РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (1-4 КЛ)
календарно-тематическое планирование по физкультуре

Кужебердинов Гизатулла Кабакенович

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1klass.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель  ШМО учителей ________________

________________________

______     /_____________/

                                ФИО

протокол № ______

 от  «_        »

________________20_____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ«СОШ № 4  с.Преображенка»   »

____                  /     ______________/

                                            ФИО

 «__»______                        __20___г.

«Утверждаю»

Директор  «МОУ СОШ с.Преображкенка  »

 ___         ____/______________/

                            ФИО

Приказ № _____

от «_ ____»

_               _                        20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                                                          Кужебердинова Г.К  

по физической культуре, 1 класс

                                                                                             

2016 - 2016  учебный год

                                                                                                                                                                                                                                             

Рабочая программа курса «Физическая культура» составлена на основе федерального    государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Примерной основной образовательной программы ОУ, сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»  и ориентирована на работу по учебнику Т.В.Петровой   «Физическая культура: 1-2 классы» - М.:  Вентана  - Граф,  2012

 Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

         На  изучение  физической культуры  в  1  классе  отводится  99  часов  в  год  ( 33  учебные недели  по  3  часа  в  неделю  ).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»: учебник Т.В.Петрова «Физическая культура: 1-2 классы».  Учебно-методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному  компоненту  государственных образовательных  стандартов  начального  общего  образования. /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  - М. :  Вентана  - Граф,  2011./

Программа направлена на формирование физической культуры, общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Общая цель обучения учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе — формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Курс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе реализует познавательную и социокультурную цели.

1. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре.

2. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий, как показателя физической культуры человека.

В соответствии с целью учебного предмета «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

  • формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
  • совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
  • расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
  • формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
  • расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
  • формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовкой школьников.

В процессе занятий по образовательной программе учебного предмета «Физическая культура» будет реализовано:

  • формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
  • совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных занятиях;
  • расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
  • формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушений здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
  • расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
  • формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Физическая культура»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления, действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную физкультурную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • обосновывать эстетические признаки в двигательных действиях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять спортивно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

  1. личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
  2. культурно-ориентированные: целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»;
  3. деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.

Программа по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется устойчивая система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Это, в свою очередь, способствует формированию навыков самооценки младших школьников.

Особенностью содержания программы по учебному предмету «Физическая культура» в начальной школе является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать и уметь, но и формирование универсальных учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

 При планировании учебного материала для учащихся 1 класса данной программы были внесены изменения: 1) при отсутствии спортивной площадки и инвентаря заменить тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры»; 2) при отсутствии реальной возможности для освоения школьниками содержания раздела «Плавание» заменить его содержание легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.

Проведение уроков по данной программе позволит значительно повысить воспитательный и оздоровительный эффект. Тема и содержание урока во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класса, на материально-техническую базу школы, на климатические условия и место проведения урока.

Содержание курса физическая культура

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег. Прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

        Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.        

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и способы физкультурной деятельности. Знания о физической культуре, проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации: 1) гимнастический мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.

Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой; передвижение по гимнастической стенке; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелазания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.

Плавание. Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплытие; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног; проплывание учебных дистанций произвольным способом.

Подвижные и спортивные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвивающие упражнения

На материале гимнастики с основами акробатики:

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с 8гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; коплексы упражнений на координацию с ассиметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля одних звеньев тела на другие; упражнения на расслаюление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев тоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 гр, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастически мостик; переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики:

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15 – 20 см); передача набивных мячей (1 – 2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

1. Дыхательная гимнастика

Ритмичное глубокое дыхание (гипервентеляция легких).

Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2–3 секунды. Выполнить выдох «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3–4 «порции».

Дыхание через одну ноздрю (левой и правой). Цель упражнения — исправить неправильные привычки в дыхании. Техника: Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10–15 дыхательных циклов.

2. Упражнения на внимание

Для формирования навыков концентрации внимания отобраны упражнения на гимнастической скамейке (ходьба с различной амплитудой движений, ускорениями; ходьба с махами ног и поворотами на носках; стойка на носках, толчком двумя прыжок вперед; равновесие на одной ноге; упор присев; соскоки); жонглирование руками и ногами волейбольными и теннисными мячами; многократные передачи и ловля баскетбольного мяча различными способами в парах; передачи и ловля волейбольного, теннисного мяча: от пола (с отскока), катящегося (стоя на месте и в движении), высоко летящего, с шагом; броски баскетбольного мяча в корзину разными способами; метание малых мячей в цель с места и в движении.

Игры на внимание

«Волшебное слово». Дети повторяют движения за ведущим, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!».

Будь внимателен. Дети выполняют гимнастические упражнения по словесной команде, например: по команде «Зайчики» — прыжки на месте; «Птицы» — взмахи руками; «Лягушки» — присесть и скакать вприсядку и т. д. Команды должны быть разнообразными и подаваться с разными интервалами.

