное развитие физических качеств

Игра «Зайцы, сторож и Жучка»

Задачи: закрепление навыка быстрого бега, ловкости, выносливости; воспитание активности, коллективизма.

Инвентарь: веревочка.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: из играющих выделяется “сторож” и “Жучка”, остальные - “зайцы”. На площадке обозначаются: с одной стороны – норы зайцев, с другой – огород и за огородом – дом сторожа. Посередине площадки на высоте 40-60 см протягивается веревочка – забор (веревочку вешают на стойки для прыжков так, чтобы она при касании падала вниз). Перед началом игры зайцы находятся в норах, а сторож с Жучкой дома. По сигналу учителя первые восемь-десять зайцев выбегают из нор, перепрыгивают через веревочку (забор) и оказываются в огороде, где начинают есть капусту, шевелить ушами (подражательные движения кистями рук), перепрыгивать с одного места на другое. По условному знаку учителя сторож стреляет в зайцев (хлопает три раза в ладони). По первому хлопку зайцы убегают домой, преодолевая забор подлезанием или подползанием, не касаясь веревки. После третьего хлопка Жучка догоняет зайцев и кусает их (касается рукой).

Правила: пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линии нор, догонять нельзя.

О.М.У: сторож и Жучка могут меняться ролями. Когда все группы зайцев побывают в огороде, выделяются новые сторож и Жучка.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image87.gif

Игра «Колдунчики»

Задачи: развитие ловкости, быстроты сообразительности, координации движений.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: из играющих выбирается “колдунчик”. Он осаливает играющих, и те должны стоять неподвижно, расставив ноги. Они считаются расколдованными, если один из бегающих учеников проползет у них между ногами.

Правила: забегать за пределы площадки нельзя.

О.М.У: отметить лучших колдунчиков.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image88.gif

Игра «Через ручеек»

Задачи: развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание коллективизма.

Инвентарь: 2-3 скакалки.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: дети находятся у черты. На расстоянии 3-4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60-70 см, через 2-3 м – второй (можно и третий). По команде учителя первые 8-10 человек бегут, перепрыгивая ручейки, и остаются на другой стороне зала. Затем по команде учителя следующие 8-10 человек выполняют то же задание.

Правила: нельзя мочить ноги в ручейке, кто замочил, выбывает из игры. Побеждает тот, учащийся, который быстрее всех преодолел ручейки.

О.М.У: нельзя мешать своему товарищу. Отметить лучших играющих.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image89.gif

Игра «Стая»

Задачи: развитие быстроты реакции, умения действовать в коллективе, тренировка навыков в ходьбе, беге, подлезании, прыжках.

Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: по залу медленно бегают дети – это стая птиц. Впереди вожак. Он ведет стаю. Полет продолжается 0,5 – 1 мин. Учитель дает сигнал “Коршун!”, стая рассыпается. Каждый стремиться быстрее найти какое-нибудь укрытие (скамейку, стенку и др.). Птица, спрятавшаяся последней, выбывает на одно повторение из игры.

Правила: игра повторяется 3-4 раза. Темп задает учитель. Обгонять вожака нельзя.

О.М.У: в конце игры отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image90.gif

Игра «Летучие рыбки»

Задачи: развитие координации движений, умения сохранять равновесие, воспитание навыка в прыжках.

Инвентарь: две гимнастические палки, шнур.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: дети бегают по площадке, время от времени совершая прыжки. Это летучие рыбки. Два рыбака растягивают сеть (шнур длиной 2,5 – 3 м, привязанный к концам двух гимнастических палок) и стараются поймать рыбок. Сеть скользит по поверхности земли. Кто задел за шнур, считается пойманным и выбывает из игры.

Правила: игра повторяется 4-5 раз. Через 1,5 – 2 мин рыбаки подсчитывают улов.

О.М.У: учитель следит, чтобы все дети активно двигались по площадке, не скапливались в одном месте, иначе трудно перепрыгивать через сеть.

Варианты: сеть скользит на высоте 10-15 см от земли, рыбаки продвигаются бегом.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image91.gif

Игра «Пчелы и медвежата»

Задачи: развитие навыков бега, умения ориентироваться в пространстве, тренировка навыков в координации движений.

Инвентарь: гимнастическая стенка, скамейки.

Место: спортивный зал.

Содержание: на расстоянии 20-15 метров от гимнастической стенки ставят в линию скамейки. Половина детей влезает на гимнастическую стенку – это пчелы. По команде “Пчелы, за медом!” дети слезают со стены и бегают по площадке. Тем временем медведи перелезают через скамейки и приближаются к летящим пчелам. Учитель говорит: “Медведи идут!”, пчелы с жужжанием улетают в улей (на стенку). Медведи возвращаются обратно.

