Статья «Развитие быстроты, силы и ловкости на уроках волейбола»
статья по физкультуре (9 класс)

Макаровская Юлия Владимировна

С статье описаны методы, применяемые на уроках физической культуры для развития основных физических качеств учащихся, которые необходимы для успешного освоения темы Волейбол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_bystroty_sily_i_lovkosti_na_urokah_voleybola.doc896.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 144

Калининского района Санкт-Петербурга

«Развитие быстроты, силы и ловкости

на уроках  волейбола»

Учитель физической культуры:

Макаровская Ю.В.

2020 г

Волейбол является одной из самых популярных спортивных игр в России. Кроме того, эта игра среди множества средств физического воспитания молодежи по праву занимает одно из ведущих мест в системе образования. При правильной организации проведения занятий волейбол способствует укреплению здоровья, костно-мышечной системы и совершенствованию всех функций организма. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, силы, проявления смелости и сообразительности.

      Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения по площадке, прыжки, падения, удары по мячу и другие действия, связанные с проявлением моментальной реакцией и всех физических качеств человека.

     В волейболе физические качества условно делятся на  общие и специальные.

 Общие – это сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Эти качества в значительной степени определяют всесторонность физического развития учащихся и уровень их физической подготовленности. Они формируются и совершенствуются в течение всего учебного года при занятиях на уроках физической культурой. Уроки гимнастики совершенствуют силу, гибкость и координацию.  Легкая атлетика развивает выносливость, быстроту, скоростно-силовые качества при прыжках и метании. Занятия подвижными и спортивными играми является универсальным средством совершенствования всех физических качеств, которое развивает быстроту реакции и ловкость. На высокоразвитой базе вышеперечисленных физических параметров  развиваются специальные, необходимые для игры в волейбол качества: «взрывная» сила, прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.

Совершенствование технических навыков учащихся на уроках волейбола

Методика воспитания скоростных способностей - это  выполнение хорошо освоенного действия на предельных скоростях, что позволяет учащемуся сосредоточиться на скорости, а не на способе выполнения упражнения. Скоростные упражнения на уроке лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система подростков находится в оптимальном  состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном уроке составляет от десятков секунд до нескольких минут. Как правило – от 2 до 5 минут.

На уроке, я применяю ускорения по прямой, по заданным ориентирам, эстафетный бег, бег наперегонки, подвижные игры с быстрым бегом.

Немаловажную роль в физическом воспитании юношей и девушек играет силовая подготовка. Проявление силовых качеств в игре волейбол происходит, например, при выполнении подачи мяча или нападающем ударе, прыжках.

     Упражнения для развития и совершенствования силы применяются на уроках физической культуры в течение всего учебного года в других разделах учебной программы. На уроках легкой атлетике силовые упражнения необходимы при изучении метания гранаты, набивного мяча, при прыжках в высоту и длину. В разделе гимнастики выполнение упражнений на перекладине, стойки на голове и руках, упоры невозможны без соответствующей силовой подготовки.

      На уроках по изучению спортивных игр я тоже использую упражнения, развивающие силу.

Это сгибание разгибание рук в упоре лежа, от пола и от мяча, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек, приседания с мячом за головой. Можно использовать на занятиях гантели и различного рода эспандеры.

Я применяю на своих уроках гантельную гимнастику и упражнения с самым доступным эспандером – резиновым бинтом для совершенствования силовых качеств.

      Очень эффективны и упражнения с набивными мячами. На уроках  предлагаю учащимся  выполнять броски и ловлю двухкилограммовых набивных мячей индивидуально или в парах. Очень эффективное средство для совершенствования верхней передачи мяча – это выполнение передач над собой или в парах килограммовыми набивными мячами.

Многие движения, выполняемые игроками во время игры, имеют скоростно-силовой характер. Проявление скоростно-силовых качеств  происходит, например, при блокировании и нападающем ударе, при подаче мяча. Для обеспечения совершенствования этого качества я использую в подготовительной части урока разнообразные прыжковые упражнения (прыжки на одной ноге, прыжки вверх из положения упора присев, прыжки в высоту с разбега с касанием рукой баскетбольного щита), упражнения по имитации блокирования и  нападающего удара, при выполнении которого учащиеся многократно выполняют прыжки у сетки.

     Развивая силу, быстроту и скоростно-силовые способности, мы обеспечиваем совершенствование техники разнообразных движений, применяемых в игре.

     В спортивных играх, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, которым является волейбол, важно сократить время между сигналом к выполнению движения и началом выполнения этого движения. В мгновенно меняющейся обстановке игры, необходима большая ловкость, для того что бы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).

Виды упражнений на развитие ловкости при обучении игры в волейбол

Ловкость – важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах упражнений, где предъявляются высокие требования к координации движений.

     Ловкость – это способность учащегося быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров.

       В волейболе различают    акробатическую и прыжковую ловкость.

Акробатическая ловкость важна для успешных действий в защите. Это и умение выполнять прием мяча в падении, прием мяча с последующим перекатом и т.д.

Прыжковая ловкость необходима волейболисту для точных действий в нападении и блокировании, когда необходимо выполнять сложные по координации движения в прыжке.

      На каждом уроке необходимо  включать в подготовительную и основную часть урока упражнения, развивающие и совершенствующие это качество.

Например:

  • челночный бег с касанием рукой боковых линий;
  • челночный бег из зон первого темпа к лицевой линии и обратно;
  • передачи мяча из различных нестандартных положений (стоя на коленях, сидя на полу и др.);
  • передачи партнеру после перемещения в разные стороны;
  • прием мяча после смены положения тела (прием после кувырка, после того, как игрок встанет из положения  из положения упора лежа);
  • прием мяча после кувырка вперед;
  • прием мяча после поворота игрока вокруг своей оси;
  • прием мяча после приседания.

