Статья: из опыта работы.
статья по физкультуре

Глебова Любовь Анатольевна

В данной статье я поделюсь опытом работы в ипользовании здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_statya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры

Здоровьесбережение и его роль в учебном процессе рассматривается и учителями и учёными. М.А. Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению, Б.П.Есипов рассматривал его как средство активации учебной деятельности. Отечественными учеными (А.П.Матвеевым, Т.В.Петровой, В.К.Бальсевичем, В.И.Ляхом, Л.Б.Кофманом, Ж.К.Холодовым, B.C.Кузнецовым и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества. «Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» [1, стр.19].

На основании вышесказанного, целью своей профессиональной деятельности считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать из ребёнка личность, развитую всесторонне и гармонично. Основными направлениями я выбрала следующие:

  • укрепление дисциплины и привитие сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
  • повышение общего среднего уровня физической подготовки учащихся;
  • популяризация и агитация здорового образа жизни;
  • стимулирование участия детей в соревнованиях по различным видам спорта [2, стр.23].

Чтобы урок действительно способствовал сохранению и укреплению здоровья, методику своей работы выстраиваю по следующим принципам (по В.И.Ковалько):

  • учет возрастных индивидуальных особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на 3 части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся» [3, стр.28].

В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. Они должны «иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов» [4, стр.54]. На основании этого, скоростные упражнения использую с учётом возрастных особенностей.

В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.

В старшем школьном возрасте использую комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 80-100 м.

Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени) [4, стр.70].

«Обучение двигательным умениям и навыкам является важнейшей задачей урока по физическому воспитанию» [5, стр.19]. На начальном этапе обучения (этап знаний и умений) технике бега на короткие дистанции, я применяю фронтальный метод. При обучении работе рук, я объясняю учащимся технику стартового положения и стартового разгона. Следующим этапом обучения является бег по дистанции и финишное набегание. При обучении бегу по дистанции, я акцентирую внимание учащихся на прямолинейность движения (кратчайший путь), а также на правильную постановку стопы при беге и работу рук.

Одним из условий успешного обучения гимнастическим упражнениям является постоянное совершенствование физических качеств, поэтому я уделяю много внимания на уроках их развитию и совершенствованию, в том числе и на уроках обучения спортивной гимнастике в 5 классе. Это общеразвивающие упражнения с набивными мячами: например, поднимание набивного мяча 4–5 раз каждой рукой в отдельности вверх и опускание его [5, стр.39].

Осенью и весной провожу мониторинг (зачет) по основам физической подготовки, в него входят:

скоростные способности - бег 30м, с

скоростно-силовые способности – прыжок в длину с места, см

выносливость – 6-ти минутный бег, м

силовые – подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики), отжимания, количество раз за  (девочки).

Одна из проблем – как строить работу с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес? Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь? Вот несколько конкретных примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы:

Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные, и худые, как и все ослабленные дети, не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся» [4, стр.48].

В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей ставлю в один забег. Практикую и бег тройками, типа военизированных патрулей, когда результат команды определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Этот прием сплачивает ребят, приучает помогать друг другу. Правда, всегда стремлюсь в тройки собирать детей, находящихся в дружеских отношениях между собой [4, стр.63].

Прыжки и метания организую по группам, формируемым согласно двигательной подготовленности учащихся. В прыжках в высоту нередко применяю наклонную веревочку. Тем, кому трудно, а это могут быть и полные, и чрезмерно худые, преодолевают веревочку с того конца, где она натянута ближе к земле. При метании всегда подчеркиваю физическую мощь полных ребят и неплохую координацию худеньких [2, стр.26].

В зависимости от решаемых задач и физического состояния учеников варьирую в эстафетах и играх длину преодолеваемой дистанции, количество повторений, продолжительность пауз.

В конце каждого урока или его части осуществляю рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке.

«Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться подвижные игры. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков» [5, стр.31].

Учёт возрастных особенностей учащихся важен при выборе игры на уроке. Я использую самые доступные игры: русскую лапту, пионербол, перестрелку, сюжетные, народные подвижные игры. Их положительной стороной является «минимум затраченного времени на разучивание техники и максимум времени для самой игры» [6, стр.5]. Такой подход дает реальную возможность выйти из тяжелейшей ситуации обездвиженности детей.

Этот фактор также позволяет «сохранить здоровьесберегающую структуру урока:

Вводная часть – 8-10 мин. Провожу методами фронтальным или круговой тренировки.

Основная часть – 15-20 мин. В ней решаем поставленные на урок образовательные задачи.

Игра – 12-15 мин. Для младшие дети предлагаю игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Для среднего школьного возраста – подвижные и спортивные (лапта, пионербол, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Для старшего школьного возраста – в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, стритбол, футбол).

Заключительная часть – 1-2 мин. на подведение итогов урока» [2, стр.39].

В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшаются показатели физической подготовленности учеников. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любое из уже освоенных упражнений постепенно усложняю за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменения способа перемещений. Например, разрешаю 4-классникам передавать мяч партнерам только двумя руками или только одной рукой от плеча, в 5 классе – выполнять передачи с шагом, а затем проводить это упражнение с двумя мячами.