Правила: после 2-3 повторений дети меняются ролями.

О.М.У: среди пчел и медведей учитель отмечает лучших.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image92.gif

Игра «Хитрая лиса»

Задачи: развитие быстроты, ловкости, координации, воспитание честности, творческого воображения, умения себя вести в коллективе товарищей.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.

Содержание: на одной стороне площадки проводится линия – дом лисы. Играющие стоят на кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Учитель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а учитель обходит круг за спинами детей, и дотрагивается до одного из играющих, который и становится хитрой лисой. Затем учитель предлагает открыть глаза играющим и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором: “Хитрая лиса, где ты?”. При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: “Хитрая лиса, где ты?”, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: “Я здесь”. Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того, как лиса поймает 2-3 человека, учитель говорит: “В круг!”. Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

Правила: играющие не могут разбегаться из круга раньше слов лисы: “Я здесь”. Площадка должна быть оговорена заранее.

О.М.У: перед игрой необходимо напомнить играющим о том, что подглядывать нельзя. После окончания игры нужно отметить лучшую лису. 

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image93.gif

Игра «Филин и пташка»

Задачи: развитие ловкости, быстроты реакции, координации, скорости движения, воспитание творческого воображения.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал “Филин!” все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

Правила: птицы могут улететь в свои гнезда только после команды “Филин”.

О.М.У: перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например: голубь, ворона, галка, журавль). Гнездо и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейке и т.д.). Птицы от филина прячутся каждый в своем гнезде.

Варианты: дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать, затем подходят к филину и говорят: “Мы сороки, где наш дом?”; “Мы чайки, где наш дом?”. Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово “филин” прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image94.gif

Игра «Воробушки»

Задачи: развитие быстроты, ловкости, воспитание организованности, внимательности.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание: “Кошка” сидит в центре круга, а остальные играющие – воробушки – становятся за пределами круга. По сигналу учителя воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга.

Вариант: игра может продолжаться до 30 с. Ее можно повторять несколько раз (с перерывами для отдыха).

Правила: разрешается прыгать на одной, двух ногах по договоренности. Тот, кто пробежал через круг, считается пойманным.

О.М.У: учитель отмечает тех, воробушков, которых водящий ни разу не коснулся рукой.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image95.gif



Предварительный просмотр:

Физическая культура в начальных классах. – М.: Изд-во Ф50 ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-176 с. Авторы: И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников

Игры, способствующие овладению техникой лыжных ходов

Игра «Железная дорога»

Задачи: совершенствование ступающего шага, координации движений, ловкости, выносливости.

Инвентарь: лыжи, палки.

Место: площадка.

Содержание: учащиеся выстраиваются в шеренгу правым (левым) боком по направлению движения с интервалом 1 м, передвигаются приставным шагом на расстояние 20 м и, обогнув флажок, возвращаются к финишу ступающим шагом, прокладывая “железную дорогу”.

Правила: выигрывают те, у которых ровнее и четче будет проложена лыжня на снегу.

О.М.У: необходимо следить за соблюдением правил безопасности (при обращении с палками). Выполнить на месте подготовительные упражнения для овладения данным ходом.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image96.gif

Игра «Поезд»

Задачи: совершенствование техники ступающего шага, координации движений, воспитание коллективных взаимоотношений.

Инвентарь: лыжи, палки.

Место: лыжня

Содержание: играющие выстраиваются в 2-3 колонны, каждая на своей лыжне. По сигналу учителя команды продвигаются ступающим шагом вперед в “депо”, ворота которого обозначены лыжными палками, поставленными по обочине лыжни.

Правила: побеждает команда, участники которой согласованно выполняли движения рук и ног и первыми прибыли в “депо”.

О.М.У: первым становятся учащиеся, хорошо владеющие данным элементом техники.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image97.gif

Игра «Шире шаг»

Задачи: совершенствование техники скользящего шага, развитие координации движений, ловкости.

Инвентарь: лыжи, флажки.

Место: хорошо укатанная лыжня.

Содержание: игровое задание выполняется без палок по накатистой 30-40 метровой лыжне. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии до флажка, установленного в конце отрезка, как можно меньшее число скользящих шагов.

Правила: победитель определяется подсчетом наименьшего числа шагов.

О.М.У: каждый шаг должен быть мощным и длинным.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image98.gif

Игра «Веер»

Задачи: совершенствование поворота переступанием на месте и в движении; тренировка вестибулярного аппарата; воспитание координации движений.

