Выступление
методическая разработка по физкультуре

Никанкин Олег Владимирович

Музыка как средство мотивации школьников на уроках ФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_kak_sredstvo_motivatsii_shkolnikov_na_urokah_fk.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыка на уроках физической культуры как один
из способов мотивации учащихся.

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

Конфуций

Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу, включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Главными педагогическими приёмами в работе с младшими школьниками являются подвижные, спортивные и творческие игры (особенно на героико-сказочные сюжеты, на сюжеты из книг, мультфильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 4-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т.д). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладает установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носит воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.

Процессы целеобразования не достаточно осознаются школьниками, если учебная деятельность строится только в условиях подчинения учащихся целям учителя. Младший школьник не без труда усваивает причинно-следственные отношения, путает причины и следствия. Трудности в процессах целеобразования у младших школьников могут заключаться в недостаточной инициативе при решении собственных проблем. Они способны идти к цели в том случае, если указаны способы ее достижения. Младшие школьники беспомощны, когда оказываются наедине с трудностями и не получают одобрения со стороны взрослого, импульсивны, неспособны организовать себя по требованию учителя. Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Учителю важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям. Нельзя пренебрегать и игровыми ситуациями в обучении, в которых развивается способность ребенка к постановке цели и ее реализации. Эмоции, связанные с обучением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение.

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Что же мы, учителя физической культуры можем сделать для улучшения создавшейся обстановки?  Мой педагогический стаж 24 года и за это время целью своей профессиональной деятельности считаю поиск ответов на такие  вопросы: «Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?», «Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей?»   И для решения этих вопросов я нашла выход  - добавить в планирование уроков по физкультуре занятия  под музыку - это и вольные упражнения, и танцевальные зарисовки, и ритмическая гимнастика и как итог: позитивный настрой и  хорошее настроение.  Считаю данную тему  очень интересной, так как большинство написанной литературы  касается дошкольников и учащихся младших классов, где  ритмическую деятельность детей легче всего организовать и применять на практике. По моим личным наблюдениям знаю, что люди хорошо умеющие  двигаться в ритме музыки всегда бывают в центре внимания, им легко общаться со сверстниками, они не стесняются подать себя с положительной стороны и практически всегда  являются душой компании. Так если для малыша важно повторить, например, движение зайчика под музыку, то и танцевальные движения могут сыграть такую огромную роль в становлении  личности, самоутверждении как в коллективе, так и  в обществе в целом.

Считаю целесообразно применять музыкальное сопровождение уроков в рамках раздела «Гимнастика», где танцевальные упражнения,  ритмическая гимнастика предусмотрены учебной программой. Почему не актуально применение (или частичное применение) музыки  в других разделах программ? Легкая атлетика, спортивные игры, ОРУ– это огромное поле для действий!

Актуальность, научная и  социальная значимость моей работы определены здоровьесберегующими технологиями обучения и воспитания школьников и направлены на повышение мотивации учащихся начальных классов к занятиям спортом.                        

 Личностная значимость для меня как учителя состоит в том, что физическая культура через музыку способствует сохранению  здоровья, повышению работоспособности, улучшению настроения и, являясь средством активного полноценного отдыха, позволяет раскрывать новые возможности всех участников образовательного процесса.

На основании вышесказанного целью своей работы считаю: по средством активного использования музыки на уроках физической культуры способствовать укреплению здоровья и работоспособности обучающихся.

Задачи:

- Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку;

- Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой;

- Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений, навыки эмоционального выражения, творчества в движениях, воспитывать эстетические чувства детей.

Принципы: 

Доступность и наглядность - этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях, показанных учителем.

Эффективность  -  в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека.

Эмоциональность   -  достигается  музыкальным сопровождением и положительно влияет на психическое состояние воспитанника.

Средства  танцевально-ритмической деятельности:

- основные виды движений (ходьба, бег и др.);

- упражнения различных видов гимнастики (художественной, ритмической, аэробики, степ-аэробики, шейпинга,флешмоба);

- упражнения с предметами;

- элементы  хореографии

Ожидаемые  результаты:

-  усиление  интереса к занятиям танцевально-ритмической  деятельностью;

-  овладение техникой основных двигательных и танцевальных  движений;

-  овладение выразительностью и красотой движения;

-  участие в мероприятиях ритмично-танцевальной направленности;

-  укрепление всех систем организма, профилактика различных заболеваний;

- иммунной системы организма и   профилактика заболеваний. 

