Физиологические и психологические особенности организма подростков
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)

Физиологические и психологические  особенности организма подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 кл

УРОК 22 - 23

Физиологические и психологические особенности организма подростка

Опорная схема урока

ЗАДАЧИ

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о физиологических и психологических особенностях организма и их значении для здоровья человека.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Рассказ в сочетании с обсуждением учебного материала, опросом и демонстрацией наглядных пособий.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Раздел 3, глава 3, темы 3.1 - 3.4, задания 28 – 34

Вопросы и задания на стр. 175 учебника.


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Физиологическое и психологическое развитие подростков.
  2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.
  3. Управление чувствами и эмоциями.
  4. Суицид и подросток.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

Основные показатели физиологического развития юношей и девушек в подростковом возрасте. Внешние и внутренние изменения организма. Психологические особенности организма подростка. Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте.

Понятие о конфликте. Причины конфликтных ситуаций. Виды конфликтов и их характеристика: конфликт ценностей; конфликт интересов; конфликт правил взаимодействия. Понятие о конструктивных (созидательных) и деструктивных (разрушительных) конфликтах. Метод преодоления разногласий. Рекомендуемые правила поведения в конфликтной ситуации. Об умении слушать собеседника. Правила активного слушания.

Необходимость управления чувствами и эмоциями в конфликтных ситуациях. Допустимые и нелояльные приемы и аргументы в конфликте. Основные правила общения с возбужденным собеседником. Способы снятия эмоционального напряжения. Эмоции в достижении цели.

Понятие о суициде. Основные причины суицида. Признаки, указывающие на возможность совершения суицида. Особенности юношеского суицида. Самосознание, как основная характеристика развитой личности. Формирование внутренних убеждений и уверенности в себе. Наиболее типичные причины юношеского суицида. Понятие об угнетенном психическом состоянии и депрессии. Рекомендации по снятию депрессии. Что необходимо предпринять, если вам кажется, что с чьей-либо стороны предполагается попытка к суициду?

Закрепление знаний

Повторить основные моменты и проверить, как понята тема.

  1. Дайте определение конфликта. Какие бывают конфликты?
  2. Расскажите о методе преодоления разногласий.
  3. Какие правила поведения рекомендуется выполнять в конфликтной ситуации?
  4. Расскажите о корректных и некорректных приемах поведения в конфликтной ситуации.
  5. Как вы понимаете термин «суицид»? Причины самоубийства.

Учителю на заметку

1.        Физиологическое и психологическое развитие подростков.

Подростковый и юношеский возраст - период полового созревания.

Завершается он:

- у мальчиков к 18—19 годам

- у девочек k 16—17.

Мышечная масса:

- у ребенка в 7 лет - 27% от всей массы тела

- в 14—15 лет — 32%

- в 17—18 лет — 44%.

У подростков быстро растет сердце.

Вес его с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза.

В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, которое сердце выбрасывает в сосуды за 1 сокращение, увеличивается

- у мальчиков – с 37 до 70 мл

- у девочек— с 35 до 60 мл.

Артериальное давление.

У мальчиков и девочек в 10 лет артериальное давление равно 99/55 мм

К 17 годам оно повышается:

- у юношей до 120/65 мм

- у девушек до 115/60 мм.

Повышенная нервная возбудимость в подростковом возрасте

Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте?

воспитывайте выдержку и волю;

• научитесь анализировать ситуацию: чем она вызвана, какие могут быть последствия, что зависит от вас для ее успешного разрешения; практика показывает, что не бывает безвыходных положений. Если вы не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией, надо обратиться за помощью к родителям или друзьям;

• не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплескивайте их на окружающих, найдите способ снять стресс юмористическим подходом к проблеме, доверительной беседой с близким человеком;

• не совершайте импульсивных, непродуманных действий - это только осложнит ситуацию, а не поможет ее разрешить;

• будьте объективны в оценках поступков других людей. Прежде чем вынести кому-либо приговор, поставьте на их место себя и подумайте, как бы вы поступили;

• постарайтесь всегда быть в хорошем настроении — оно служит залогом успеха и крепкого здоровья, облегчает контакты с окружающими.

2.        Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, позиций, мнений или взглядов двух или нескольких людей.

Конфликт ценностей - разногласия касаются взглядов (представлений) на событие.

Конфликт интересов - разные интересы противоречат друг другу.

Конфликт правил взаимодействия - когда кто-либо из оппонентов проявляет нетерпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому и требуя соответствия его взглядов своим.

Конфликты делятся:

- конструктивные (созидательные) - когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов.

- деструктивные (разрушительные) - когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

Метод преодоления разногласий:

• найдите время для беседы, т. е. любую проблему надо обсудить;

• подготовьте условия, т. е. правильно подберите время, место и другие условия;

• обсудите проблему (не «я против тебя», а «мы против проблемы»);

• заключительный договор.

Правила поведения в конфликтной ситуации:

1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

2. Будьте принципиальны, но не боритесь из принципа.

3. Помните: прямолинейность хороша, но не всегда.

4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дешево стоит, но дорого ценится.

6. Традиции бывают хорошие и не очень.

7. Сказать правду тоже надо уметь!

8. Будьте независимы, но не самоуверенны!

9. Не превращайте настойчивость в назойливость!

10. Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.