Инвентарь: лыжи.

Место: ровная площадка.

Содержание: лыжники выстраиваются на расстоянии 2-3 м друг от друга в одну или две шеренги. По команде все выполняют поворот переступанием на 90°, 180°, 360°, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток.

Правила: каждому выставляется оценка – от 1 до 5 баллов в зависимости от четкости и быстроты поворота. Побеждает тот, кто в итоге наберет больше баллов, выполнит задания быстрее и точнее других.

О.М.У: движения поворотов следует чередовать (вначале – налево, затем – направо).

Вариант: после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и вновь сделать такой же поворот.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image99.gif

Игра «Гармошка»

Задачи: совершенствование техники подъема “лесенкой”; развитие силовой выносливости в игровых условиях.

Инвентарь: лыжи, флажки.

Место: пологий склон.

Содержание: учащиеся выстраиваются правым (левым) боком у подножия пологого склона. По команде они начинают восхождение на склон переступанием вверх до флажка.

Правила: учитель и ученики отмечают лучшую “гармошку” на снегу.

О.М.У: в конце подъема необходимо поставить флажок. К судейству следует привлекать помощников из числа освобожденных.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image100.gif

Игра «Кто лучше»

Задачи: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, координации движений, развитие общей выносливости.

Инвентарь: лыжи.

Место: хорошо укатанная лыжня.

Содержание: поочередно лыжники должны пройти отрезок 25-30 м по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было одноопорным, поочередно то на одной, то на другой лыже.

Правила: тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, то есть не перейдет на двухопорное скольжение, получает 10 баллов, за каждую допущенную ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.

О.М.У: судейство помогают осуществлять судьи из числа выполнивших задания и освобожденных.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image101.gif

Игра «Самокат»

Задачи: совершенствование техники одноопорного скольжения, воспитание выносливости, скорости.

Инвентарь: лыжи.

Место: хорошо укатанная площадка, лыжня 25 метров.

Содержание: 25-метровый отрезок лыжни занимающийся должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой.

Правила: выигрывает тот, кто сделал на установленном отрезке меньшее число отталкиваний.

О.М.У: предусмотреть скольжение на разноименных: как на правой, так и на левой ноге (в зависимости от подготовки учащихся).

Вариант: игру можно проводить и между командами (побеждает та из них, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний). Как эстафету (в этом случае оценивается время преодоления отрезка).

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image102.gif

Игра «Быстрый спуск»

Задачи: закрепление техники спуска со склона, воспитание ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь: лыжи.

Место: пологий склон.

Содержание: стартуя поочередно с пологого склона. Ученики спускаются в высокой, средней и низкой стойке.

Правила: выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойке, прокатится по лыжне дальше всех.

О.М.У: перед игрой необходимо напомнить высокую, среднюю и низкую стойки, выполнить на месте.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image103.gif

Игра «Кто дальше проскользит»

Задачи: закрепление техники спуска со склона; воспитание ловкости, быстроты реакции; развитие чувства товарищества в соревновательных условиях.

Инвентарь: лыжи.

Место: склон.

Содержание: играют две команды, каждая из которых выстраивается парами на вершине склона. Пары, взявшись за руки скрестно (на плечи), спускаются вниз по склону в основной стойке, стараясь как можно дальше проскользнуть по лыжне.

Правила: выигрывают те пары, которые точно выполняют задание, и дальше всех проскользят со склона.

О.М.У: слабого ученика желательно ставить в пару с сильным

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image104.gif

Игра «Лыжники-десантники»

Задачи: совершенствование техники ступающего, скользящего шага, поворота переступанием, воспитание выносливости координации движений, внимания.

Инвентарь: лыжи, палки.

Место: площадка.

Содержание: играющие делятся на три-четыре равные команды, по четыре-шесть человек в каждой. По указанию учителя в путь идет сначала одна команда. Играющие двигаются по площадке в колонну по одному, причем каждый должен шагать по следу, проложенному головным. Головной идет то прямо, то делает повороты переступанием в различных направлениях. Когда команда пройдет около 50 м, учитель устанавливает, сколько раз игроки не попали точно на следы головного. Затем идет другая команда, которая должна сделать то же количество поворотов и пройти примерно то же расстояние, что и первая команда.

Правила: побеждает команда, игроки, следуя за направляющим, сделали меньше ошибок.

О.М.У: число поворотов должно быть обусловлено заранее.

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/physic_culture/Image105.gif

   

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...