Подвижные игры
методическая разработка по физкультуре

Бондарь Галина Павловна

Подвижные игры на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_podvizhnye.docx353.1 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

Игровая карта №1. «Караси и щука»

Задачи: развитие ловкости, быстроты, координации движений, ориентирования в пространстве. Воспитание смелости, чувства соперничества, коллективных и индивидуальных действий.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

https://igry-na-ulice.ru/assets/images/8.jpg

На противоположных сторонах площадки проводятся две линии «дома карасей». Водящий «щука»- становится в середине площадке, остальные игроки – «караси» - располагаются в одном из домов.

По команде руководителя «караси» начинают перебежку в  противоположный «дом». «Щука» пытается их поймать. Запятнанные отходят в сторону, а затем, когда их будет 5-6 человек. Берутся за руки и образуют «сеть». «Щука» становится сзади «сети». Теперь  при перебежки «караси» обязаны пробегать через «сеть». Пойманные позже образуют круг «корзину», а затем «вершу», став в две шеренги лицом друг к другу. Побеждает тот, кто будет пойман последним.

перебежка разрешается, только по команде учителя. «Караси» обязаны пробегать через все «сети» «рыбаков». Игроки образующие «сеть», не должны мешать пробегающим «карасям». «Щука» не может забегать в «сеть» (играющие могут поймать ее). При большом количестве играющих могут быть два водящих. Участников следует побуждать к активным, решительным действиям.

Игровая карта №2. «Белые медведи»

Задачи: развитие скорости, ловкости, вниманпия.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Схема

Играет любое количество человек, желательно более

  15. Два человека берутся за руки - это «медведи». Их задача осалить других участников-«пингвинов». Пойманные «пингвины», становятся медведями. В начале игры, водящие становятся в центре площадки. По команде

«медведи» начинают ловить

«пингвинов». Осаленный

«пингвин» выходит за пределы площадки и ждет второго осаленного

«пингвина». Эта пара присоединяется к

«медведям» и начинает догонять «пингвинов».

Водящие передвигаются в пределах площадки, не расцепляя рук. Осаленный игрок не может

находиться на площадке без партнера. Если

«пингвин» заходит за пределы площадки, то автоматически становится осаленным. Игра заканчивается, когда все

«пингвины» станут

 «медведями».

Быть внимательным, следить за водящими.

   Водящие

«медведи»

О - остальные участники

«пингвины»

Игровая карта №3. «Перестрелка»

Задачи: развитие ловкости, быстроты, координации движений, ориентирования в пространстве. Воспитание смелости, чувства соперничества, коллективных и индивидуальных действий.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Играющие делятся на две равные команды, каждая располагается на одной половине площадки.

Капитаны сразу уходят в плен на противоположную сторону. В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Руководитель

подбрасывает волейбольный мяч в центре между двумя любыми игроками из разных команд и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника. Противник

увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока соперников. Осаленные игроки должны быстро покинуть

площадку и уйти за линию плена, на противоположную сторону. Игрок, находящийся в плену, может вернуться на площадку, если попадет мячом в игрока противоположной команды.

Капитан команды должен руководить своими игроками; вовремя

возвращать игроков из плена

О Первая команда.

Вторая команда.

Осаленным считается игрок, в которого мяч попал с лету.

Целиться мячом в голову запрещено. Ловить мяч можно, но если игрок выронил его, то

он считается осаленным. После отскока от пола мяч можно ловить. Мяч, пойманный слета,

«свечой» не является.

За допущенные нарушения мяч передается противнику.

Капитан может вернуться в поле два раза в любое время Игра длится: 2 периода по 5мин.

Побеждает команда, у которой после окончания игры в зоне пленных окажется меньше выбитых игроков. Игра

заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену

Игровая карта №4. «Иголка и нитка»

 Задачи: развитие скорости, ловкости, чувства коллективизма.

 Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Схема

О- игроки

  • направляющий в колонне

Играющие разбиваются на

команды. Команды по свистку начинают передвигаться по всей площадке в любом направлении. Только строго друг за другом, как « иголка и нитка».

По свистку происходит смена направляющего, он становится в конец колонны, а команда продолжает бег за

другим направляющим.

Запрещено пересечение команд.

Нельзя сильно размыкаться между игроками в колонне. Длительность игры не должна превышать 6 минут при движении без остановок

Быть внимательными.