Запрещенное движение. Дети вместе с учителем становятся в круг. Учитель объясняет, что он будет показывать разные движения, а ученики должны выполнять их вслед за ним. При этом одно движение запрещено: его нельзя повторять (например, движение «руки за голову»). Учитель начинает делать разные движения, ученики повторяют их. Неожиданно учитель выполняет запрещенное движение. Ученик, повторивший его, делает шаг вперед, а затем продолжает играть. Запрещенные движения следует менять после четырех-пяти повторений.

Запрещенное слово. Выбираем запрещенное слово – это может быть название какого-либо цвета (желтый) или качества (маленький). Водящий в произвольной последовательности бросает детям мяч, одновременно задавая вопросы: «Море синее, а солнце?», «Какого цвета роза? А ромашка?», «Слон большой, а мышка?» Дети должны давать точный ответ, не забывая вместо запрещенных слов говорить «абракадабра». «Летает — не летает». Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы и показывает движения. Если предмет летает, дети поднимают руки. Если не летает, руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться и поднимать руки, называя нелетающий предмет. Ребятам необходимо своевременно удерживаться от неправильного повторения.

3. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки

Ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба),

на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Выполнение упражнений в статическом режиме из системы хатха-йога

Поза лука. Лягте на живот, ноги держите вместе. Согните ноги в коленях и ухватитесь за лодыжки. Руки держите выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Теперь медленно поднимайте голени, отрывая их от бёдер. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы лишь живот касался пола. Смотрите вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститесь в исходное положение. Поза полезна для всего тела, особенно для позвоночника и живота, прекрасно устраняет дефекты осанки.

Стойка на одной ноге. Встать на правую ногу, положив лодыжку левой стопы у основания правого бедра. Поднять руки вверх над головой, разведите руки в стороны, как ветви дерева. Локти не сгибать. Медленно выходите из позы и повторите упражнение на другой ноге. Эффект упражнения —формируется навык правильной осанки, развиваются мышцы рук и плечевого пояса, мышцы спины, улучшается чувство равновесия.

Поза кресла. Встать прямо, расставив ноги примерно на 40 сантиметров. Руки вверх. Согнуть ноги в коленях и немного присесть. Находиться в приседе 20–30 секунд. Это прекрасное упражнение для тренировки мышц ног и спины. Укрепляются мышцы всего тела, приобретается навык поддержания красивой осанки.

Растяжение спины. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх до верхней части спины, на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Оставаться в этой позе 20–30 секунд при нормальном дыхании, затем вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и затем совершать указанные движения. Эффект упражнения — укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

Ласточка. Из основной стойки наклониться вперед. Поднять правую ногу параллельно пола, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20–30 секунд, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги. Эффект упражнения — активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Выпад в сторону. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать выпад вбок правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 60о, левая нога — прямая. Держать позу 20–30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой. Эффект упражнения: Тонизирует и укрепляет мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки. Увеличивается подвижность в тазобедренных и коленных суставах, укрепляются мышцы ног.

Поза наклона вперёд сидя. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно наклониться вперёд, стараясь коснуться руками стоп, расслабить мышцы. Удержать позу около 20 секунд. Выходя из позы, сядьте прямо, а затем, опустите спину на пол. Руки положите вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка разведите врозь. Расслабьтесь. Эта поза укрепляет на мышцы спины, заднюю часть ног, мышцы, расположенные в области живота.

Поза кобры. Техника: лягте на живот, ноги держите вместе. Положите кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно поднимайте вверх и прогибайте как можно дальше назад голову и грудную клетку, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Взгляд направьте вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустите на пол вначале грудь, а затем голову. Упражнение укрепляет мышцы спины, устраняются смещения в позвоночнике.

Треугольник. Техника: Из основной стойки прыжком расставить стопы шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону. Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяет грудную клетку.

Выпад вперед руки вверх. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90о, левая нога — прямая. Держать позу 20–30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой. Эффект упражнения: Тонизирует и укрепляет мышцы спины, ног, плеч.

Серия упражнений для профилактики нарушений осанки

Комплекс «Красивая осанка»

«Выпрямить спину». И.п.: сесть на пятки, руки развести в стороны.

На счет «раз», сгибая руки в локтях за спиной (правая рука сверху, левая снизу), переплести пальцы. На счет «два-три» удерживать позу. На счет «четыре» принять исходное положение. На счет «пять … восемь» повторить упражнение, поменяв руки (левая сверху, правая внизу).

«Напрягаем руки». И.п.: сесть по-турецки, руки отвести за спину, пальцы переплести.

На счет «раз» глубоко наклониться вперед, поднимая руки назад и вверх. На счет «два-три» удерживать позу. На счет «четыре» принять исходное положение. Повторить 2–4 раза.