С помощью эстафет и подвижных игр типа «День и ночь», «Прыгуны», «Передал и садись», направленных на развитие определенного двигательного качества или на совершенствование одного двигательного навыка, регулирую длительность и интенсивность работы, продолжительность и характер отдыха.

Так, игру «День и ночь», направленную на развитие быстроты, провожу не более 5-6 раз подряд, в исходное положение ученики возвращаются медленной «трусцой», паузы между повторами длятся от 45 до 60 секунд. Для роста выносливости увеличиваю число стартов или резко сокращаю интервалы отдыха [4, стр.32]

При обучении школьников игре в баскетбол для развития скоростно-силовых способностей в подвижных играх использую набивные мячи, массой от одного килограмма в 4 классе и до 3-4 килограммов – в 8-9 классах. Для повышения прыжковой нагрузки ввожу дополнительное правило о том, что передавать мяч партнеру разрешается только в прыжке.

Суть здоровьесберегающей технологии заключается в том, что «игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но видны уже первые признаки утомления» [6, стр.46]. По моим наблюдениям, эти признаки проявляются в снижении заинтересованности играющих, появлении вялости в движениях, невнимательности, более частом нарушении правил, увеличении количества технических ошибок при бросках и передачах, а также в покраснении кожи, резком учащении дыхания, потоотделении и т.д.

Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры периодически делаю перерывы, заполняя их анализом технических или тактических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил, подсчетом очков или введением дополнительных препятствий и требований к играющим. Меняю размеры игровой площадки, уменьшаю или увеличиваю численность играющих одновременно, провожу игры посменно таким образом, чтобы в каждой смене состязались примерно равные по силам команды.

Окончание игры не должно быть для участников неожиданным, для этого предупреждаю играющих: «Играем еще 2 мин», «Играем до забитого в корзину мяча», или при равном счете говорю: «Победит та команда, которая раньше сделает два точных броска в корзину соперника».

В старших классах применяю дополнительные задания. Например, перед началом двусторонней игры ставлю условие, что те игроки, которые не успеют при результативном быстром прорыве соперников вернуться на свою половину площадки (или в область штрафного броска), обязаны сделать 5-10 прыжков на месте с подтягиванием коленей к груди или допрыгнуть на одной ноге до своего щита (лицевой линии) и лишь затем включиться в игру, а их партнеры тем временем организуют ответную атаку, находясь в численном меньшинстве [5, стр.44]

В 9-11 классах с помощью баскетбола решаю различные задачи всесторонней физической подготовки учащихся. Так, предлагаю старшеклассникам игру с заданием все время «прессинговать в защите и как можно стремительнее атаковать (для этого время владения мячом ограничиваю до 10 секунд). При этом каждый учащийся проводит на площадке 3-4 смены по 2 мин каждая, а в 4-5-минутных паузах занимается жонглированием и бросками» [2, стр.51]. Эта задача способствует направленному воспитанию скоростных способностей старшеклассников.

Работа учителя физической культуры немыслима без осуществления внеурочной деятельности, которая способствует формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни у обучающихся.

С 2016 года в качестве инструктора по физической культуре принимаю активное участие в организации летнего каникулярного отдыха обучающихся на базе школьного лагеря дневного пребывания «Радуга» в МБОУ «СОШ № 9», использую в своей педагогической деятельности внеурочные формы работы: секции по волейболу, настольному теннису и общей физической подготовке для разновозрастных групп. Организую и провожу общешкольные спортивные праздники и соревнования: Дни Здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты», спортивные квесты.

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся позволяет создать ситуацию успеха для ребят с разными физическими возможностями. В результате осуществления связи обучения с практикой посредством организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время, за период с 2017 года школьные команды под моим руководством добились побед на районных соревнованиях: Спартакиаде по мини-футболу, стритболу и волейболу, настольному теннису.

Список использованных источников

Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: Аркти, 2003.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: Вако, 2004.

Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. М., 1987.

Кузнецова И.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. – М., 2003.

Жуков М.Н.Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости....

Статья из опыта работы "Индивидуальные технологии работы с одаренными детьми."

В нашей гимназии учатся много талантливых и одаренных детей. Ведущими, профильными предметами являются языки, в первую очередь английский язык. Несмотря на это всегда есть дети, которые серьезно интер...

Приложения к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе на селе"

Материалы созданы на протяжении многих лет работы в школе и общественной работе на селе. Данный фотоотчёт служит доказательной базой к статье "Из опыта работы по краеведению и просветительской работе ...

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках"

Статья из опыта работы по теме:"Групповая работа на уроках" . Возможное использование на разных уроках в коррекционной школе....

Статья из опыта работы по теме "Работа с историческими документами"

В данной статье представлены виды исторических документов с примерами и возможные вопросы  в ходе работы над ними....

Организация работы по аудированию на ранних этапах изучения английского языка на уроках и во внеурочное время. Методическая статья. (Из опыта работы).

Статья написана в результате изучения материалов по  аудированию и дополнена личным опытом обучения аудированию. Идея родилась после общения  с Оливером Робинсоном, учителем-методистом из ме...

Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».

Статья из опыта работы:«Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала сайта детского сада  в работе учителя-логопеда  с родителями детей с ОВЗ»....