Рекомендуемые музыкальные произведения для проведения занятий

Все предлагаемые музыкальные композиции хороши тем, что большинство из них готовы к применению, т.е  инструктор говорит, какое упражнение и как необходимо делать. Н-Р «Ритмическая гимнастика» подобрана и расписана до мелочей. Разминки тоже содержат объяснения всех упражнений. Музыка группы Спейс – готовая кладовая для любых упражнений гимнастики. Далее я предлагаю ритмичную музыку, где учащиеся сами могут поимпровизировать, а так же флешмобы (набор разных музыкальных произведений), комплекс которых мы с учащимися составляем совместно.

Методические особенности проведения занятий под музыку

Процесс обучения упражнениям под музыку условно разделяю на три этапа:  1-й этап – начальное обучение новым движениям под музыку;  2-й этап – углубленное разучивание; 3-й этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических упражнений.  Обучение на 1-м этапе направлено на создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой,  объяснение и показ соответствующего содержанию темпа и ритма движения под музыку. На 2-м этапе обучения учащиеся овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствие со средствами музыкальной выразительности, моя задача постоянно наблюдать за выполнением, учащимися движении в соответствии с темпом, ритмом; регулировать ритм, амплитуду движений, исправлять их ошибки. 3-й этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой.

Обучение упражнениям под музыку:

1.Слово и показ.

Особенностью проведения занятий является преимущественный показ упражнений учителем. Таким образом, не тратится дополнительное время на объяснение и на разучивание упражнений. Если учитывать психологические особенности детей, особенно младшего  возраста, показанное упражнение воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение. Главная цель преимущественного показа упражнений для учащихся средних и старших классов состоит в увеличении физической нагрузки, уменьшении интервалов отдыха, а также времени, затрачиваемого на объяснение упражнений.

2.Содержание упражнений под музыку составляют  движения: отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи; разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки; элементы художественной гимнастики;танцевально-хореографические элементы.

3. Разучивание упражнений.

Отличительной особенностью уроков с музыкальным сопровождением является поточный способ выполнения  упражнений, позволяющий значительно повысить интенсивность и моторную плотность занятий. Начинать обучение лучше всего с наиболее простых упражнений локального воздействия. Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию и более трудных упражнений регионального воздействия.

4. Музыкальное сопровождение занятий – подбор музыки.

От правильного подбора музыки во многом зависит успех занятий. При выборе темпа и ритма музыки, обязательно учитывают характер упражнений, их специфику. Надо также иметь в виду, что положительные эмоции музыка вызывает лишь тогда, когда понятна.

5.Простота и доступность.

Выбор простых, не обремененных деталями упражнений, необходим и в связи с особенностями детской памяти. Для учащихся младших классов следует исключить длительные монотонные упражнения.

6. Формы занятий с музыкальным сопровождением.

Комплексы упражнений можно выполнять группой или самостоятельно. В школе более приемлемы групповые занятия. В них ведущую роль выполняет учитель, показывающий упражнения в определенной последовательности. Во время групповых занятий учитель должен так организовать учащихся, чтобы иметь возможность контролировать их и своевременно регулировать нагрузку. Поэтому наиболее удачным считается фронтальный способ обучения, при котором комплекс упражнений одновременно выполняют все учащиеся. Преимущество его заключается в том, что учитель может следить сразу за действиями всех детей. Это их организует и дисциплинирует.

7. Нагрузка.

Начинать занятия  всегда необходимо с небольшой дозировки нагрузки, выполнения упражнений в среднем темпе, с умеренной амплитудой. Составляя комплексы упражнений и выбирая дозировку, всегда следует помнить, что одним из мощных факторов усиления или ослабления нагрузки является темп(скорость) выполнения движений. Одно и то же упражнение, выполняемое быстро и медленно, оказывает совершенно различное воздействие на организм. Правильность дозирования нагрузки определяется реакцией на неё организма.

8. Музыкальные  игры.

Использование музыки на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у детей единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, что очень важно на уроках по физической культуре. Этим свойством обладают  игры под музыку. Дети с удовольствием подпевают слова песни, улыбаются, что очень приветствуется и поощряется.

9. Музыкальная разминка - это комплекс упражнений, направленных на разогрев мышц перед основной нагрузкой физической деятельности.