«Расправим плечи». И.п.: сесть по-турецки, руки держать за головой.

На счет «один…четыре» выполнить пружинящие отведения локтей назад. На счет «пять», отводя локти назад, глубоко наклониться вперед. На счет «шесть-семь» удерживать позу. На счет «восемь» принять исходное положение. Повторить 2–4 раза.

4. Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия

Эти упражнения выполняются в подготовительной или заключительной части оздоровительного урока физической культуры. Учитель самостоятельно выбирает те упражнения, которые необходимы на данном этапе обучения. При возможности можно выполнить весь представленный комплекс упражнений.

Ходьба «по одной линейке» с приставлением пятки к носку (1 мин).

Ходьба и бег на носках (1–2 мин).

Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню (40–50 с)

Ходьба на наружном своде стопы (1–1,5 мин).

Ходьба на носках с высоким подниманием бедра (в среднем темпе до 1–1,5 мин).

Ходьба на носках, руки на поясе (до 1 мин).

Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (30 с).

Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (до 1 мин).

Ходьба по канату боком приставным шагом (0,5 мин).

Ходьба с перекатом с пятки на носок (до 1 мин).

5. Общая физическая подготовка

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик.

6. Подвижные игры

Подвижные игры являются чрезвычайно эффективным средством улучшения здоровья учащихся младшего школьного возраста. Правильное проведенная подвижная игра улучшает самочувствие, создает положительный эмоциональный фон всего оздоровительного занятия, формирует у детей мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями. Приводим описание некоторых подвижных игр, которые можно использовать на оздоровительных занятиях с детьми младшего школьного возраста.

«Зайчик». Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик всё время пляшет, поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга. А хоровод ходит по кругу, напевая: «Заинька, попляши, серенький, поскачи. Кружком, бочком повернись, кружком, бочком повернись! Есть зайцу куда выпрыгнуть, есть серому куда выскочить!» Задача зайца: обмануть бдительность детей и выскочить из круга.

«Кошки-мышки». Из детей выбирают «кошку» и «мышку». «Кошке» завязывают глаза, «мышке» дают колокольчик, все остальные берутся за руки, образуя круг. «Мышка» бегает внутри круга и не переставая звонит в колокольчик. Задача «кошки» — поймать «мышку».

«Кто обгонит?» Все играющие делятся на четыре-пять команд и выстраиваются на одной линии шеренгами, держась за руки. По сигналу все команды прыгают на одной ноге до обозначенной линии. Выигрывает команда, достигшая границы первой.

«Лошадки». Играющие разбегаются по всей площадке и по сигналу учителя «Лошадки!» бегут, высоко поднимая колени. По сигналу «Кучер!» — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал два-три раза подряд.

«Невод». Два игрока берутся за руки и ловят остальных. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в кругу. Теперь они втроем ловят остальных. Каждый пойманный становится частью «невода». Игра продолжается до тех пор, пока «неводом» не будут пойманы все «рыбки», то есть другие участники.

Перемена мест. На площадке в произвольном порядке начерчены кружки на расстоянии 3–5 м один от другого. Каждый участник игры стоит в своем кружке, а водящий ходит среди них. По сигналу играющие меняются кружками, а водящий старается занять свободный кружок. Оставшийся без кружка становится водящим.

Салки-ноги от земли. Все играющие свободно бегают по площадке, а водящий догоняет. Спасаясь от преследования, игроки могут занять любое положение, при котором ступни ног не касаются земли (повиснуть на канате, сесть на скамейку, стать на колени, принять упор на бревне и т. д.). Игроков, которые приняли одно из этих положений, салить нельзя. Тот, кого «салка» догонит, становится водящим. Он поднимает руку, говорит: «Я салка!» – и игра продолжается.  

«Третий лишний». Играющие становятся попарно в затылок друг другу, образуя круг, лицом к центру. За кругом остаются двое игроков: один убегает, другой догоняет. Убегающий, спасаясь от преследования, становится впереди какой-либо пары. Игрок, стоящий в паре последним, убегает, и догоняющий устремляется за ним. Если водящий осалил убегающего, то убегающий становится водящим.

7. Легкая атлетика

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

8. Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине:висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

9. Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение. Знакомство с экипировкой, техникой движений на лыжах по равнине, горки – пологие, крутые, низкие

10. Плавание

Подводящие упражнения: вхождение в воду; передвижение по дну бассейна; упражнения на всплывание; лежание и скольжение; упражнения на согласование работы рук и ног.