Вот описание одного из вышеперечисленных упражнений.

Учащиеся выполняют упражнение в тройках. Два игрока встают на боковую линию волейбольной площадки на расстоянии 4-5 метров друг от друга. В руках у них волейбольные мячи. Третий учащийся располагается лицом к ним на расстоянии 5-6 метров от них. Первые двое по очереди выполняют броски мяча, имитируя нападающий удар в первую и вторую точку. Третий учащийся должен перемещаться от первой точки ко второй, принимая мяч, брошенный то одним партнером, то другим. В роли принимающего мяч  выступают  все три  игрока, по очереди меняя друг друга. Это упражнение способствует развитию быстроты и ловкости.

Следуя общепринятому мнению, ловкость – это не только способность овладеть сложными двигательными действиями, спортивными движениями и совершенствованием их, но и умение в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально их перестраивать.

       Развивать способность к быстрой адаптации (находчивость) помогают подвижные и спортивные игры, которые используются на уроках физической культуры.

      Подвижные игры, как бы аккумулируют многие двигательные действия. Применение технических средств обучения и подвижных игр, в комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частности ловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочных занятий.

       Подвижные и спортивные игры – это виды деятельности, требующие от участников повышенной двигательной активности. Они широко используются, как средство совершенствования движений и воспитания физических качеств (быстроты, ловкости, координации, выносливости, скоростно-силовых способностей и, конечно же, быстроты реакции).  Таким образом, подвижные игры являются эффективным средством физической подготовки учащихся на уроках волейбола. Важнейший результат – это радость и эмоциональный подъем у учащихся. Благодаря этому свойству, они больше, чем другие формы физической культуры отвечают потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему развитию юношей и девушек, воспитанию у них основных физических качеств.

     На своих уроках по теме «Волейбол» я часто использую игру в ручной мяч, мини- баскетбол, так как эти игры построены на действиях с мячом, за которым необходимо постоянно следить, быстром беге, разнообразных прыжках. К тому же игрок должен мгновенно принимать решение в постоянно меняющейся обстановке. Эти игры способствуют развитию и совершенствованию быстроты, ловкости, совершенствуют скоростно-силовые способности, учат ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на изменения, происходящие на площадке.

     На уроках  часто использую игру «Кто больше», которая  проводится в виде соревнования и  способствует развитию быстроты и ловкости, совершенствует технику владения мячом, поддерживает хороший эмоциональный настрой, ведь играть всегда интересно, особенно для современных старшеклассников.

Правила игры «Кто больше»

Учащиеся делятся на две или три команды. Одна команда встает по кругу или на волейбольную площадку с двух сторон сетки. Вторая команда выстраивается с одной стороны площадки друг за другом. У первого  в руке эстафетная палочка. По свистку учителя первая команда, стоящая у волейбольной сетки начинает выполнять передачи мяча друг другу. Вторая команда выполняет эстафетный бег вокруг волейбольной площадки,  при котором каждый пробегает один круг. Учитель подсчитывает количество передач, выполненных первой командой, которое учащиеся успевают сделать во время бега участников второй команды. После команды меняются ролями.

Учащиеся, выполняющие передачи, стараются как можно точнее выполнять их, не теряя мяч. Учащиеся, выполняющие эстафетный бег, стараются закончить его как можно быстрее, что бы оставить меньше времени команде соперников на выполнение передач.

Если команд три, то они соревнуются по кругу.

Заключение

     Волейбол характеризуется очень высокой,  по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью.

          Волейбол – это интересное занятие, которое является универсальным, наиболее массовым средством физического воспитания и совершенствования. Игра волейбол способствует формированию определенных морально-волевых качеств, умению выполнять определенную работу в коллективе и, поэтому  имеет большое воспитательное значение.

          Стремление к победе приучает ребят к коллективным действиям, взаимовыручке, воспитывает чувство дружбы и партнерства. Во время игры  любой игрок может проявить себя, но вместе с тем, он должен уметь подчинить свои личные интересы интересам команды.

           Научиться играть в волейбол не просто. Процесс обучения начинается в младших классах и требует терпения, выдержки, трудолюбия, настойчивости.  Применение игровых и соревновательных приёмов на уроке, превращает его в увлекательное занятие для школьников. Несмотря на сложность освоения игровых приемов и тактико-технических действий, для многих моих воспитанников волейбол стал любимой игрой. Кроме того, учащиеся лицея № 144  уже неоднократно побеждали и продолжают побеждать в составе сборной команды образовательного учреждения на районных, а также городских соревнованиях по волейболу. И после окончания лицея  многие мои ученики продолжают играть в волейбол в сборных командах высшей школы, да и просто в жизни.

           Я считаю это  хорошим результатом моей работы по обучению учащихся игре в волейбол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока «Развитие основных физических качеств ( быстроты, силы и прыгучести)».

Тема: Развитие физических качеств: быстроты, силы, прыгучести. Задачи:1. Обучение техники скоростного  бега.             2. Развит...

Научно-методическая статья РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ (силы, скорости (быстроты), ловкости и выносливости) у школьников подросткового возраста, оценка их функциональной готовности

В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо воспитывать преимущественно одно или нескольк...

"Развитие ловкости, силы и быстроты"

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Идея комплексной подготовки физичес...

Комплекс упражнений для развития быстроты силы и выносливости.

Комплекс упражнений для развития быстроты, силы и выносливости....

Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы

Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы...