Рабочая программа по физической культуре 6 класс.
рабочая программа по физкультуре (6 класс)

Андрианов Олег Николаевич

Рабочая программа составлена на основе учебника:  В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год, в неделю 3 часа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Томмотская санаторная школа -  интернат” МО “Алданский район”

678953, Республика Саха (Якутия), Алданский район, г. Томмот, ул. Ленина, 38,  тел. (41145)44-1-13 e-mail – tsshi@tsshi.ru

Принято                                                                                                                                           Утверждаю

Методическим советом                                                                                                                           Директор МКОУ «ТСШИ»

МКОУ «ТСШИ»                                                                                                                                      А.Г. Савватеев

“28” августа 2018г.                                                                                                                                “28” августа 2018г.

_______________________                                                                                                                                      _______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет:     Физическая культура

Класс:    6

Срок реализации программы:  1 год (2018-2019 учебный год)

Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год, в неделю 3 часа.

Учитель: Андрианов Олег Николаевич, учитель первой категории.

г. Томмот

2018-2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте»;
  • Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998г. № 1235;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год».
  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009г. №1101-р;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2018/2019 учебный год

Целью школьного физического воспитания является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни (активное использование ценностей физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха).

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

  • коррекция дефектов физического развития и моторики;
  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработка представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану ОО в 6 классе на 2018-2019 учебный год  на изучение курса физическая культура отводится  3 ч в неделю, 102 ч. в год.

Результаты освоения учебного предмета «физическая культура»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программа для 6 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий, обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты (отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся):

  • В области  познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
  • В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные   и   спортивные   мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
  • В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
  • В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
  • В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
  • В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты (характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности):

  • В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
  • В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
  • В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
  • В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
  • В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты (приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой):

  • В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
  • В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
  • В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
  • В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
  • В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.


Содержание учебного предмета «физическая культура»

  1. Знания о физической культуре (4 часа)

Физическая культура. Роль общеобразовательного предмета «Физическая культура» в укреплении здоровья, подготовке к труду и защите Родины. Значение физических упражнений для поддерживания работоспособности. Основные правила гигиены во время занятий физическими упражнениями. Значение общеразвивающих упражнений. Комплекс учебных нормативов для школьников 5-9 классов. Правила безопасности выполнения физических упражнений. Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности. Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол, волейбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Характеризовать Олимпийские игры древности, раскрывать содержание, правила соревнований. Раскрывать причины возникновения олимпийского движения.

Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое назначение каждого из них.

Подбирать и выполнять упражнения по профилактике нарушения и коррекции осанки.

Регулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешним признакам. Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объём занятий для каждой части.

Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать основные правила её освоения в самостоятельных занятиях

Раскрывать понятие здорового образа жизни, спортивной подготовки, всестороннего и гармоничного физического развития.

Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. Уметь составлять комплекс физических упражнений для самостоятельных занятий, определять дозировку температурных режимов, правилами безопасности при проведении закаливающих процедур.

Характеризовать качества личности, приёмы массажа, силу бани, организовывать и проводить самостоятельные занятия. Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Готовить места для занятий на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы ТБ при занятиях ФК и своевременно устранять их. Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития определять их приросты.

  1. Гимнастика с элементами акробатики (25 часов)

Строевые упражнения. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Комплексы утренней гимнастики с предметами и без предметов. Упражнения с гантелями, эспандерами, на тренажёрах.

Лазанье по канату в два приёма.

Упражнения в равновесии – переменный шаг с правой, то же с левой, мах левой вперёд хлопок под ней, то же – правой, поворот на носках в полуприседе, из стойки поперёк, соскок прогнувшись.

Упражнения на перекладине (мальчики) – вис, согнувшись силой, вис, прогнувшись, вис, согнувшись, опускание.

Упражнения на брусьях (мальчики) – наскок (со стула) в сед ноги врозь, сед на правое бедро, перемахом правой ноги через жерди влево соскок с перехватом правой рукой за левую жердь.

Упражнения на брусьях разной высоты (девочки) – из размахивания хватом за верхнюю жердь – вис в упор левой на нижнюю жердь, перемах правой через нижнюю жердь, в вис лёжа, вис, лёжа двумя, поворот налево в сед на левом бедре, правая рука в сторону – прогнуться. Соскок с махом правой рукой вверх.