11. Упражнения для профилактики простуды

Упражнения для мышц шеи. Упражнение состоит из трех движений:

  1. стоя, расслабьте шею, затем резко поворачивайте голову влево и вправо. Повторите 5–25 раз;
  2. стоя, наклоняйте голову резко вперед и назад. Повторите 5–25 раз;
  3. стоя, наклоняйте голову вправо и влево (по 5 раз). Дышите нормально. При наклонах старайтесь удерживать плечи неподвижно (через некоторое время вы сможете класть ухо на плечо). Это упражнение укрепляет мышцы шеи, а также облегчает состояние при тонзиллите, фарингите, делает голос более звучным, а также помогает устранить дефекты речи.

Дыхательные упражнения

  1. Ритмичное глубокое дыхание.
  2. Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2–3 секунды. Выполнить выдох «порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».
  3. Дыхание через одну ноздрю (левой и правой). Цель упражнения — исправить неправильные привычки в дыхании. Техника: Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторить упражнение 10–15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10–15 дыхательных циклов.

12. Упражнения для психорегуляции

Поза для расслабления мышц лежа. Лягте на спину, раздвинув стопы ног примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положите ладонями вверх и отодвиньте их от туловища. Закройте глаза и расслабьтесь. Дышать ритмично. Впоследствии дыхание станет легким и медленным. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах. Оставаться в этом положении 3-5 минут. Эта поза полезна для расслабления мышц всего тела.

Стойка на одной ноге. Станьте на левую ногу, положив лодыжку правой стопы у основания левого бедра. Руки поднять вверх и соединить ладони. Выполнить 20–30 секунд. Вернуться в исходное положение и повторить упражнение на другой ноге. Упражнения развивает чувство равновесия, укрепляет мышцы ног и туловища, формирует чувство уверенности в своих силах.

Игры для психорегуляции

«Восковая скульптура». Дети свободно бегают по площадке, выполняют произвольные движения головой, туловищем, ногами. По команде водящего-«скульптора» каждый участник должен замереть в той позе, в какой его остановил «скульптор». Тот, кто пошевелился, выбывает из игры.

«Идем за синей птицей». Дети идут по залу, взявшись за руки и многократно напевая: «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей, идем за Синей птицей, идем за Синей птицей». Игра формирует чувство спокойствия, воспитывает навыки коллективных действий. Время выполнения – до 4 минут.

«Факиры». Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, «факиры» отдыхают. Время выполнения 3–4 минуты

«Фея сна». Дети сидят или стоят по кругу. К ним поочередно подходит водящий-«Фея сна», касается плеча «волшебной палочкой», и они «засыпают»: закрывают глаза, расслабляют все мышцы. Время выполнения – до 5 минут.

«Танец зверюшек». Каждый ученик выбирает себе образ маленького зверька, который ему по душе. Зверек произвольно танцует: радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в теле. Время выполнения 3–5 минут. Упражнение формирует чувство спокойствия, тренирует воображение.

13. Упражнения для формирования усидчивости

Выполнение статических поз системы хатха-йога: стойка на одной ноге (Поза «дерева»), поза плуга, поза прогнувшись (поза «Змеи»).

14. Упражнения для профилактики и коррекции нарушений зрения

Перемещение взгляда влево-вправо, вверх-вниз, по кругу. Согревание глаз теплыми ладонями. Растирание мышц плечевого пояса.

Массаж биологически активных точек на лице.

15. Знания по физической культуре

Физическое воспитание в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, в средние века в Европе, в Древнем Китае, Японии, Индии. Физическая культура в России.

Возрождение Олимпийских игр. Российские чемпионы. Правильное питание.

Планируемые результаты обучения

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в начальной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области эстетической культуры:

• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области эстетической культуры:

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области физической культуры:

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области эстетической культуры:

• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области физической культуры:

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

        

Требования к уровню подготовки учащихся  1 класса

К концу обучения в первом классе:

Учащиеся должны знать о:

  • О способах и особенностях движений и передвижений человека;
  •  Работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  • Обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
  • Терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • Общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержании достойного внешнего вида;
  • Причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
  • Организовывать и проводить самостоятельные занятия, закаливающие процедуры;
  • Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;
  • Правильно выполнять основы движений в ходьбе, беге, прыжках;
  • Ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма;
  • Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
  • Соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

Уровень физической подготовленности

1 класс

Контрольные упражнения

Уровень

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 – 12

9 – 10

7 – 8

9 – 10

7 – 8

5 – 6

Прыжок в длину с места, см

118 – 120

115 – 117

105 – 114

116 – 118

113 – 115

95 – 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом коленей

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом коленей

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, сек

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

6,3 – 6,1

6,9 – 6,5

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

Тематическое планирование курса физической культуры

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

(универсальные учебные действия)

1

2

3

Физическая    культура   как  система разнообразных    форм   занятий   физическими    упражнениями    по укреплению   здоровья   человека.

Ходьба,   бег,  прыжки,   лазанье, ползание,    ходьба на лыжах     как  жизненно    важные способы   передвижения    человека.