11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

13. Проявляйте доброжелательность!

14. Проявляйте выдержку в любой ситуации.

15. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах!

Учитесь слушать других.

Семь правил активного слушания:

1. Слушая собеседника, стремитесь понять его внутренний мир.

2. Уразумейте цель говорящего.

3. Не перебивайте собеседника фразой: «Я и так это знаю!»

4. Слушая, вникайте, сопереживайте, ищите в собеседнике хоть что-то для вас интересное и ценное!

5. Овладевая искусством спора, параллельно овладевайте искусством жеста, мимики, интонации.

6. Колкости, реплики, резкости — опасное оружие. Используйте их только в исключительных случаях.

7. Помните: бестактный человек является главным источником конфликта!

  1. Управление чувствами и эмоциями.

К допустимым приемам относятся:

• умение придать конфликту ход в соответствии со своим сценарием, т. е. овладеть инициативой;

• концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника;

• использование «эффекта внезапности» - самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта.

Нелояльными приемами и аргументами являются:

 использование недоказанных или даже ложных аргументов в надежде на то, что противник этого не заметит, а может быть, не знает;

• обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные и национальные предрассудки или давая какие-либо обещания;

• аргументация своей позиции взглядами людей, с которыми противник в силу разных причин не смеет спорить;

• угроза или прямое применение мер морального или физического насилия.

4. Суицид и подросток.

Признаки, которые указывают на возможность суицида:

• человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей;

• чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве;

• начинает раздавать свое личное имущество;

• когда он принимает окончательное решение, к нему после состояния депрессии возвращаются спокойствие и даже веселое настроение.


Урок 22 - 23. ВАРИАНТ № 1

На каждый вопрос найдите правильный ответ и выпишите его номер.

А.        В каком возрасте в основном завершается период полового созревания у мальчиков:

  1. к 16-17 годам;
  2. к 17-18 годам;
  3. к 18-19 годам.

Б.        Из нижеприведенных отношений определите, где конфликт интересов, где конфликт ценностей и где конфликт правил взаимодействия:

  1. конфликт возникает, когда у людей разные интересы и они противоречат друг другу;
  2. один из источников конфликтных ситуаций связан с тем, что люди при долговременном общении вступают между собой в более широкое общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т.п.;
  3. возникающие разногласия касаются смысловых взглядов (представлений) на событие.

В.        Из нижеперечисленных приемов определите допустимые и нелояльные в конфликтных ситуациях:

  1. умение вести ход конфликта по своему сценарию, то есть овладеть инициативой;
  2. концентрация своих действий на главном или наиболее слабом звене позиции противника;
  3. обращение в поддержку своей позиции к взглядам тех людей, с кем противник в силу разных причин не смеет спорить;
  4. угроза или прямое применение морального или физического насилия.

Г.        По каким признакам можно судить, что человек задумал свести счеты с жизнью, но скрывает свои намерения?

  1. человек начинает вести бурную личную и общественную жизнь;
  2. человек чаще обычного ведет разговоры о смерти и самоубийстве, а также начинает раздавать свое личное имущество;
  3. человек, когда принимает окончательное решение, становится спокойным, а иногда даже веселым.

3. (1-интересов, 2-пр. взм, 3-цен.) (1 2-доп, 3 4-нелояльные) (2 3).

Урок 22 - 23. ВАРИАНТ № 2

На каждый вопрос найдите правильный ответ и выпишите его номер.

А.        В каком возрасте в основном завершается период полового созревания у девочек:

  1. к 16-17 годам;
  2. к 17-18 годам;
  3. к 18-19 годам.

Б.        Из нижеприведенных описаний определите, где конфликт конструктивный, а где деструктивный:

  1. одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его;
  2. оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в соответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей - источник развития.

В.        Из нижеперечисленных приемов определите допустимые и нелояльные в конфликтных ситуациях:

  1. использование недоказанных или даже ложных аргументов, надеясь, что противник этого не заметит, а может быть и не знает;
  2. обращение к публике с целью взволновать, наэлектризовать и привлечь на свою сторону окружающих, используя их зависимость, слабые стороны, религиозные или национальные предрассудки или давая какие-либо обещания;
  3. используя «эффект внезапности», самые неожиданные и важные сведения и действия необходимо приберегать и применять их в решающих фазах конфликта.

Г.        По каким признакам можно судить, что человек задумал свести счеты с жизнью, но скрывает свои намерения?

  1. человек начинает замыкаться в себе, сторониться общества других людей;
  2. человек, когда принимает окончательное решение, становится спокойным, а иногда даже веселым;
  3. человек, когда принимает окончательное решение, становится грустным и раздражительным.

1. (1-дестр, 2-констр) (3-доп, 1 2-нелояльные) (1 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности старших подростков

В данной работе рассматриваются стили общения родителей с ребёнком, особенности подросткового периода в развитии, даются рекомендации родителям по воспитанию детей....

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Родительское собрание "Психологические особенности младших подростков"

Психологические особенности младших подростков...

Психологические особенности старших подростков

Беседа с родителями о психологических особенностях старшеклассников...

Статья "АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ТАНЦАМ"

При обучении детей классическому танцу успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей, что позвол...

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.

Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагруз...

Советы для родителей «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.Подросток от 11 до 15 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возмо...