Следить за направляющим, соблюдать темп

движения колонны.

Слушать внимательно свисток водящего.

Игровая карта №5. «Наперегонки с мячом»

Задачи: развитие ловкости, быстроты, скорости, координации, внимания и ориентирования в пространстве, чувства коллективизма и соперничества.

Инвентарь: мяч, щит.        

Место: спортивный зал, спортивная площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

image14

ф О Игроки противоположных команд

Руководитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и

пытаются завладеть мячом. Тот, кому это удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше (из рук в руки или ударом о землю). Игрок, не сумев- ший завладеть мячом, обегает игроков

своей шеренги с левой стороны, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок

финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда тоже получает очко за то, что ее игрок овладел мячом после

броска по щиту. Если же финиш первым пересек мяч, то команде засчитывается два очка. Затем руководитель вызывает

другие номера.

1.Игра начинается по сигналу руководителя.

2.Игрок, потерявший мяч, должен вернуться на место и продолжать передачи.

3.Передавать мяч игроку своей команды можно только указанным

способом.

Игрок, потерявший мяч, должен вернуться на место и продолжать передачи.  Передавать мяч игроку своей команды можно только указанным

способом.

Игровая карта №6. «По наземной мишени»

Задачи: развитие ловкости, координации, внимания, реакции и быстроты.

Инвентарь: волейбольный мяч, сетка

Место: волейбольная площадка

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

На каждой стороне волейбольной площадки у линии нападения чертят по два круга

диаметром 1,5 м. Две команды располагаются с разных сторон от сетки. У игроков одной

image15

команды в правой (или левой) руке теннисный мяч

# О Игроки противоположных команд

0 Руководитель

По сигналу два игрока от каждой команды

одновременно устремляются к сетке. Игрок с мячом

прыгает как можно выше и

акцентированным движением кисти посылает мяч в один из кругов на стороне противника, в случае

удачного броска зарабатывая одно победное очко.

Игра начинается по сигналу руководителя.

Игрок за сеткой, ставя блок, старается помешать сопернику.

За попадание в любой круг нападающий получает два

очка, а если он обошел блок, но промахнулся (мяч приземлился в пределах площадки), — 1 очко.

Выигрывает команда, игроки которой сумели

набрать большее

количество очков

Игровая карта №7.  «Охотники и утки»

Задачи: развитие быстроты реакции и ловкости.

Инвентарь: волейбольный мяч

Место: открытая площадка, спортивный зал, игровая комната

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

C:\Users\1\Desktop\file1_html_5449e775.jpg

C:\Users\1\Desktop\m4c85166c.png

Чертится большой круг на полу.

 Если игра проводится в относительно узком зале, то можно вместо круга посередине зала, поперек, на расстоянии 8-12 метров друг от друга, нарисовать две линии. Получается прямоугольник, две стороны которого – начерченные линии и две – стены зала.

 Играющие разбиваются на две (желательно равные) команды - "уток" и "охотников". "Охотники", разделившись пополам, располагаются снаружи нарисованного круга (или перед начерченными линиями, с двух сторон). В середину прямоугольника (или в середину круга) становятся "утки", размещаясь произвольно. Один из «охотников» держит в руках мяч.

По команде преподавателя "охотники", не входя в круг (не заступая за линии), начинают перебрасывать между собой мяч в разных направлениях, стараясь попасть им в «уток» (осалить). Та «утка», в которую попали мячом (осалили) выходит из игры. Преподаватель засекает, за какое время будут подстрелены все «утки». «Охотники» и «утки» меняются ролями и продолжают игру. Выигрывает команда, которая «подстрелит» всех «уток» быстрее.

1.При бросках мяча в "уток" "охотникам" запрещается заступать за линию круга (поперечную черту); попадание в "уток" игроками, заступившими за линию, не считается.

2.«Утка» считается осаленной, если, уварачиваясь от мяча, заступила за круг (поперечную линию).

3.«Утки», которых осалили, в игре не участвуют, пока не произойдет смена команд.

При правильной организации игра "Охотники и утки" создает положительный эмоциональный фон занятия и будет интересна не только детям, но и взрослым.

Игровая карта №8. «Мяч ловцу»

Задачи: развитие ловкости, быстроты и координации движений, способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве; воспитание дисциплинированности, чувства товарищества, взаимовыручки.