Правила   предупреждения     травматизма    во  время   занятий физическими    упражнениями:    организация    мест  занятий,   под- бор  одежды,   обуви   и  инвентаря.

    Понятие о физической культуре

Определять    и  кратко  

 характеризовать  физическую    культуру  как  занятия   физическими   упражнениями,  подвижными  и и спортивными   играми.

Основные способы передвижения человека

Выявлять  различия    в  

основных  способах   передвижения     человека.

Профилактика травматизма

Определять    ситуации,   требующие   применения    правил  

предупреждения    травматизма.

Определять    состав   спортивной   одежды    в  зависимости    от времени    года   и  погодных   условий

История   развития   физической культуры   и первых  соревнований.

 Возникновение ФК у древних людей

Возникновение   первых                соревнований.   Зарождение    Олимпийских   игр.

Иметь представление о возникновении физической культуры.  Пересказывать    тексты  по  истории  физической    культуры.

Возникновение физической культуры у древних людей

Иметь представление о возникновении физической культуры

Физические     упражнения, их влияние   на  физическое    развитие и  развитие   физических   качеств.

Характеристика    основных  

физических   качеств:   силы,   быстроты,   выносливости,     гибкости    и равновесия

Представление     о  физических упражнениях.

Различать упражнения  по воздействию    на  развитие  

основных  физических    качеств   (сила, быстрота,   выносливость).

Характеризовать  показатели физического    развития.

Представление     о  физических качествах.

Характеризовать     показатели физической    подготовки

Составление   режима   дня.

Выполнение   простей-ших закаливающих    процедур,    оздоровите-льных   занятий   в  режиме    дня (утренняя   зарядка, физкультминут-ки),   комплексов    упражнений для   форми-рования     правильной осанки  и развития   мышц  туловища,  развития   основных  физических  качеств

Режим дня  и его  планирование.

Составлять   индивидуальный режим   дня.

Утренняя  зарядка,    правила ее составления   и  выполнения.

Физкультминутки,    правила    их   составления   и  выполнения.

Закаливания и правила   проведения   закаливающих    процедур.

Осанка  и  комплексы   упражнений   по  профилактике  ее   нарушения.

Комплексы    упражнений     для развития   физических   качеств

Отбирать   и составлять  комплексы  упражнений    для  утренней зарядки   и  физкультминуток.

Составлять  комплексы   упражнений  для   формиро-вания    правильной   осанки.

Моделировать  комплексы упражнений  с учетом  их  цели: на  развитие  силы,  быстроты, выносливости

Организация   и проведение  

подвижных    игр    (на    спортивных площадках    и  в  спортивных    залах)

Игры  и  развлечения    в  зимнее время   года.

Игры  и  развлечения    в  летнее время   года.

Подвижные    игры   с  элемента- ми  спортивных   игр

Общаться   и  взаимодействовать  в  игровой   деятельности.

Организовывать      и   проводить  подвижные   игры  с элементами   соревновате-льной     деятельности.

Комплексы физических упражнений для утренней  зарядки, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанок.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз

Оздоровительные формы занятий

Осваивать универсальные умения  по самостоятельному    

выполнению   упражнений   в оздоровительных   формах   занятий.

Моделировать           физические нагрузки   для  развития   основных физических   качеств.

Развитие  физических качеств

Осваивать универсальные умения   контролировать     величину  нагрузки   по  частоте   сердечных  сокращений    при   выполнении    упражнений     на   развитие физических   качеств.

Осваивать    навыки   по  самостоятельному   выполнению   упражнений   дыхательной    гимнастики и  гимнастики   для  глаз

1.Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперёд), из различных ИП и сразным положением рук.
2.Броски большого мяча (1кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
3.Метание  малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

 4.Прыжки: на месте ( на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с проведением вперёд и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; прыжке через  скакалку.


        

Беговая подготовка

Броски большого  мяча

Метание малого мяча

Прыжковая подготовка

Описывать технику беговых упражнений.

Выявлять характерные    ошибки в технике  выполнения    беговых  упражнений.

Осваивать   технику   бега   различными   способами.

Проявлять         качества силы, быстроты,   выносливости   и  координации   при   выполнении    беговых  упражнений.

Соблюдать    правила    техники безопасности     при   выполнении беговых   упражнений.

Описывать   технику   прыжковых  упражнений.

ТРЕБОВАНИЯ

 уметь правильно выполнять основные  движения в ходьбе и беге;  бегать с максимальной  скоростью до 60 м; выполнять лёгкоатлетические упражнения; правильно выполнять технику прыжка в длину с места;  выполнять основные движения в метании;  пробегать в равномерном темпе  10 минут, чередовать с бегом.

1.Организующие  команды  и приемы.  Строевые   действия    в шеренге   и  колонне;   выполнение строевых   команд.

