Статья для конференции по ГТО
статья по физкультуре

Перспективы вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в спортивную деятельность методами моделирования учебно-тренировочных занятий, соревнований и изменений в системе подготовки квалифицированных кадров на примере баскетбола и юни-файд баскетбола

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konf._gto.docx90.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ

С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ  УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ, СОРЕВНОВАНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА И ЮНИ-ФАЙД БАСКЕТБОЛА

Россадюк Велевмир Сергеевич

Учитель
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье обосновывается роль адаптивной  физической культуры  в становлении личности молодежи с интеллектуальными отклонениями на примере учебно-тренировочного и соревновательного процесса в баскетболе и в юнифайд баскетболе с применением моделирования и элементов искусственного интеллекта в этих процессах, а также рассматриваются перспективы вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в спортивную деятельность.

Ключевые слова: становление личности, математические имитационные модели, искусственный интеллект, процесс управления, средства управления тренировочным процессом; спорт лиц с интеллектуальными нарушениями как вид спортивной деятельности, как вид дополнительного образования.

Abstract

In the article the development of the mathematical simulation models of sportsmen’ organism are shown, also we will show their application with the instruction in theory of physical training in the course of pedagogical process in the institutes of physical culture which can make possible increasing the level of scientific discipline and the quality of training specialists.

Keywords: mathematical simulation models, process of management, means of control of training process.

В настоящее время все больше внимания уделяется детям, подросткам и молодым людям с отклонениями в развитии (интеллектуальном, физическом, психическом). Государство выделяет большие средства на адаптацию этой категории молодежи. Очень важна для них социализация в обществе, так как в 18 лет их выпускают во взрослую жизнь из интернатов, коррекционных школ и от нас, педагогов, работающих  в этой сфере образования, очень многое зависит. Такие дети учатся и в обычных школах. С ними работают

логопеды, психологи, мед. персонал, учителя-дефектологи,  специалисты адаптивной физической культуры. Мой опыт работы в коррекционных школах и с лицами с интеллектуальными отклонениями в Специальном Олимпийском Комитете в должности старшего тренера по баскетболу более 10 лет позволяет говорить о невысоком уровне преподавания адаптивной физической культуры в коррекционных школах по разделу «баскетбол»,  зачастую там отсутствуют квалифицированные специалисты; так как дети требуют индивидуального подхода на занятиях, занимающихся необходимо постоянно мотивировать, больше хвалить, показывать чего они достигли, вовлекать в соревновательную деятельность, работать в самом тесном контакте с родителями, такие дети часто забывают когда у них занятия.

             Во время тренировочного процесса часто возникают конфликтные ситуации между учениками: это требует от педагога сиюминутного правильного реагирования для урегулирования межличностных отношений. Поэтому педагогу необходимо быть терпеливым, спокойным, справедливым, понимающим, умеющим восстановить рабочую обстановку на баскетбольной площадке. Некоторые мои воспитанники уже вступили во взрослую жизнь, прошла агрессия, получены профессии, они уже работают и с удовольствием продолжают тренироваться, а некоторые достигают высоких результатов, выступая на городских, всероссийских, европейских  и мировых соревнованиях: чемпионы Европы  специальной олимпиады по баскетболу 14-21. 05. 2016г. Стамбул Турция: серебряные призеры  Всероссийской спартакиады специальной олимпиады России по юнифайд баскетболу г. Йошкар-Ола 26-30. 09. 2017г., чемпионы Всероссийской специальной олимпиады по юнифайд баскетболу г. Санкт-Петербург 18-21. 11. 2018г.; бронзовые призеры Всемирных летних Специальных Олимпийских игр по юнифайд баскетболу 12-21. 03. 2019г. в ОАЭ  г. Абу-Даби.

      Значительная роль в организации учебного и соревновательного процесса принадлежит Специальному Олимпийскому Комитету Санкт-Петербурга: предоставлении зала для тренировок сборной, финансирование выездов на соревнования, экипировка спортивной формой команды, а также обеспечение соревнований кубками, медалями, грамотами. В Санкт-Петербурге создана система совместных тренировок атлетов (лиц с нарушениями) и партнеров (без нарушений – здоровых) для выступления в соревнованиях по юнифайд баскетболу.  Задача юнифайд баскетбола помочь атлетам в кротчайшие сроки овладеть основами техники, тактики, игровым действиям баскетбола во взаимодействии с партнерами. На площадке установлено правилами юнифайд баскетбола: играют три атлета и два партнера.  Главной трудностью этого процесса является создание сплоченного коллектива как единого целого. Партнеры вместе с тренером-преподавателем кропотливо формируют это взаимодействие. На основе рабочей программы для каждого игрока сборной разрабатываются модельные характеристики.