Акробатика – два кувырка вперёд слитно, «мост» из положения, стоя с помощью.

Упражнения на брусьях разной высоты (девочки) – из размахивания изгибами на верхней жерди во внутрь – вис присев, вис, лёжа, перемах правой влево через жердь с поворотом налево на 270° в сед на правом бедре левая рука в сторону – прогнуться. Соскок с поворотом направо кругом.

Упражнения на брусьях (мальчики) – размахивание в упоре на руках, махом вперёд сед ноги врозь, перемах правой в сед на левую жердь, на правом бедре, левая рука в сторону – прогнуться, хват левой обратным хватом за левую жердь, махом правой руки. Соскок с поворотом направо кругом.

Упражнения на перекладине (мальчики) – махом одной и толчком другой подъём переворотом в упор, махом назад – соскок.

Опорный прыжок – ноги врозь через козла в ширину (Н-100 см – девочки; 110 см – мальчики).

Ритмическая гимнастика.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Знать и различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы.

Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации.

Осваивать технику упражнений предупреждая появление ошибок, соблюдать правила ТБ, исправлять ошибки. Оказывать помощь сверстникам при освоении акробатических упражнений. Анализировать технику упражнений сверстников, выявлять типовые ошибки.

Описывать и осваивать базовые шаги аэробики, составлять из них комбинации и выполнять под музыкальное сопровождение.

Самостоятельно осваивать упражнения с различной направленностью, составлять и выполнять комплексы упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время занятий.

  1. Лёгкая атлетика. (23 часа)

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением, низкий старт, стартовое ускорение, финиширование, бег 60 метров с максимальной скоростью, бег по прямой, медленный бег с равномерной скоростью до 6 минут.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; схема прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в длину с места на максимальное и заданное расстояние.

Преодоление вертикальных препятствий высотой 30-40 см с опорой и без опоры, с приземлением на одну и обе ноги.

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.

Метание малого мяча с места (с шага) способом «из-за спины через плечо» на дальность, заданное расстояние и в цель. Метание малых мячей в горизонтальную цель 1×1 м с расстояния 8-10 м и на дальность с 4-5 шагов разбега.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Описывать технику выполнения беговых, прыжковых упражнений, метания теннисного мяча разными способами, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

Применять легкоатлетические упражнения для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать её по частоте сердечных сокращений.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения л/а упражнений, соблюдать правила безопасности.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации.

Включать легкоатлетические упражнения в различные формы занятий ФК.

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений

  1. Лыжная подготовка. (16 часов)

Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение. Передвижение по лыжне скользящим шагом. Спуск в основной стойке. Подъём «лесенкой». Правильное выполнение посадки лыжника. Попеременный двухшажный ход, одновременный двушажный и бесшажный ход. Торможение и поворот упором, подъём скользящим шагом. Подъём «ёлочкой», торможение «плугом», передвижение на лыжах до 3 км. Преодоление препятствий. Согласование движений рук и ног в попеременном двушажном ходе. Чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Переносить и надевать лыжный инвентарь.

Описывать технику выполнения основной стойки, объяснять, в каких случаях она используется лыжниками.

Освоить техники передвижения, подъёмов и спусков.

Описывать технику передвижения на лыжах, осваивать её самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Моделировать способы перемещения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы, применять передвижение на лыжах для развития физических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах; соблюдать правила ТБ.

Использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха.

  1. Спортивные игры. (15 часов)

Футбол: Техника безопасности. Ознакомление с упрощёнными правилами. Передвижение игроков. Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма; остановка мяча внутренней стороной стопы, ведения мяча, передвижения и игра вратаря. Учебная игра.

Подвижные игры на материале футбола «Точная передача», «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой», эстафеты с ведением и передачей мяча партнеру.

Баскетбол: Ознакомление с упрощёнными правилами. Передвижение в «защитной стойке» приставным шагом. Остановка в два шага. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест в движении; ведение мяча шагом и бегом правой и левой рукой; бросок мяча в движении после ведения. Бросок мяча одной рукой с места. Учебная игра.

Подвижные игры на материале баскетбола: «Брось — поймай», «Бросок мяча в колонне», «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей»; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину.