2.Акробатические    упражнения. Упоры

 ( присев, лёжа, согнувшись, лёжа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лёжа и раскачивание в полной группировке ( с помощью); перекаты назад из седа  в группировке и обратно ( с помощью);  перекаты из упора   присев назад и боком.

3. Акробатические    комбинации.

1) мост  из положения   лежа  на спине,  опуститься  в исходное   положение,    переворот    в  положение   лежа   на  животе,   прыжок   с опорой   на  руки  в  упор  присев;

2) кувырок    вперед     в   упор присев,    кувырок   назад    в  упор присев,   из упора  присев  кувырок назад    до   упора    на   коленях    с опорой   на  руки,  прыжком   пере- ход  в упор  присев,   кувырок  вперед.

4.Упражнения   на   нестандартной гим- настической   перекладине:     висы.

5.Опорный    прыжок:   с  разбега через   гимнастического козла

6.Упражнения на гимнастической скамейке (бревне)

7.Гимнастические     упражнения. прикладного      характера.

Передвижение          по гимнастической стенке. Преодоление          полосы препятствий    с  элементами     лазанья  и  перелезания,    переползания,   передвижение     по  наклонной  гимнастической    скамейке   

8. ОФП

Общеразвивающие  упражнения   из  базовых   видов   спорта.

Движения и передвижения строем

Акробатика

           

       

       

 Снарядная акробатика

           Прикладная гимнастика

Осваивать универсальные умения,   связанные   с выполнением  организующих   упражнений.

Различать   и  выполнять   строевые  команды:   «Смирно!»,  «Воль- но!»,   «Шагом   марш!»,   «На  месте!»,  «Равняйсь!»,   «Стой!».

Описывать   технику  разучиваемых   акробатических     упражнений.

Осваивать технику   акробатических   упражнений    и  акробатических  комбинаций.

Осваивать универсальные умения  по взаимодействию    в парах   и  группах   при   разучивании акробатических    упражнений.

Выявлять  характерные    ошибки при  выполнении   акробатических  упражнений.

Соблюдать дисциплину и правила техники   безопасности    в условиях     учебной     и    игровой деятельности.

     

  Общефизическая подготовка

Осваивать умения   выполнять универсальные     физические    упражнения.

Развивать   физические   качества

ТРЕБОВАНИЯ

выполнять организующие команды и приёмы; выполнять акробатические упражнения и упражнения прикладного характера.

1.На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»- игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Подвижные игры типа:

 «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Попробуй бесшумно», «Становись -разойдись», «Смена мест».

 2.На материале раздела «Легкая атлетика» - прыжки, метание и броски, упражнения на координацию, выносливость и координацию:

Подвижные игры типа

Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Пусто», «Горелки», «Салки на болоте», «К своим флажкам» и др.
  3.На материале раздела «Спортивные игры» -
  Футбол: подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой» и др.
  Баскетбол: подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне»,«Охотники и утки».

Подвижные игры

Осваивать универсальные умения   в  самостоятельной  

организации    и  проведении    подвижных  игр.

Излагать   правила    и  условия проведения    подвижных   игр.

Осваивать   двигательные    

действия,   составляющие     содержание  подвижных   игр.

Взаимодействовать       в  парах и  группах   при   выполнении    технических   действий   в  подвижных играх.

Моделировать      технику   выполнения    игровых    действий    в зависимости    от  изменения    условий  и  двигательных    задач.

 Принимать   адекватные    решения  в  условиях   игровой   деятельности.

1.Баскетбол

Специальные передвижения без мяча; остановка мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину;

2.Волейбол

Подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча.

3.Футбол

Удар  по  неподвижному и катящему мячу; остановка мяча; ведение мяча;

Спортивные игры

Осваивать универсальные умения    управлять    эмоциями    в процессе   учебной   и  игровой   деятельности.

Проявлять   быстроту   и   ловкость  во  время   подвижных   игр.

Соблюдать          дисциплину и правила техники   безопасности во  время   подвижных   игр.

Описывать разучиваемые технические    действия   из  спортивных  игр.

Осваивать технические действия   из  спортивных   игр.

Моделировать   технические действия   в игровой   деятельности.

Взаимодействовать       в  парах и  группах   при   выполнении    технических   действий    из  спортивных  игр.

Осваивать         универсальные умения   управлять   эмоциями    во время   учебной   и  игровой    деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ

уметь играть в подвижные игры, соблюдать правила безопасности при игре.

уметь   выполнить  основные  движения с мячом по видам спорта.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы урока

Кол.

час.

Тип урока

Нагляд

ность

Дата план.

Дата факт.

1

Правила поведения в спортивном зале на уроке. Обучение построению в шеренгу, колонну, понятиям «основная стойка», «смирно», «вольно»; положения рук и ног. Подвижная игра «Салки»

1

Вводный

2-3

Обучение построению в шеренгу, в колонну, положению рук и ног. Игры: «Совушка», «Запрещенное движение».

2

Изучение новог нового

материала

4-5

Совершенствование строевых упражнений. Контроль двигательных качеств: скорость, бег 30 м.

2

Комбиниро

ванный

6-7

Обучение челночному бегу, прыжку в длину с места. Контроль двигательных качеств: прыжок в длину с места. Игра «Класс, смирно!». Совершенствование основных положений рук и ног.

2

Изучение новог нового

материала

8

Обучение прыжкам на одной, двух ногах, наклону вперед из положения сидя. Конт-роль двигательных качеств: челночный бег 4х9, наклон вперед из положения сидя.

1

Изучение новог нового

материала

9

Совершенствование основных положений рук и ног. Контроль двигательных качеств: подтягивание, поднимание туловища.

1

Комбиниро

ванный

Гимнаст.

Стенка

Скамейка

10-11

Обучение правилам бега. Контроль дви-гательных качеств: бег 6 мин. Игра «Дедушка и детки».

2

Комбиниро

ванный

12

Развитие внимания, мышления, двигатель-ных качеств посредством подвижных игр. Игра «Бой петухов».

1

Комбиниро

ванный

13

Развитие внимания, мышления, двигатель-ных качеств посредством подвижных игр. Игра «За флажками», «Охотник и зайцы».

1

Комбиниро

ванный

14

Развитие внимания, мышления, двигатель-ных качеств посредством подвижных игр. Игра «Белые медведи».

1

Комбиниро

ванный

15-16

Развитие внимания, мышления, двигатель-ных качеств посредством подвижных игр.

2

Комбиниро

ванный

17

Развитие внимания, мышления, двигатель-ных качеств посредством подвижных игр. Игра «Море волнуется раз».

1

Комбиниро

ванный

18-19

Правила выполнения упражнений с мячом. Обучение передаче мяча, понятиям «эстафета», «соревнование». Развитие координационных качеств посредством подвижных игр.

2

Изучение новог нового

материала

20-22

Совершенствование передачи мяча. Развитие координационных способностей в игровых упражнениях.

3

Комбиниро

ванный

23-25

Обучение чувству ритма в упражнениях и ходьбе. Развитие скоростно-силовых качеств мышц ног (прыгучесть).

3

Изучение новог нового

материала

26-28

Совершенствование передвижения изменением направления («змейкой»). Развитие ловкости в играх и эстафетах.

3

Комбиниро

ванный

29-31

Обучение ловле и хвату теннисного мяча. Развитие координационных способностей.

3

Комбиниро

ванный

Теннисный

мяч

32-34

Разучивание игровых действий эстафет (броски, ловля, старт из положения сидя). Развитие координационных способностей в эстафетах.

3

Изучение новог нового

материала

Большой мяч

35-37

Разучивание новых эстафет. Развитие гибкости, ловкости.

3

Комбиниро

ванный

38-40

Обучение игровым действиям и новым движениям.  Развитие скоростно-силовых качеств.

3

Комбиниро

ванный

41-42

Совершенствование разученных ранее упражнений. Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, внимания.

2

Применение

знаний,

умений

43-44

Обучение хватам и передачам большого баскетбольного мяча. Разучивание ОРУ. Развитие ловкости, скоростных качеств

2

Изучение новог нового

материала

Баскетболь

ный мяч

45-47

Обучение прыжкам через скакалку, элементам ведения баскетбольного мяча

3

Изучение новог нового

материала

Скакалка

Баскетболь

ный мяч

48-49

Обучение прыжкам через скакалку и  ведению баскетбольного мяча. Игра «Попрыгунчики-воробушки»

2

Комбиниро

ванный

Скакалка

Баскетболь

ный мяч

50-51

Обучение ведению мяча. Совершенствование прыжков через скакалку.

2

Комбиниро

ванный

Скакалка

Баскетболь

ный мяч

52-54

Обучение ловле баскетбольного мяча. Совершенствование ведения мяча.

3

Изучение новог нового

материала

Баскетболь

ный мяч

55-56

Игра «Удочка». Обучение перекатам назад, набок.

2

Изучение новог нового

материала

Скакалка

Спортивный

мат

57-59

Обучение кувырку вперед. Игра «Поймай мышку».

3

Изучение новог нового

материала

Спортивный

мат

60-62

Обучение прыжкам со скамейки, кувырку вперед, лазанью. Игра «Перемена мест».

3

Изучение новог нового

материала

Спортивный

мат

Скамейка

63-65

Обучение лазанью по гимнастической стенке, прыжкам с высоты. Совершенство-вание кувырков вперед

3

Изучение новог нового

материала

Гимн.стенка

Спортивный

мат

66-68

Совершенствование разученных элементов гимнастики в игре «Альпинисты». Развитие силовых способностей.

3

Комбиниро

ванный

Гимн.стенка

Спортивный

мат

69-71

Обучение броску и ловле теннисного мяча.   Развитие скоростно-силовых способностей.