 На основе модельных характеристик устанавливаются нормативные требования к основным компонентам спортивного мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовленности на определенном промежутке времени и степень готовности на момент главных соревнований. В модельных характеристиках уровня подготовленности выражены специфические особенности баскетбола, компоненты структуры состязательной деятельности и факторы, которые предопределяют ее эффективность [1].

Но каждый ли педагог (тренер) может создать это на своих занятиях? Нет, поэтому необходимо для выполнения этой задачи и для более детального изучения элементов техники и тактики баскетбола разработать специализированные курсы повышения квалификации для преподавателей адаптивной физической культуры по системе « ЛИН – баскетбол и юнифайд-баскетбол». Наиболее перспективно было бы создание в спортивных  и педагогических колледжах, а также в ВУЗах где готовятся специалисты по адаптивной физической культуре открыть спортивные отделения по подготовке тренеров-преподавателей (учителей) для ЛИН по видам спортивных игр: для начала футбол, баскетбол, юнифайд-баскетбол, волейбол. Тогда студенты проходили бы практику в коррекционных учебных заведениях, а выпускники конкретно обладая объемом знаний и умений готовили  команды  для участия в соревнованиях высокого уровня.

При обосновании решений бессмысленно учитывать все множество показателей, это сделало бы задачу трудноразрешимой (или неразрешимой в отведенное время). Поэтому из общей совокупности показателей эффективности выбирают наиболее важные и на их основе формируют критерии. Остальные показатели относят к «ограничениям» [2].

Из определения критерия следует, что он не существует отдельно от цели, следовательно, дерево целей образует дерево критериев (показатель эффективности). Это утверждение иллюстрируется рис.1. 

Не всякий показатель может быть принят в качестве критерия, а только тот из них, который удовлетворяет требованиям, предъявляемым к критерию.

Рассмотрим правила формирования критериев и использования их для выбора рационального решения. Обратимся к рис.3.1.

Рис.1. Выбор показателей сравнения и критериев эффективности вариантов решения

Построение критерия может осуществляться тремя вариантами:

Один из показателей (например, время тренировочного периода). Он принимается в качестве критерия (такой критерий называют простым).

Критерий формируется из двух и более показателей путем свертки их в составной критерий. Последний, как правило, имеет вид функции, где относительная важность показателей не отражена. Примером такого критерия является темп тренировки (V), представляющий собой отношение объема тренировок (Q) к времени их выполнения (Т):

Если имеется п частных критериев Кi,  относительная важность которых непостоянная, используют обобщенный критерий  К0, рассчитываемый по формуле

,

Где  - вес каждого i-го критерия Ki.

В формировании обобщенного критерия возникают две трудности:

- определение показателей ;

- преодоление «проблемы размерности» частных критериев Кi, так как они имеют разные единицы измерения (м3, ч, т и т. п.).

Определение важности критериев () может быть осуществлено методом  экспертного опроса или методом относительных предпочтений. Экспертный метод широко освещен в литературе, но он является весьма трудоемким. Поэтому мы рассмотрим второй метод, сущность которого сводится к следующему.

Относительная важность Ki записывается в виде отношения порядка лицом, принимающим решения (например, К12З4 означает, что К1 важнее К2; К2 равносильно Кз; Кз важнее К4). 

Если К1 важнее К2 (К12), то К1 имеет коэффициент важности β12 = 2.

Если К1 равноценен К2 (K1=K2), ему присваивается β12 = 1. Если К1 менее важен, чем К2 (К12), то β12 = 0.

Для определения  строится оценочная матрица, в которой выбранные частные критерии Кi размещаются по строкам и столбцам (табл.1.).

Таблица 1.

Фактические значения показателей сравнения

Критерии

К,

К2

· ..

Кn

)

К1

β12

· ..

β1n

)

К2

β21

β2n

)

...

. . .

. . .

· ..

. . .

. ..

. ..

I

"

Кn

βn1

βn2

· ..

)

I

В каждой клетке на пересечении строки и столбца проставляются значения βij, соответствующие порядку предпочтения  критерия строки над критерием столбца. В итоге по строке можно получить сумму коэффициентов важности для Kj. Обозначим ее через

Получив аналогичные суммы для всех строк (т, е. для всех Ki) и просуммировав их по столбцу () получим

                                    (1)

Весовые коэффициенты  определяются из соотношения

При этом должно наблюдаться условие .