Волейбол: Техника безопасности. Перемещение волейболиста, стойка игрока; передача мяча сверху двумя руками. Ознакомление с упрощёнными правилами. Учебная игра. Игра в «Пионербол». Подводящие упражнения для обучения прямой, нижней и боковой подачи. Перемещение приставными шагами (боком, лицом и спиной вперёд); передача мяча сверху на месте и после перемещения вперёд; приём мяча снизу двумя руками на месте; прямая нижняя подача с 3-6 м от сетки. Учебная игра.

Подвижные игры на материале волейбола: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Организовывать совместные занятия со сверстниками, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий и приёмов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приёмов, соблюдать правила ТБ.

Моделировать технику игровых действий и приёмов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

Применять правила подбора одежды на открытом воздухе.

Проявлять качества силы, координации и выносливости в игровой практике.

Проявлять смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игры. Моделировать игровые ситуации.

Регулировать эмоции в процессе игровой деятельности, уметь управлять ими.

Использовать спортивную игру в организации активного отдыха.

  1. Национально-региональный компонент. (10 часов)

Национальные виды прыжков. Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину. ОФУ на развитие выносливости.  Прыжки «Кылыы», «Ыстанга» и «Куобах». Техника выполнения прыжков и бега. Борьба «Хапсагай». Техники приёмов национальных видов борьбы.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Осваивать технику выполнения национальных прыжков «Кылыы», «Ыстанга» и «Куобах».

Выявлять характерные ошибки в выполнении упражнений. Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений на развитие определённых качеств.

Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении национальных прыжков. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжков.

Осваивать технику и приёмы борьбы «Хапсагай».

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении приёмов и захватов.

Демонстрация умений через соревновательные практики.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

-       старт не из требуемого положения;

-       отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

-       бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

-       несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки) 

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

В 6 классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях , в  ходьбе.

В остальных видах спорта (бег, прыжки, метание, броски, ходьба), необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту (см. таб. 1). 

 Таблица 1

Контрольные упражнения

Оценка

5

4

3

5

4

3

Мальчики

Девочки

Бег 30 метров, сек.

5,1

5,3

5,8

5,4

5,8

6,2

Бег 60 метров, сек.

9,8

10,4

11,1

10,3

10,6

11,2

Бег, кросс 1500 метров, мин.

7.30

7.50

8.10

8.00

8.20

8.40

Бег, кросс 1000 метров, мин.

4.30

4.50

5.00

4.40

5.00

6.00

Прыжок в длину с места

190

180

170

180

165

150

Метание мяча на дальность, м

35

30

25

23

20

15

Подтягивание, кол-во раз

7

5

3

17

14

9

Прыжки через скакалку, за 1 мин.

95

80

70

110

100

90

Отжимание от пола, кол-во раз

20

15

12

18

15

10

Поднимание туловища из положения лежа, за 30 с

23

20

15

21

16

13

Прыжки в высоту с разбега, см

115

105

95

105

95

85

Прыжок в длину с разбега, см

340

320

270

300

280

230

Челночный бег 3 * 10 метров, сек.

8,3

8,6

9,3

8,8

9,1

10.0

Лыжные гонки 1 км, мин.

6.00

6.30

7.00

6.15

6.45

7.30

Учебно-тематический план

п/п

Вид программного материала

Количество уроков

1.

Базовая часть

78

1.1

Основы знаний о физической культуре

4

1.2

Легкая атлетика

23

1.3

Спортивные игры

21

1.4

Гимнастика с элементами акробатики

17

1.5

Лыжная подготовка

13

2.

Вариативная часть

24

2.1

Лёгкая атлетика

12

2.2

Национально-региональный компонент

12

Итого часов в год:

102


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

при 3 уроках в неделю (102 урока за год), 6 класс

 
урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения

I ЧЕТВЕРТЬ       27 уроков за четверть

Основы знаний о физической культуре     4 урока      

Физическая и умственная работоспособности, их связь с функциональным состоянием и физической подготовленностью человека.

4.09

Организационные основы самостоятельных форм занятий физической культурой.

7.09

Способы регулирования физических нагрузок при выполнении физических упражнений, контроль за их взаимодействием на организм человека.

8.09

Правила техники безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале и на стадионе.

11.09

Лёгкая атлетика    23 урока

Равномерный бег по пересеченной местности до 1,5 км.

14.09

Совершенствование старта и стартового разгона с бегом на дистанции.

15.09

Совершенствование техники прыжка в длину с разбега.

18.09

Контроль скоростных качеств посредством бега 60 м.

21.09

Контроль техники низкого старта, стартового разгона и финиширования.

22.09

Учёт техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги».

25.09

Развитие скоростных качеств посредствам эстафет и спортивных игр.

28.09

Метание набивного мяча: сидя ноги врозь, двумя руками из-за головы; стоя от груди и стоя из-за головы.

29.09

Метание теннисного мяча в цель с места 10 – 12 метров.

2.10

Метание малого мяча (150гр.) с разбега на дальность.

5.10

Челночный бег 3х10 метров (с кубиками) с максимальной скоростью.

6.10

Круговая тренировка по прыжкам с места, в длину и высоту.

9.10

Наклон вперёд из положения сидя, сгибание и разгибание туловища из положения лёжа за 30 секунд (пресс).

12.10

Прыжки с короткого разбега через планку высота 30 – 60 см.

13.10

Весёлые старты с легкоатлетическими упражнениями.

16.10

Комплекс ОРУ со скакалками и гимнастическими палками.

19.10

Комплекс упражнений с гантелями и набивными мячами.

20.10

Работа в тренажёрном зале с малым весом.

23.10

Развитие выносливости, равномерный бег до восьми минут.

26.10

Комплекс упражнений на развитие гибкости.

27.10

Круговая тренировка по нормативам ГТО.

30.10

Выполнение контрольных нормативов ГТО.

2.11

Эстафеты. Подведение итогов I четверти.

3.11

II ЧЕТВЕРТЬ       21 урок за четверть

Спортивные игры    21 уроков

Техника безопасности во время спортивных игр. Правила игры в мини-баскетбол.

13.11

Перемещения с мячом в основной стойке баскетболиста.

16.11

Ловля и передача мяча двумя руками от груди, от плеча, из – за головы в парах.

17.11

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; на месте и в движении (по прямой, восьмёркой по кругу, между стоек).

20.11

Броски в кольцо с места и в прыжке (одной и двумя руками).

23.11

Подвижные эстафеты с мячами на точность выполнения.

24.11

Подвижная игра в мини-баскетбол по упрощенным правилам.

27.11

Изучение игры «Мяч через сетку» с элементами волейбола.

30.11

Изучение и закрепление элементов техники перемещений в волейбольной стойке, остановки, ускорения.

1.12

Комбинация из освоенных элементов передвижений остановок, поворотов. Обучение и закрепление передачи мяча сверху двумя руками, передача мяча над собой.

4.12

Приём мяча снизу двумя руками, на месте и после перемещения.

7.12

Освоение техники нижней подачи, 3 – 6 метров от сетки. Игра в «Пионербол» с элементами волейбола.

8.12

Стойки и перемещение футболиста, бегом лицом и спиной вперёд, приставными и скрёстными шагами в сторону.

11.12

Удары по неподвижному мячу различными частями стопы и подъёма. Отработка точного паса в парах.

14.12

Удары по катящемуся мячу, остановки мяча, отбор мяча.

15.12

Отработка ударов по воротам с места и в движении.

18.12

Закрепление техники владения мячом. Игра в «Квадрат» (в три и два касания мяча).

21.12

Совершенствовать комбинацию из освоенных элементов игры в футбол.

22.12

Круговая тренировка с футбольными мячами по станциям.

25.12

Двухсторонняя игра в мини–футбол по упрощённым правилам.

28.12

Игра в мини–футбол по основным правилам.

29.12

III ЧЕТВЕРТЬ       30 уроков за четверть

Гимнастика с элементами акробатики      17 уроков    

Техника безопасности на уроках гимнастики. Построение и перестроения на месте и в движении.

Акробатические комбинации: мальчики – кувырок вперёд в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами; девочки – кувырок назад в полушпагат.

Закрепление висов и упоров на перекладине – мальчики и разновысоких брусьях – девочки.

Совершенствование комбинаций на перекладине и разновысоких брусьях.

Подвижные эстафеты с использованием гимнастических упражнений.

Формирование правильной осанки с помощью комплекса ОРУ с гимнастическими палками.