3

Изучение новог нового

материала

теннисный

мяч

72-75

Обучение броску и ловле теннисного мяча. Игра «Салки с мячом». Совершенствование техники ходьбы и бега.

4

Комбиниро

ванный

теннисный

мяч

76-78

Совершенствование бросков и ловли теннисного мяча. Игра «Чья команда быстрее осалит игроков».

3

Комбиниро

ванный

теннисный

мяч

79-81

Обучение броску теннисного мяча из-за головы. Развитие выносливости в медленном беге.

3

Комбиниро

ванный

теннисный

мяч

82-83

Совершенствование метания и ловли теннисного мяча. Развитие выносливости в медленном беге.

2

Применение

знаний,

умений

теннисный

мяч

84-85

Совершенствование броска и ловли теннисного мяча. Развитие двигательных качеств, выносливости и быстроты. Игра «День и ночь».

2

Применение

знаний,

умений

теннисный

мяч

86-87

Совершенствование броска и ловли теннисного мяча. Развитие двигательных качеств, выносливости и быстроты. Игра «Охотники и утки».

2

Применение

знаний,

умений

теннисный

мяч

88-89

Контроль за развитием двигательных качеств: ловкость (челночный бег, гибкость)

2

Проверка и

коррекция

знаний и умений

90-91

Контроль за развитием двигательных качеств: прыжок в длину с места, подтягивание

2

Проверка и

коррекция

знаний и умений

92

Контроль за развитием двигательных качеств: поднимание туловища за 1 минуту

1

Проверка и

коррекция

знаний и умений

93

Контроль за развитием двигательных качеств: скорость

1

Проверка и

коррекция

знаний и умений

94

Контроль за развитием двигательных качеств: 6-тиминутный бег

1

Проверка и

коррекция

знаний и умений

95-97

Совершенствование игр «День и ночь», «Белые медведи», «Охотники и утки».

3

Комбиниро

ванный

98-99

Резервные уроки

2

                                                            Итого:

99

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Класс    1                                      

Учитель:КужебердиновГ.К                                                                                                                                       Количество часов

Всего   99   час. ; в неделю     3    час.

Плановых контрольных уроков        

Административных контрольных уроков       ч.

Планирование составлено на основе  программ Министерства образования РФ                                                                 

Учебник:

Физическая культура. 1-2 классы:  учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Петрова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Учебно – тематическое планирование

по физической культуре, 1 класс

( 3 час.  в неделю,  всего 99  час.)

УМК  «Начальная школа  XXI века»

№ п/п

Наименование разделов или глав

Всего часов

1

2

3

1

Знания о физической культуре

4

2

Способы двигательной  деятельности

4

3

Физическое совершенствование

91

                                                                                            Итого:

99

Перечень учебно – методического обеспечения:

Учебник:

  • Физическая культура. 1-2 классы:  учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Петрова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Методические пособия:

  • Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011.

Интернет-ресурсы:

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1 september.ru/articles/576894
  • Учительский портал. – http: //www.uchportal.ru/load/102-1-0-13511
  • К уроку. Ru –  http: //www.k-yroky.ru /load/71-1-0-6958
  • Педсовет. Su –  http //pedsovet.su

Технические средства обучения:

  • Музыкальный центр.
  • Мегафон.

Учебно-практическое оборудование:

1. Стенка гимнастическая (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

2. Скамейка гимнастическая  жесткая (2 м; 4 м) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

3. Комплект навесного оборудования (мишени для метания) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

4. Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные, массажные (на каждого ученика).

5. Палка гимнастическая (на каждого ученика).

6. Скакалка детская (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

7. Мат гимнастический (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

8. Кегли (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

9. Обруч пластиковый детский (демонстрационный материал).

10. Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный материал).

11. Лента финишная (демонстрационный материал).

12. Рулетка измерительная (на каждого ученика).

13. Сетка для переноса и хранения мячей (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

14. Аптечка (демонстрационный материал).

Игры и игрушки:

1. Футбол (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

2. Стол для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

3. Сетка и ракетки для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

4. Шахматы с доской (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

5. Шашки с доской (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

6. Контейнер с комплектом игрового инвентаря (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
  2.  Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011.
  3. Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. Библиотека учителя физической культуры. – Москва. «Владос», 2006.
  4. 3. Настольная книга учителя физической культуры: Спра.-метод.пособие. Сост. Б.И.Мишин. М., 2003.
  5. Игры на воздухе.Сост. Т.Барышникова, СПб., 1998.
  6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе: пособие для учителей. М., 1993.
  7. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Ярославль, 1998.
  8. Физическая культура. 1-2 классы:  учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений / Т.В. Петрова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  9. Физическая культура. 2-4 классы: уроки двигательной активности / авт.-сост. Е.М.Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...