Урок физической культуры с элементами  всех видов гимнастики (художественной, ритмической, аэробики, степ-аэробики, шейпинга, флешмоба, упражнений с предметами) – оказывает не только комплексное воздействие на учащихся, но и служит эффективным средством профилактики отдельных видов заболеваний, например, сколиоза, не говоря уже о высоком эмоциональном настрое занимающихся.

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, дисциплинирует, учит сочетать музыкальный ритм с движением. Сопровождение можно применять для совершенствования упражнений акробатики, для сопровождения эстафет.

На уроке физической культуры упражнения  гимнастики могут иметь самое различное назначение. Их можно использовать как подготовительные или подводящие упражнения, как упражнения для развития физических качеств и в виде специальной разминки. Комплексы необходимо подбирать в соответствии с предстоящей деятельностью учащихся. Составляя комплекс упражнений  гимнастики для урока физической культуры, независимо от его назначения и продолжительности, необходимо придерживаться следующих основных принципов: каждый комплекс должен начинаться с небольшой разминки; упражнения в комплексе должны охватывать все части тела, все мышечные группы; нагрузка в комплексе должна повышаться и понижаться постепенно.     

    Рекомендации:

Анализ результатов  работы показал, что используя  на практике музыкальную стимуляцию для высокой эффективности уроков, необходимо придерживаться определенных правил и рекомендаций, которые прошли апробацию в рамках работы над программой.

1. Применяемые на уроках физической культуры музыкальные программы по возможности должны нести ученикам новые и свежие эмоциональные ощущения.

2. В процессе проведения уроков физической культуры наибольшую пользу музыка приносит при многократном выполнении простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учеников высокой концентрации внимания, большой умственной сосредоточенности и ответственности.

3. Музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно, так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение.

4. При комплектовании целевых программ с музыкальным подбором следует учитывать половозрастной состав.

5.  Чтобы функциональная музыка стала надежным помощником учителя и давала нужный педагогический эффект, ее включение в урок физической культуры должно быть заранее спланировано.

6. Из обширного разнообразия современных музыкальных жанров для стимуляции уроков физической культуры в средних и общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях наибольшую практическую значимость предоставляет легкая, популярная и эстрадная музыка, марши, а также детские, танцевальные и народные мелодии.

Взаимосвязь уроков под музыку с внеурочной деятельностью

Формированию мотивации помогают не только уроки физкультуры, но большую роль здесь играет и внеурочная  работа, увлеченность которой вытекает из обычных уроков с музыкальным сопровождением с учетом интересов детей, а также с  раздельным обучением мальчиков и девочек. В нашей школе с учащимися  мы готовим танцевальные композиции к праздникам, выступаем на различных школьных мероприятиях, используем яркие танцевальные номера на открытии спортивных соревнований. И все это даёт свой эффект - положительные результаты, о чем говорят наши яркие выступления и заслуженные победы.

 Заключение

Успешность решения всех этих вопросов находится в большой зависимости от характера деятельности учителя на уроках физической культуры. В современной общеобразовательной школе ученика очень трудно  научить, если он не захочет научиться сам. В своей работе я хотела  показать, что ритмическая гимнастика и музыкальное сопровождение занятий является одним из эффективных средств  мотивации учебной деятельности детей  на уроках физической культуры.

Положительные результаты применения  музыки на уроках позволяют развивать не только  музыкальные способности у детей  школьного возраста, но и повышают успешность в обучении других предметов, укрепляют здоровье детей, не говоря уже о положительном  психоэмоциональном настрое.  А что может быть важнее этого! Я уверена, что моя работа поможет учителям физической культуры  овладеть основами предлагаемых музыкальных произведений и использовать их в своей работе по укреплению здоровья детей.

Список используемой литературы

  1. Братчикова Ю.В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации учебной деятельности у младших школьников // В сборнике: Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2014. С. 49-57.
  2. Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 5 (35). С. 96-99.
  3. Домрачева С.А., Кононова Д.С. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 86-90.

4. Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: Методическое пособие.  Познание,  2001. с.108

5. Коджаспиров Ю.Г. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией.  Физическаякульутра в школе, 2005. -  №1,2, 3.

6. Сайкина Е.Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц: диссертация кандидата пед. наук, 1997. с.186

7.Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Музыкальное обеспечение уроков физической культуры в школе. Сборник научно-методических  работ. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.

8.  Ростова В. А., Ступкина М. О. Оздоровительная аэробика: Учебное пособие Изд-во Высшей административной школы,  с.200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...