Инвентарь: баскетбольный мяч, как вариант игры «Лапта» - теннисный мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Игроки делятся на две равные команды. Игра начинается подбрасыванием мяча вверх в середине площадки между двумя любыми игроками. Каждый из них старается отбить мяч своим игрокам. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путем передач передать как можно быстрее мяч своему капитану-ловцу. Противники стараются перехватить мяч и, в свою очередь, бросить мяч своему ловцу. При этом в нейтральную зону заходить запрещается всем игрокам.

Игроки могут передвигаться по всему полю. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Игра длится установленное время, после чего команды меняются сторонами площадки.

Бегать с мячом не разрешается. В противном случае противники выбрасывают мяч сбоку,

напротив места, где допущена ошибка. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха.

Мяч, отскочивший от земли, ловцу не засчитывается.

Мяч, вылетевший за границу площадки, вбрасывает игрок- противник с того места, где мяч пролетел границу. Если игрок- защитник зайдет в нейтральную зону, мяч вбрасывается противником сбоку. Если ловец при попытке завладеть мячом выскочит в нейтральную зону, ловля незасчитывается.

Нельзя толкать друг друга. За нарушение этого правила мяч передается игрокам противоположной команды. Если два игрока одновременно схватят

мяч, дается спорный бросок.

Быть внимательным, следить за мячом. Не толкаться. Капитан команды должен руководить действиями игроков Выигрывает команда,получившая

больше очков.

Варианты игры:

нейтральной зоной может служить зона за лицевой линией площадки (капитан

передвигается вдоль лицевой линии, за которую нельзя заходить игрокам); в игре надо использовать не менее трех передач, прежде чем сделать передачу капитану и передавать мяч между одними и теми же игроками нельзя.

Игровая карта №9. «Шишки, жёлуди, орехи»

Задачи: развитие ловкости, внимания, сообразительности.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Схема

Играющие становятся по три один за другим в круг, лицом к центру. Таким образом, произошло деление на три команды: «шишки», «желуди» и «орехи». Первыми стоят «шишки», затем «желуди», последними - «орехи».

По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это

удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «желуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» - стоящие в тройках первыми.

Варианты игры: водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Игроки под этими названиями должны поменяться местами.

Водящий, называя игроков, должен

находиться в центре, чтобы его все хорошо слышали. Вызванным

запрещается оставаться на месте. Игроки не могут перебегать в

какую-либо другую позицию в тройке (в противном случае игрок становится водящим). Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими

Внимательно слушать команды водящего.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

  • Водящий

О  Шишки

Х  Орехи

 

Игровая карта №10. «Летучий мяч»

Задачи: развивать быстроту реакции.

Инвентарь: 1-2 волейбольных мяча.

Место: любая площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук.

Водящий берет мяч и выходит с ним в середину круга. Если играющих много и

позволяет помещение, то они образуют два круга и в каждом играют самостоятельно.

Водящий, подбросив мяч, отбивает его любому игроку. Тот отбивает его кистями (как в волейболе) кому-либо из играющих или водящему, который, в свою очередь, таким же способом передает мяч другому игроку, цель игры – не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержав его в воздухе. Как только мяч коснется земли, на место водящего идет игрок, из-за которого мяч упал на землю. Прежний водящий занимает его место в кругу. На место

водящего идет также игрок, коснувшийся мяча 2-3 раза подряд.

1.Игра начинается по сигналу руководителя.

2.Нельзя отбивать мяч больше одного раза подряд

3.Мяч, отбитый из круга, можно спасти, если отбить его у круг, не дав упасть на землю

4.Мяч разрешается отбивать кистью, головой, плечом.

Игра продолжается установленное время, лучшим считаются игроки, которые ни разу не были водящими

Вариант2. В этой игре можно

подсчитывать, сколько раз играющим

удалось отбить мяч в воздухе, не дав ему коснуться замели.

Вариант3. Можно провести соревнования между играющими, разделив их на две группы. Побеждает та группа, которая дольше продержит мяч в воздухе. Играют 3 раза.

Вариант4. Можно установить время для игры и считать победительницей команду, в которой будет меньше

падений мяча или других нарушений правил. Если такая ошибка допущена, то провинившийся идет водить; если

считают очки за каждое отбивание мяча, то счет начинается сначала.

Игровая карта №11.  «Удочка»

Задачи: развитие прыгучести, прыжковой выносливости и ловкости.