Чтобы решить «проблему размерности», в формулу К0 включают не абсолютные значения Kj, а их нормированные значения , рассчитываемые по формуле , где -  предельное (директивное) или нормативное значение критерия.

При известных весовых коэффициентах  и нормированных значениях  можно рассчитать обобщенный критерий К0 и с его помощью выбрать лучший вариант решения, удовлетворяющий условию.

                     (2)

В практике часто встречаются ситуации, когда оптимальное решение соответствует минимуму значений одних критериев (время, затраты и др) и максимуму значений других (темп тренировок, результативность бросков со средней, близкой  и дальней дистанции и т. п.).

Обозначив первую группу частных критериев через Kj (i = 1, 2, ..., m), а вторую группу через Kj (j = 1, 2, ..., l), можно привести зависимость (2) к более универсальному виду:

                      (3)

         

Может применяться другой вид обобщенного критерия:

              (4)

Формула (3) более удобна при >0,5, а формула (4) при <0,5. При , близких к единице, одинаково удобны обе зависимости.

Последовательность выбора лучшего из множества вариантов решения показана на рис.1 (нижняя половина рисунка).

Мы рассмотрели один из методов многокритериальной оценки решений. В литературе он известен еще как метод «взвешенной суммы оценок критериев».

Метод относительных предпочтений является наиболее доступным, менее трудоемким и обеспечивающий точность, близкую к точности других методов. Поэтому он рекомендуется для практических расчетов.

Из вышеизложенного становится понятным, насколько возрастает в современных условиях роль личности тренера, личности атлета, партнера и их плодотворного взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности в учебно-тренировочном моделируемом процессе. Исследование этих отношений, педагогических и психологических особенностей их активного многолетнего формирования на основе уже имеющихся результатов использования подхода к организации  процесса спортивного  моделирования  представляется ныне весьма актуальным и перспективным направлением научного поиска путей обновления теории и технологий спортивной подготовки атлетов высокого класса.

Подводя итог рассмотрению некоторых направлений научного обоснования перспектив повышения эффективности спортивной подготовки, сформулируем методологические положения, которые при определенных условиях могут стать полезными для их планирования, организации и научно-технологического развертывания:

            Роль адаптивной физической культуры в становлении личности  молодежи на примере баскетбола и юнифайд баскетбола в общей системе воспитания и обучения приобретает  все более весомый вклад   для лиц с интеллектуальными отклонениями и является основной силой для социализации данной категории в обществе.

              Целью исследования путей обновления теории и методики подготовки спортсменов высокого класса является создание новой системы научных представлений о путях совершенствования технологий спортивной подготовки, в наибольшей степени согласующихся с известными, и активно ассимилирующих вновь выявленные закономерности сбалансированного двигательного, морфо-функционального, психологического и интеллектуального развития атлета и представляющих новые возможности.

        Будущих педагогов дополнительного образования по адаптивной физической культуре необходимо глубоко знакомить  с совокупностью моделей, которые характеризуют объективно протекающие адаптивные реакции. Можно выделить: 1) модели возрастных изменений функционального состояния нервно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, спортивного мастерства; 2) модели тренирующих воздействий на занятиях и микроциклах учебно-тренировочного процесса спорстменов-баскетболистов; 3) модели процесса обучения и тренировки спортсменов-игровиков. Модели процесса подготовки объединены между собой в целостную систему;

С вопросом при построении модели различных составляющих процесса подготовки спортсменов-баскетболистов с интеллектуальными отклонениями определения информативности признаков, выбранных для оценки эффективности тренировочных занятий;

С выбором структуры модели, которая зависит от полноты экспериментальных данных, от математического критерия близости модели к экспериментальным точкам, от цели и задачи моделирования, от степени отражения свойство моделируемой системы. В зависимости от полученной информации педагог выбирает тот или иной метод планирования и реализуется соответствующий план для получения наиболее оптимальной модели.

Анализ моделей процесса подготовки дает возможность для получения информации о рациональном построении обучения и тренировки спортсменов-баскетболистов с интеллектуальными отклонениями.

 Игра в баскетбол затрагивает значительную сферу психологического и физического развития человека, обладает социализирующим действием.