Техника опорного прыжка - ноги врозь и согнув ноги - через козла в ширину.

Совершенствование опорного прыжка через козла в ширину (высота 105 – 110 см).

Контроль техники опорного прыжка в ширину через козла способом ноги врозь.

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника.

Лазание по шесту и канату с помощью ног.

Преодоление гимнастической полосы препятствий на время.

Зачёт по технике лазанья по канату в три приёма.

Комплекс упражнений на спортивных тренажёрах.

Совершенствование техники кувырка вперёд слитно, переворот вправо и влево (колесо).

Закрепление гимнастических элементов, изученных ранее.

Оценка выполнения комбинации из 12 элементов (разученных на уроках гимнастики) на гимнастических матах.

Лыжная подготовка    13 уроков

Техника безопасности по лыжной подготовке. Построение и перестроение с лыжами.

Повороты: махом на месте через лыжу вперед и через лыжу назад, «упором».

Ходьба на лыжах попеременным двушажным ходом.

Ходьба на лыжах одновременным бесшажным ходом.

Передвижения на лыжах свободным ходом до 2 км.

Скоростные передвижения на лыжах до 400 метров.

Совершенствовать преодоление спусков в основной стойке лыжника.

Преодоление подъемов: «лесенкой» и «елочкой», ступающим и скользящим шагом.

Попеременный двушажный ход без палок и с палками с длинным шагом.

Передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности до 2 км.

Лыжные гонки на дистанции 800метров на время.

Подъем скользящим шагом в максимальном темпе.

Выполнение контрольного норматива.

IV ЧЕТВЕРТЬ       24 урока за четверть

Национально-региональный компонент    12 уроков    

Развитие прыжковых качеств. ТБ

Совершенствование техники небольшого разбега и отталкивания в прыжках в длину.

ОФУ на развитие выносливости.  Национальные виды прыжков.

Прыжки с небольшого разбега на одной ноге - «Кылыы».

Прыжки с небольшого разбега с ноги на ногу - «Ыстанга».

Прыжки с места на двух ногах «Куобах».

Комплекс ОРУ с гимнастическими палками, Перетягивание палки.

«Перетягивание палки», «Бой петухов», борьба за «Мюся», игра «Вышибала».

Национальный вид борьбы «Хапсагай».

Совершенствование техники захватов.

Соревнования по национальным единоборствам.

Подвижные игры: «Перетягивание палки», «Бой быков», «Борьба за мяч».

Лёгкая атлетика     12 уроков        

Совершенствовать технику длительного бега 2,5 км мальчики и 2 км девочки.

Переменный бег на отрезках 200 – 300 м; повторный бег от 400 до 800 м.

Комплекс ОРУ для бегуна.

Выполнение контрольного норматива бег 60 м с низкого старта.

Совершенствование техники длительного бега по пересечённой местности.

Овладевать техникой прыжка в длину с разбега (прыжки с 5 – 7 беговых шагов).

Овладевать техникой прыжка в высоту (прыжки 3 – 5 шагов разбега).

Метание мяча (150 грамм) на дальность с 3 – 5 шагов разбега (коридор 5 – 6 метров).

Метание теннисного мяча с места в цель (1 х 1м.) с 10 метров.

Метание гранаты 500 грамм с места и разбега. Челночный бег 3 х 10 метров.

Преодоление полосы препятствий.

Подвижные игры на свежем воздухе.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ

В.И. Лях, Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г.

Рабочие программы по физической культуре В.И. Ляха. 5-9 классы: - М.:Просвещение 2012г.

Учебник.

В.И. Лях. Физическая культура. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений

Дополнительно:

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности. Плакаты методические.

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

DVD-плеер с набором дисков.

Радиомикрофон.

Мультимедийный компьютер, колонки.

Принтер, копировальный аппарат

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Стенка гимнастическая

Бревно гимнастическое

Козел гимнастический

Перекладина гимнастическая

Канат для лазания

Мост гимнастический

Скамейка гимнастическая

Гантели

Кегли

Эстафетные палочки

Флажки

Клюшки

Мячи-кенгуру

Коврик гимнастический

Маты гимнастические

Мячи набивные

Скакалка гимнастическая

Палка гимнастическая

Обруч гимнастический

Планка для прыжков в высоту

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Лыжи

Аптечка медицинская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...