Инвентарь: веревка длинной 3-5 м, на конце которой привязан какой-нибудь утяжелитель (например, мешочек, наполненный песком).

Место: площадка, спортивный зал

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

    C:\Users\1\Desktop\udachka7.png

Все играющие располагаются вокруг водящего (обычно преподавателя), образуя круг. Водящий стоит в середине круга и держит в руках веревку.

Водящий начинает вращать веревку с мешочком на конце так, чтобы она проходила под ногами игроков, которые стараются ее перепрыгнуть. Игрок, задевший мешочек, или веревку так, что вращение прекратится, считается осаленным и выбывает из игры, а водящий, начиная вращать веревку снова, продолжает игру. Если игрок задевает веревку не сильно, не прекращая ее вращение, то он остается на месте и игра продолжается. Игрок, оставшийся в круге последним, считается победителем. 

Отходить от своего места за пределы вращающейся веревки запрещается. Нарушивший это считается осаленным.

Варианты игры.

1.Игра "Удочка"может проводится как командная. Для этого, занимающиеся перед началом игры делятся на две, или более команды, а затем, все вместе, становятся в круг. Побеждает та команда, чей игрок остался не осаленным.

2.Командный вариант игры можно проводить и на время. Игрок, коснувшийся веревки, или мешочка, не выбывает, а приносит команде штрафное очко. Счет объявляется после каждой ошибки. Победительницей является команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Более удобно вращать веревку, передавая ее конец из одной руки в другую, то впереди, то за спиной, самому при этом не вращаясь.

Для увеличения нагрузки, можно вращать веревку, приподнимая ее над полом, на высоту - до 50 см, и более, в зависимости от подготовленности занимающихся.

Выбирая различные варианты проведения игры, тренер может варьировать объем и интенсивность нагрузки занимающихся, тем самым решая различные задачи занятия. Например, увеличивая высоту вращения веревки и уменьшая время игры - делаем акцент на развитие прыгучести; уменьшая высоту вращения и увеличивая время игры - делаем акцент на развитие прыжковой выносливости.

Игровая карта №12. «Вызов номеров»

Задачи: развитие скоростных качеств, ловкости и внимания.

Инвентарь: конусы или другие предметы для разметки дистанции.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

https://fk12.ru/wp-content/uploads/2017/12/vyzov-nomerov-3.jpg

Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой команде. Руководитель громко вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Игроки обеих команд, чьи номера были названы, бегут до своего ориентира и назад как можно быстрее. Варианты игры: различные исходные положения (упор присев, сидя, спиной вперед); различные способы передвижения (лицом, спиной, приставными шагами, прыжками, на одной ноге); различные исходные построения

и гроко в (в шеренгу или колонну); выполнение дополнительных заданий во время пробегания дистанции (перенос мячей, броски в  цель, пролезания в «ворота»).

Очко команде приносит тот, кто прибегает к финишу первым.

Если игрок нарушает правила, то у его команды вычитается очко.

Громко называть номера игроков. Игрокам внимательно слушать

вызываемый номер. Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков.

Игровая карта №13.  «Через палку»

Задачи: развитие ловкости, прыгучести, внимания и координации.

Место: спортивный зал, площадка.

Инвентарь: гимнастические палки.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

C:\Users\1\Desktop\Прыгни-через-палку-1024x455.gif

Играющие делятся на две равные команды, выстраиваются в колонну по одному. Расстояние между колоннами 8-14 м. Дистанция между играющими в колоннах - вытянутые руки вперед. Два игрока каждой команды становятся перед своей колонной лицом к ней, держа в руках гимнастическую палку.

По сигналу преподавателя два первых игрока (с палкой) проносят палку вдоль своей колонны, а все стоящие в колонне поочередно перепрыгивают через палку. Добежав до конца колонны, один из пары (по договоренности между собой) становится в ее конец, а второй возвращается в начало колонны и вместе с направляющим проносит палку вдоль колонны. Пробежавший дважды остается в конце колонны, а второй бежит к ее началу и составляет новую пару с впереди стоящим игроком. Выигрывает команда, участники которой первыми закончат перебежку и вернутся в исходное положение.

Вариант игры. 

Построение и система зачета та же самая, но по сигналу тренера первый в колонне один проносит гимнастическую палку, через которую перепрыгивает вся колонна. Оказавшись в конце колонны, палка передается с правой стороны впередистоящему в колонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...