     Тем сильнее роль, если речь идет о человеке с ограниченными возможностями. Анализ современных методов литературы и подходов к проведению спортивных занятий обучающимися с умственной отсталостью (школ  VIII-го вида) показал неоднозначный подход к использованию методик развития координационных способностей у данного контингента. По рекомендациям специалистов в области физической культуры наиболее приемлемым возрастом для занятий баскетболом является 10 лет, то есть с 3-го класса, мы же рекомендуем с первого класса, с 7-8-ми лет. Но для этого мы используем  навесные баскетбольные щиты и мячи для начинающих №3. В занятиях с младшей возрастной группой мы планируем больше времени уделять подвижным играм для развития координационных способностей.

Строгое дозирование физических нагрузок, постепенное увеличение координационных упражнений в процессе тренировки, целостность двигательных действий приводит к результатам.

Необходимо применять повторный метод обучения до полного усвоения.        Так как у данной категории спортсменов условно-рефлекторные связи слабо развиты, чаще испытывать ролевые функции на площадке.

Этапы спортивной подготовки, задачи каждого этапа, соотношение объема тренировок процесса спортивной подготовки, структура годичного цикла подготовки, требования к методики тренировки по баскетболу с лицами с интеллектуальными отклонениями., примерные сенситивные периоды развития двигательных качеств, техническая подготовка. Одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности является комплектование групп. Группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям баскетболом детей, подростков, юношей и девушек, а также спортсменов, перешедших из других видов спорта и проявивших способности к баскетболу и отвечающих требованиям по спортивной и физической подготовке. Баскетбол является эффективным средством физического воспитания. Занятия баскетболом способствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы организма, укрепляя и повышая уровень их функционирования , обеспечивают эффективное  развитие физических качеств (силовых, скоростных, выносливости, ловкости, гибкости) и формирования двигательных навыков. Выполнение большого объёма сложно координационных двигательных навыков. Выполнение большого объёма сложно координационных технико-тактических действий, высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие физические и психические нагрузки. Постоянное изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, обострённого внимания, умения быстро оценивать обстановку и принять рациональное решение. Это составляющая игровой деятельности способствует воспитанию координационных качеств, распределённого внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки. Для соревновательной деятельности характерен высокий дух соперничества. Стремления обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности, силе, точности и других действиях, направленных на достижении победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы. Все это поможет преподавателям дополнительного образования и сможет быть рецептом этой сложной работы, будет повышение уровня подготовки занимающихся баскетболом среди ЛИН, способствует успешной сдачи нормативов « ГТО », повышению интеллекта,  здоровья, происходит социализация лиц с интеллектуальными отклонениями, приток молодых людей, способных создать здоровую семью, овладение навыками и правилами поведения в коллективе, уменьшение числа право нарушений и употребление наркотических средств.

      Все выше сказанное готовит молодежь к трудовой деятельности  и защите Отечества.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации от 12 мая 2014 года.
  2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 01 ноября 2016 №1154 «Об утверждении правил вида спорта «спорт лиц с интеллектуальными нарушениями».
  3. Федеральный стандарт Спортивной подготовки по виду спорта спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.
  4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской федерации».
  5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  6. Грецов А.Г. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами: методические рекомендации / Под ред. О.М. Шелкова.- Издан. 2-е,перераб.-СПб:ФГБУ СПбНИИФК,2013.-50с.
  7. Евсеев С.П., Т.И. Ольховая, О.С. Возняк, С.А. Воробьёв, А.В. Суконкин, GEOFF SMEDLEY, Е.С. Набойченко, В.И. Лупандин, О.Я. Бойко, Е.Н. Каленик, Б.И. Туйчиев, И.Б. Лызлова, П.К. Зайфиди, А.В. Хлопина Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями. Состояние и перспективы развития (нормативные, правовые, программно-методические материалы) / Справочное издание. Москва: ЛодоЛ,2014-106 с.
  8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Бейниш Хаймович Ланда. - Москва: Сов. Спорт, 2004.-192с.
  9. Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Галина Александровна Макарова.- Москва: Советский спорт,2003-480с.
  10. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры / М.В. Прохорова – Москва: Путь, 2006.-288с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для конференции "Олимпиады: для школьников или абитуриентов?"

Олимпиадное движение – важнейшая составляющая образовательного процесса. В этот процесс вовлечены множество детей и взрослых: учителей, родителей, студентов, преподавателей. В олимпиадах заложен больш...

"Воспитание в духе толерантности"(статья для конференции)

Работа с воспитанниками по программе "Толерантность"...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка

Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....

статья для конференции

Организация благотворительной помощи на Дону солдатам в годы Первой мировой войны...